12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергеева Елена Сергеевна22

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Дюймовочка»

«КАПИТОШКА»

Рабочая программа

по экологическому образованию

детей старшего дошкольного возраста

Ленинск-Кузнецкий

2017

Сергеева Е.С. Капитошка. Рабочая программа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. – Ленинск - Кузнецкий: МБДОУ Детский сад №7. – 2017

Данная программа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста включает в себя тематический план, план организации и реализации программы, методические рекомендации по организации экологической тропы ДОУ, а так же диагностику сформированности экологической культуры дошкольников.

Программа «Капитошка» может быть использована в любом дошкольном образовательном учреждении, перешедшем от традиционного ознакомления детей с природой к решению вопросов экологического образования дошкольников.

Содержание

Пояснительная записка

 

Тематический план

 

План организации и реализации программы

 

Содержание программы

 

Список литературы

 

Приложение А

 

Приложение Б

 

Приложение В

 

Приложение Г

 

Пояснительная записка

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

Экономическое состояние планеты Земля ухудшается с каждым годом. В связи с этим особую актуальность приобретает экологическое образование. Так как только экологически грамотный человек с соответственно сформированным мировоззрением может благополучно разрешить создавшуюся экологическую обстановку.

Практика показывает, что, несмотря на значительный процесс в деле экологического просвещения населения, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким. Следовательно, в складывающихся обстоятельствах система образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи экологического образования нового поколения. Это породило развитие нового направления в образовании - экологического.

В настоящее время имеется немало программ, которые дают педагогом возможность реализовать это направление в любом дошкольном учреждении.

А это возможно при условии создания экологической тропы на территории ДОУ как элемента развивающей экологической среды.

В настоящее время в силу ряда причин нет единого подхода к вопросам к организации самих троп на территории ДОУ и работы на них с детьми.

Это и послужило основой для создания данной рабочей программы «Капитошка», основная цель которой формирование начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через работу на экологической тропинке.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилам поведения в ней

Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами

Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

В результате работы дети старшего дошкольного возраста к концу года должны:

Работая на экологической тропе дети к концу года должны:

Знать

правила культуры поведения на природе;

выделять большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому;

выделять существенные признаки неживой природы;

различать сезонные изменения, происходящие в живой и неживой природе;

способы и приемы бережного отношения к живым объектам природы.

Уметь

устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

заботиться и ухаживать за объектами природы;

выполнять правила поведения в природе;

самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы.

сочувствовать к попавшим в беду, стремиться самостоятельно помочь им;

правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи.

Иметь представления:

об условиях жизни растений и животных;

о сходстве и различии деревьев, кустарников, травянистых растений;

о способах вегетативного размножения комнатных растений;

о зимующих и перелетных птицах;

о домашних птицах, характерных признаков их внешнего вида, повадках; об уходе человека за ними;

об особенностях природы в разное время года

Знать:

правила поведения на природе;

о помощи человека диким животным и зимующим птицам;

2-3 вида травянистых растений;

4-5 видов зимующих птиц;

животных обитающих в данной климатической зоне;

характерные признаки осенних, зимних, весенних месяцев;

Уметь:

наблюдать явления природы;

устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды;

выявлять причины происходящих сезонных изменений;

находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря;

анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

В основу программы положены следующие принципы отбора содержания материала:

принцип научности, предполагающий знакомство детей с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотиваций действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения;

принцип доступности материала для детей старшего дошкольного возраста;

принцип гуманистичности, подразумевающий формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни;

принцип прогностичности, означающий формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов природы);

принцип деятельного порядка, подразумевающий организацию в дошкольном учреждении системы видов детской деятельности;

принцип интеграции: на дошкольном уровне образования проявляющийся в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка;

принцип целостности, отражающий целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой;

принцип конструктивизма, предполагающий использование нейтральной, положительной или нейтрально-положительной информации, что предполагает при приведении даже отрицательных фактах влияния человека на природу педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации;

принцип регионального порядка, предполагающий опору на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей старшего дошкольного возраста; конкретизация материала с учетом географической, этнографической и другой специфики региона;

принцип систематизации знаний, обеспечивающий реализацию принципа наглядности; так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальный взаимосвязи; цель данного принципа обусловлена тем, что каждое последующее формирование представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро;

принцип преемственности, предполагающий, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования;

Реализации поставленных целей и задач, приобретение детьми определенных знаний и умений подчинена структура программы, в составе которой выделено 4 раздела, которые названы в соответствии с сезоном проведения работы по экологической тропе «осень», «зима», «весна», «лето».

1.Блок «Осень».

Цель: дать детям представления об экологической тропе, ее обитателях, о естественных и искусственных условиях обитания объектов природы. Познакомить детей с объектами живой (деревья) и неживой природы (атмосферные явления). Дать представления о сезонных изменениях в живой неживой природе. Формировать заботливое отношение к природе.

2. Блок «Зима».

Цель: дать детям представления о зиме, о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Познакомить с таким явлением как снегопад, его роль в жизни растений, животных и человека. Учить правильно определять состояние объекта, устанавливать необходимые связи. Закрепить знания детей о птицах. Формировать желание детей заботиться о птицах.

3. Блок «Весна».

Цель: дать детям представления о том как природа пробуждается после зимы. Продолжить учить замечать какие сезонные изменения происходят весной в живой и неживой природе. Познакомить с представителями животного мира -насекомыми. Познакомить с таким понятием как - экосистема. Продолжать развивать познавательный интерес и желание бережно относится к природе.

4. Блок «Лето».

