12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Валентина Козлова18
Ярославская обл.
4

Календарно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста по дополнительному образованию «Эколята – дошколята»

Календарно - тематический план для детей старшего дошкольного возраста

по дополнительному образованию «Эколята – дошколята»

( экологической направленности)


Возраст учащихся: 6-8 лет

Срок реализации: 1 год





Автор – составитель:

Козлова В.П.

воспитатель группы,

педагог дополнительного образования



Пошехонье


Пояснительная записка


Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Суть нового направления заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма; иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

бережного отношения к природе;

правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

эмоциональной отзывчивости к живой природе;

положительных эстетических ощущений от любования природой;

умений познавать особенности окружающего мира.

Главная задача – формирование у детей осознанно правильного отношения к окружающим их объектам природы.

Следует остановиться на некоторых формах работы с детьми 5—8 лет.

Чтение книги перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин.

Важным делом, в котором участвуют дошкольники на протяжении всего учебного года, является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». Для этого после прочтения каждого рассказа воспитатель печатает его на машинке или ксерокопирует, а дети рисуют иллюстрации к его содержанию. К каждому рассказу может быть приложено несколько рисунков, интересно раскрывающих его содержание. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираются в скоросшиватели, которые оформляются как обложки книг. Чтобы книги получались аккуратными, для рассказов и рисунков следует использовать одинаковую бумагу. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая ребятам понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию включены две акции – предновогодняя «Зеленая елочка – живая иголочка» и «Земля – наш дом», приуроченная ко Дню Земли – 22 апреля. Акции представляют собой комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан, прежде всего, с чтением книги «Экология в картинках»: само чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности. Не остается в стороне и физическое развитие: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.


Мероприятия с детьми группы проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 мин. Всего 



Примерное календарно-тематическое планирование

(возможно внесение дополнений и изменений в план)


Месяц

Тема недели

Мероприятие

Цель

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Оформление в экологическом стиле уголка природы в группе

Привлечь родителей воспитанников и самих детей к созданию рисунков и работ по экологии о сохранении природы. Совместно с детьми переоформить уголок природы.


2 неделя

Экскурсия в школьный парк в период золотой осени.

Обогатить представления детей о времени года, о красоте окружающей природы. Вызвать положительный эмоциональный отклик на увиденное. Привлечь к практической деятельности: собрать букет из разноцветных опавших листьев. Подвести к пониманию того, что рвать листья с деревьев совсем необязательно, можно дождаться, когда они сами опадут на землю. Воспитывать доброе отношение к окружающей природе. (Не рвите листья с деревьев, им от этого становится больно).


3 неделя


Изготовление поделок из осенних листьев и природного материала.

Развивать фантазию, умение из собранного материала изготавливать поделки, воображение, применять в работе раннее полученные навыки и учиться новым способам изготовления. Воспитывать интерес к практическому применению природных материалов и аккуратности в работе.


4 неделя

Экологический праздник

Через развлекательную деятельность показать детям важность того, что природа без нашей заботы погибнет. А если ее не будет, то не будет и нас. Учить устанавливать взаимосвязь с природой в разное время года. Воспитывать желание показать важность заботы о природных объектах в игровой и развлекательной деятельности.

НОЯБРЬ

1 неделя

Опытно – эспериментальная деятельность:

«Тепло –холодно,

что любят растения».

В процессе практической деятельности подвести детей к пониманию того, что с наступлением холодов все живое замирает, и даже погибает, как например, растения. И если их не укрыть или не перенести в теплое место, то они погибают, замерзают. Воспитывать заботливое отношение к растениям.


2 неделя

Живая и неживая природа

Уточнить и конкретизировать признаки живых и неживых объектов. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость объектов живой и неживой природы. Воспитывать интерес к познанию и бережное отношение к природе в целом.


3 неделя


Изготовление памяток «Берегите природу родную». В виде дерева «Заповеди природы»

Расширить и закрепить с детьми правила поведения в природе в разное время года. Учить переносить эти правила на бумагу, изображая их в рисунках, придумывать символы и схемы вместо правил. Воспитывать заинтересованность в сохранении природных ресурсов и разумное использование их человеком.


4 неделя

Красная книга Ярославской области

Познакомить детей с Красной книгой. Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде. Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу. Формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир. Воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле. Разъяснить необходимость создания Красной книги. Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувство милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде.  эмоционально-положительного отношения к природе родного края.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Изготовление кормушек из бросового материала

Познакомить детей с подбором материала для кормушек и изготовлением их самостоятельно. Привить заботу к птицам через практические занятия.


2 неделя

Игра «Хорошо – плохо» с набором карточек

Учить детей понимать изображенные ситуации и высказывать свое отношение к ним. Оценивать ситуации с точки зрения –хорошо или плохо для природы то, что вы видите. Вспомнить и закрепить правила поведения в природе. Воспитывать эмпатию к природе окружающей.


3 неделя


Создание с детьми презентации «Жалобная книга   леса»

Познакомить детей с возможностью создания презентации из их материалов. Учить собирать материал из разных источников и воплощать свои идеи в одном месте. Подвести к тому, что лес просит помощи и выявить причины призыва о помощи. Воспитывать бережное и вдумчивое отношение к лесу, к окружающей природе.


4 неделя

Изготовление новогодней елочки своими руками из подручных средств.

