Календарно-тематическое планирование дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Хочу все знать»
Управление по образованию Администрации Наро-Фоминского
городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом творчества №1 им. В.Волошиной
Календарно - тематическое планирование
дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Хочу все знать»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 6 -7 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Алымова Елена Петровна
педагог дополнительного образования
г. Наро-Фоминск, 2019
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
МОДУЛЬ I.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение в программу. | 1 | 1 | - | Опрос, беседа |
1.1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Опрос, игра |
2. | Мир вокруг нас | 12 | 4 | 8 | Опрос, игра индивидуальные творческие задания, выставка работ, викторина |
2.1. | Наша планета Земля | 6 | 2 | 4 | Опрос, игра индивидуальные творческие задания, выставка работ |
2.2. | Загадки космоса | 6 | 2 | 4 | Опрос, викторина |
3. | Удивительный мир природы | 20 | 8 | 12 | Беседа с элементами опроса, викторина, проект, игра, мини –выставка, практические задания |
3.1. | Животные | 4 | 2 | 2 | Викторина |
3.2. | Птицы | 4 | 2 | 2 | Беседа с элементами опроса, проект |
3.3. | Насекомые | 4 | 2 | 2 | Беседа с элементами опроса, игра, практические задания |
3.4. | Растения | 4 | 2 | 2 | Беседа с элементами опроса, игра, мини -выставка |
3.5. | Характерные особенности сезонов | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами опроса, практические задания |
3.6 | Охрана природы | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами опроса, игра, |
| | | | | |
4. | Безопасность дорожного движения | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами опроса, игра, |
4.1. | Правила поведения на дорогах и улицах города | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами опроса, игра, |
5. | Итоговое занятия | 1 | - | 1 | Викторина |
5.1. | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | - | 1 | Викторина |
| Итого | 36 | 14 | 22 | |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
Модуль II.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 1 | 1 | - | Беседа с элементами опроса |
1.1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа с элементами опроса |
2. | Загадочный мир вокруг нас | 28 | 7 | 21 | Беседа с элементами опроса, устный опрос, индивидуальные творческие задания, практическое задание, исследовательской направленности |
2.1. | Воздух | 4 | 1 | 3 | Беседа с элементами опроса, устный опрос, индивидуальные творческие задания, практическое задание, исследовательской направленности |
2.2. | Вода | 4 | 1 | 3 | Практические задания исследовательской направленности, опрос |
2.3. | Полезные ископаемые | 4 | 1 | 3 | Практические задания исследовательской направленности, опрос |
2.4. | Магнетизм | 4 | 1 | 3 | Практические задания исследовательской направленности, опрос |
2.5. | Электричество | 4 | 1 | 3 | Практические задания исследовательской направленности, опрос, игра |
2.6. | Свет | 4 | 1 | 3 | Практические задания исследовательской направленности, опрос |
2.7. | Звук | 4 | 1 | 3 | Практические задания исследовательской направленности, опрос |
3 | Мир человека | 8 | 2 | 6 | Беседа с элементами опроса, игра |
3.1. | Человек и его здоровье | 4 | 1 | 3 | Беседа с элементами опроса |
4 | Безопасность дорожного движения | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами опроса, игра |
4.1. | Правила перехода улиц и дорог. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами опроса, игра |
5. | Итоговое занятия | 1 | - | 1 | Практические задания исследовательской направленности |
5.1. | Открытое занятие | 1 | - | 1 | Практические задания исследовательской направленности, педагогическое наблюдение |
| Итого | 36 | 10 | 26 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ I.
Раздел 1. Введение
(теория 1 ч., практика 1 ч.).
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория (1 ч.): Знакомство и комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Вводный контроль.
Раздел 2. Мир вокруг нас
(теория 4 ч., практика 8 ч.).
Тема 2.1. Наша планета Земля.
Теория (2 ч.): Представление о форме Земли в древности. Общие представления о форме и размерах земли. Глобус как модель Земли.
Практика (4 ч.): Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Просмотр фильма «Мифы о возникновении земли». Опыт «Притяжение Земли». Подвижные игры «Космонавты», «Планеты». Коллективная аппликация «Наша планета».
Тема 2.2. Загадки космоса.
Теория (2 ч.): Как древние люди представляли себе космос. Понятие планеты. Наиболее известные планеты в Солнечной системе. Планеты, похожие на Землю. Планеты, не похожие на Землю.
Практика (4 ч.): Викторина «Планеты в солнечной системе». Заочная экскурсия «Музей космонавтики».
Раздел 3. Удивительный мир природы
(теория 8 ч., практика 12 ч.).
Тема 3.1. Животные.
Теория (2 ч.): Многообразие животных. Дикие и домашние животные. Домашние животные. Общая характеристика собак. Породы собак. Содержание и уход за домашними животными. Основные требования к содержанию домашних животных,
Практика (2 ч.): Викторина «Животные наши друзья».
Тема 3.2. Птицы.
Теория (2 ч.): Происхождение птиц. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Особенности питания птиц.
Практика (2ч.): Проект «Птичья столовая».
Тема 3.3. Насекомые.
Теория (2 ч.): Разнообразие насекомых. Признаки насекомых. Питание насекомых. Места обитания насекомых: вода, почва, воздух. Значение насекомых в природе. Польза и вред насекомых.
Практика (2 ч.): Игра «Угадай насекомое по описанию». Конкурс рисунков «Мир насекомых».
Тема 3.4. Растения.
Теория (2 ч.): Понятия «Растения». Травы. Кустарники. Деревья. Их сходство и отличия. Понятия «Дикие» растения, «Домашние» растения.
Практика (2 ч.): Игра «Угадай растение по описанию». Исследование коллекции насекомых.
Тема 3.5. Характерные особенности сезонов.
Теория (1 ч.): Сезонные явления в природе и их значения.
Практика (1ч.): Работа по таблице «Времена года». Настольная игра «Времена года». Просмотр видеофильма «Времена года».
Тема 3.6. Охрана природы.
Теория (1 ч.): Красная книга, история возникновение, значение.
Практика (1 ч.): Игра «Путешествие по страницам Красной книги».
Раздел 4. Безопасность дорожного движения (теория 1 ч., практика 1 ч.).
Тема 4.1. Правила поведения на дорогах и улицах.
Теория (1 ч.): Беседа «Правила поведения на улицах и дорогах города». Ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов.
Практика (1 ч.): Составление схемы «Безопасный путь». Игра «Дорожные знаки».
Раздел 5. Итоговое занятие
(практика 1 ч.).
Практика (1 ч.): Викторина «Что? Где? Когда?».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль II.
Раздел 1. Введение
(теория 1 ч.).
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория (1 ч.): Знакомство с планом работы на второе полугодие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с колбой, микроскопом, лупой.
Раздел 2. Загадочный мир вокруг нас
(теория 7 ч., практика 21 ч.).
Тема 2.1. Воздух.
Теория (1 ч.): Свойства воздуха (невидимый, лёгкий, прозрачный, упругий, не имеет запаха). Роль и значение воздуха в жизни человека и живых организмов.
Практика (3 ч.): Опытно-исследовательская работа « Свойства воздуха». Опыты «Движение воздуха», «Волшебные пузырьки», «Упругий шарик», «Как услышать и увидеть воздух», «Как поймать воздух». Викторина «Свойства воздуха». Практическая работа измерение температуры воздуха.
Тема 2.2. Вода.
Теория (1 ч.): Качества и свойства воды. Три агрегатных состояния воды: твёрдое, жидкое и газообразное. Вода в жизни животных, растений, человека.
Практика (3 ч.): Опытно-исследовательская работа «Свойства воды». Опыты «Тонет-не тонет», «Сравнивание воды и масла», «Вода жидкая», «Вода - прозрачная», «Вода – не имеет вкуса и запаха», «Измени цвет воды». Опытно-исследовательская работа «Вода в быту». Опыт «Очистка воды фильтром».
Тема 2.3. Полезные ископаемые.
Теория (1 ч.): Свойства песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Свойства глины (липкость, проводимость воды, прочность). Нахождение песка и глины в природе, их значение для человека.
Практика (3 ч.): Заочная экскурсия в Музей песка и глины.
Опытно-исследовательские работы «Свойства глина и песка». Опыты «Из чего состоят сухие песок и глина», «Взаимодействие с водой», «Наблюдение через микроскоп», « Сыпучесть».
Тема 2.4. Магнетизм.
Теория (1 ч.): Понятия «магнит», «магнетизм». Магнит и его свойства. Область применения магнитов.
Практика (3 ч.): Опытно-исследовательская работа «Свойство магнитов», «Что притягивает магнит», «Сила магнита», «Магнит и предметы», «Сравнение сил магнитов», «Подводный магнетизм».Тема 2.5. Электричество.
Теория (1 ч.): «Электричество», «Электрический ток», «Статическое электричество». Правила безопасности при взаимодействии с электричеством.
Практика (3 ч.): Дидактические игры: «Наши помощники», «Электричество - друг, электричество - враг», «Это надо знать».
Тема 2.6. Свет.
Теория (1 ч.): Природные источники света (солнце, луна). Искусственные источники света, изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Практика (3 ч.): Просмотр мультфильм «Краденое солнце». Игры «Тени на стене», «Солнечный зайчик. Опытно-исследовательская работа «Эффект радуги».
Тема 2.7. Звук.
Теория (1 ч.): Предметы и звуки. Возникновение звука. Причина возникновения звука: колебание предметов. Способы восприятия звуков человеком и животными.
Практика ( 3 ч.): Опытно-исследовательская работа «Возникновение звука».
Опыты «Коробочка с секретом», «Почему не слышно?», «Почему всё звучит?»
Раздел 3. Мир человека
(теория 2 ч., практика 2 ч.).
Тема 3.1. Человек и его здоровье.
Теория (2 ч.): Общий обзор строения тела человека. Факторы роста и развития. Здоровье - одна из главных ценностей жизни. Режим дня. Правила личной гигиены. Правила здорового питания.
Практика (2 ч.): Демонстрация видеофильма «Анатомия для детей». Практическая работа «Как правильно мыть руки». «Как правильно чистить зубы». Игра «Полезная и вредная еда».
Раздел 4. Безопасность дорожного движения (теория 1 ч., практика 1 ч.).
Тема 4.1. Правила перехода улиц и дорог.
Теория (1 ч.): Беседа «Правила перехода улиц и дорог». Элементы дорог: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожка. Дорожная разметка. Перекресток. Регулированные и неурегулированные перекрестки.
Практика (1 ч.): Игра «Сигналы светофора и регулировщика».
Раздел 5. Итоговое занятие
( практика 1 ч.).
Тема 5.1. Обобщающее занятие по пройденным темам.
Практика (1 ч.): Открытое занятие. Самостоятельное проведение опытов.
Календарный учебный график
I Модуль
№ п/п | дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Формы аттестации, контроля |
1 | | Беседа | 2 | Знакомство и комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Вводный контроль. Беседа « Правила поведения на улицах и дорогах города». | Опрос, беседа |
2 | | Лекция - диалог | 2 | Представление о форме Земли в древности. Общие представления о форме и размерах земли. Глобус как модель Земли. | Опрос |
3 | | Практическая работа | 2 | Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Просмотр фильма «Мифы о возникновении земли». | Выставка работ |
4 | | Практическая работа | 2 | Опыт «Притяжение Земли». Подвижные игры «Космонавты», «Планеты». Коллективная аппликация «Наша планета». | Практические задания, опрос, игра |
5 | | Лекция - диалог | 2 | Как древние люди представляли себе космос. Понятие планеты. Наиболее известные планеты в Солнечной системе. Планеты, похожие на Землю. Планеты, не похожие на Землю. | Опрос |
6 | | Занятие- викторина | 2 | Викторина «Планеты в солнечной системе». | Викторина |
7 | | Занятие- экскурсия | 2 | Заочная экскурсия «Музей космонавтики». Составление схемы «Безопасный путь». | Опрос |
8 | | Лекция - диалог | 2 | Многообразие животных. Дикие и домашние животные. Домашние животные. | Беседа с элементами опроса |
9 | | Занятие- игра | 2 | Содержание и уход за животными Основные требования к содержанию домашних животных. Викторина «Животные наши друзья». | Викторина |
10 | | Занятие- игра | 2 | Происхождение птиц. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Особенности питания птиц. | Беседа с элементами опроса |
11 | | Природоохранная акция | 2 | Акция «Птичья столовая». | Проект |
13 | | Занятие-игра | 2 | Разнообразие насекомых. Признаки насекомых. Питание насекомых. Места обитания насекомых: вода, почва, воздух. Значение насекомых в природе. Польза и вред насекомых. | Беседа с элементами опроса |
14 | | Занятие- игра | 2 | Игра «Угадай насекомое по описанию». Исследование коллекции насекомых. | Игра, практические задания |
14 | | Занятие- игра | 2 | Понятия «растения». Травы. Кустарники. Деревья. Их сходство и отличия. Понятия «Дикие» растения, «Домашние» растения. | Беседа с элементами опроса |
15 | | Занятие- игра | 2 | Игра « Угадай растение по описанию». Конкурс рисунков «Мир растений». | Игра, мини –выставка |
16 | | Занятие- игра | 2 | Сезонные явления в природе и их значения. Работа по таблице «Времена года». Настольная игра «Времена года». Просмотр видеофильма «Времена года». | Беседа с элементами опроса |
17 | | Занятие- игра | 2 | Красная книга, история возникновение, значение. Игра «Путешествие по страницам Красной книги». | Беседа с элементами опроса |
18 | | Занятие- викторина | 2 | Викторина «Что? Где? Когда?». Игра «Дорожные знаки». | Викторина, игра |
Календарный учебный график
II Модуль
№ п/п | дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | | Беседа | 2 | Знакомство с планом работы на второе полугодие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с колбой, микроскопом, лупой. | Беседа с элементами опроса |
2 | | Практическая работа | 2 | Свойства воздуха (невидимый, лёгкий, прозрачный, упругий, не имеет запаха). Опытно-исследовательская работа « Свойства воздуха». Опыты «Движение воздуха», «Волшебные пузырьки», «Упругий шарик», «Как услышать и увидеть воздух», «Как поймать воздух. | Беседа с элементами опроса. практическое задание исследовательской направленности |
3 | | Занятие - викторина | 2 | Викторина «Свойства воздуха». Практическая работа измерение температуры воздуха. Беседа «Правила перехода улиц и дорог». | Опрос, Практические задания исследовательской направленности, |
4 | | Практическая работа | 2 | Вода. Качества и свойства воды. Три агрегатных состояния воды: твёрдое, жидкое и газообразное. Вода в жизни животных, растений, человека. Опытно-исследовательская работа «Свойства воды». Опыты «Тонет-не тонет», «Сравнивание воды и масла», «Вода жидкая», «Вода -прозрачная», «Вода – не имеет вкуса и запаха», «Измени цвет воды». | Беседа с элементами опроса |
5 | | Практическая работа | 2 | Опытно-исследовательская работа «Вода в быту». Опыт «Очистка воды фильтром». | Практические задания исследовательской направленности, опрос |
6 | | Занятие-экскурсия | 2 | Свойства песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Свойства глины (липкость, проводимость воды, прочность). Нахождение песка и глины в природе, их значение для человека. Заочная экскурсия в Музей песка и глины. | Опрос |
7 | | Практическая работа | 2 | Опытно-исследовательские работы «Свойства глина и песка». Опыты «Из чего состоят сухие песок и глина», «Взаимодействие с водой», «Наблюдение через микроскоп», « Сыпучесть». | Практические задания исследовательской направленности, опрос |
8 | | Лекция - диалог | 2 | Понятия «магнит», «магнетизм». Магнит и его свойства. Область применения магнитов. | Беседа с элементами опроса |
9 | | Практическая работа | 2 | Опытно-исследовательская работа «Свойство магнитов», «Что притягивает магнит», «Сила магнита», «Магнит и предметы», «Сравнение сил магнитов», «Подводный магнетизм». | Практические задания исследовательской направленности, опрос |
10 | | Занятие- игра | 2 | «Электричество», «Электрический ток», «статическое электричество». Правила безопасности при взаимодействии с электричеством. | Беседа с элементами опроса |
11 | | Занятие- игра | 2 | Дидактические игры: «Наши помощники», «Электричество - друг, электричество – враг», «Это надо знать». | Игра, мини -выставка |
13 | | Занятие- игра | 2 | Природные источники света (солнце, луна, костер). Искусственные источники света, изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Просмотр мультфильм «Краденое солнце». | Опрос |
14 | | Занятие- игра | 2 | Игры «Тени на стене», «Солнечный зайчик. Опытно-исследовательская работа «Эффект радуги». | Практические задания исследовательской направленности |
14 | | Лекция - диалог | 2 | Предметы и звуки. Возникновение звука. Причина возникновения звука: колебание предметов. Способы восприятия звуков человеком и животными. | Опрос |
15 | | Практическая работа | 2 | Опытно-исследовательская работа «Возникновение звука». Опыты «Коробочка с секретом», «Почему не слышно?», «Почему всё звучит?» | Практические задания исследовательской направленности |
16 | | Лекция - диалог | 2 | Общий обзор строения тела человека. Факторы роста и развития. Демонстрация видеофильмов «Анатомия для детей». | Беседа с элементами опроса |
17 | | Практическая работа | 2 | Здоровье - одна из главных ценностей жизни. Режим дня. Правила личной гигиены. Правила здорового питания. Практическая работа «Как правильно мыть руки». «Как правильно чистить зубы». Игра «Полезная и вредная еда». | Беседа с элементами опроса |
18 | | Открытое занятие | 2 | Открытое занятие. Самостоятельное проведение опытов. Игра «Сигналы светофора и регулировщика». | Викторина, игра педагогическое наблюдение |