Цель: дать представление детей о временах года. Учить сравнивать сезонные изменения, которые происходят в живой и неживой природе на протяжении всего года, учить устанавливать закономерности событий, делать прогнозы, что будет если нарушится цикл времен или почему происходит, то или иное явление природы. Познакомить детей с цветами, показать необходимые условия и факторы, влияющие на нормальный рост цветов, воспитывать желание ухаживать за ними.

Каждый раздел научно обоснованно подобран и четко раскрывает специфику работы в данное время года.

В программе последовательно раскрывается методика организации разных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста по экологической тропе. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются – пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых знаний создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценостного отношения к ней. Поэтому важно осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логику ее развития.

Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

готовностью педагога к осуществлению экологического образования;

личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;

постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

построение экологически развивающей среды в ДОУ;

активным участием родителей в воспитательном процессе;

установлением педагогом связей с другими учреждениями и организациями.

Следует отметить, что одного занятия длительностью 20-25 минут с детьми старшего дошкольного возраста недостаточно для полноценной реализации цели и задач программы общим объемом 80 часов, из которых 54 часа отводятся на практические занятия.

В связи с этим исходя из блоков педагогического процесса педагог организует:

  • специальное обучение в форме занятий;

    совместную деятельность с детьми и родителями;

    свободную самостоятельную деятельность детей.

В результате освоения детьми старшего дошкольного возраста настоящей программы значительно повышается уровень на экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – жизни.

Тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Общее количество часов

В том числе, количество учебных часов, отводящихся на

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Блок «Осень»

20

8

12

 

1.1. Знакомство с экологической тропинкой

3

1

2

 

1.2. Что такое природа?

3

1

2

 

1.3. Елочкина сестричка

3

1

1

 

1.4. Они живут рядом с нами

3

1

2

 

1.5. Трудная жизнь деревьев - горожан

4

2

2

 

1.6. Как растения готовятся к зиме

4

2

2

2

Блок «Зима»

4

6

14

 

2.1. Хвойные сестрички

20

1

2

 

2.2. Зимующие птицы – наши друзья

3

1

2

 

2.3. Белая берёза под моим окном

3

1

2

 

2.4. Что мы знаем о птицах

3

1

2

 

2.5. Снегопад

3

1

3

 

2.6. Следопыты

4

1

3

3

Блок «Весна»

4

6

14

 

3.1. Солнышко пригревает

20

1

1

 

3.2. Путешествие в мир растений

2

1

3

 

3.3. Насекомые

4

1

4

 

3.4. Дерево с гнездом

5

1

2

 

3.5. Весенние цветы

3

1

2

 

3.6. Пенёк – мини экосистема

3

1

2

4

Блок «Лето»

3

6

14

 

4.1. Лето – красное пришло

20

1

1

 

4.2. Разговор с природой

2

1

2

 

4.3. В гости к муравьям

3

1

3

 

4.4. Красная девица в темнице

4

1

3

 

4.5. Мир цветов

4

1

3

 

4.6. Что нам лето подарило

3

1

2

 

Итого:

80

26

61

План организации и реализации программы

п/п

Наименование разделов

Сроки

Исполнители

1

Блок «Осень»

   
 

Составить карту – схему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

1 – 2 неделя сентября

воспитатель

 

Сделать крупные рисунки наиболее привлекательных объектов.

3 – 4 неделя сентября

воспитатель

 

Собрать коллекцию летающих семян

В течении месяца

родители и дети

 

Изготовить персонаж хозяин тропинки.

1-2 неделя октября

воспитатель

 

Изготовление табличек с рисунками, подписями всех видовых точек

3 – 4 неделя октября

воспитатель

 

Составить экологический паспорт детского сада

1-2 неделя ноября

воспитатель

 

Зарисовка объектов экологической тропы.

3 – 4 неделя ноября

воспитатель

2

Блок «Зима»

   
 

Изготовление альбома хвойные растения, описание

необходимой информации

1-2 неделя декабря

воспитатель

 

Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку - красавицу наших лесов».

3 – 4 неделя декабря

родители и дети

 

Сделать с детьми кормушки для «Птичьей столовой».

1-2 неделя января

родители и дети

 

Изготовление дидактической игры: «Птички на кормушках».

3 – 4 неделя января

воспитатель

 

Пополнить лабораторию атрибутами для проведения опытов (снегомер, лупа).

февраль

воспитатель

3

Блок «Весна»

   
 

Оформить фотоальбом «Пробуждение природы»

март - май

родители и воспитатель

 

Сделать с детьми природоохранные знаки и разместить их на экологической тропе

апрель - май

воспитатель

 

Оформить «Красную книгу»

март - май

родители и воспитатель

 

Посадка огорода

май

воспитатель

4

Блок «Лето»

   
 

Оформление коллекции растений

июнь - август

родители и воспитатель

 

Разработать график для проведения работ на овощном огороде и цветочных клумбах

июнь

воспитатель

 

Изготовление дождемеров

июль

родители и дети

 

Создание метеоплощадки

август

родители и воспитатель

Содержание программы

Блок «Осень».

Задачи:

Обучающее: продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи: осенью солнце светит меньше — растения завяли — насекомые исчезли — насекомоядные птицы улетели.

Развивающее: развивать умение детей узнавать и называть растения родного края; доказывать принадлежность растения и животного к определенному виду: дерево — толстый ствол, ветки; кустарник - несколько тонких веток и т.д.

Воспитательное: воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Практическая работа

Знакомство с экологической тропинкой.

Цель: Познакомить с экологической тропинкой, ее объектами и назначением. Формировать познавательный интерес к миру растений и животных, чувство ответственности за них.

Что такое природа?

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Объекты живой природы от объектов неживой природы.

Блочкина сестричка.

Цель: Познакомить с лиственницей, ее внешним видом, особенности строения. Воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие красоты осеннего убранства.

Они живут рядом с нами.

Цель: Продолжать знакомство с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Закрепить знания о знакомых деревьях и кустарниках. Формировать желание помогать им, заботиться о них.

Трудная жизнь деревьев - горожан.

Цель: Продолжать знакомство с деревьями. Показать приспособленность деревьев к жизни в таких условиях. Формировать заботливое отношение к природе.

Как растения готовятся к зиме?

Цель: Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условием среды.

Блок «Зима».

Задачи:

Обучающее: учить детей замечать и называть сезонные изменения на экологической тропе и устанавливать взаимосвязи: наступило лето — солнце греет сильнее — появились растения — появились насекомые — при летели птицы; продолжать знакомство с экосистемой «парк» и с природой родного края.

Развивающее: развивать умение доказывать, используя соответствующие фразы: потому что, так как, исходя из...

Воспитательное: воспитывать интерес к природе родного края, развивать чувство прекрасного.

Практическая работа Хвойные сестрички.

Цель: Вспомнить хвойные деревья, сравнить их, уточнить особенности. Развивать умение видеть красоту дерева.

Зимующие птицы - наши друзья.

Цель: Формировать представление о жизни зимующих птиц, их приспособленности к зимнему периоду. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Белая береза под моим окном.

Цель: Уточнить знания о березе. Воспитывать умение видеть красоту березы в зимнем уборе.

Что мы знаем о птицах?

Цель: Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Снегопад.

Цель: Наблюдать за тем как идет снег, отметить его свойства. Вызывать эстетическое отношение к красоте природы.

Следопыты.

Цель: Обратить внимание на снежный покров, на знаки, которые видны на снегу, следы животных, птиц, семена, шишки сломанные ветки. Развивать наблюдательность, интерес.

Блок «Весна».

Задачи:

Обучающее: учить детей различать и называть лист венные и хвойные деревья: ель, сосну, дуб, березу; учить сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ствол, ветви, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у оснований деревьев, так как начинается сокодвижение;

Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы — растительный мир — животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову.

Воспитательное: воспитывать у детей потребность в общении с природой, развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром.

Практическая работа Проталины.

Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями за природой эстетические чувства.

Путешествие в мир растений.

Цель: Показать пробуждающуюся природу, связь с благоприятными условиями (удлинение дня, тепло, изобилие влаги). Уточнить названия первоцветов. Развивать умения замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать ее.

Насекомые.

Цель: Поискать насекомых, вспомнить их названия, особенности. Развивать наблюдательность. Интерес. Соблюдать правила обращения с насекомыми.

Дерево с гнездом.

Цель: Формировать представления детей о жизни птиц весной. Развивать наблюдательность.

Весеннее цветение.

Цель: Показать цветущие деревья, кустарники. Связь с благоприятными условиями. Развивать эстетическое восприятие природы, стремление беречь ее.

Пенек - это мини-экосистема.

Цель: Познакомить с экосистемой «пенек». Развивать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

4. Блок «Лето». Задачи:

Обучающее: учить детей замечать и называть сезонные изменения на экологической тропе и устанавливать взаимосвязи: наступило лето — солнце греет сильнее — появились растения — появились насекомые — прилетели птицы; продолжать знакомство с экосистемой «парк» и с природой родного края.

Развивающее: развивать умение доказывать, используя соответствующие фразы: потому что, так как, исходя из...

Воспитательное: воспитывать интерес к природе родного края, развивать чувство прекрасного.

Практическая работа

Разговор с природой.

Цель: Учить общаться с природой как с живым организмом. Выбрать любой природный объект приласкать его поговорить, услышать ответ. Уметь выполнять правила поведения в природе.

В гости к муравьям.

Цель: Познакомить с жизнью муравьев их повадками, особенностями. Формировать эмоциональное отношение к муравьям.

Мир цветов.

Цель: Рассмотреть некоторые цветы (внешний вид стебель, листья, цветки). Рассказать о том, как насекомые опыляют цветы. Развивать эстетические чувства.

Список литературы

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]. - Воронеж: Учитель, 2002. - 159 с – ISBN 5-87807-223-8

Градобаева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней [Текст] // Дошкольное воспитание 1993 - № 7. -С19-20.

Левина Р. Метиоцентр в детском саду или экология и творчество // Дошкольное воспитание, - 1989. № 7. - С 50-53

Майснер Г.П. Все начиналось с экологической тропы [Текст] // Начальная школа. 1999.-№3.-С.34-39

Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст] / С.Н. Николаева // Начальная школа. -1993. - № 9. - С. 6-11

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений [Текст]. - М.: Новая школа, 1993. – 32 с. – 10000 экз. – ISBN 5-7301-0011-6.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]. - М.: Академия, 2002. - 336 с. – 20000 экз. - ISBN 5-7695-0849-3.

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст]. М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с. – 5000 экз. – ISBN 5-86775-079-5.

Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению [Текст]. - М: Гном и Д, 2001. – 112 с. – 20000 экз. – ISBN 5-296-0010807.

Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 50-61

Рыжова Н.А. Экологическая тропинка [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - С. 25-36

Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.-2001. - № 7. - С. 61 - 69

Смирнова В.В. Тропинка в природу [Текст]. - Санкт-Петербург, 2001. – 154 с.- 10000 экз.

Судакова Л. Экологическое воспитание: региональный подход [Текст] / Л. Судакова // Дошкольное воспитание, 2003. - № 7 - С. 14-26

Приложение А

Терминологический словарь.

Деревья — высокие растения, имеющие один твердый, деревянистый, покрытый корой ствол, ветки растут на значительном расстоянии от земли.

Еловый лес — хвойный лес, в котором темно, прохладно, влажно; растительность представлена елями, низкорослыми кустарничками, теневыносливыми травами. Животные, приспособленные к смене времен года — белки, бурундуки, олени, зайцы, кабаны, лоси.

Животные — группа живых существ, как правило, способных к активному передвижению; не образующих, а поедающих готовое органическое вещество.

Здоровье человека — объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Земля — одна из планет, вращающихся по орбите вокруг Солнца. Эти планеты образуют солнечную систему.

Земля — огромный шар, состоящий из трех частей: коры, мантии и ядра.

Климат — ежегодно повторяющийся режим погоды, характерный для данной местности.

Корень — орган растения, удерживающий растение в почве, поглощающий воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Красная книга — список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Кусты — многолетние растения, не имеющие главного ствола; несколько стволиков, покрытых корой, растут от корня, ветки расположены близко к земле. Лес — природный комплекс, в составе которого преобладают деревья одного или многих видов, растущие близко друг от друга и образующие более или менее сомкнутый древостой. Обычно в лесу различают несколько ярусов. В зависимости от состава выделяют леса хвойные, лиственные, тропические и др.

Лист — орган растения, функция которого заключается в фотосинтезе, дыхании, испарении влаги.

Модель — система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, информационными (наглядно-образные, логико-символические).

Пищевая цепь — последовательность групп организмов, каждая из которых (пищевое звено) служит пищей для последующей; звено пищевой цепочки составляет уровень экологической пирамиды.

Погода — состояние нижнего слоя атмосферы в определенной местности и в определенное время.

Природа — 1) в широком смысле — все сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) в узком смысле — объект изучения науки естествознание.

Растения — автотрофные живые организмы (способные вырабатывать органическое вещество из неорганического).

Стебель — вегетативный орган растения. Его функции — механическая, проводящая, иногда запасающая.

Травы — жизненная форма растений, имеющая мягкие, сочные, травянистые стебли.

Фауна — сложившаяся совокупность всех видов животных, обитающих на данной территории, акватории.

Флора — сложившаяся совокупность видов растений, обитающих на определенной территории или в составе конкретного растительного сообщества.

Цветок — орган растения, функция которого — размножение.

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой.

Экологическая тропа — специально оборудованный и тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе.

Экосистема — единый природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны обменом веществ. Важными свойствами экосистемы являются ее устойчивость и способность к саморегулированию.

Приложение Б

Диагностика сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста.

Диагностические задания направлены на выявление уровня развития представлений о взаимосвязях живой и неживой природы (умение устанавливать связь строения растений с факторами внешней среды, а также взаимозависимость всех элементов экосистемы). Кроме того, на занятиях выявляются возможности построения детьми моделей, отображающих зависимость строения растения от факторов внешней среды.

Занятие № 1.

Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования (построения модели зависимости строения растения от факторов неживой природы).

МАТЕРИАЛ.

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла):

два набора - «много» воды - жарко;

два набора - «много» воды - холодно;

два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек;

карточки с условными обозначениями частей растения:

корень - стержневой (6 шт.), мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт.), утолщенный (6 шт.);

лист - крупный (6 шт.), обычный (6 шт.), колючка (6 шт.);

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 6 детей.

Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале» наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах».

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист), разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

ОЦЕНКА.

Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.

Низкий уровень — дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения.

Средний уровень — дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.

Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Занятие № 2.

Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город). Проводится в конце учебного года.

МАТЕРИАЛ.

Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город); наборы картинок растений и животных указанных экосистем (по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы): леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей; перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда(водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха).

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 8 детей.

Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину

города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой - всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных), приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.

ОЦЕНКА.

1-ый показатель - знание растений и животных экосистемы.

Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.

Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка).

Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.

2-ой показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.

Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.

Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого).

Высокий уровень - дети самостоятельно приводят2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.

Задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений и понятий о природе.

1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова «животное». Каких животных ты знаешь?

A) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение;

Б) умение определить условия жизни животных: где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением, образом жизни и средой обитания (вода, земля и т.д.), характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);

B) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов).

3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе известны?); знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений?) и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где растет: на лугу, в поле, лесу и т.д.). (Использование картины с сознательно допущенными ошибками: водные растения в лесу, лесные растения - на лугу и т.п.). Найти ошибку и дать пояснения.

4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? (Использование иллюстраций разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года).

Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка: задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий уровень) - нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

2 балла (средний уровень) - имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

3 балла (уровень выше среднего) - владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленности к среде обитания.

4 балла (высокий уровень) - знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы, устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости).

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне сформированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе:

От 7 до 12 баллов - низкий уровень;

От 13 до 17 баллов - средний уровень;

От 18 до 23 баллов - выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов - высокий уровень.

Приложение В

Уровни сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста.

Знания

Низкий уровень

Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по сходным с живым признакам.

Средний уровень

Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень

Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют свою группу живого в целом.

Отношения

Низкий уровень

Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного к другому

Средний уровень

Настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого, проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Умения

Низкий уровень

В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое не достигается результата.

Средний уровень

Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигает результата

Высокий уровень

Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы.

Приложение Г

Методические рекомендации по организации экологической тропы ДОУ.

Я сорвал цветок - и он увял

Я поймал мотылька - он умер у меня на ладошке

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

М. Гвездосилов

Мир у порога нового века. Каким он будет - во многом зависят от нас и от тех основ, которое мы заложили в сознание детей - будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависть все духовное и материальное благосостояние общества (В.И. Аников, 1998).

На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное - следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.

Вашему вниманию мы предлагаем рекомендации по организации экологической тропы ДОУ. Рыжова Н.А. определила следующие этапы создания экологической тропы:

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов

2. Составление карты-схемы тропы.

3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки.

4. Описание всех видов точек, ознакомление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и нахождение точек маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Изучив и проанализировав различные подходы теоретиков и практиков дошкольного образования к перечню видовых точек мы составили свой перечень и попытались указать роль и значение каждой точки.

Таким образом, экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Видовыми точками могут стать:

- отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей ствол); растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле), пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива);

- сообщества растений — фрагменты ландшафтов луговой, лесной (в северных регионах — тундровой, в южных — степной) растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков, Заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода;

- участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности — естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы»), муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками»), обитателей пруда или озера, реки;

- участки с интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками;

- специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега), высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения);

- птичья столовая с кормушками;

- клумбы — обычные и особого назначения (с растениями - часами, растениями-барометрами);

- огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля»), в северных районах – теплицы;

- участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи.

На этих видовых точках могут иметь место различные объекты, с которыми осуществляется эколого-педагогическая работа.

Особое внимание уделяется созданию видовых точек на экологической тропе находящейся на территории ДОУ. Более подробно мы предлагаем остановиться на оформлении альпийской горки, метеоплащадки, овощном огороде, аптекарском ..., живые часы и цветочные часы, уголок для привлечения птиц. Следует обратить внимание на то, что, например Баранникова Э. Описывая площадки для привлечения птиц называет это место «Участие для привлечение птиц». А Рыжова Н.А. - «Птичий городок».

Следует также отметить, что на территории экологической тропы должны быть:

1. Фитонцидные растения

2. Сад редких растений

3. Пень

Так как фитонциды - это летучие вещества растений, способные убиватьм икроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных. На участке детского сада устроены площадки таких растений. Здесь произрастают черемуха, можжевельник, хвойные деревья (сосна кедровая, обыкновенная, веймутова; пихта, лиственница, туя).

Знакомство с хвойными растениями (елью и сосной) начинается со средней группы. В старшем дошкольном возрасте дети узнают о свойствах всех фитонцидных растений участка.

На одном из участков детского сада высажены кедр, бархат амурский, белая акация, миндальник, элеутерококк колючий, курильский чай, морозник кавказский, пион узколистный, адонис (горицвет) весенний, чистяк весенний, хохлатка, первоцвет (баранчики), сон-трава, ветреница дубравная и другие редкие в данной местности виды трав, деревьев и кустарников.

Пень — жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник — стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев.

Это объект исследования для детей старшего дошкольного возраста.

Вдоль тропы или вблизи от нее можно:

1. Посадить типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира.

2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды — в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту.

Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями. Можно посадить 2-3 дерева.

3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т.д.

4. При необходимости спилить старый тополь, нужно оставить пень высотой 40—50см, а рядом на земле положить часть ствола (1—1,5м), тогда может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) — оба явления интересны детям для наблюдения.

5. Устроить фитоогород — посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).

6. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые.

7. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями — место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деление показывающие сухость воздуха, вниз—его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».

8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) — пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

1. Под березой или сосновый в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо организовать это место и пометить его на картосхеме.

2. На лужайке или клумбе теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей. Один — два больших камня станут прибежищем жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли, но обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти место можно пометить на картосхеме.

4. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей все эти явления, если они постоянны, могут быть включены в экологическую тропу. Это же относится и к домашним животным, если они есть на участке детского сада.

Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») — место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).

2. Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Информационные щиты, которые, как правило, сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.

Во время походов и экскурсий по экологической тропе можно проводить и это будет эффективно различные меры.

Организация «метеоплащадки», на экологической тропе имеет большое значение. Следует отметить то, что работа, с детьми на ней вводится по следующим причинам:

1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная доступная ребенку, развивающая его способности.

2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.

3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения - исследования за растениями и животными в уголке природы.

4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.

5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, а это воспитывает уважение к предкам.

6. Знание народных примет, результата собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.

7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время.

8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе.

10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы.

11. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.

12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.

13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.

14. Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связей, что очень важно для пониманию экологических закономерностей и для жизни вообще.

Чтобы получиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состояниями растениями, поведениями животных, производить замеры, сравнивать полученные данные, делать выводы и сверить прогноз с реальными результатами.

Уважаемые педагоги, мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам при организации экологической тропы на территории ДОУ. Вашему вниманию мы предлагаем список литературы, где вы можете более подробно узнать об оформлении и организации работы с детьми на экологической тропе.

Роль и значение видовых точек

Наименование

Значение

Функциональная роль

Березовая

роща

Создает условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины. Позволяет увидеть наросты на стволах деревьев, а так же травянистые растения растущие возле дома.

Познавательная

Болотце или озеро

Создает условия для ознакомления дошкольников: с различными растениями например: влаголюбивыми, а так же растениями с разными видами стеблей и листьев; с насекомыми обитающими в толще воды.

Образовательная Знакомство с правилами общения с природой.

Большие

березы

Создает условия для проведение сравнительных наблюдений за деревьями.

Познавательная.

Бузина

Создает условия для проведения наблюдений за кустарниками, а также сравнительных наблюдений.

Эстетическая Познавательная.

Дуб

Создает условия для проведения наблюдений за дубом, а так же сравнительных наблюдений.

Образовательная

Елочки

Создает условие для проведения наблюдений за ростом, и развитием растений смешанного леса.

Развитие эмоциональной сферы.

Липовая

алея

Создает условие для проведения наблюдений за ростом и развитием деревьев

Образовательная Познавательная.

Овражек

Создает условия для наблюдения за образованием оврага, слоями почвы, а так же за кустарниками, которые препятствуют образованию оврагов.

Познавательная, Развитие сенсорной сферы.

Пень

Позволяет сформировать представление, что пень - это место обитания различных насекомых и растений.

Обучающая

Полянка

Создает условия для наблюдения за особенностями растений произрастающих на полянке, а также влияние человека на ее экологическое состояние.

Знакомство с правилами общения с природой.

Пустырь

Создает условия для проведения наблюдений за приспособлением растений к условиям среды.

Образовательная

Рябина

Создает условия для формирования бережно - действенного отношения к растениям

Знакомство с правилами общения с природой.

Сосны

Создает условия для наблюдения за хвойными деревьями.

Познавательная.

Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках

ТОЧКА «СОСНА»

Обращается внимание ребят на то, что сосна — хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.

ТОЧКА «БУЗИНА»

Педагог напоминает детям, что бузина — это кустарник. У него много стволиков, и растут они прямо из земли. Дошкольники сравнивают этот кустарник с деревом, с другими кустарниками: чем они похожи и чем отличаются? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу (ягодами бузины питаются многие птицы: дрозды, зарянки).

ТОЧКА «ПЕНЬ»

Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы), ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.

ТОЧКА «РЯБИНА»

Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить). Рядом с деревом растет чистотел — пример ядовитого и лекарственного растения. Воспитатель рассказывает о правилах обращения с такими растениями и их значении в природе.

ТОЧКА «ЯБЛОНЯ»

Детям предлагают сравнить культурное и дикорастущее дерево. Для чего нужны культурные растения? На примере яблони изучается явление листопад: как изменили цвет листья осенью? Где их теперь больше! — на дереве или под ним? Почему? Дошкольники сравнивают живой и опавший листики, рассматривают плоды. Кому они еще нужны, кроме человека?

ТОЧКА «СУХОЕ ДЕРЕВО»

Воспитатель предлагает ребятам высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?

ТОЧКА «ЖГУЧАЯ ТРАВА»

Ребята знакомятся со свойствами крапивы, узнают, почему она жжется (особенности листьев) и как ее использует человек. Вспоминают сказку «Дикие лебеди». (Для чего нужна была крапива главной героине?)

ТОЧКА «СЛЕД БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА»

Дошкольники узнают о подорожнике, его приспособленности к произрастанию вдоль дорог, на тропинках, игровых площадках. Педагог обращает внимание на строение, низкорослость, выносливость растения. Кто питается его семенами? Как растение используется человеком? Воспитатель рассказывает, почему подорожник называют «следом белого человека» (его семена попали в Америку вместе с обувью приезжих, поэтому растение распространялось вдоль дорог, там, где побывали европейцы). Дети собирают семена как корм для птиц живого уголка.

ТОЧКА «НАШИ ДРУЗЬЯ ДЕРЕВЬЯ»

Проводится игра «Угадай по описанию». Воспитатель называет разные признаки деревьев, а дети определяют, о каком именно растении идет речь. Затем они здороваются с деревьями, обнимают их, гладят, слушают шелест листвы.

Альпийская горка.

Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, алышнарий, рокарий - все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения.

Камень, с его полной неподвижностью, неизменной во все времена года, служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. Даже на небольшом участке можно создать миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые будут радовать своим цветением с ранней весны до поздней осени.

Есть три «кита», на которые цветовод опирается при выборе растений для альпинария: экологические «привычки» растений, их форма и размер.

Подбор растений для альпийской горки. В каменном саду растения оказываются в непростых условиях: яркое солнце, нехватка питания в небольшом объеме почвы, риск вымерзания, сильное выветривание. Вот почему столь важно для растений альпинариев учитывать их экологические привычки. Конечно, в каждом регионе есть свои особенности при подборе растений для рокария, но существуют и общие закономерности.

Не стоит отдавать предпочтение экзотике. Красота — удел не только дальних стран. Если присмотреться, она окружает нас в саду, в лесу, на лугах и на полянах. (Брать в лесу и на полянах можно лишь семена и черенки.)|

Предпочтительнее растения засухоустойчивые, хорошо переносящие временный недостаток влаги. Это виды, как правило, связанные своим происхождением со степями или сухими горными склонам - гвоздики, тюльпаны, луки, лиатрис, лилейник малый, геихера и др. достаточно надежды скальные растения, такие как резуха, камнеломки, молодило, очистки, ясколки и растения сухих светлых лесов (анемона лесна, вероника, чина).

Большинство рекомендуемых растений хорошо растут на любых почвах (кислых, нейтральных и щелочных). Высокое плодородие «альпинийцам» не нужно, поэтому проводить подкормку минеральным удобрением можно лишь один раз в сезон - ранней весной. Навоз противопоказан. Избыток органики
может вызвать активный рост вегетативных побегов, что приведет к утрате изящества, характерной внешности. Плотную глину хорошо «разбивать» внесением грубого песка.

Для посадки среди камней предпочтение отдаем растениям низкорослым, желательно не выше 50 см, с красивой, оригинальной формой куста (подушкообразные, конусовидные, стелющиеся, ковровые, со свисающими побегами).

В альпинариях можно высаживать растения с коротким периодом декоративности (большинство луковичных), но они лишь создают весенние акценты. Предпочтение отдаем вечнозеленым, которые украшают горку в любое время года. Это молодило, резуха, большинство камнеломок. Филигранность серебристой листвы молодила, словно высеченной из камня, нежная зелень узорчатых подушечек разросшегося очистка красивы и необычны, интересны для рассматривания с детьми.

Альпийские растения — жители каменистых предгорных и горных районов. В садах их выращивают на специально подготовленной почве среди валунов, крупных кусков песчаника или природного известняка, создавая необходимые условия для развития корневой системы и подчеркивая декоративные достоинства этих небольших растении.

Место для альпинария необходимо подобрать открытое, солнечное. Деревья и ограды не должны снижать подсушивающее воздействие ветра. Кроны высоких деревьев дадут ненужную тень, а их мощные корни могут подавить рост альпийских растений.

Хорошим местом для создания альпинария является легко дренируемая почва, которая тем не менее должна удерживать влагу. Коли естественный дренаж недостаточен, снимают тридцатисантиметровым слой почвы, насыпают слой щебня до 15 сантиметров и хорошо его утрамбовываю. Сверху укладывают слой в 25—30 сантиметров тщательно перемешанных песка, гальки, перепревших листьев и торфа.

Несколько крупных камней выглядят красивее, нежели множество небольших. Камни следует размещать так, чтобы самая причудливая форма их поверхности была обращена наружу. Небольшие камни и осколки скальной породы группируют вокруг крупных, которые заглубляют в почву примерно на четверть.

Можно создать приподнятую грядку, основание которой заполнено мелко раздробленными камнями. Подпорные стены — из песчаника, кирпича или обломков плит.

Почву перед посадкой растений обильно увлажняют. В подготовленную лунку опускают растение. Почву хорошенько прижимают к корням. Вокруг насыпают грубую гальку или гравий слоем в 2,5 сантиметра.

Истинная альпийская горка располагается на склоне. Но можно сделать ее и на ровном месте. Посаженные между валунами карликовые хвойные растения или кустарники зрительно увеличивают ее высоту. Альпинарий создают и на стене, стоженной из камней, которые не скреплены раствором. При этом пустоты в некоторых местах заполняют ночной. Можно высадить растения в специальные раковины или лотки.

Метеоплощадка с метеобудкой

Обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды служит метеоплощадка со специальным оборудованием. Перечень метеооборудования:

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую.

Термометр — для измерения температуры воздуха. Анемометр — прибор для измерения скорости ветра. На метеоплощадке также находятся:

Флюгер, ветряной рукав — приборы для определения направления и силы ветра.

Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.

Солнечные часы — это круг с цифрами («циферблатом»), посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время.

Дождемер — служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления. Предсказывать погоду помогают растения и животные:

Растения-барометры:

Кислица, фиалка, календула перед непогодой закрывают цветки.

Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поникают; при приближении холода края листьев заворачиваются вниз.

Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости).

Жимолость, горицвет, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах.

Сосновые шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки, животные-барометры: муравьи (в экологическую тропу включен муравейник), птичий «городок», насекомые на цветнике, пауки и др. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывают почти все «двери» своего дома.

Овощной огород

Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной, огород на открытом, хорошо освещенном пространстве и аптекарский огород (с лекарственными травами). На первом произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.

На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений - должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (например лук, горох, бобы, редис). Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат.

Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры, что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.

Чтобы вызвать большой интерес к труду и исследованиям на огороде и решить эстетические задачи, в детском саду отказались от традиционных грядок и оформили сюжетный огород в виде солнышка, под которым расправила крылья бабочка (узоры на крыльях составляют овощи с листьями разной окраски), а аптекарский огород — в форме гусеницы. Из лекарственных ноготков и бархатцев получилось яркое, оранжевое солнышко, а из грядок клубники и декоративной капусты — тучи. Забавны и красочны грядки в виде фигур различных животных, цветика-семицветика.

На сюжетном огороде старшие дети выращивают овощные культуры: зеленные (ревень, щавель, салаты); пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, кинза, базилик, мята, тмин, любисток и др.); луковые (шнитт - лук, лук репчатый, лук - батун, чеснок); капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби и др.); корнеплоды (свекла, репа, морковь, редис и др.); бобовые (фасоль, бобы, горох и др.).

На участке поля высеваются рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза. Красивы и интересны для наблюдений посевы льна.

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Здесь растут мята перечная, календула лекарственная, родиола розовая, девясил большой, расторопша пятнистая, эхинацея пурпурная, тысячелистник обыкновенный, репешок аптечный, подорожник большой, манжетка обыкновенная, душица, мать-и-мачеха, хрен обыкновенный,

Дети младшего возраста наблюдают за растениями с крупными листьями и цветками (календулой, девясилом, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем, возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

«Живые» часы

Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное время суток. Именно из таких растений (одуванчиков, мать-и-мачех, ноготков, цикория, портулака) и сооружаются «живые» часы. Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Так, раскрывшиеся ноготки будут указывать на 9 часов утра, а закрывшая цветок мать-и-мачеха — на 17 часов (следует помнить, что в разных регионах растения ведут себя по-разному, в литературе обычно приводятся данные для средней полосы).

Цветочные «часы».

Можно устроить на садовой клумбе живые «часы». Каждое растение «просыпается» и «засыпает» в определенное время суток. В З часа раскрывает цветки шиповник, в 6 часов - одуванчик и полевая гвоздика, в 7 часов - колокольчик, картофель, в 8 часов -бархатцы и вьюнки, в 9-10 часов - календула, мать и мачеха.

В полдень закрывает свои цветки осот полевой, в 13-14 часов - картофель, в 14-15 часов - одуванчик, в 15-16 часов мак, в 16-17 часов - календула, в 17-18 часов - мать-и-мачеха, в 18-19 часов - лютик, в 19-20 часов - шиповник.

Если полдень растения в том порядке, в каком они раскрывают и закрывают свои цветки, такие многокрасочные «часы» не только будут радовать красотой, но и позволяет достаточно точно с интервалом 1-1,5 часа) определять время в солнечную погоду.

Прежде чем составить такие «часы» необходимо провести предварительное наблюдение, так как время «бодрствования» цветов зависит от многих факторов, например географического местоположения.

Аптекарский огород

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Воспитатель знакомит детей с историей созданий аптекарских огородов в России.

Младшие дошкольники рассматривают растения с крупными листьями и цветами, учатся называть их части, получают представления о том, что эти растения нас лечат.

В среднем возрасте дети не только рассматривают растения, но и обследуют их определяя форму, цвет, размер, запах.

В аптекарском огороде появляются новые экспонаты - подорожник, мать-и-мачеха. В этом возрасте формируется понятие о лечебных свойствах растений.

Старшие дошкольники знакомятся с лечебным свойством растений, получают сведения о времени и правилах их сбора.

Участок для привлечения птиц.

Дошкольникам доступно понимание того, что в природе есть не только полезные, но и вредные насекомые. В борьбе с ними главная роль, безусловно, принадлежит птицам. Например, вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. Поэтому так важно заботиться о птицах, привлекать поселяться там, где необходима их помощь, - в плодовых садах, парках и т.п.

На участке размещают домики - гнездовья: для мелких насекомых птиц (синиц, горихвосток, мухоловок); для стрижей, трясогузок.

Делая домики, важно соблюдать правильные размеры, иначе птицы не станут там жить. (Например, размер дна домика для маленьких птичек - синицы, горихвостки - должен быть не более 10x10 см)

Домики делают из хорошо просушенных не струганных досок. В стенках не должно быть щелей и трещин, иначе при холодной погоде птенцы могут погибнуть. Если щели все-таки есть, их следует замазать глиной, замазкой или просто грязью, (домик, вымазанный снаружи грязью, птицы заселяют охотнее).

Вход в домик для синиц, мухоловок делают очень маленьким -диаметром 3 см (чтобы в него не залез воробей).

Очень важно правильно развесить гнездовья: домики, запрокинутые назад, птицы не занимают - им трудно оттуда выбраться: чтобы кошка не могла добраться до гнездовья, под ним не должно быть сучьев.

Для птиц, зимующих в нашей полосе необходимо развесить кормушки. Дети могут самостоятельно или с помощью взрослых проверять кормушки, добавлять свежий корм, наблюдать за птицами.

Э Баранникова.

Площадки для привлечения птиц

Благодаря близости лесопарковой зоны и специально оборудованным кормушками, домикам, поилкам, на участке детского сада «Чижик» всегда много птиц (всего — более 30 видов): галка, сорока, ворона, грач, трясогузка, жаворонок, овсянка обыкновенная, большой пестрый дятел, садовая славка, снегирь, свиристель, поползень, певчий дрозд, дрозд-рябиниик и многие другие. Дети и взрослые могут наблюдать довольно редких в этих краях птиц: дубоноса, иволгу, разные виды синиц (лазоревок, гаичек, московок), зарянок. Некоторые из них гнездятся на участке. Устроены специальные места для наблюдения за птицами:

«Птичий столб» - привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, в летнее — прилетают на водопой, устроенный у основания столба.

Поилка для птиц — небольшое цементированное углубление, заполненное водой.

Густой кустарник — здесь птицы вьют гнезда и выводят птенцов.

Кормовые растения — калина, рябина, ясень, клен, липа, яблоня, ель, сосна и другие.

Большие деревья с птичьими домиками: синичники, скворечники, домик для горихвостки, домик для трясогузки, подставка для гнезд городских ласточек, уголок для серых мухоловок. За жизнью птиц дети наблюдают, начиная с младшей возраста. Зимой подкармливают их на участке и в лесу, устраивая птичьи столовые. Старшие дошкольники делают сами кормушки из молочных пакетов, а кормовые столики им помогают изготавливать родители. Весной дети я взрослые развешивают на деревьях скворечники.

Формирование экологической культуры в процессе организации работы на экологической тропе.

Наименование

Точки

Объекты для наблюдения.

1

2

Березовая роща

Березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой, водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки; кустарники: лещина, крушин, бересклет; травянистые растения: золотая розга, сныть обыкновенная, костяника, земляника, звездчатка, герань лесная, одуванчик, копытень европейский, манжетка, лютики, ландыш майский.

Болотце

«болотце» - переувлажненное место с растениями, которые любят влагу, рядом растет кустарник неким, семена которого распространяются ветром.

Большие березы

Большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны. Рядом дуб, наглядно представлены некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.

Дуб

Большой красивый дуб (листья падают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом осины.

Елочки

Группа молодых елочек на полянке разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые осинки, дубы. Травянистые растения: машинный горошек, манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле - мох. Недалеко от группы елей - большая яблоня.

Липовая аллея

Липовая алея - липы и березы. Пятно серой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли.

Овражек

Промоина и долина ручья, в которой весной хорошо видны песчаные полосы. Кустарники: бересклет, крушина; травянистые растения те же что и на точке Березовая роща. Грибы на стволе березы.

Озерцо

Вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска. Вокруг: ивы, березы, осины. Весной пение соловья.

Полянка

Полянка - открытое освященное место, окруженное деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения: земляника, папоротник, злаки. Лютики. Мхи на кореньях березы и на почве, под деревьями - мухоморы на поляне лежит бревно, кора которого отслаивается.

Пустырь

Пустырь возле лесополосы и детского сада. Через пустырь проходит дорога. Много сорных видов и других растений, приспособившихся к вытаптыванию. На дороге типичные виды: подорожник, лапчатка гусиная, очень мелкий клевер ползучий, низкорослые одуванчики на пустыре - злаки, мать-и-мачеха, щавель конский, тысячелистник.

Сосна

Участок соснового леса с лиственницей и яблоней, сосны (кора, смола, хвоя) лиственница (мощные корни, выходящие на поверхность, опадающая хвоя). Кострище. Гнездо на сосне, яблонька у сосны.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Екатерина Морозова, 25.01.18 в 11:34 0Ответить Пожаловаться
Не соответствует условиям конкурса
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.