Календарно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста по дополнительному образованию «Эколята – дошколята»
Календарно - тематический план для детей старшего дошкольного возраста
по дополнительному образованию «Эколята – дошколята»
( экологической направленности)
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Козлова В.П.
воспитатель группы,
педагог дополнительного образования
Пошехонье
Пояснительная записка
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Суть нового направления заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма; иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
бережного отношения к природе;
правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
эмоциональной отзывчивости к живой природе;
положительных эстетических ощущений от любования природой;
умений познавать особенности окружающего мира.
Главная задача – формирование у детей осознанно правильного отношения к окружающим их объектам природы.
Следует остановиться на некоторых формах работы с детьми 5—8 лет.
Чтение книги перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин.
Важным делом, в котором участвуют дошкольники на протяжении всего учебного года, является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». Для этого после прочтения каждого рассказа воспитатель печатает его на машинке или ксерокопирует, а дети рисуют иллюстрации к его содержанию. К каждому рассказу может быть приложено несколько рисунков, интересно раскрывающих его содержание. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираются в скоросшиватели, которые оформляются как обложки книг. Чтобы книги получались аккуратными, для рассказов и рисунков следует использовать одинаковую бумагу. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая ребятам понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию включены две акции – предновогодняя «Зеленая елочка – живая иголочка» и «Земля – наш дом», приуроченная ко Дню Земли – 22 апреля. Акции представляют собой комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми.
Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан, прежде всего, с чтением книги «Экология в картинках»: само чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности. Не остается в стороне и физическое развитие: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
Мероприятия с детьми группы проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 мин. Всего
Примерное календарно-тематическое планирование
(возможно внесение дополнений и изменений в план)
Месяц | Тема недели | Мероприятие | Цель |
ОКТЯБРЬ | 1 неделя | Оформление в экологическом стиле уголка природы в группе | Привлечь родителей воспитанников и самих детей к созданию рисунков и работ по экологии о сохранении природы. Совместно с детьми переоформить уголок природы. |
2 неделя | Экскурсия в школьный парк в период золотой осени. | Обогатить представления детей о времени года, о красоте окружающей природы. Вызвать положительный эмоциональный отклик на увиденное. Привлечь к практической деятельности: собрать букет из разноцветных опавших листьев. Подвести к пониманию того, что рвать листья с деревьев совсем необязательно, можно дождаться, когда они сами опадут на землю. Воспитывать доброе отношение к окружающей природе. (Не рвите листья с деревьев, им от этого становится больно). | |
3 неделя | Изготовление поделок из осенних листьев и природного материала. | Развивать фантазию, умение из собранного материала изготавливать поделки, воображение, применять в работе раннее полученные навыки и учиться новым способам изготовления. Воспитывать интерес к практическому применению природных материалов и аккуратности в работе. | |
4 неделя | Экологический праздник | Через развлекательную деятельность показать детям важность того, что природа без нашей заботы погибнет. А если ее не будет, то не будет и нас. Учить устанавливать взаимосвязь с природой в разное время года. Воспитывать желание показать важность заботы о природных объектах в игровой и развлекательной деятельности. | |
НОЯБРЬ | 1 неделя | Опытно – эспериментальная деятельность: «Тепло –холодно, что любят растения». | В процессе практической деятельности подвести детей к пониманию того, что с наступлением холодов все живое замирает, и даже погибает, как например, растения. И если их не укрыть или не перенести в теплое место, то они погибают, замерзают. Воспитывать заботливое отношение к растениям. |
2 неделя | Живая и неживая природа | Уточнить и конкретизировать признаки живых и неживых объектов. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость объектов живой и неживой природы. Воспитывать интерес к познанию и бережное отношение к природе в целом. | |
3 неделя | Изготовление памяток «Берегите природу родную». В виде дерева «Заповеди природы» | Расширить и закрепить с детьми правила поведения в природе в разное время года. Учить переносить эти правила на бумагу, изображая их в рисунках, придумывать символы и схемы вместо правил. Воспитывать заинтересованность в сохранении природных ресурсов и разумное использование их человеком. | |
4 неделя | Красная книга Ярославской области | Познакомить детей с Красной книгой. Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде. Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу. Формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир. Воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле. Разъяснить необходимость создания Красной книги. Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувство милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде. эмоционально-положительного отношения к природе родного края. | |
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | Изготовление кормушек из бросового материала | Познакомить детей с подбором материала для кормушек и изготовлением их самостоятельно. Привить заботу к птицам через практические занятия. |
2 неделя | Игра «Хорошо – плохо» с набором карточек | Учить детей понимать изображенные ситуации и высказывать свое отношение к ним. Оценивать ситуации с точки зрения –хорошо или плохо для природы то, что вы видите. Вспомнить и закрепить правила поведения в природе. Воспитывать эмпатию к природе окружающей. | |
3 неделя | Создание с детьми презентации «Жалобная книга леса» | Познакомить детей с возможностью создания презентации из их материалов. Учить собирать материал из разных источников и воплощать свои идеи в одном месте. Подвести к тому, что лес просит помощи и выявить причины призыва о помощи. Воспитывать бережное и вдумчивое отношение к лесу, к окружающей природе. | |
4 неделя | Изготовление новогодней елочки своими руками из подручных средств. | Показать возможность соблюсти традиции праздника. Но при этом не нанося вред лесу, деревьям. Развивать умение принимать и понимать возможность замены елки для сохранения природных ресурсов. Воспитывать бережнее отношение к лесу. | |
ЯНВАРЬ | 1 неделя | Фотовыставка «Игры и забавы зимой» | Организовать фотовыставку из фотографий детей с родителями, где они семьями проводили выходные на природе. Развивать организаторские способности, умение выбирать наиболее подходящие для фотовыставки фотографии. Воспитывать интерес к прогулкам на природе и соблюдении правил поведения в природе. |
2 неделя | «Планета Земля в опасности!» | Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды, есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. | |
3 неделя | Загадки, пословицы и поговорки о природных явлениях, о живой и неживой природе | Закрепить представления детей о природных явлениях через художественное слово (загадки), формировать интерес к познанию природы. Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | Конкурс рисунка «Все чудесное - вокруг нас» | Учить передавать свои чувства от общения с природой в своих работах и проявлять усердие и талант, имеющиеся навыки для изображения элементов природы. Развивать художественные способности, умение располагать рисунок на всем листе. Отображать сезонные изменения в природе. Воспитывать аккуратность в работах. |
2 неделя | Как увидеть движение воды через корешки? | Доказать на практических примерах, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции; формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к цветам в группе, поливать, когда земля сухая. | |
3 неделя | «Строим экологический город» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимые для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманитарное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | |
4 неделя | Создание экологической сказки | Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных вопросов, совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты. Учить освоению элементарных норм поведения по отношению к природе и передавать их в рассказах. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом. | |
МАРТ | 1 неделя | Профессии людей, связанных с охраной природы | Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности. Воспитывать уважение к нелегкому труду людей, чей труд связан с охраной природного наследия. |
2 неделя | «Маленькие огородники» | Посадка лука, рассады цветов на подоконники. Сформировать первичные представления о выращивании культурных растений из семян в домашних условиях и значимость данного мероприятия для будущего роста и развития растений в природе и для человека. Воспитывать трудолюбие. | |
3 неделя | Изготовление совместно с семьями воспитанников скворечников и развешивание их на деревьях около группы | Познакомить с особенностями материалом изготовления скворечников для жизни скворцов. Показать значимость и важность проделанной работы. Выявить и закрепить позитивные стороны в данной работе, что помогли птицам, они устали с дальней дороги. И они нас порадуют своим пением чуть позже, когда у них выведутся птенчики. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. | |
4 неделя | Выпуск экологической газеты «Природа глазами детей» | Совместно с детьми обобщить и показать свой опыт в общении с природой. Выбрать и опубликовать наиболее интересные и запоминающиеся для них мероприятия, что проходили в течение года. Развивать организаторские способности. Воспитывать коллективизм и умение договариваться. | |
АПРЕЛЬ | 1 неделя | Фольклорно- экологический праздник «День птиц» | Знакомить детей с разнообразным миром птиц. Расширять представления детей о птицах, их важной роли в природе и для человека. Обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц Воспитывать желание беречь природу |
2 неделя | Квест- игра экологической направленности «Спасём природу!» | Закрепить знания детей о растениях и животных; Закрепить знания и навыки поведения в природе; обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды; Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе. Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы, чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. | |
3 неделя | Загрязнение водоемов. | Подвести детей к пониманию того, что нужно заботиться о водоемах и их обитателях в связи с тем, что жить в грязной воде трудно и опасно. Учить рассуждать и обосновывать свои предположения и умозаключения. Развивать мышление, речь, добиваясь понимания того, что человек - главный загрязнитель водоемов. Воспитывать желание не грязнить рядом находящиеся реки и пруды. | |
4 неделя | Что необходимо растениям для роста? | Закрепить представления детей о характерных признаках весны; опытным путем подтвердить условия роста и развития растений. Обобщить и выявить необходимые условия для роста и развития растений. Развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения; умение работать сообща. Воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе. | |
МАЙ | 1 неделя | Акция «Посади дерево или цветок » | Привлечь детей совместно с родителями для высадки и разбивки у группы цветников, некоторых пород деревьев. Развивать желание преобразить территорию, чтоб было еще красивей и ярче. Воспитывать чувство прекрасного. |
2 неделя | Создание и оформление альбома или гербария «Лекарственные растения» | Расширить, систематизировать и обобщить представления детей о природе родного края, о лекарственных растениях, растущих в нашей местности, о многообразии лекарственных трав и их пользе. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней, побуждая детей создать гербарий из лекарственных растений, не губя сами растения (собрать картинки, рисунки), активной жизненной позиции подрастающего поколения. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям | |
3 неделя | Экологическая викторина «Юные знатоки природы». | Закрепить, обобщить и систематизировать ранее полученные представления детей о сохранении нашей природы в первозданном виде. Развивать логическое мышление и умение делать выводы, что человек – главный ответственный за сохранность природы. Воспитывать у детей чувство уважительного и заботливого отношения к природе, ее объектам. Любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата. | |
4 неделя | Поход «Путешествие с эколятами в лес» | Обобщить и систематизировать знания детей о лесе. Формировать умение правильно вести себя в природе, знания детей о том, что костры в лесу разводят только в определенных местах. Учить собирать правильно рюкзак для похода; Развивать умение устанавливать причинно - следственные зависимости и делать простейшие выводы, развивать мышление, воображение и интерес к походу. Развивать наблюдательность, умение определить изменение в природе; Учить оказывать первую медицинскую помощь; Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, бережное отношение к природе |