12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Елена Алексеевна283
Россия, Ханты-Мансийский АО, Унъюган
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
0

Как живёт луг. Разнообразие лугов.



Тема: Как живёт луг. Разнообразие лугов.



Цели:

Формировать представления о луге, как природном сообществе.

Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения и животные.

Познакомить с правилами поведения на лугу и прививать умения их выполнять.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.



Оборудование: Учебники, карточки с заданиями, презентация «Power Point», компьютеры для выполнения теста.



































Организационный момент.

Актуализация знаний.

На протяжении многих уроков мы изучали с вами природные зоны и природные сообщества. Помогите мне распределить данные слова по группам. Дети читают слова по порядку и называют, к какой группе они относятся.

(Тундра, болото, море, пустыня, озеро, степь, луг). Слайд №1 (таблица)

Природные зоны (территории, которые отличаются климатическими условиями и имеющие различные природн. сообщества).

Природные сообщества (участок суши или водоёма с определёнными животными и растениями).

- Какое природное сообщество мы ещё не изучили? Почему вы решили, что это природное сообщество, а не природная зона? (Если дети не дадут ответа, значит, ответ получим в ходе урока). - Как вы себе представляете луга? Какую природную зону они напоминают?

Сообщение и изучение темы урока. Слайд №2 (тема)

1. Сегодня мы познакомимся с разнообразием лугов, их растительным и животным миром, узнаем, какие связи существуют между ними, как луга использует человек. Обсудим проблемы сохранения, охраны, бережного отношения и необходимости лугов и его обитателей в природе.

В ходе урока вы будете активными мне помощниками, сами будете знакомиться с новой темой и учить друг друга. Работать будем в группах.

«Зоологи» - будут исследовать животный мир луга.

«Ботаники» - изучат растительный мир луга.

«Экологи – социологи» - расскажут об использовании лугов человеком. Вместе с ними постараемся решить проблемы охраны данного природного сообщества.

Сначала группа эрудитов – географов познакомит нас, что такое луга, где они встречаются и на какие виды делятся. А все остальные готовят ответы на эти ( ?) с помощью карточек.

2. Сообщения. 1 сообщение.

Луга встречаются во всех природных зонах и в горах. В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют — лужайками, большие— лугами. Луга – это безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью. В лесах луга встречаются на лесных полянах и опушках, по краям болот и на вырубках. В степях деревья не растут из – за недостатка влаги, а на лугах проросткам деревьев и кустарников не даёт развиться сплошной травяной покров. Поэтому луга могут сохраняться и среди лесов. По месторасположению луга бывают: материковые (на равнине), пойменные (вдоль рек, озёр), горные. В нашем округе распространены луга вдоль рек и на лесных опушках. По составу трав луга встречаются: осоковые, разнотравные, злаково-разнотравные и др.

2 сообщение.

Луга могут покрывать склоны и дно оврагов. Часто они расположены по берегам рек, озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно пышные и быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. При подъёме в горы формируются альпийские и субальпийские луга. Верхний слой луговой почвы называют дёрном. Он богат перегноем, быстро впитывает и потом сохраняет влагу дождей и рос. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.



3. Словарная работа. (Карточки заполнить по ходу рассказа- соединить слова и предложения стрелками).

Луга – участки земли, покрытые травянистой растительностью.

Дёрн - верхний плодородный слой почвы.

Заливные луга - расположены по берегам рек и озёр, которые заливаются весенними водами.

(?) - В каких природных зонах встречаются луга? - В каких местах степи, леса или гор формируются луга? (В увлажнённых местах: на опушках леса, лесных полянах, по краям болот, на дне о врагов, вдоль рек и озёр, на склонах гор). – Какие виды лугов вы

запомнили? (Материковые луга – расположенные на равнине, пойменные луга - расположены вдоль речных долин, горные луга – расположены в горах).

- Что необходимо для пышности, густоты луговых трав? ( Влага, перегной).

4. Работа в группах.

1группа - читает текст на с.32, записывает в тетрадь названия растений + карточки с растениями.

2 - читает текст на с.32, записывает в тетрадь названия животных луга.

3- читает на с.33 1, 2 абзацы, записывает, как человек использует луга. (Пасут дом. жив., заготавливают сено, ухаживают за лугами: выравнивают, удаляют камни, орошают водой, подсевают кормовые травы, уничтожают сорняки. Пчеловоды получают мёд).

5. Отчёт групп.

а) Отчёт ботаников.

б) Сообщения.

? – Какое значение имеют растения для жителей луга? ( Как они помогают животным луга, чем для них являются)?

