Календарно-тематическое планирование к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экологика»

2
0
Материал опубликован 25 October 2017 в группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Экологика»

Срок реализации программы - 2 года.

Общий объём часов по программе – 72:

- первый год обучения – 36 часов (один раз в неделю по 1 часу)

- второй год обучения – 36 часов (один раз в неделю по 1 часу).

Наполняемость групп 1-го года обучения – 12-15 человек, 2-го года обучения – 12 человек.

Возраст обучающихся – 9-12 лет.

Пояснительная записка

В настоящее время понятие «экология» рассматривается очень широко, охватывая все сферы жизнедеятельности человека:

- экология человека,

- экология семьи,

- экология школы,

- экология города,

- экология общества,

- экология производства и т.д.

С самого рождения ребёнок оказывается включённым в разные среды, от микро- (семья) до макро- (социум), каждая из которых имеет свою экологическую составляющую. Экологическое образование берёт своё начало в семье, когда закладываются основы представления об окружающем мире, обществе, собственном здоровье. Далее оно находит своё продолжение в образовательном учреждении (детском саду, школе, дополнительном образовании), включаясь в программу учебных занятий, уроков, внеучебную деятельность. Экологическое образование в широком смысле – это познание и понимание ребёнком основ классической (природной) и социальной экологии.

В познавательной деятельности детей практике необходимо преобладать над теорией, так как для школьника важно и интересно действовать активно, экспериментально, без лишней информационной нагрузки. Со многими понятиями обучающиеся знакомятся уже в школе, но объяснение их в творческом, научно-исследовательском, а также игровом контексте даёт ребенку более полное представление. Особенно если освоение этого теоретического понятия опирается на увлекательную практику, в которой главная роль отводится живой природе.

Цель программы: экологическое просвещение и воспитание обучающихся младшего школьного возраста средствами познавательной, исследовательской, природоохранной и творческой деятельности.

Задачи:

1) способствовать развитию у ребёнка интереса к получению новых экологических и биологических знаний;

2) обеспечивать обучающегося основными теоретическими знаниями и практическими умениями в творческой, экспериментальной и социально-значимой деятельности;

3) развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся;

4) воспитывать у обучающихся позитивное и ответственное отношение к природе и окружающей среде;

5) способствовать социальному развитию обучающихся.

Календарно-тематический план первого года обучения

заня-тия

Месяц

Название

темы

Кол-во

часов (теория/

практика)

Форма

организации

Дидактические

материалы

и оборудование

Планируемые

результаты

Формы

контроля

Вводные, тестовые, игровые занятия

1.

Сентябрь

Знакомство. Что такое экология? Что исследуют биологи?

1 (1/-)

Игры на знакомство («Клубочек», «Паутина», «Я люблю…», Ветер дует на того…» и т.д.), творческое задание (рисунок животного «Превращение ладошки»); инструктаж

Карточки заданий; инструкции по ОТ и ПБ

Знакомство в группе,

Ознакомление с основными инструкциями

Наблюдение; анализ результатов выполнения творческого задания

17.

36.

Январь

Май

Тестирование (промежуточное, итоговое)

2 (-/2)

Тестирование, игровое задание, творческое задание, блиц-опрос,

Бланки и карточки для тестов, и игровых заданий, вопросники; «смайлики» из цветной бумаги (призы за правильные ответы)

Соответствие теоретических и практических знаний ребенка программным требованиям; любовь к природе, ответственное отношение к проблемам окружающей среды

Наблюдение; анализ результатов тестирования (см.примечание), выполнения заданий, заполнение «личных» конвертов «Знаю – не знаю» (авт.)

16.

Декабрь

Задания

и игры.

Экологические полянки.

1(-/1)

Игровые задания экологической тематики; интеллектуальные, экологические, развивающие игры; викторина; опыт; творческое задание

Памятки; оборудование для опытов (колбы, чашки Петри, лупы); бланки и карточки игровых заданий; вопросники; природные материалы; «смайлики» из цветной бумаги (призы за правильные ответы)

Владение эколого-биологической терминологией; развитие взаимодействия, командного духа

Наблюдение; анализ соблюдения правил игры, выполнения заданий

   

Итого:

4 (1/3)

       

Основы зоологии

4.

Сентябрь

Почему «беспозвоночные»?

Особенности дождевых червей.

1

(0.5/0.5)

Рассказ, опыт, работа с дидактическим материалом, презентация; наблюдение за животным; самостоятельная зарисовка животного

Живые дождевые черви; пинцет, чашка Петри, лупа; презентация «Беспозвоночные», презентационная техника; принадлежности для зарисовки

Приобретение теоретических знаний, практических навыков и первичного анализа результатов наблюдения за животным; формирование положительного отношения к беспозвоночным

Опрос; обсуждение результатов опыта; заполнение словарика; готовый схематический рисунок внешнего строения животного

6.

Октябрь

В мире

насекомых.

1

(0.5/0.5)

Беседа, рассказ; загадки; презентация; кроссворд «Насекомые» (авт.)

Теоретический материал; презентация «Незнакомые насекомые», презентационная техника; видеозаписи из жизни насекомых; распечатки кроссворда «Насекомые», загадки; коллекция насекомых; бабочки из цветной бумаги (призы за правильные ответы)

Приобретение теоретических знаний; ознакомление с методом описания животного; освоение понятия «мимикрия»; формирование положительного отношения к насекомым

Ответы на загадки и вопросы; анализ результатов выполнения творческих заданий; заполнение кроссворда и словарика

7.

Октябрь

Пауки,

скорпионы и раки.

Паутинное королевство.

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; работа с дидактическим материалом; презентация; игра «Паутина»; творческое задание (поделка «Паук - подставка»)

Теоретический материал; коллекция членистоногих (паук, рак, скорпион); фотографии; презентация, презентационная техника; картон, ножницы

Приобретение теоретических знаний; отработка методики описания животного; освоение понятий «хитин», «членистоногие»; формирование положительного отношения к членистоногим

Опрос; наблюдение; заполнение словарика; беседа; зрительная оценка готовой поделки; отзывы детей

10.

Ноябрь

Царство

Золотой рыбки.

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, презентация; творческое задание (поделка «Рыбки из веера»)

Теоретический материал; бланки заданий «Сколько рыб?», «Рыбы спрятались», «Собери поговорки», «Закончи пословицу»; бумажные «чешуйки»; чешуя разных рыб; цветная бумага, ножницы; презентационная техника

Приобретение теоретических знаний; усвоение основных особенностей строения, жизнедеятельности и экологии рыб, их отличий от млекопитающих (зверей); овладение методикой определения возраста рыб

Результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий; правильное определение возраста по чешуйке; беседа; зрительная оценка готовой поделки

19.

Январь

Земноводные – на земле и в воде

живущие.

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа, викторина; описание, сравнение; презентация; творческое задание «Лягушка из геометрических фигур»; аудиозадание

Теоретический материал; бланки занимательных вопросов; бланки сравнительных таблиц; аудиозапись голосов лягушек; презентация «Земноводные», презентационная техника; геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, бумажные «глазки»

Приобретение основных теоретических знаний по строению, физиологии и экологии земноводных; освоение метода сравнения (на примере хвостатых и бесхвостых амфибий); развитие звукового внимания, ассоциативного и творческого мышления, аккуратности, воображения

Опрос, беседа; результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий; анализ заполнения словарика и сравнительных бланков; зрительная оценка готовой поделки

21.

Февраль

Древний мир.

Динозавры.

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; презентация; сравнение; упражнение; игровое задание «Юный палеонтолог» (авт.); аудиозадание.

Бланки «Сосчитай всех динозавриков»; презентация «Жители древнего мира»; несколько «палеонтологических» наборов (плоская ёмкость с манной крупой, кисточки, разрезные бумажные скелеты динозавров); аудиозапись «голосов» динозавров; распечатки листов для раскрашивания с изображением динозавров (подарок в конце занятия)

Ознакомление с особенностями древних рептилий; закрепление метода сравнения (на примере травоядных и хищных динозавров); развитие ассоциативного звукового и творческого мышления, аккуратности, воображения

Результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий; наблюдение за ходом выполнения игрового задания; беседа

22.

Февраль

Современные

рептилии.

Знакомьтесь:

черепаха!

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; презентация; наблюдение за животным; интеллектуальное задание; творческое задание (поделка «Морская и сухопутная черепашки») (авт.)

Теоретический материал; живая черепаха; панцирь черепахи; презентация «Знакомьтесь: черепаха!», презентационная техника; бланки к заданию «Как называется…»; материалы для подделки (из расчёта на каждого ребёнка) - заготовки из цветного картона, верхние части пластиковых ложек, пластиковые крышки, фломастеры, клей ПВА

Ознакомление с особенностями строения, и экологии пресмыкающихся, приобретение и закрепление знаний о черепахах; закрепление метода наблюдения за живым объектом; развитие творческого мышления и аккуратности; формирование бережного отношения к животным

Наблюдение; опрос, беседа; анализ результатов выполнения творческого и интеллектуального заданий; заполнение словарика; эмоциональная отзывчивость детей

23.

Февраль

Чешуйчатые создания.

Ящерицы, змеи и

крокодилы.

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; викторина «А знаете ли вы …»; кроссворд; презентация; сравнение; творческое задание (поделка «У кого змея длиннее?»)

Теоретический материал; презентация «Чешуйчатые создания», презентационная техника; бланки кроссвордов «Змеи»; вопросник; выползки змей; скелет змеи (ужа)

Дальнейшее знакомство с особенностями строения и экологии пресмыкающихся; развитие аккуратности, командного духа; формирование положительного отношения к рептилиям

Наблюдение; ответы на вопросы, активность участия в викторине и творческом задании; анализ результатов заполнения кроссворда; эмоциональная отзывчивость детей

26,

27.

Март

Птичье

царство.

Проба пера.

2

(0.5/1.5)

Рассказ, беседа; презентация; интеллектуальные задания; загадки - угадайки «Чьё перо?» (авт.); письмо птичьими перьями (авт.)

Теоретический материал; карточки и бланки для самостоятельного выполнения «Типы перьев» и «Строение пера»; презентация «Птички», презентационные задания «Узнай больше», «Почему их так назвали», презентационная техника; коллекция птичьих перьев; чернила, бумага; бумажные «пёрышки» (призы за правильные ответы)

Усвоение теоретического материала по внешнему строению и образу жизни птиц; знание и понимание особенностей и типов перьевого покрова; развитие памяти, внимания, интеллекта, аккуратности

Наблюдение; ответы на вопросы, оценка активности при выполнении заданий; заполнение словарика и бланков заданий; аккуратный рисунок или запись с использованием чернил и птичьего пера

28.

Март

Голоса и портреты.

Весенние птицы.

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; аудиозадание «Узнай птицу по голосу» (авт.); презентация; интеллектуальные задания; творческое задание (поделка «Весеннее дерево») (авт.)

Презентация «Такие разные птицы», презентационное задание «Узнай птицу по портрету», презентационная техника; аудиозаписи голосов птиц; заготовки птичек из цветной бумаги (для призов за правильные ответы и поделки), цветной картон, ножницы, клей

Знакомство с разнообразием мира птиц; развитие внимания, зрительной и слуховой памяти; знание самых распространённых птиц; развитие аккуратности и творческого мышления

Опрос, беседа; результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий

29.

Март

Кто в яйце живёт?

1

(0.5/0.5)

Рассказ; интеллектуально-творческое задание «Раскрась птиц по памяти» (авт.); демонстрация коллекции; опыт; творческое задание (создание пасхальной открытки «Яичко»)

Теоретический материал; коллекция птичьих яиц; рисунок строения яйца; материалы для опытов: сырое и варёное куриные яйца, стакан с водой; распечатки для раскрашивания; заготовки открыток из картона и декоративных украшений из цветной бумаги, клей, ножницы, цветные карандаши, ручки или фломастеры

Усвоение основных особенностей строения птичьих яиц; умение находить общие и различающиеся признаки строения; понимание целей и результатов опыта с яйцом; стимулирование зрительной памяти; развитие аккуратности и творческого мышления

Беседа; наблюдение; анализ результатов выполнения творческих заданий

30.

Апрель

Скелет птиц.

Такой разный клюв.

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; презентация; командная игра - опыт «Разные клювики» (авт.); самостоятельное задание; сравнение

Теоретический материал; презентация, презентационная техника; бланки сравнительных таблиц и распечатки скелетов летающей и нелетающей птиц; материалы для игрового опыта (в расчёте на количество команд): пинцеты разной формы, ситечки, одинаковые ёмкости с водой и без воды, ракушки, горох, фасоль, крупа;

Ознакомление с основными особенностями скелета птиц; теоретическое и практическое усвоение функциональности клюва; закрепление метода сравнения (на примере скелета летающей и нелетающей птицы); развитие аккуратности

Беседа; наблюдение за ходом игры; анализ результатов выполнения самостоятельных заданий (заполнения сравнительных таблиц и описательных схем)

31.

Апрель

Стаи

и стайки.

Гнёздышки.

1

(0.5/0.5)

Рассказ; презентация; игровое задание «Моё гнёздышко» (авт.); викторина;

Картинки и схемы типов птичьих стай; презентация о видах полётов и стай, презентационная техника; вопросник викторины; игровой материал (2 – 3 комплекта): пинцеты, шнурки, листы бумаги, веточки, нитки

Овладение основными теоретическими знаниями по теме занятия; понимание сложности физиологии и поведения птиц;

Опрос; наблюдение за ходом выполнения игрового задания, зрительная оценка его результатов

   

Итого:

14

(6.5/7.5)

       

Экоботаника

5.

Октябрь

Осенние

деревья.

Листопад.

1 (-/1)

Работа на территории ОУ; беседа; самостоятельное задание; игровое задание «Листопадная цепочка» (авт.); описание, сравнение, сопоставление; творческое задание «Животное из листочка» (авт.)

Бумага, цветные карандаши

Практическое знакомство с методами работы в условиях живой природы - наблюдение, описание, сравнение, сопоставление; развитие наблюдательности, эстетического восприятия окружающей среды

Наблюдение; зрительная оценка результатов выполнения самостоятельных заданий (определение соотношения листьев разных цветов, построение листопадной цепочки по степени увядания листьев); выполнение творческого задания

8.

Октябрь

Растительная жизнь.

1 (1/-)

Рассказ, беседа; презентация; демонстрация гербария; игра «Цвета природы»; интеллектуальное задание: «Растительный алфавит» (авт.); загадки;

Теоретический материал; презентация «Растительная жизнь», презентационная техника; распечатки заданий; текст загадок и игры; гербарии; заготовки цветов и листочков из цветной бумаги (призы за правильные ответы)

Расширение представлений детей о растительном мире; практическое знакомство с некоторыми растениями; развитие памяти, цветового восприятия, положительного отношения к природе

Ответы на вопросы и загадки; анализ результатов игры и выполнения задания; наличие положительного эмоционального настроя

2.

Сентябрь

Осенняя

экология.

1

(0.5/0.5)

Рассказ - беседа «Для чего нужна природе осень?»; демонстрация коллекций; описание; игра – беседа «Идём по грибы»; загадки; творческое задание (поделка «Снежинки из листьев»)

Теоретический материал; открытки, фотографии, картины (осенних пейзажей, грибов, лишайников); коллекция лишайников и муляжей грибов; загадки про грибы; материалы для поделки: шаблоны снежинок из листьев, цветная бумага, ножницы

Ознакомление с ролью осенних изменений в природе, самыми распространёнными видами грибов и лишайников; получение основных знаний по отличиям съедобных и ядовитых грибов; развитие памяти, внимания, творческого мышления, аккуратности

Наблюдение за ходом беседы и игры; анализ выполнения игрового и творческого задания

18.

Январь

Зимняя

экология.

1

(0.5/0.5)

Рассказ - беседа «Для чего нужна зима?»; опыт; самостоятельная работа;

Теоретический материал; открытки, фотографии, картины - зимних пейзажей, типов снежного и ледяного покрова, видов различных деревьев в зимний период; веточки разных деревьев; материал для опыта: снег с различных участков, стаканы или чашки Петри, лакмусовая бумага, распечатка таблицы

Ознакомление с ролью зимних изменений в окружающей среде; приобретение основных навыков определения деревьев по веткам без листьев; приобретение навыков проведения простейших химических исследований; закрепление навыков проведения опыта и анализа его результатов;

Анализ результатов проведения опыта и заполнения таблицы наблюдений; ответы на вопросы; учёт правильных определений вида дерева по ветке без листьев;

24.

Март

Весенняя

экология.

1

(0.5/0.5)

Рассказ – беседа «Что такое весна?»; аудиозадание; описание, зарисовка; блиц-опрос; самостоятельная работа;

Бумага, цветные карандаши или фломастеры; открытки, фотографии весенних пейзажей; вопросник «Весенние вопросы»; аудиозаписи весенних звуков природы; распечатки «Весенние задачки»

Закрепление знаний о весенних изменениях в природе; развитие слуховой и зрительной памяти; формирование позитивного «весеннего» настроя, эстетического восприятия природных изменений

Результативность ответов на вопросы и выполнения заданий; эмоциональная отзывчивость, личные впечатления детей

9.

Ноябрь

Семена

и листья.

1

(0.5/0.5)

Рассказ; демонстрация коллекции семян и гербария; самостоятельное задание «Раздели на группы»; игровое задание «Путешествие семечка»; творческое задание (поделка: «Осенняя картина из листьев и семян»)

Коллекция семян; гербарий листьев; рисунки и плакаты; тексты заданий; материалы для поделки: листья, семена, клей, картон, цветная бумага

Теоретическое и практическое знакомство с разными типами семян и листьев растений; овладение основными навыками определения растений по семенам и листьям; развитие творческого мышления, аккуратности

Анализ результатов самостоятельной и творческой работы; наблюдение; зрительная оценка активности во время игры

   

Итого:

6 (3/3)

       

Социальная экология

33.

Апрель

Есть

проблема – мусор!

1

(0.5/0.5)

Рассказ; презентация; работа с игровыми карточками; игра «Раздельный сбор отходов» (авт.); командная игра «Собери и раздели» (авт.)

Теоретический материал; презентация, презентационная техника; игровые карточки; наборы для игры (по числу команд): цветные картонные «контейнеры», вырезанные из бумаги рисунки отходов; разноцветные мешки для мусора, бросовый материал (пластиковый, бумажный и т.п.)

Привлечение детей к проблеме сбора и утилизации отходов; знакомство с правилами раздельного сбора мусора; развитие социальной активности, экологического подхода к проблемам городской среды

Наблюдение; анализ и зрительная оценка результатов игровых заданий; опрос; правильное заполнение словарика

25.

Март

Всероссийский экоурок

1

(0.5/0.5)

Рассказ по заявленной теме экоурока; презентация; работа с карточками, рисунками; творческое задание

Теоретический материал; презентация, презентационная техника; карточки, схемы; материалы для творческого задания

Присоединение к проведению всеобщего Всероссийского экоурока; формирование у детей экологического мышления

Анализ результатов самостоятельной и творческой работы; эмоциональная отзывчивость детей

34.

Май

Экология

города.

Что запрещают знаки. Причины

городских пожаров.

1

(0.5/0.5)

Беседа; игровое задание «Запрещающие и разрешающие таблички на городских территориях»; самостоятельная работа; игра «Запрещающие таблички в сказках»

Теоретический материал; бланки игровых заданий; плакаты, листовки; распечатки для игры

Привлечение детей к экологическим проблемам городской среды; развитие ответственности,

Наблюдение; анализ и зрительная оценка результатов игровых заданий, ответов на вопросы

35.

Май

Охрана природы.

Места заповедные.

1 (1/-)

Рассказ - беседа; презентация «Заповедники»; самостоятельная работа; творческое задание (создание буклета)

Теоретический материал; презентация, презентационная техника; открытки, плакаты, фотографии; распечатки заданий природоохранной тематики; материалы для буклета: цветная и белая бумага, распечатки рисунков и символов, карандаши, (фломастеры, краски)

Формирование у детей понимания необходимости охраны природы; знакомство с понятиями «Красная Книга», «редкие и охраняемые виды», «заповедник», «заказник», «буклет»; развитие логического мышления

Анализ и зрительная оценка результатов выполнения творческих и интеллектуальных заданий; опрос; правильное заполнение словарика

   

Итого:

4

(2.5/1.5)

       

Исследовательская экология

11.

Ноябрь

Что такое «опыт»?

Наши

эксперименты.

1

(0.5/0.5)

Объяснение; учебный опыт; демонстрационный опыт; игровое задание «Опыт папы Карло» (авт.)

Плакат о составных частях опыта; материал и оборудование для игровых опытов;

Владение специальной

терминологией - знакомство с понятием «опыт», его составными частями; развитие научно-практического мышления

Наблюдение за ходом проведения учебных опытов и игрового задания; правильное заполнение словарика

14.

Декабрь

Неизвестный организм

1 (-/1)

Беседа; блиц-опрос; игра «Нарисуй и назови неизвестное животное»; игровое задание «Многообразие биологических наук» (авт.); командная игра «Неизвестное существо» (авт.); работа с дидактическим материалом; описание; сравнение

Вопросник; листы бумаги, карандаши; карточки с названиями биологических наук; карточки с именами известных сказочных и мультипликационных героев; изображения самых необычных животных

Освоение методов описания неизвестных биологических организмов; закрепление понятия «признак»; развитие умения работать в команде

Анализ результатов самостоятельной работы и игровых заданий; наблюдение; зрительная оценка активности

13.

Декабрь

Что такое «признак»?

1

(0.5/0.5)

Объяснение; самостоятельное задание; работа с коллекционным материалом; сравнение

2- 3одинаковых комплекта раковин моллюсков, перьев или семян; распечатки сравнительных таблиц;

Освоение понятия «признак»; закрепление методов сравнения; умение распознавать признаки сходства и различия

Опрос; правильное заполнение словарика и сравнительных таблиц

32.

Апрель

Экскурсия по территории: весенние

изменения.

1 (-/1)

Беседа; экскурсия; наблюдение, сравнение; игры на территории ОУ «Воронья охота», «Следопыт»; подвижная игра «Возьми и передай воображаемые предметы»

Бумага, цветные карандаши или фломастеры;

Умение провести наблюдение и проанализировать весенние изменения окружающей среды на территории ОУ; развитие эстетического восприятия природы

Наблюдение; анализ результатов исследовательской игровой деятельности

   

Итого:

4 (1/3)

       

Творческая экология

3.

Сентябрь

Старинный потешный обряд

«Похороны мух»

1 (-/1)

Мероприятие (обряд); рассказ; народная игра; анкетирование

Тексты песен русских и народных игр; народные костюмы; материал для обряда: огурцы и кабачки, мухи, лопата, нитки; бланки анкет

Знакомство с народной культурой, понимание её связи с природой

Активное участие в мероприятии; личная оценка каждого участника (понравилось/не понравилось); результаты анкетирования

15.

Декабрь

Экосказка

1 (-/1)

Беседа; игра; рассуждение

Заготовки для сказок на листах бумаги:

- чистые листы для сказки – закрутки;

- листы текста с пропущенными словами;

- листы текста с ключевыми словами; ручки, карандаши

Тренировка умения развивать заданную тему, представлять её в занимательном, сказочном контексте; развитие воображения, командного духа, умения слушать других; эмоциональная разгрузка учебной деятельности

Зрительная оценка активности участия в сочинении сказок, проявления творческих способностей, командной деятельности; личная оценка каждого участника (понравилось/не понравилось)

12.

20.

Ноябрь

Февраль

Подготовка работ для участия в творческих конкурсах

2 (-/2)

Конкурс; творческое задание; репетиция

Материалы, соответствующие конкурсной тематике

Наличие готовых творческих работ;

Оценка активности при подготовке конкурсных работ; наличие документов о результатах конкурсов (дипломов, свидетельств, сертификатов и др.)

   

Итого:

4 (-/4)

       
   

ИТОГО:

36

(14/22)

часов

       

Календарно-тематический план второго года обучения

заня-тия

Месяц

Название

темы

Кол-во

часов (теория/

практика)

Форма

организации

Дидактические

материалы

и оборудование

Планируемые

результаты

Формы

контроля

Вводные, тестовые, игровые занятия

1.

Сентябрь

Новая встреча старых друзей.

Человек и его среда.

1 (1/-)

Игры на сплочение; коллективное творческое задание «Экологический плакат»; инструктаж

Тексты игр; лист формата А3, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, распечатки экологических картинок; инструкции по ОТ и ПБ

Формирование позитивного настроя на новый учебный год; развитие коллективного духа;

ознакомление с основными инструкциями

Наблюдение; анализ результатов выполнения творческого задания

15.

34.

Декабрь

Май

Тестирование (промежуточное, итоговое)

2 (-/2)

Тест, блиц-опрос; игровое задание, творческое задание

Бланки и карточки для тестов, и игровых заданий, вопросники; «смайлики» из цветной бумаги (призы за правильные ответы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; владение

эколого-биологической

терминологией; эстетическое восприятие окружающей среды

Наблюдение; анализ результатов тестирования, выполнения заданий, блиц-опрос, заполнение «личных» конвертов «Знаю – не знаю»;

16.

Декабрь

Задания

и игры.

ЭкоЛогика.

1(-/1)

Игровые задания экологической тематики: «Природа и я», «Биологические ошибки в сказках», интеллектуальные, экологические, развивающие игры, презентации; викторина

Сказки; бланки и карточки игровых заданий; вопросник; презентации «Одно название – разные животные», «Кто это такие?», «Чьё это?», презентационная техника; «смайлики» из цветной бумаги (призы за правильные ответы)

Развитие памяти, логики, творческой активности, коллективного взаимодействия

Наблюдение; анализ соблюдения правил игры, выполнения заданий, ответов на вопросы

   

Итого:

4 (1/3)

       

Основы зоологии

5.

Октябрь

Звери,

молоком

питающие

1

(0.5/0.5)

Рассказ - беседа, работа с дидактическим материалом, презентация; аудиозадание «Чей это голос?» (авт.); Экологическая игра «Каждой твари по паре»; задания на внимательность: «Найди 20 животных», «Найди животных в джунглях».

Презентация «Звери – это кто?»; презентационная техника; аудиозаписи голосов млекопитающих; открытки, плакаты, фотографии; карточки для игры; распечатки рисуночных заданий

Приобретение новых и закрепление уже имеющихся знаний о млекопитающих; пополнение биологического лексикона; развитие внимания, памяти, интеллекта

Наблюдение; анализ соблюдения правил игры, выполнения заданий, ответов на вопросы; правильное заполнение словарика

6.

Октябрь

Ежи, кроты

и их

родственники

1

(0.5/0.5)

Беседа; загадки; просмотр фильма; творческое задание (поделка «Ёжик»)

Теоретический материал; ноутбук, проектор, экран; фильм про жизнь ежей; загадки; материал для поделки:

Приобретение новых знаний об известных животных; знакомство с понятием «насекомоядные»; поддержка интереса к изучению живой природы

Ответы на загадки и вопросы после просмотра фильма; выполнение творческого задания; заполнение словарика;

7.

Октябрь

Грызуны

и зайцы

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, презентация; игра «Зайцы - кролики» (авт.); творческое задание (поделки «Зверятки из тетрадки»); викторина «А вы знаете…»

Теоретический материал; фотографии, открытки, плакаты; презентация «Грызуны и зайцы», презентационная техника; бланки сравнительных таблиц; материалы для поделки: тетрадные листы в клетку, шаблоны зверят, ножницы; вопросник

Приобретение новых знаний о грызунах и зайцеобразных; понимание различий между этими группами животных; закрепление методов описания и сравнения; поддержка интереса к изучению живой природы

Опрос; наблюдение; заполнение словарика; анализ результатов заполнения сравнительных таблиц; качественное изготовление поделок

8.

