Урок русского языка на тему «Повторение и систематизация изученного» (6 класс)
урок 49. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Тип урока: урок рефлексии
Вид урока: комбинированный урок
Цель: Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости, отработать навыки работы с текстом, умения морфолог, синт, словообр.разб.
ход урока
1. орг момент
2. мотивация д-ти
не называя термины...
Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы).
Словообразова́ние (деривация) - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
- форм-ие темы, опред.цели
3. акт-я зн
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Месяцы нужны весне, чтобы пройти поперек российской земли от южного до северного ее края. В з...катный час вышел человек к морю. Сосны на ж...лтых склонах бр...сают длинные тени. (З,С)десь, у песчаной к...сы, которая отделяет Вислинский залив от Балтийского моря, крайний запад рос...ийской земли. Человек у песчаных дюн последний простится с солнцем сегодняшнего дня. День тускнет паруса на рыбацких лодках почернели. И вот уже маяк принимает ночную вахту и указывает дорогу к Калининграду.
А в эти же минуты гасн...т луч маяка у мыса Дежнева на Чукотском полуострове. Там, у восточно края российской земли, ск...листые берега полуострова встр...чают уже утро.
Свыше десяти тысяч километров отделяют маяк на песчаной косе от маяка на ск...листом полуострове, и на всем этом огромном пространстве - Россия.
4. первичное закрепление
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Определите стиль текста и тип речи.
4. Произведите фонетический разбор слова маяк.
5. Определите лексическое значение слов дюна, мыс.
6. Докажите, что слова коса и маяк - многозначные. Составьте с ними такие словосочетания, чтобы данные слова имели различные лексические значения.
7. Выполните морфемный разбор слов закатный, бросают, земли.
8. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
9. подобрать однокор.слова 1 в. земли, 2 в моря
10 определить способ словооб-я: российской, полуостров
5. Физминутка
6. контроль усвоения – образец разбора
7. д.з. 189 (повт правопис.корней с черед)
8. рефлексия
Урок 50. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Тип урока: урок рефлексии
Вид урока: комбинированный урок
Цель: Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости, отработать навыки работы с текстом, умения морфолог, синт, словообр.разб.
ход урока
1. орг момент
2. Проверка д.з
3. Акт-я зн
- Какому виду разбора характерно указание признаков ч.р, н.ф, синт.ф-ция?
- При каком разборе обозн.. производное слово и производящее?
- форм-ие темы, опред.цели
4. акт-я зн
Пр...щальными ра(с; з)катами прогр...мели летние грозы. Ливни прошли на убыль. Но солнце ещё щедро отдаёт своё тепло.
В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разнотравье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с; з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт когда в нём зазв...нят прощальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает солнце, замечаеш... особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. Пол...няли краски летней поры.
Солнце выплывает теперь в глубокой тишине и посеревших от ночной прохлады туманах.
4. первичное закрепление
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Определите стиль текста и тип речи.
4. Выполните фонетический разбор слова ещё.
5. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
6. Выполните морфемный разбор слов прохлада, душистые, припекает.
7. выполнить морф.разбор 1 в: летние, 2 в (томление) земли
10 определить способ словооб-я: перехода, зазвенят
5. Физминутка
6. контроль усвоения – образец разбора
7. д.з. морф разбор в природе
8. рефлексия
Урок 51. КР. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
Тип урока: Урок Контроля знаний и умений
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников
Структура урока развивающего контроля 1. Мотивационный этап. 2. Актуализация знаний - Повторение правописания корней с чередованием
- Синтаксис сложного предложения - правописание: придорожных, пресладких 3. Обобщение видов затруднений. 4. Написание диктанта
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (105 сл.)
Грамматические задания
1) Найдите в тексте сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.
2) Выписать из текста:
I вариант
II вариант
Любое слово с орфограммой «Чередование гласных в корне». Объяснить написание.
Любое слово с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне». Подберите проверочное слово.
3) Выполните морфемный разбор слов:
I вариант Разгорается, подберёзовики
II вариант Дорожкой, пробираюсь
5. Рефлексия деятельности.
Урок 52. КР. Применение знаний в практике правописания. Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием
Тип урока: Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
Форма работы учащихся: инд-ая, групповая .
Цель: выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить изученные орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм.
Планируемые результаты:
Предметные:
научится:
· применять правила правописания;
· проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
получит возможность научиться:
· осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
· подбирать примеры с определенной орфограммой
· предупреждать возможность появления орфографической ошибки;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Метапредметные (УУД)
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Ход урока:
-
- орг момент
- Мотивация д-ти
Мозговой штурм: Составление алгоритма работы над ошибкой:
Дети предлагают порядок расположения действий.
Алгоритм работы над ошибкой:
1: увидеть, найти; 2: распознать;
3: исправить; 4: запомнить.
Дети высказывают свои мнения.
3. Итоги контроля знаний, умений и навыков.
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Работа над ршибками в тетр для к.р.
4. Информация о домашнем задании
Сост сл.дикт из 15 слов на изуч.правила
5. Рефлексия (подведение итогов занятия)