1сообщение: Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

Белый клевер не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, всегда много пчел. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет белый клевер, меньше косят сена. Мышиный горошек — это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. Цветы у мышиного горошка синие или фиолетовые. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

2 сообщение. На лугу много цветущих растений к ним относятся и одуванчики. Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по - разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички.

Еще один красивый цветок растет на наших лугах — это купальница.

Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. В Сибири же растет другая купальница — (жарки). Цветы у жарков не желтые, а оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много- много ярких огоньков. В ненастную погоду мелкие насекомые укрываются внутри цветка. Собирая пыльцу и нектар, пчелы и шмели раздвигают лепестки и проникают внутрь цветка. Купальницу еще называют золотой розой. Это растение занесено в Красную книгу.

Вывод: – Какое значение имеют растения для жителей луга? ( Как они помогают животным луга, чем для них являются)? Ответы детей: Растения для животных луга являются кормом, домом и укрытием.

- Как одним словом назовём растения, которые живут на лугу? (Травянистые).

в) Беседа. Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Они невысокие.

-Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.)

-Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь. (Звучит запись голосов животных луга.)

-Кого вы услышали? (Ответы детей.)

-Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их.

г) Отчёт зоологов (Дети зачитывают названия животных луга). Докажите словами учебника, что растения укрывают животных от врагов. ( С.32 2 абзац, последние 2 предложения).

д) Сообщения: 1. На лугу живут божьи коровки. Они бывают красными с черными точками, желтыми с черными пятнами, желтыми с белыми пятнышками и даже совсем черные. Но почти все они поедают тлей. Бывали случаи, когда божьи коровки целые сады спасали от нашествия тлей! За это им очень благодарны люди. А кто из вас знает, почему божью коровку не клюют птицы?

На лугу живут очень интересные насекомые-санитары: жуки-навозники и жуки-могильщики. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения.

Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу?

2. Перепел — Летать перепел не любит. Собирает на земле опавшие семена, насекомых тоже не пропускает, охотно купается в пыли. Когда придет пора строить гнездо, выкопает перепелка неглубокую ямку, натаскает туда травинок — вот и все гнездо.

Коростель — питается он разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склевывает молодые проростки трав. Гнездо прячет в густой траве.

Трясогузка — сверху она серая, брюшко белое, а на груди будто черный фартук. На зиму улетает она на юг, а весной возвращается одной из первых к ледоходу.

3. Крот всю жизнь проводит под землей, он редко выходит на поверхность. Все в нем приспособлено для подземной жизни: гладкий, короткий мех, передние лапы — настоящие лопаты. Крот делает подземные ходы двух видов: гнездовые, в которых он отдыхает, и кормовые. Чуткое обоняние указывает кроту, в каком направлении копать, чтобы добраться до дождевого червя, гусениц и куколок бабочки и другого корма. Порой охотится крот и на земле, шаря носом по опавшим листьям и мху. У крота много врагов: лесная куница, сова, лисица и другие. Крот приносит большую пользу, поедая вредных насекомых в почве. Роя землю, он способствует ее увлажнению. Но всё же крот причиняет и вред: повреждает корневую систему растений, поедает дождевых червей”.

-Как приспособлен крот для подземной жизни?

-Какой он приносит вред, а какую пользу?

Вывод: Видите, какие разнообразные живые существа живут на лугу. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы. Благодаря разрушителям поддерживается высокое плодородие луговых почв. Растения в благодарность кормят их и укрывают от врагов.

- Можно сказать, что жители луга связаны между собой, живут сообща? - Как поэтому можно назвать луг? (Природное сообщество).

е) Составление пищевых цепочек. Работа в тетради №2 с.10. Соединить стрелками.

ё) Физкультминутка.

Бабочка вспорхнула,

Крыльями взмахнула.

Тут кузнечик скок-скок,

Пчёлка перелетает

С цветка на цветок,

Трясогузка хвостиком трясёт,

Перепел из земли червячка достаёт,

Дружно все вздохнули,

Мы немного отдохнули.

Мы пришли к выводу, что луг необходим для жизни растений и животных его населяющих и даже для некоторых животных леса и степи. Как вы считаете, а люди пользуются дарами луга? - Сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека

ж) Отчёт экологов – социологов о деятельности людей на лугах. Дети зачитывают результаты исследований. (Люди на лугах пасут домашних животных, заготавливают сено, получают мёд, удаляют с поверхности камни, срезают кочки, выравнивают рытвины, выкорчёвывают кустарники, орошают водой, подсевают кормовые травы, уничтожают сорные и ядовитые растения).

з) Сообщение: Ядовитые растения.

Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной.

-Как вы думаете, почему?

На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, хвощ, вех ядовитый.

На весеннем лугу растет много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.

За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит — попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и название лютик обозначает жестокий.