Показать возможность соблюсти традиции праздника. Но при этом не нанося вред лесу, деревьям. Развивать умение принимать и понимать возможность замены елки для сохранения природных ресурсов. Воспитывать бережнее отношение к лесу.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Фотовыставка «Игры и забавы зимой»

Организовать фотовыставку из фотографий детей с родителями, где они семьями проводили выходные на природе. Развивать организаторские способности, умение выбирать наиболее подходящие для фотовыставки фотографии. Воспитывать интерес к прогулкам на природе и соблюдении правил поведения в природе.


2 неделя

«Планета Земля в опасности!»


Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды, есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.


3 неделя


Загадки, пословицы и поговорки о природных явлениях, о живой и неживой природе

Закрепить представления детей о природных явлениях через художественное слово (загадки), формировать интерес к познанию природы. Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Конкурс рисунка «Все чудесное - вокруг нас» 

Учить передавать свои чувства от общения с природой в своих работах и проявлять усердие и талант, имеющиеся навыки для изображения элементов природы. Развивать художественные способности, умение располагать рисунок на всем листе. Отображать сезонные изменения в природе. Воспитывать аккуратность в работах.


2 неделя

Как увидеть движение воды через корешки?

Доказать на практических примерах, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции; формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к цветам в группе, поливать, когда земля сухая.


3 неделя


«Строим экологический город»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимые для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать  последствия своих действий. Воспитывать гуманитарное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.


4 неделя

Создание экологической сказки

Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных вопросов, совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.   Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты. Учить освоению элементарных норм поведения по отношению к природе и передавать их в рассказах. Воспитывать  гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

МАРТ

1 неделя

Профессии людей, связанных с охраной природы

Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности. Воспитывать уважение к нелегкому труду людей, чей труд связан с охраной природного наследия.


2 неделя

«Маленькие огородники»

Посадка лука, рассады цветов на подоконники. Сформировать первичные представления о выращивании культурных растений из семян в домашних условиях и значимость данного мероприятия для будущего роста и развития растений в природе и для человека. Воспитывать трудолюбие.


3 неделя


Изготовление совместно с семьями воспитанников скворечников и развешивание их на деревьях около группы

Познакомить с особенностями материалом изготовления скворечников для жизни скворцов. Показать значимость и важность проделанной работы. Выявить и закрепить позитивные стороны в данной работе, что помогли птицам, они устали с дальней дороги. И они нас порадуют своим пением чуть позже, когда у них выведутся птенчики. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.


4 неделя

Выпуск экологической газеты «Природа глазами детей»

Совместно с детьми обобщить и показать свой опыт в общении с природой. Выбрать и опубликовать наиболее интересные и запоминающиеся для них мероприятия, что проходили в течение года. Развивать организаторские способности. Воспитывать коллективизм и умение договариваться.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Фольклорно- экологический праздник «День птиц»

 Знакомить детей с разнообразным миром птиц.  Расширять представления детей о птицах, их важной роли в природе и для человека. Обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц Воспитывать желание беречь природу


2 неделя

Квест- игра

экологической направленности

«Спасём природу!»

Закрепить знания детей о растениях и животных; Закрепить знания и навыки поведения в природе; обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе. Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы, чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.


3 неделя


Загрязнение водоемов.

Подвести детей к пониманию того, что нужно заботиться о водоемах и их обитателях в связи с тем, что жить в грязной воде трудно и опасно. Учить рассуждать и обосновывать свои предположения и умозаключения. Развивать мышление, речь, добиваясь понимания того, что человек - главный загрязнитель водоемов. Воспитывать желание не грязнить рядом находящиеся реки и пруды.


4 неделя

Что необходимо растениям для роста?

Закрепить представления детей о характерных признаках весны; опытным путем подтвердить условия роста и развития растений. Обобщить и выявить необходимые условия для роста и развития растений. Развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения; умение работать сообща. Воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе.

МАЙ

1 неделя

Акция «Посади дерево или цветок »

Привлечь детей совместно с родителями для высадки и разбивки у группы цветников, некоторых пород деревьев. Развивать желание преобразить территорию, чтоб было еще красивей и ярче. Воспитывать чувство прекрасного.


2 неделя

Создание и оформление альбома или гербария

«Лекарственные растения»

Расширить, систематизировать и обобщить представления детей о природе родного края, о лекарственных растениях, растущих в нашей местности, о многообразии лекарственных трав и их пользе. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней, побуждая детей создать гербарий из лекарственных растений, не губя сами растения (собрать картинки, рисунки), активной жизненной позиции подрастающего поколения. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям


3 неделя


Экологическая викторина

«Юные знатоки природы».

Закрепить, обобщить и систематизировать ранее полученные представления детей о сохранении нашей природы в первозданном виде. Развивать логическое мышление и умение делать выводы, что человек – главный ответственный за сохранность природы. Воспитывать у детей чувство уважительного и заботливого отношения к природе, ее объектам.  Любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата.


4 неделя

Поход

«Путешествие с эколятами в лес»

Обобщить и систематизировать знания детей о лесе. Формировать умение правильно вести себя в природе, знания детей о том, что костры в лесу разводят только в определенных местах. Учить собирать правильно рюкзак для похода; Развивать умение устанавливать причинно - следственные зависимости и делать простейшие выводы, развивать мышление, воображение и интерес к походу. Развивать наблюдательность, умение определить изменение в природе; Учить оказывать первую медицинскую помощь; Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, бережное отношение к природе



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.