12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мерсияпова Лилия Илдусовна49

Разработка урока по окружающему миру по теме: «Экологическая безопасность».

 

Мерсияпова Лилия Илдусовна

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

 

город Бугульма Республика Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет: окружающий мир

УМК: «Школа России»

Класс: 3

Тема: Экологическая безопасность.

Цели:

1. Познакомить детей терминами «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; доказать детям что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье;

2. Выполнять правила личной экологической безопасности; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты

Предметные: научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой и деятельностью человека; моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Познавательных УУД: содействовать развитию у школьников умений выделять главное в тексте, анализировать текст; создать условия для развития умения формулировать и решать проблемы, предлагая разные пути их решения.

Регулятивных УУД: обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность; создавать у школьников умение работать во времени; содействовать умению осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитию у школьников монологической и диалогической речи.

Личностных УУД: формировать ценностное отношение учащихся к окружающей природе; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Оборудование: учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, компьютер, медиапроектор, магнитофон с записью “Голоса природы”, презентация, видеоклип.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Ход урока

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

1.Организация начала урока.

Проверка готовности учащихся к сотрудничеству

Организация внимания и внутренней готовности…

Умение организоваться

словесный

фронтальная

 

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность ученика

 

Приветствует обучающихся, проверяет готовность.

-Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите друг на друга , улыбнитесь.

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность.

(Личностные УУД.)

 

 

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

2.Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

Выявить уровень усвоения знаний о молниях, змеях, собаках и прочем.

Правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

На практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека.

словесный

 

фронтальная

индивидуальная

 

 

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность ученика

 

 

Организует диалог с учащимися

1. Фронтальный опрос:

- Как уберечься от удара молнии?

- как избежать отравления растениями и грибами?

- Как избежать укуса змеи?

- Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

2. Сообщения о ядовитых растениях и грибах.

Ответы детей.

(Познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

Сообщения.

 

 

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

3.Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

 

Объекты живой и неживой природы; окружающая среда, экология.

Правильно соотносить объекты живой и неживой природы.

словесный

наглядный

 

фронтальная

 

Деятельность учителя

 

Содержание учебного материала

Деятельность ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит инструктаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует подводящий диалог

 

- «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля.

- Давайте полюбуемся природой нашего края.

- Благословенна природа нашего края! Задумчивая тишина и дыхание леса, прохлада родников и теплый запах поспевающих хлебов, добрый мир зверей и веселое разнотравье лугов – все это наполняет нашу жизнь. Оказавшись в лесу, с его загадочностью и величавостью, погружаешься в сказочный мир, где каждая веточка, дерево, кустик или даже трухлявый пень – живые. На берегу речки или водоема, оглушенная птичьим гомоном или убаюканная шелестом трав, ощущаешь полный покой, забывая про суету городской жизни. А когда выбираешься в поле или на луг, полной грудью вдыхаешь аромат разнотравья и никак не можешь надышаться. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».

- Что подразумевается под всем живым?

- Что необходимо для жизни?

- Как вы понимаете слово «охрана»?

- Без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд

Разгадайте кроссворд:

t1575875984aa.gif

 

 

2

 

 

1

 

 

 

 

 

4

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1575875984ab.gif

1.Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле.

2.Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях.

3.Плодородный слой Земли.

4.Смесь газов.

- Что называется окружающей средой?

- Отчего загрязняется окружающая среда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят клип.

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

(Познавательные УУД)

 

 

 

Работают с информацией, представленной в форме кроссворда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почва, вода, воздух

Ответы детей.

 

 

 

 

Видео клип «Природа моего края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд.

 

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

4. Постановка задач урока

 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Знания

Умения

 

 

 

Понятия: экология, опасность, безопасность

анализировать

словесный

наглядный

 

Фронтальная

 

(Познавательные УУД)

(Коммуникативные УУД)

Деятельность учителя

 

Содержание учебного материала

Деятельность ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

- Что такое экология?

 

 

 

- Что такое « опасность»?

 

 

- Что такое безопасность?

- Какую цель перед собой поставим?

- К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.

- Кто в этом виноват?

- Природа ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите! Давайте сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

- Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность? Что вы знаете об экологической безопасности?

Выступает заранее подготовленный ученик.

- Экология – наука о нашем общем доме.

Угроза чего – нибудь плохого, какого – нибудь несчастья.

 

Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита.

 

 

- В этом виноват человек.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 

 

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

5. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека.

 

Понятия: «экологическая безопасность»,

« цепь загрязнения», «эколог»

 

наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать

Словесный

наглядный

фронтальная

 

(Познавательные УУД)

(Коммуникативные УУД)

(Регулятивные УУД)

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

 

Деятельность ученика

 

 

направляет работу учащихся, делает уточнения при необходимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать работу по учебнику.

 

 

 

- Откройте учебники страницу 30 и прочитайте, что такое экологическая безопасность.

- А что вы ещё хотите узнать об экологической безопасности?

 

 

 

- Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют цепью загрязнения.

- Как происходит загрязнение окружающей среды? Откуда поступают вредные вещества?

 

- Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека.

- Как происходит загрязнение окружающей среды?

 

- В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке.

- Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. Каждому человеку необходимо соблюдать правила экологической безопасности.

- Как вы думаете, чистую ли мы пьём воду? Чистым воздухом ли мы дышим?

 

 

Физминутка.

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Плохо)
- Если мусор уберу, банку закопаю? (Хорошо)
- Если сильно насорю и убрать забуду? (Плохо)

- Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Хорошо)

- Я люблю свою природу, я ей помогаю!

 

Читают

 

Ответы детей:

- Как загрязняется воздух, вода, почва?

- Как защититься от загрязнённой воды, воздуха?

- Как защититься от некачественных продуктов питания?

 

 

 

Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы.

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

Выступают дети.

1.Защита исследования. Как загрязняется воздух?

2. Защита исследования. Какую воду мы пьём? Как загрязняется вода?

 

 

Топают 3 раза ногами

Хлопают 3 раза в ладоши

Топают 3 раза ногами

Хлопают 3 раза в ладоши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды

 

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

(Регулятивные УУД)

(Познавательные УУД)

6.Первичное закрепление изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить знания об экологии,

Важности правил личной экологической безопасности.

Составлять цепь загрязнения, бережно относиться к окружающей среде.

словесный

объяснительно- иллюстративный

наглядный

фронтальная

 

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность ученика

 

 

 

 

Организовать работу в парах

 

Проводит инструктаж, настраивать детей на работу

Оценивает правильность выполнения задания.

Моделирование цепи загрязнения. На доске схема.

1. Какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих случаях?

Работа в тетради на стр.17

2. Работа в парах. Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.

- Составьте схему – аппликацию.

3. Групповая работа. Составление памяток.

- Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

Игра «Дерево идей».

 

Продолжают схему .

 

 

Вырезают детали и составляют схему – аппликацию.

 

Одна группа составляет памятку о воде, вторая – о воздухе, третья – о продуктах.

 

Записывают свои ответы

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Познавательные УУД

7. Контролирущее задание

 

 

Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже знает.

Экологическая безопасность, источники загрязнения окружающей среды, экологические правила.

Выбирать правильные ответы

тестирование

индивидуальная

 

 

Деятельность учителя

Содержание учебного материала.

Деятельность ученика

Используемые цифровые образовательные ресурсы

 

обеспечить

контроль

за выполнением

задания

Тест «Экологическая безопасность».

 

Самопроверка

Выбирают правильные ответы.

 

Сверяют ответы с записями на доске, ставят констатирующие оценки.

 

 

Слайд.

 

Этап учебного заняти

8. Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг.

 

 

 

 

Оценивание.

Цель:

Подвести итог проделанной работы. Соотнесение поставленных с достигнутым результатом.

Знания:

Знать об источниках загрязнения окружающей среды

Умения:

Уметь находить пути защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде

Методы: словесный

 

Формы:

фронтальная

индивидуальная

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Деятельность учителя

Содержание учебного материала.

Деятельность ученика

 

 

- Что нового вы узнали об экологической безопасности?

- С какими новыми терминами и понятиями познакомились?

- Чему мы научились сегодня на уроке?

 

 

- Я сегодня узнал(а):

- Я даже не думал(а):

 

 

 

 

С какими затруднениями встретились на уроке?

 

«Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Дети отвечают на вопросы.

Узнали об экологическом состоянии города.

 

«экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»

 

 

Какая экологическая безопасность нашего города. Нужно соблюдать правила.

Источником загрязнения воздуха в нашем городе является автотранспорт

-Что загрязнённая почва может стать источником загрязнения воздуха;

 

 

Под звуки леса слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

9.Домашнее задание.

 

 

Прочитать по учебнику на стр. 29 – 33.

Выполнить задание в тетради на стр. 18 №3, стр. 20 № 6.

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.