и) Беседа. - Почему люди борются с ядовитыми и сорными растениями на лугу? ( Чтобы не отравились животные, чтобы молоко было вкуснее, так от полыни оно может быть горьким Ядовитые и вредные растения, нередко в обилии произрастающие на природных сенокосах и пастбищах, вызывая отравления и гибель животных, наносят большой ущерб животноводству и в особенности овцеводству).

- Как вы думаете, когда животные пасутся на лугу, они наносят вред растениям и животным луга, если «да», то, как с этим бороться? (Да, т.к. вытаптывают ценные кормовые растения, полезных жуков, разрушают гнёзда птиц. Менять пастбища).

- А пользу они приносят? (Удобряют почву).

Жизнь людей, каких профессий связана с лугами? Объясните, как? (Животноводы, пчеловоды, фармацевты – заготавливают лекарственные травы, делают лекарства; врачи – лечат, с помощью лекарственных трав; учёные, экологи – заботятся об охране и сохранении лугов).

Вывод: Мы пришли к выводу, что луг необходим для жизни животных и растений, приносит пользу человеку. Мы ещё не сказали, чем радует луг всех людей на Земле? (Своей красотой, музыкой – пение птиц, жужжание и т.д.). Можем мы сказать, что никто и ничто не может уничтожить луг…

-Так ли это? Кто может уничтожить луг? (Человек.)

Много богатых лугов по берегам крупных рек России было уничтожено после возведения на реках плотин для гидроэлектростанций. Запруженные воды поднялись, и под водой оказались не только прибрежные луга и леса, но деревни и сёла. Такая же проблема стоит сейчас перед жителями Якутии, так как решается вопрос о возведении гидроэлектростанции на одной из рек, чтобы снабдить регион водой, но тогда будут уничтожены родовые угодья местного населения, пастбища для скота. Учёные и правительство вместе с местным населением просчитывают все плюсы и минусы данного мероприятия. Кто победит, покажет время.

-Итак, как же человек должен вести себя на лугу, чтобы не навредить природе?

-Какие вы знаете правила? Напишите их в своих карточках.

6. Работа с карточками. (Дети получают индивидуальные карты и записывают недостающие слова).

1) Не рвите охапками цветы. От красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетиков». Выросший на лугу цветок находится здесь « у себя дома». Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

2) Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.

3) Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.

4) Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5) Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

6) Не убивай змей, даже ядовитых. Все они нужны в природе. А из их яда человек получает ценнейшее лекарство.

7) Не разоряй птичьи гнёзда.

- Зачитайте правила. Пусть эти правила станут нашими традициями и привычками подобными привычке чистить зубы по утрам или говорить «спасибо».

Итог. Мы изучили ещё одно природное сообщество, которое называется…. Узнали о жизни … и … в нём, о существующих между ними …, об использовании лугов ….

И ещё. Мы говорили об уничтожении лугов человеком, но они могут исчезнуть и по законам природы. Благодаря разрушителям луговые почвы очень плодородны, а если почва влажная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появятся всходы кустарников и деревьев. Своими кронами подросшие деревца будут затенять луговые растения. Луг будет сменяться лесом. А сейчас проверим, как вы усвоили новый материал и проведём небольшой тест.

Тест.

Д/з. С. 34. Отвечать на вопросы. Подготовить сообщения о луговых растениях « Я ромашка,…, занесённых в Красную книгу Х.- М. округа.

-Вы довольны работой на уроке? С каким настроением уходите с него?















Индивидуальная карта.

1. Не рвите охапками __________. От красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетиков». Выросший на лугу цветок находится здесь « у себя дома». Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

2. Не ловите ____________ и не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт ___________ - не _______ плодов и семян.

3. Не ______________ гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят.

4. Не _____________ на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих _________, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5. ___________ относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они _____________ экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и __________ множество растений.

6. Не ______________ змей, даже ядовитых. Все они нужны в природе. А из их яда человек получает ценнейшее лекарство.

7) Не _________________птичьи гнёзда.



(Бабочки, цветы, не будет, опыление, не поджигайте, бережно, не уничтожайте, поддерживают, погубят, не разоряй, не убивай).



Луга – расположены по берегам рек и озёр,

которые заливаются весенними водами.


Дёрн - участки земли, покрытые

травянистой растительностью.


Заливные луга - верхний плодородный слой почвы.







Луга – расположены по берегам рек и озёр,

которые заливаются весенними водами.


Дёрн - участки земли, покрытые

травянистой растительностью.


Заливные луга - верхний плодородный слой почвы.









Луга – расположены по берегам рек и озёр,

которые заливаются весенними водами.


Дёрн - участки земли, покрытые

травянистой растительностью.


Заливные луга - верхний плодородный слой почвы.



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.