«Какография» на уроках русского языка как эффективный и познавательный метод повторения и закрепления изученного материала
Доклад «Какография» на уроках русского языка как эффективный и познавательный метод повторения и закрепления изученного материала.
Одной из важнейших задач подготовки учащихся по русскому языку является задача формирования у школьников прочных навыков грамотного письма в частности орфографических и пункционных навыков.
Острая реакция общества на безграмотное письмо вполне объяснима: установлено, что хорошо говорящие, читающие и пишущие школьники, как правило, успешно овладевают всеми учебными дисциплинами.
В современных условиях развития начальной школы, воспитание ученика, который может учиться самостоятельно является важнейшей целью современного образования. Усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться - главное направление новых стандартов. Перед учителем всегда стоит задача, как методически грамотно и правильно выстроить урок, на котором было бы интересно ребёнку.
Работая в начальных классах, я пришла к выводу, что наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на уроках русского языка.
Термин «какография» является антонимом к слову «орфография»; отсюда и название «какографические», т.е. умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Применение приёма какографии, во-первых, помогает выработать у учащихся коммуникативный метод, определяющий правописание как «инструмент» речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие; во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил т.к. без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи: в-третьих, даёт возможность в совместной деятельности с учащимися разобрать состав и последовательность операций действия контроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания; в- четвёртых позволяет создать на уроке атмосферу сотрудничества, когда младшие школьники могут поспорить, додуматься до вывода, ответа, а не слепо и доверчиво двигаться за учителем по лабиринту орфографических правил.
К. Д. Ушинский утверждал «Какография, употребляемая вовремя и с уменьем …, занятие весьма полезное; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником». Применения приёма какографии при формировании у младших школьников умения проверять написанный текст нужно знать, что сначала в сознании младшего школьника должен запечатлеться зрительный образ верно написанного слова, а затем, после отработки соответствующего правила, необходимо упражнять учащихся в поиске ошибок на изученное конкретное правило. Совершенно очевидно, что самостоятельному корректированию какографических записей должна предшествовать коллективная деятельность учащихся по устранению ошибочных написаний, сопровождаемая подробным комментированием выполняемых действий. Сигналом перехода от одной формы работы к другой для учителя может служить прочно усвоенный всеми учащимися алгоритм проверки
Какографические упражнения можно давать на любом типе урока:
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Урок рефлексии.
Урок систематизации знаний.
Урок развивающего контроля.
Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы.
Какографические упражнения можно использовать не только на уроке, но и во внеурочное время: конкурсы, викторины, а также такие задания можно давать при выполнении домашней самостоятельной работы. Л. В. Щербы, который писал: «Учитель должен уметь использовать обучение правописанию для создания обостренного чутья языка, без чего невозможна грамотность в широком смысле слова»
Приложение:Текст№1.
Ну и динёк! Яркое солнце залевает огромное поле. Лёгкий ветерок валнует поле ржы. В оврашке бежыт говорливый ручеёк.
Текст№2.
Наредила зема сосны и ели в тижёлые меховые шубы. До самых бравей нахлобучила им белоснежные шабки. Надела пуховые варешки .Стоят лисные богатыри чинно и спокойно.
Текст№3.
Мама и галя смотрели на плоты и лотки. Шол дождь на бирегу лежал мяхкий песок. Кругом росли упругие камышы. Галя от счястья прыгала и резвилас.
Текст№4.
Ребята пришли влес. Утропинки мы заметили землянику. Около камней лежыт уж. Вдруг на двинулась тёмная туча. Па лил дождь, за сверкала молния. Мы по бежали дамой.
Текст№5.
Висной пёстрый дятел прилител кберёске. Он пробил в каре дырочьку и стал пит вкустный бирёзовый сок.
Текст№6.
Мы щюрились от ярково солнышка и смотрели внебо. Ввоздухе кружилис птицы. на ветке серени сидели взъерошенные вороби. Ани весело чирикали.
Текст№7.
Лошать бижала рысью погладкой дароге.таня по шла по уской трапинке . тропинка вывила её кпаляне. На поляне росла малинькоя пушыстоя ёлочька.
Текст№8.
Летом мы решыли сездить к бабужке в диревню. Сколко хлапот передотездом! Вот мы уже в поизде. Скоро будет разезд. Бабужка втречяла нас на перроне.
Текст№9
Марос вы тенул влагу из древестных сучев и деревев. кусты апушылись инеем. Лучи сонца асыпали халодным блеском всю месность.
Можно применять различные игры
Игра « Атидиктант»
Цель: выработка «орфографической зоркости»
Задание: Из некоторых слов текста убежала буква «е». Поставь её на своё место.
Лото
В поезде было жарко. Мы охали долго- долго, пока увидели лис и сало. Нас очень ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду, кувыркались на лугу в сани. Потом мы поохали в город.
Лото
/ В поезде было жарко. Мы ехали долго- долго, пока увидели лес и село. Нас очень ждали в селе. Тётя Лена и дядя Сеня были нам рады. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке, ели ватрушки на меду, кувыркались на лугу в сене. Потом мы поехали в город./
Работа в группах.
Вот текст стихотворения Агнии Барто ,записанный по правилам игры «Антидиктант»
Я люблю сваю лашатку,
Пречишу ей шорздку глатка,
Грибижком преглажу хвозьтик
И вирхом паеду ф гозьти.
Учитель медленно диктует маленький текст. Дети записывают его, сделав все возможные орфографические ошибки. Группам предоставляется время для того, чтобы исправить ошибки в тексте и записать этот текст без орфографических ошибок. Затем каждая группа читает свою запись вслух. За каждую правильно исправленную ошибку группе начисляют балл, за каждую лишнюю – балл отнимают
В заключении добавлю, систематическое и осознанное выполнение детьми исправлений чужих ошибок позволяет им корректировать собственные записи, видеть и исправлять свои ошибки , допущенные на изученные раннее орфограммы. Л. В. Щерба писал: «Учитель должен уметь использовать обучение правописанию для создания обостренного чутья языка, без чего невозможна грамотность в широком смысле слова»
Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления и интерес к учению, а в свете ФГОС – формировать УУД.