Октябрь

Хищники

в природе

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа, презентация; кроссворды; ребусы; логические загадки; творческое задание (Поделки из цветной бумаги «Конвертик – зверюшка», «Зверятки - закладки»)

Теоретический материал; презентация «Хищное разнообразие», презентационная техника; фотографии животных; распечатки кроссвордов, ребусов и логических заданий; материалы для поделок: цветная бумага, цветной картон, ножницы, фломастеры, шаблоны конвертов и закладок

Приобретение новых теоретических знаний; усвоение основных особенностей биологии и хищных животных; развитие творческого мышления, памяти и словарного запаса

Результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий; правильное определение хищника по фотографии; зрительная оценка готовых поделок

9.

Ноябрь

Мир

копытных

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа, сравнение; презентация; задание на внимательность «Как найти лошадь»; блиц-опрос

Теоретический материал; бланки занимательных вопросов; бланки сравнительных таблиц; презентация «Рога и копыта», презентационная техника; распечатки заданий; коллекция рогов

Приобретение основных теоретических знаний об особенностях копытных; закрепление метода сравнения (на примере парно-и непарнокопытных); развитие внимания, экологической логики

Анализ результатов выполнения творческих и интеллектуальных заданий, ответов на вопросы, заполнения словарика и сравнительных таблиц

13.

Декабрь

Обезьяны

и их

родственники

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; презентация; сравнение; просмотр фильма; работа с дидактическим материалом

Теоретический материал; презентация «Обезьяны и … мы!», презентационная техника; фильм об способностях и эмоциях обезьян, их образе жизни; распечатки для сравнительных заданий; распечатки листов для раскрашивания с изображением обезьянок (подарок в конце занятия)

Ознакомление с особенностями жизнедеятельности приматов; закрепление метода сравнения (на примере обезьяны и человека); развитие экологического восприятия человека как вида

Анализ результатов заполнения сравнительных таблиц, ответов на вопросы

   

Итого:

6 (3/3)

       

Экология человека

17.

Январь

Вредные привычки

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; презентация; творческое-интеллектуальное задание (сочинение сказки «Вредности») (авт.); творческое задание (раскраска «Курильщик»); тестирование

Теоретический материал; презентация «Привычки вредные и полезные», презентационная техника; карточки для задания; распечатки силуэта человека с внутренними органами, бумажные заготовки символов вредных привычек; распечатки картинки для раскрашивания, цветные карандаши; бланки для сказки; бланки тестовых вопросов

Формирование и закрепление представлений о вредных и опасных привычках человека; приобретение знаний о негативном влиянии вредных факторов на организм; развитие творческого мышления и интеллекта; развитие здоровьесберегающего самосознания

Наблюдение; опрос, беседа; результаты выполнения творческого и интеллектуального заданий; тест

18.

Январь

Здоровье

человека

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; презентация; самостоятельная работа; творческое задание («Дизайн мыла и зубной пасты»); Игра «Вредное – полезное»; тестирование;

Теоретический материал; презентация, презентационная техника; текст сказочной легенды «Здоровье и боги Олимпа»; текст игры; распечатки рисунков упаковки мыла и зубной пасты; бланки заданий для самостоятельной работы; цветные карандаши

Формирование и закрепление представлений о необходимости бережного отношения к собственному здоровью; приобретение знаний о видах здоровья человека, полезных и вредных продуктах; развитие творческого мышления; развитие здоровьесберегающего самосознания

Наблюдение; опрос, беседа; результаты выполнения творческих заданий и самостоятельной работы; тест

19.

Январь

Наши

эмоции

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; презентация; просмотр мультфильма; психогимнастика; творческие задания («Дорисуй лицо», «Рисуем море», «Страхи»; «Сказочные настроения»

Теоретический материал; карточки и распечатки для самостоятельной работы; презентация «Эмоции», презентационные задания «Угадай настроение», презентационная техника; бумага; бумажные смайлики (призы за правильные ответы); мультфильм; воздушные шарики и маркеры (для рефлексии)

Приобретение новых знаний о видах эмоциональных состояний человека, причинах их появления; формирование положительной эмоциональной сферы, умения контролировать и преобразовывать отрицательный эмоциональный фон; развитие творческо-эмоционального потенциала;

Наблюдение; опрос, беседа; анализ результатов выполнения творческих и психологических заданий; рефлексия

21.

Февраль

Первая

помощь

1

(0.5/0.5)

Рассказ, беседа; Командная игра «Скорая помощь» (авт.); практическое занятие; практическое задание;

Задания для командной игры; игровые материалы (из расчёта на каждую команду): бинты, шприц (без иглы), ёмкость с водой, пустая ёмкость, распечатка кардиограммы; материалы для практики: бинты, жгут, шина, шприц (без иглы), раствор красной акварельной краски

Усвоение и практическое закрепление знаний и навыков оказания первой помощи; закрепление представлений об опасных факторах; формирование здоровьесберегающего самосознания и положительной социально-эмоциональной сферы

Наблюдение; опрос, беседа; результаты выполнения игровых и практических заданий

27.

Март

Как устроен человек.

Органы чувств.

1

(0.5/0.5)

Рассказ «Как мы устроены»; творческое задание «Потрогай, вообрази и нарисуй»; самостоятельная работа с дидактическим материалом; сопоставление; презентация; игровое задание «Органы чувств» (авт.)

Теоретический материал; презентация «Как устроен человек», презентационная техника; листы и материалы для заданий; распечатки силуэта человека, вырезанные из бумаги изображения внутренних органов и символов вредных привычек (см. занятие №17); материалы для игрового задания: набор стаканчиков – вкладышей или пирамидка, шарф для завязывания глаз, геометрический объёмный конструктор, 2 ёмкости, 2 – 3 музыкальных инструмента (бубен, марокас, барабан), для осязания: 5 – 6 предметов различной структуры (напр., шишка, поролон, пенопласт, наждак, пух и т.п.), 5 – 6 предметов с разным запахом (напр., долька чеснока, зерно кофе, гвоздика и т.п.) и вкусом (напр., лимон, шоколад, соль, лук и т.п.)

Усвоение основных особенностей строения человека, понятия о работе и значении органов чувств; развитие памяти, аккуратности, творческого мышления; формирование положительного эмоционального настроя

Беседа; наблюдение, результаты выполнения творческих заданий

28.

Апрель

Как растёт человек

1

(0.5/0.5)

Рассказ; презентация; самостоятельная работа с дидактическим материалом; коллективная игра «Пустыня»; викторина «А вы знаете…»

Иллюстративный материал; презентация «Я расту», презентационная техника; вопросник викторины; распечатки для игры;

Овладение основными теоретическими знаниями по теме занятия; формирование понятия о социальном развитии человека; развитие интеллекта, пополнение словарного запаса, логического мышления; тренировка умения работать в команде

Опрос; наблюдение за ходом выполнения игрового задания, зрительная оценка его результатов;

   

Итого:

6

(3/3)

       

Природная экология

29.

Апрель

Связь

животных

и растений

1

(0.5/0.5)

Рассказ; презентация; игра «Паутина жизни»; самостоятельная работа с дидактическим и иллюстративным материалом

Иллюстративный материал; презентация «Паутина жизни», презентационная техника; бланки заданий

Понимание внутренних природных связей; развитие экологической логики, эмоциональной отзывчивости

Опрос; наблюдение за ходом выполнения игрового задания, зрительная оценка его результатов; рефлексия

30.

Апрель

Экосистема – часть

природы

1 (-/1)

Игра «В некотором Царстве»; экскурсия в природу; рассказ; наблюдение, описание

Карточки с названиями царств (систематических) и различных организмов; бумага, цветные карандаши, ручки

Знакомство с понятием «экосистема»; практическое закрепление навыков работы в условиях живой природы - наблюдение, описание; развитие наблюдательности, эстетического восприятия окружающей среды;

Анализ результатов выполнения самостоятельных описательных и игровых заданий; наличие положительного эмоционального настроя

31.

Апрель

Друзья,

враги и…

паразиты!

1 (1/-)

Рассказ, беседа; презентация; экологические загадки; инструктаж по правилам гигиены; творческое задание «Кляксы»; логическое задание

Теоретический материал; презентация «Друзья, враги и… паразиты!», презентационная техника; распечатки логических заданий; текст загадок; бумага, краски акварельные или чернила, кисточки, фломастеры; картинки мордочек животных (призы за правильные ответы)

Расширение представлений детей о сложных связях в мире природы; знание основных правил соблюдения гигиены; развитие памяти, художественного мышления, аккуратности; положительного отношения к природе

Ответы на вопросы и загадки; анализ результатов выполнения задания; наличие положительного эмоционального настроя

24.

Март

Вода

и другие

жидкости

1

(0.5/0.5)

Рассказ - беседа «Вода в природе»; учебный опыт; демонстрационные опыты «Сколько воды на Земле», «Земля и суша»; демонстрационные опыты с молоком и апельсиновым соком; учебное исследование; работа с дидактическим материалом

Теоретический материал; «Водные загадки»; бланки для описания опытов; иллюстративный материал; материалы для опытов: яблоко, апельсин, различные ёмкости с водой, воздушный шар, молоко, моющее средство, белая бумага; рисунки круговорота воды в природе

Знакомство с некоторыми свойствами воды; наличие представлений о видах природной воды, её роли на планете; ознакомление с понятием «круговорот»; закрепление методов наблюдения, сравнения, навыков постановки и описания опыта

Анализ результатов учебных опытов, ответов на вопросы, заполнения бланков; соблюдение правил проведения опытов, аккуратности и дисциплины

23.

Февраль

Следы

в природе.

Следы

на снегу.

1

(0.5/0.5)

Рассказ о следах жизнедеятельности разных организмов, следах на снежном покрове; задания – угадайки; экологические загадки; презентация; игра «Чей след?» (авт.); творческое задание (поделка «Скатай снеговика»).

Теоретический и иллюстративный материал; презентация «Взгляд следопыта», презентационная техника; тексты загадок и заданий; коллекция природных материалов со следами жизнедеятельности животных; белая бумага для поделки

Теоретическое и практическое знакомство со следами жизнедеятельности животных; развитие зрительной памяти, логики, мелкой моторики

Анализ результатов выполнения логических и игровых заданий, ответов на вопросы, работы с дидактическим материалом

32.

Апрель

Весна - лето

1

(0.5/0.5)

Рассказ; работа на территории ОУ; игры «Вода – почва», «Микропоход»; практическое занятие (взятие почвенных проб)

Коллекция почвенных образцов; теоретический материал; лупы; блокноты, ручки, карандаши; совки; рулетка;

Теоретическое и практическое знакомство с разными типами почв; развитие наблюдательности (на примерах весенне-летних изменений), исследовательского мышления

Анализ результатов практической работы и игры; наблюдение; зрительная оценка активности во время занятия; правильное описание микромаршрута (1м)

22.

Февраль

Природная аптека

1

(0.5/0.5)

Рассказ - беседа о лекарственных растениях и народных средствах; работа с дидактическим материалом; описание; викторина; игра «Сам Себя Спасу, Ребята!» (авт.)

Теоретический и иллюстративный материал; гербарий; коллекция народных лекарственных средств; вопросник; тексты сказок и стихов с упоминанием средств народной медицины

Расширение знаний и представлений о народной медицине и лекарственных растениях; усвоение правил и ошибок применения народных средств

Наблюдение; анализ и зрительная оценка результатов игровых заданий; опрос

3.

Сентябрь

Природные красители. Краски

из растений

1

(0.5/0.5)

Рассказ; опыт; творческое задание («Природная раскраска»)

Схемы оттенков; фотографии растений – красителей; материалы для опыта: сок растений, глицерин, уксус, бумага, кисточки, белая материя; материалы для творческого задания: природные «краски», кисточки, картинки для раскрашивания

Теоретическое и практическое получение знаний о красящих свойствах растений; развитие творческого эстетического мышления, аккуратности

Анализ результатов экспериментальной и творческой работы

   

Итого:

8 (4/4)

       

Социальная экология

14.

Декабрь

Фольклорная биология

1

(0.5/0.5)

Беседа; народная игра; игровое задание «Сказочная биология» (авт.); творческое задание (поделка «Русский календарь»)

Фотографии, тексты народных игр и фольклорных произведений природной тематики; элементы народных костюмов; материал для поделки: распечатки народного календаря на следующий год, рамка, природные материалы, элементы декора, клей, ножницы

Культурно-эстетическое развитие детей, понимание роли природы в жизни человека; творческий подход к изучению экологии и биологии

Наблюдение; анализ и зрительная оценка результатов игровых и творческих заданий; эмоциональная оценка ребёнка (понравилось/не понарвилось)

33.

Май

Экологические

катастрофы

1 (1/-)

Рассказ - беседа; презентация; задание - лабиринт; коллективное творческое задание (создание плаката)

Теоретический материал; презентация «С.О.С!», презентационная техника; вырезки из газет; распечатки заданий - лабиринтов («Спасение животных»); материалы для плаката: цветная и белая бумага, распечатки рисунков и символов, карандаши, (фломастеры, краски)

Формирование у детей понимания необходимости охраны природы; знакомство с понятием «экологическая катастрофа»; развитие логического мышления, природоохранного сознания

Анализ и зрительная оценка результатов выполнения творческих и логических заданий; опрос; правильное заполнение словарика; эмоциональная отзывчивость детей

2.

Сентябрь

Природа

и человек

1

(0.5/0.5)

Объяснение; рассказ о правилах поведения в природе; инструктаж; игровые задания «Собери рюкзак», «Природа и я»

Плакаты, иллюстрации, фотографии; материалы для игровых заданий: различные нужные и ненужные для похода предметы, 2-3 рюкзака или сумки, бланки для заполнения;

Знание правил поведения в природе, приобретение первичных навыков рационального подхода в общении с природой; воспитание толерантного отношения к «неприятным» животным

Наблюдение за ходом игры; анализ заполненных бланков (отношение к самым «неприятным» животным»)

10.

Ноябрь

Бездомные животные

1 (-/1)

Беседа; рассуждение; презентация; просмотр видеосюжетов; тестирование

Видеоматериалы о безнадзорных животных; «Грустная собака»; презентация «Дома.нет», презентационная техника

Понимание социальных проблем, связанных с безнадзорными животными; воспитание ответственности, доброты, отзывчивости; осознание опасности, связанной с бездомными животными

Наблюдение; анализ результатов беседы и тестирования; эмоциональная отзывчивость детей

11.

Ноябрь

Накорми птиц

1

(0.5/0.5)

Рассказ – беседа о зимующих птицах; творческо-практическое задание (изготовление кормушки)

Теоретический материал; иллюстрации, фотографии; материалы для кормушек;

Понимание проблем городских зимующих птиц; знание правил кормления птиц и их предпочтений; формирование у детей экологического мышления, осознания социальной значимости свое деятельности

Готовое изделие (кормушка); эмоциональная отзывчивость детей

26.

Март

Всероссийский экоурок

1

(0.5/0.5)

Рассказ по заявленной теме экоурока; презентация; работа с карточками, рисунками; творческое задание

Теоретический материал; презентация, презентационная техника; карточки, схемы; материалы для творческого задания

Присоединение к проведению всеобщего Всероссийского экоурока; формирование у детей экологического мышления

Анализ результатов самостоятельной и творческой работы; эмоциональная отзывчивость детей

   

Итого:

6 (3/3)

       

Творческо-исследовательская экология

35, 36.

Май

Моё

эко-портфолио

2 (-/2)

Рассказ; систематизация; творческое задание (оформление портфолио); самостоятельная работа

Папка, дипломы и другие наградные материалы; примеры сделанных творческих и интеллектуальных заданий; фотографии; бланки вкладышей, анкет и т.п.; материалы эко-декора

Умение систематизировать и презентовать собственные достижения; развитие творческого потенциала, индивидуальности

Готовое портфолио; положительная оценка самого обучающегося

4.

12.

20.

25

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Подготовка работ для участия в творческих и исследовательских конкурсах

4 (-/4)

Конкурс; творческое задание; репетиция

Материалы, соответствующие конкурсной тематике

Наличие готовых творческих работ;

Оценка активности при подготовке конкурсных работ; наличие документов о результатах конкурсов (дипломов, свидетельств, сертификатов и др.)

   

Итого:

6 (-/6)

       
   

ИТОГО:

36

(14/22)

часов

       

Примечание:

1. Все учебные презентации являются авторскими.

2. Для тестирования обучающихся применяются как авторские тесты, так и следующие методические материалы:

- Методика изучения мотивов участия воспитанников в деятельности (Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х ч. — Ярославль, 2000, II ч., С. 6.);

- Методики диагностики мотивации взаимодействия с природой «ЭЗОП» и «Альтернатива» (по В.Ясвину);

- Методики диагностики творческого мышления (Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. – Ярославль: Изд. Яр.обл. ИПК раб.обр., 1998; Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Методика диагностики речемыслительной креативности // Методы психологической диагностики, вып. 1 - М., 1993)

- Методики исследования памяти и творческих способностей (azps.ruТестыТесты для детей)

3. Игры и творческие задания, не указанные как авторские, широко представлены на различных тематических и образовательных сайтах. Некоторые авторские разработки представлены в статье Никитиной Н.Г. « Применение игровых методов для освоения учащимися научной терминологии, используемой в исследовательской деятельности».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации