«Какография» на уроках русского языка как эффективный и познавательный метод повторения и закрепления изученного материала

1
0
Материал опубликован 6 August 2018

Доклад «Какография» на уроках русского языка как эффективный и познавательный метод повторения и закрепления изученного материала.

Одной из важнейших задач подготовки учащихся по русскому языку является задача формирования у школьников прочных навыков грамотного письма в частности орфографических и пункционных навыков.

Острая реакция общества на безграмотное письмо вполне объяснима: установлено, что хорошо говорящие, читающие и пишущие школьники, как правило, успешно овладевают всеми учебными дисциплинами.

В современных условиях развития начальной школы, воспитание ученика, который может учиться самостоятельно является важнейшей целью современного образования. Усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться - главное направление новых стандартов. Перед учителем всегда стоит задача, как методически грамотно и правильно выстроить урок, на котором было бы интересно ребёнку.

Работая в начальных классах, я пришла к выводу, что наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на уроках русского языка.

Термин «какография» является антонимом к слову «орфография»; отсюда и название «какографические», т.е. умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.

Применение приёма какографии, во-первых, помогает выработать у учащихся коммуникативный метод, определяющий правописание как «инструмент» речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие; во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил т.к. без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи: в-третьих, даёт возможность в совместной деятельности с учащимися разобрать состав и последовательность операций действия контроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания; в- четвёртых позволяет создать на уроке атмосферу сотрудничества, когда младшие школьники могут поспорить, додуматься до вывода, ответа, а не слепо и доверчиво двигаться за учителем по лабиринту орфографических правил.

К. Д. Ушинский утверждал «Какография, употребляемая вовремя и с уменьем …, занятие весьма полезное; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником». Применения приёма какографии при форми­ровании у младших школьников умения проверять написанный текст нужно знать, что сначала в сознании младшего школьника должен запечатлеться зрительный образ верно написанного слова, а затем, после отработки соответствующего правила, необходимо упражнять учащихся в поиске ошибок на изученное конкретное правило. Совершенно очевидно, что самостоя­тельному корректированию какографиче­ских записей должна предшествовать кол­лективная деятельность учащихся по устранению ошибочных написаний, сопро­вождаемая подробным комментированием выполняемых действий. Сигналом перехода от одной формы работы к другой для учите­ля может служить прочно усвоенный всеми учащимися алгоритм проверки

Какографические упражнения можно давать на любом типе урока:

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Урок рефлексии.

Урок систематизации знаний.

Урок развивающего контроля.

Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы.

Какографические упражнения можно использовать не только на уроке, но и во внеурочное время: конкурсы, викторины, а также такие задания можно давать при выполнении домашней самостоятельной работы. Л. В. Щербы, ко­торый писал: «Учитель должен уметь использо­вать обучение правописанию для создания обост­ренного чутья языка, без чего невозможна грамот­ность в широком смысле слова»

Приложение:

Текст№1.

Ну и динёк! Яркое солнце залевает огромное поле. Лёгкий ветерок валнует поле ржы. В оврашке бежыт говорливый ручеёк.

Текст№2.

Наредила зема сосны и ели в тижёлые меховые шубы. До самых бравей нахлобучила им белоснежные шабки. Надела пуховые варешки .Стоят лисные богатыри чинно и спокойно.

Текст№3.

Мама и галя смотрели на плоты и лотки. Шол дождь на бирегу лежал мяхкий песок. Кругом росли упругие камышы. Галя от счястья прыгала и резвилас.

Текст№4.

Ребята пришли влес. Утропинки мы заметили землянику. Около камней лежыт уж. Вдруг на двинулась тёмная туча. Па лил дождь, за сверкала молния. Мы по бежали дамой.

Текст№5.

Висной пёстрый дятел прилител кберёске. Он пробил в каре дырочьку и стал пит вкустный бирёзовый сок.

Текст№6.

Мы щюрились от ярково солнышка и смотрели внебо. Ввоздухе кружилис птицы. на ветке серени сидели взъерошенные вороби. Ани весело чирикали.

Текст№7.

Лошать бижала рысью погладкой дароге.таня по шла по уской трапинке . тропинка вывила её кпаляне. На поляне росла малинькоя пушыстоя ёлочька.

Текст№8.

Летом мы решыли сездить к бабужке в диревню. Сколко хлапот передотездом! Вот мы уже в поизде. Скоро будет разезд. Бабужка втречяла нас на перроне.

Текст№9

Марос вы тенул влагу из древестных сучев и деревев. кусты апушылись инеем. Лучи сонца асыпали халодным блеском всю месность.

Можно применять различные игры

Игра « Атидиктант»

Цель: выработка «орфографической зоркости»

Задание: Из некоторых слов текста убежала буква «е». Поставь её на своё место.

Лото

В поезде было жарко. Мы охали долго- долго, пока увидели лис и сало. Нас очень ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду, кувыркались на лугу в сани. Потом мы поохали в город.

Лото

/ В поезде было жарко. Мы ехали долго- долго, пока увидели лес и село. Нас очень ждали в селе. Тётя Лена и дядя Сеня были нам рады. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке, ели ватрушки на меду, кувыркались на лугу в сене. Потом мы поехали в город./

Работа в группах.

Вот текст стихотворения Агнии Барто ,записанный по правилам игры «Антидиктант»

Я люблю сваю лашатку,

Пречишу ей шорздку глатка,

Грибижком преглажу хвозьтик

И вирхом паеду ф гозьти.

Учитель медленно диктует маленький текст. Дети записывают его, сделав все возможные орфографические ошибки. Группам предоставляется время для того, чтобы исправить ошибки в тексте и записать этот текст без орфографических ошибок. Затем каждая группа читает свою запись вслух. За каждую правильно исправленную ошибку группе начисляют балл, за каждую лишнюю – балл отнимают

В заключении добавлю, систематическое и осознанное выполнение детьми исправлений чужих ошибок позволяет им корректировать собственные записи, видеть и исправлять свои ошибки , допущенные на изученные раннее орфограммы. Л. В. Щерба писал: «Учитель должен уметь использо­вать обучение правописанию для создания обост­ренного чутья языка, без чего невозможна грамот­ность в широком смысле слова»

Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления и интерес к учению, а в свете ФГОС – формировать УУД.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации