Календарно-тематическое планирование дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Хочу все знать»

4
0
Материал опубликован 24 December 2019


Управление по образованию Администрации Наро-Фоминского

городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом творчества №1 им. В.Волошиной




Календарно - тематическое планирование

дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Хочу все знать»


(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 6 -7 лет.

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Алымова Елена Петровна
педагог дополнительного образования







г. Наро-Фоминск, 2019




УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

МОДУЛЬ I.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

1

1

-

Опрос, беседа

1.1.

Вводное занятие.

1

1

-

Опрос, игра

2.

Мир вокруг нас

12

4

8

Опрос, игра индивидуальные творческие задания,

выставка работ, викторина

2.1.

Наша планета Земля

6

2

4

Опрос, игра индивидуальные творческие задания, выставка работ

2.2.

Загадки космоса

6

2

4

Опрос, викторина

3.

Удивительный мир природы

20

8

12

Беседа с элементами опроса, викторина, проект, игра, мини –выставка, практические задания

3.1.

Животные

4

2

2

Викторина

3.2.

Птицы

4

2

2

Беседа с элементами опроса, проект

3.3.

Насекомые

4

2

2

Беседа с элементами опроса, игра, практические задания

3.4.

Растения

4

2

2

Беседа с элементами опроса, игра, мини -выставка

3.5.

Характерные особенности сезонов

2

1

1

Беседа с элементами опроса, практические задания

3.6

Охрана природы

2

1

1

Беседа с элементами опроса, игра,







4.

Безопасность дорожного движения

2

1

1

Беседа с элементами опроса, игра,

4.1.

Правила поведения на дорогах и улицах города

2

1

1

Беседа с элементами опроса, игра,

5.

Итоговое занятия

1

-

1

Викторина

5.1.

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

-

1

Викторина


Итого

36

14

22










УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Модуль II.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

Беседа с элементами опроса

1.1.

Вводное занятие

1

1

-

Беседа с элементами опроса

2.

Загадочный мир вокруг нас

28

7

21

Беседа с элементами опроса, устный опрос, индивидуальные творческие задания, практическое задание, исследовательской направленности

2.1.

Воздух

4

1

3

Беседа с элементами опроса, устный опрос, индивидуальные творческие задания, практическое задание, исследовательской направленности

2.2.

Вода

4

1

3

Практические задания исследовательской направленности, опрос

2.3.

Полезные ископаемые

4

1

3

Практические задания исследовательской направленности, опрос

2.4.

Магнетизм

4

1

3

Практические задания исследовательской направленности, опрос

2.5.

Электричество

4

1

3

Практические задания исследовательской направленности, опрос, игра

2.6.

Свет

4

1

3

Практические задания исследовательской направленности, опрос

2.7.

Звук

4

1

3

Практические задания исследовательской направленности, опрос

3

Мир человека

8

2

6

Беседа с элементами опроса, игра

3.1.

Человек и его здоровье

4

1

3

Беседа с элементами опроса

4

Безопасность дорожного движения

2

1

1

Беседа с элементами опроса, игра

4.1.

Правила перехода улиц и дорог.

2

1

1

Беседа с элементами опроса, игра

5.

Итоговое занятия

1

-

1

Практические задания исследовательской направленности

5.1.

Открытое занятие

1

-

1

Практические задания исследовательской направленности, педагогическое наблюдение


Итого

36

10

26



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ I.

Раздел 1. Введение

(теория 1 ч., практика 1 ч.).

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория (1 ч.): Знакомство и комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Вводный контроль.

Раздел 2. Мир вокруг нас

(теория 4 ч., практика 8 ч.).

Тема 2.1. Наша планета Земля.

Теория (2 ч.): Представление о форме Земли в древности. Общие представления о форме и размерах земли. Глобус как модель Земли.

Практика (4 ч.): Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Просмотр фильма «Мифы о возникновении земли». Опыт «Притяжение Земли». Подвижные игры «Космонавты», «Планеты». Коллективная аппликация «Наша планета».

Тема 2.2. Загадки космоса.

Теория (2 ч.): Как древние люди представляли себе космос. Понятие планеты. Наиболее известные планеты в Солнечной системе. Планеты, похожие на Землю. Планеты, не похожие на Землю.

Практика (4 ч.): Викторина «Планеты в солнечной системе». Заочная экскурсия «Музей космонавтики».

Раздел 3. Удивительный мир природы

(теория 8 ч., практика 12 ч.).

Тема 3.1. Животные.

Теория (2 ч.): Многообразие животных. Дикие и домашние животные. Домашние животные.  Общая характеристика собак. Породы собак. Содержание и уход за домашними животными. Основные требования к содержанию домашних животных,

Практика (2 ч.): Викторина «Животные наши друзья».

Тема 3.2. Птицы.

Теория (2 ч.): Происхождение птиц. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Особенности питания птиц.

Практика (2ч.): Проект «Птичья столовая».

Тема 3.3.  Насекомые.

Теория (2 ч.): Разнообразие насекомых. Признаки насекомых. Питание насекомых. Места обитания насекомых: вода, почва, воздух. Значение насекомых в природе. Польза и вред насекомых.

Практика (2 ч.): Игра «Угадай насекомое по описанию». Конкурс рисунков «Мир насекомых».  

Тема 3.4. Растения.

Теория (2 ч.): Понятия «Растения». Травы. Кустарники. Деревья. Их сходство и отличия. Понятия «Дикие» растения, «Домашние» растения.

Практика (2 ч.): Игра «Угадай растение по описанию». Исследование коллекции насекомых.

Тема 3.5. Характерные особенности сезонов.

Теория (1 ч.): Сезонные явления в природе и их значения.

Практика (1ч.): Работа по таблице «Времена года». Настольная игра «Времена года». Просмотр видеофильма «Времена года».

Тема 3.6. Охрана природы.

Теория (1 ч.): Красная книга, история возникновение, значение.

Практика (1 ч.): Игра «Путешествие по страницам Красной книги».

Раздел 4. Безопасность дорожного движения (теория 1 ч., практика 1 ч.).

Тема 4.1. Правила поведения на дорогах и улицах.

Теория (1 ч.): Беседа «Правила поведения на улицах и дорогах города». Ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов.

Практика (1 ч.): Составление схемы «Безопасный путь». Игра «Дорожные знаки».

Раздел 5. Итоговое занятие

(практика 1 ч.).

Практика (1 ч.): Викторина «Что? Где? Когда?».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль II.

Раздел 1. Введение

(теория 1 ч.).

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория (1 ч.): Знакомство с планом работы на второе полугодие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с колбой, микроскопом, лупой.

Раздел 2. Загадочный мир вокруг нас

(теория 7 ч., практика 21 ч.).

Тема 2.1. Воздух.

Теория (1 ч.): Свойства воздуха (невидимый, лёгкий, прозрачный, упругий, не имеет запаха). Роль и значение воздуха в жизни человека и живых организмов.

Практика (3 ч.): Опытно-исследовательская работа « Свойства воздуха». Опыты «Движение воздуха», «Волшебные пузырьки», «Упругий шарик», «Как услышать и увидеть воздух», «Как поймать воздух». Викторина «Свойства воздуха». Практическая работа измерение температуры воздуха.

Тема 2.2. Вода.

Теория (1 ч.): Качества и свойства воды. Три агрегатных состояния воды: твёрдое, жидкое и газообразное. Вода в жизни животных, растений, человека.

Практика (3 ч.): Опытно-исследовательская работа «Свойства воды». Опыты «Тонет-не тонет», «Сравнивание воды и масла», «Вода жидкая», «Вода - прозрачная», «Вода – не имеет вкуса и запаха», «Измени цвет воды». Опытно-исследовательская работа «Вода в быту». Опыт «Очистка воды фильтром». 

Тема 2.3. Полезные ископаемые.

Теория (1 ч.): Свойства песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Свойства глины (липкость, проводимость воды, прочность). Нахождение песка и глины в природе, их значение для человека.

Практика (3 ч.): Заочная экскурсия в Музей песка и глины.

Опытно-исследовательские работы «Свойства глина и песка». Опыты «Из чего состоят сухие песок и глина», «Взаимодействие с водой», «Наблюдение через микроскоп», « Сыпучесть».

Тема 2.4.  Магнетизм.

Теория (1 ч.): Понятия «магнит», «магнетизм». Магнит и его свойства. Область применения магнитов.

Практика (3 ч.): Опытно-исследовательская работа «Свойство магнитов», «Что притягивает магнит», «Сила магнита», «Магнит и предметы», «Сравнение сил магнитов», «Подводный магнетизм».

Тема 2.5.  Электричество.

Теория (1 ч.): «Электричество», «Электрический ток», «Статическое электричество». Правила безопасности при взаимодействии с электричеством.

Практика (3 ч.): Дидактические игры: «Наши помощники», «Электричество - друг, электричество - враг», «Это надо знать».

Тема 2.6.  Свет.

Теория (1 ч.): Природные источники света (солнце, луна). Искусственные источники света, изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Практика (3 ч.):  Просмотр мультфильм «Краденое солнце». Игры «Тени на стене», «Солнечный зайчик. Опытно-исследовательская работа «Эффект радуги».

Тема 2.7.  Звук.

Теория (1 ч.): Предметы и звуки. Возникновение звука. Причина возникновения звука: колебание предметов. Способы восприятия звуков человеком и животными.

Практика ( 3 ч.): Опытно-исследовательская работа «Возникновение звука».

Опыты «Коробочка с секретом», «Почему не слышно?», «Почему всё звучит?»

Раздел 3. Мир человека

(теория 2 ч., практика 2 ч.).

Тема 3.1. Человек и его здоровье.

Теория (2 ч.): Общий обзор строения тела человека. Факторы роста и развития. Здоровье - одна из главных ценностей жизни. Режим дня. Правила личной гигиены. Правила здорового питания.

Практика (2 ч.): Демонстрация видеофильма «Анатомия для детей». Практическая работа «Как правильно мыть руки». «Как правильно чистить зубы». Игра «Полезная и вредная еда».

Раздел 4. Безопасность дорожного движения (теория 1 ч., практика 1 ч.).

Тема 4.1. Правила перехода улиц и дорог.

Теория (1 ч.): Беседа «Правила перехода улиц и дорог». Элементы дорог: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожка. Дорожная разметка. Перекресток. Регулированные и неурегулированные перекрестки.

Практика (1 ч.): Игра «Сигналы светофора и регулировщика».

Раздел 5. Итоговое занятие

( практика 1 ч.).

Тема 5.1. Обобщающее занятие по пройденным темам.

Практика (1 ч.): Открытое занятие. Самостоятельное проведение опытов.








Календарный учебный график

I Модуль

п/п

дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Формы аттестации, контроля

1


Беседа

2

Знакомство и комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Вводный контроль. Беседа « Правила поведения на улицах и дорогах города».

Опрос, беседа

2


Лекция - диалог

2

Представление о форме Земли в древности. Общие представления о форме и размерах земли. Глобус как модель Земли.

Опрос

3


Практическая работа

2

Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Просмотр фильма «Мифы о возникновении земли».

Выставка работ

4


Практическая работа

2

Опыт «Притяжение Земли». Подвижные игры «Космонавты», «Планеты». Коллективная аппликация «Наша планета».

Практические задания, опрос, игра

5


Лекция - диалог

2

Как древние люди представляли себе космос. Понятие планеты. Наиболее известные планеты в Солнечной системе. Планеты, похожие на Землю. Планеты, не похожие на Землю.

Опрос

6


Занятие- викторина

2

Викторина «Планеты в солнечной системе». 

Викторина

7


Занятие- экскурсия

2

Заочная экскурсия «Музей космонавтики». Составление схемы «Безопасный путь».

Опрос

8


Лекция - диалог

2

Многообразие животных. Дикие и домашние животные. Домашние животные. 

Беседа с элементами опроса

9


Занятие- игра

2

Содержание и уход за животными Основные требования к содержанию домашних животных. Викторина «Животные наши друзья».

Викторина

10


Занятие- игра

2

Происхождение птиц. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Особенности питания птиц.

Беседа с элементами опроса

11


Природоохранная акция

2

Акция «Птичья столовая».

Проект

13


Занятие-игра

2

Разнообразие насекомых. Признаки насекомых. Питание насекомых. Места обитания насекомых: вода, почва, воздух. Значение насекомых в природе. Польза и вред насекомых.

Беседа с элементами опроса

14


Занятие- игра

2

Игра «Угадай насекомое по описанию». Исследование коллекции насекомых.

Игра, практические задания

14


Занятие- игра

2

Понятия «растения». Травы. Кустарники. Деревья. Их сходство и отличия. Понятия «Дикие» растения, «Домашние» растения.

Беседа с элементами опроса

15


Занятие- игра

2

Игра « Угадай растение по описанию». Конкурс рисунков «Мир растений».  

Игра, мини –выставка

16


Занятие- игра

2

Сезонные явления в природе и их значения. Работа по таблице «Времена года». Настольная игра «Времена года». Просмотр видеофильма «Времена года».

Беседа с элементами опроса

17


Занятие- игра

2

Красная книга, история возникновение, значение. Игра «Путешествие по страницам Красной книги».

Беседа с элементами опроса

18


Занятие- викторина

2

Викторина «Что? Где? Когда?». Игра «Дорожные знаки».

Викторина, игра




Календарный учебный график

II Модуль

п/п

дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1


Беседа

2

Знакомство с планом работы на второе полугодие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с колбой, микроскопом, лупой.

Беседа с элементами опроса

2


Практическая работа

2

Свойства воздуха (невидимый, лёгкий, прозрачный, упругий, не имеет запаха). Опытно-исследовательская работа « Свойства воздуха». Опыты «Движение воздуха», «Волшебные пузырьки», «Упругий шарик», «Как услышать и увидеть воздух», «Как поймать воздух.

Беседа с элементами опроса. практическое задание исследовательской направленности

3


Занятие - викторина

2

Викторина «Свойства воздуха». Практическая работа измерение температуры воздуха. Беседа «Правила перехода улиц и дорог».

Опрос, Практические задания исследовательской направленности,

4


Практическая работа

2

Вода. Качества и свойства воды. Три агрегатных состояния воды: твёрдое, жидкое и газообразное. Вода в жизни животных, растений, человека. Опытно-исследовательская работа «Свойства воды». Опыты «Тонет-не тонет», «Сравнивание воды и масла», «Вода жидкая», «Вода -прозрачная», «Вода – не имеет вкуса и запаха», «Измени цвет воды».

Беседа с элементами опроса

5


Практическая работа

2

Опытно-исследовательская работа «Вода в быту». Опыт «Очистка воды фильтром». 


Практические задания исследовательской направленности, опрос

6


Занятие-экскурсия

2

Свойства песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Свойства глины (липкость, проводимость воды, прочность). Нахождение песка и глины в природе, их значение для человека.

Заочная экскурсия в Музей песка и глины.


Опрос

7


Практическая работа

2

Опытно-исследовательские работы «Свойства глина и песка». Опыты «Из чего состоят сухие песок и глина», «Взаимодействие с водой», «Наблюдение через микроскоп», « Сыпучесть».

Практические задания исследовательской направленности, опрос

8


Лекция - диалог

2

Понятия «магнит», «магнетизм». Магнит и его свойства. Область применения магнитов.

Беседа с элементами опроса

9


Практическая работа

2

Опытно-исследовательская работа «Свойство магнитов», «Что притягивает магнит», «Сила магнита», «Магнит и предметы», «Сравнение сил магнитов», «Подводный магнетизм».

Практические задания исследовательской направленности, опрос

10


Занятие- игра

2

«Электричество», «Электрический ток», «статическое электричество». Правила безопасности при взаимодействии с электричеством.

Беседа с элементами опроса

11


Занятие- игра

2

Дидактические игры: «Наши помощники», «Электричество - друг, электричество – враг», «Это надо знать».

Игра, мини -выставка

13


Занятие- игра

2

Природные источники света (солнце, луна, костер). Искусственные источники света, изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Просмотр мультфильм «Краденое солнце».


Опрос

14


Занятие- игра

2

Игры «Тени на стене», «Солнечный зайчик. Опытно-исследовательская работа «Эффект радуги».

Практические задания исследовательской направленности

14


Лекция - диалог

2

Предметы и звуки. Возникновение звука. Причина возникновения звука: колебание предметов. Способы восприятия звуков человеком и животными.

Опрос

15


Практическая работа

2

Опытно-исследовательская работа «Возникновение звука».

Опыты «Коробочка с секретом», «Почему не слышно?», «Почему всё звучит?»

Практические задания исследовательской направленности

16


Лекция - диалог

2

Общий обзор строения тела человека. Факторы роста и развития. Демонстрация видеофильмов «Анатомия для детей».

Беседа с элементами опроса

17


Практическая работа

2

Здоровье - одна из главных ценностей жизни. Режим дня. Правила личной гигиены. Правила здорового питания. Практическая работа «Как правильно мыть руки». «Как правильно чистить зубы». Игра «Полезная и вредная еда».

Беседа с элементами опроса

18


Открытое занятие

2

Открытое занятие. Самостоятельное проведение опытов. Игра «Сигналы светофора и регулировщика».

Викторина, игра педагогическое наблюдение























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации