Календарно - тематическое планирование по геометрии, 10 класс
Календарно – тематическое планирование по геометрии
для 10 класса к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. «Геометрия 10-11 классы», Москва, издательство «Просвещение», 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Плановых контрольных работ – 5
Тема 1. «Аксиомы стереометрии и их следствия»
Основная цель — сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображении точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве
Тема 2. « Параллельность прямых и плоскостей»
Основная цель — дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве
Тема 3. «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Основная цель — дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями.
Тема 4. «Многогранники»
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
Тема 5. «Векторы в пространстве»
Основная цель — обобщить изученный в базовой школе материал о векторах на плоскости, дать систематические сведения о
действиях с векторами в пространстве.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые образовательные результаты |
КЭС |
КПУ |
||||
Аксиомы стереометрии и их следствия (5 ч) |
||||||||
|
Аксиомы стереометрии. |
Знать: основные понятия стереометрии. Уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные фигуры |
||||||
|
Некоторые следствия из аксиом. |
Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: описывать взаимное расположение точек, прямых, плоскостей с помощью аксиом стереометрии. |
||||||
|
Некоторые следствия из аксиом. |
Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: описывать взаимное расположение точек, прямых, плоскостей с помощью аксиом стереометрии. |
||||||
|
Решение задач на применение аксиом стереометрии |
Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: применять аксиомы при решении задач. |
||||||
|
Решение задач на применение аксиом стереометрии |
Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: применять аксиомы при решении задач. |
||||||
Параллельность прямых и плоскостей (18 ч) |
||||||||
|
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых. |
Знать взаимное расположение прямых в пространстве. Уметь: анализировать в простейших случаях взаимное расположение прямых в пространстве, используя определение параллельных прямых, определение параллельных прямых в пространстве |
5.2.1 |
4.2 |
||||
|
Параллельность прямой и плоскости. |
Знать: определение и признак параллельности прямой и плоскости. Уметь: применять признак при доказательстве параллельности прямой и плоскости при решении задач. |
5.2.2 |
4.2 |
||||
|
Теорема о параллельности прямой и плоскости. |
5.2.2 |
4.2 |
|||||
|
Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости» |
Уметь: применять признак при доказательстве параллельности прямой и плоскости при решении задач. |
5.2.2 |
4.2 |
||||
|
Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости» |
Уметь: применять признак при доказательстве параллельности прямой и плоскости при решении задач. |
5.2.2 |
4.2 |
||||
|
Скрещивающиеся прямые. |
Рассмотреть определение и признак скрещивающихся прямых. |
5.2.1 |
4.2 |
||||
|
Углы с сонаправленными сторонами и их свойство. |
Иметь представление об углах между пересекающимися, параллельными и скрещивающимися прямыми в пространстве. Уметь: находить углы с сонаправленными сторонами на моделях многогранников. |
4.2 |
|||||
|
Угол между прямыми. |
Уметь: находить угол между прямыми в пространстве на модели куба |
4.2 |
|||||
|
Повторение теории, решение задач по теме из материалов ЕГЭ |
Знать: определение и признак параллельности прямой и плоскости. Уметь: находить на моделях параллелепипеда параллельные, скрещивающиеся и пересекающиеся прямые, определять взаимное расположение прямой и плоскости и углов между прямыми.. |
4.2 |
|||||
|
Контрольная работа №1. «Взаимное расположение прямых в пространстве». |
Знать: определение и признак параллельности прямой и плоскости. Уметь: находить на моделях параллелепипеда параллельные, скрещивающиеся и пересекающиеся прямые, определять взаимное расположение прямой и плоскости. |
||||||
|
Параллельные плоскости. |
Знать: определение, признак параллельности плоскостей. Уметь: решать задачи на доказательство параллельности плоскостей с помощью признака параллельности плоскостей. |
5.2.3 |
4.2 |
||||
|
Свойства параллельных плоскостей |
Знать: свойства параллельных плоскостей. Уметь: применять признак, свойства параллельных плоскостей в решении задач. |
5.2.3 |
4.2 |
||||
|
Тетраэдр. |
Знать: элементы тетраэдра. Уметь: распознавать на чертежах и моделях тетраэдр и изображать на плоскости, рассмотреть взаимное расположение прямых и плоскостей на примере треугольной пирамиды. |
5.3.1 |
4.2 |
||||
|
Параллелепипед. Свойства граней и диагоналей параллелепипеда. |
Знать: элементы параллелепипеда, свойства противоположных граней и его диагоналей. Уметь: распознавать на чертежах и моделях параллелепипед и изображать на плоскости. |
5.3.2 |
4.2 |
||||
|
Задачи на построение сечений тетраэдра. |
Уметь: строить сечение плоскостью, параллельной граням параллелепипеда, тетраэдра; строить диагональные сечения в параллелепипеде, тетраэдре; сечения плоскостью, проходящей через ребро и вершину параллелепипеда. |
5.3.4 |
4.2 |
||||
|
Задачи на построение сечений параллелепипеда. |
5.3.4 |
4.2 |
|||||
|
Решение задач по теме. |
Формировать навыки решения задач с параллельными плоскостями, построением сечений тетраэдра и параллелепипеда. |
5.3.4 |
4.2 |
||||
|
Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» |
Знать: определение и признак параллельности плоскости. Уметь: строить сечение параллелепипеда и тетраэдра плоскостью, параллельной грани; применять свойства параллельных прямой и плоскости, параллельных плоскостей при доказательстве подобия треугольников |
||||||
Перпендикулярность прямых и плоскостей (19 ч) |
||||||||
|
Перпендикулярные прямые в пространстве. |
Знать: определение перпендикулярных прямых, теорему о параллельных прямых, перпендикулярных к третьей прямой; определение прямой, перпендикулярной к плоскости, и свойства прямых, перпендикулярных к плоскости. Уметь: распознавать на моделях перпендикулярные прямые в пространстве; использовать при решении стереометрических задач теорему Пифагора. |
5.2.1 |
4.2 |
||||
|
Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. |
5.2.3 |
4.2 |
|||||
|
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. |
Знать: признак перпендикулярности прямой и плоскости. Уметь: применять признак при решении задач на доказательство перпендикулярности прямой к плоскости параллелограмма, ромба, квадрата. |
5.2.3 |
4.2 |
||||
|
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. |
Знать: теорему о прямой, перпендикулярной плоскости. Уметь: применять теорему для решения стереометрических задач. |
5.2.3 |
4.2 |
||||
|
Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости». |
Уметь: находить расстояние от точки, лежащей на прямой, перпендикулярной к плоскости квадрата, правильного треугольника, ромба до их вершин, используя соотношения в прямоугольном треугольнике. |
5.2.3 |
4.2 |
||||
|
Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости». |
5.2.3 |
4.2 |
|||||
|
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах, решение задач. |
Знать: определение расстояний от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, теорему о трёх перпендикулярах; Уметь: применять теорему о трёх перпендикулярах при решении задач на доказательство перпендикулярности двух прямых, определять расстояние от точки до плоскости; |
5.5.4 |
4.2 |
||||
|
Угол между прямой и плоскостью |
Знать: определение угла между прямой и плоскостью. Уметь: изображать угол между прямой и плоскостью на чертежах. |
5.5.2 |
4.2 |
||||
|
Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах |
Уметь: находить наклонную, её проекцию, знать длину перпендикуляра и угол наклона; находить угол между прямой и плоскостью, используя соотношения в прямоугольном треугольнике. |
5.2.3 |
4.2 |
||||
|
Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах |
Уметь: находить наклонную, её проекцию, знать длину перпендикуляра и угол наклона; находить угол между прямой и плоскостью, используя соотношения в прямоугольном треугольнике. |
5.2.3 |
4.2 |
||||
|
Решение задач на нахождение расстояния от точки до плоскости |
Уметь: решать стереометрические задачи, избегая ошибок, допускаемых при вычислении расстояний от точки до плоскости |
5.5.4 |
4.2 |
||||
|
Решение задач на нахождение расстояния от точки до плоскости |
Уметь: решать стереометрические задачи, избегая ошибок, допускаемых при вычислении расстояний от точки до плоскости |
5.5.4 |
4.2 |
||||
|
Двугранный угол. |
Знать: понятие двугранного и линейного угла. Уметь: находить и строить на чертеже линейный угол двугранного угла. |
5.5.2 |
4.2 |
||||
|
Признак перпендикулярности двух плоскостей. |
Знать: определение и признак перпендикулярности двух плоскостей. Уметь: распознавать и описывать взаимное расположение плоскостей в пространстве, выполнять чертёж по условию задачи. |
5.2.5 |
4.2 |
||||
|
Прямоугольный параллелепипед |
Знать: определение прямоугольного параллелепипеда, куба, свойства прямоугольного параллелепипеда, куба. Уметь: применять свойства прямоугольного параллелепипеда при нахождении его диагоналей. |
5.3.2 |
4.2 |
||||
|
Прямоугольный параллелепипед |
5.3.2 |
4.2 |
|||||
|
Решение задач «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
Уметь: находить наклонную или её проекцию, используя соотношения в прямоугольном треугольнике; находить угол между диагональю прямоугольного параллелепипеда и одной из его граней; доказывать перпендикулярность прямой и плоскости |
5.3.2 |
4.2 |
||||
|
Решение задач «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
5.3.2 |
4.2 |
|||||
|
Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
|||||||
Многогранники. (10 ч) |
||||||||
|
Понятие многогранника. |
Знать: элементы многогранника: вершины, рёбра, грани. |
5.3.1 |
4.2 |
||||
|
Призма. Наклонная призма. Правильная призма |
Знать: определение правильной призмы. Уметь: изображать призму, выполнять чертежи по условию задачи, изображать наклонную призму по условию задачи, изображать правильную призму на чертежах, строить её сечение |
5.3.1 |
4.2 |
||||
|
Площадь полной и боковой поверхности призмы |
Знать: формулу площади полной поверхности прямой призмы. Уметь: находить площадь боковой и полной поверхности прямой призмы, основание которой – треугольник; находить полную и боковую поверхности правильной n-угольной призмы, при n=3,4,6. |
5.3.1 |
4.2 |
||||
|
Пирамида. |
Знать: определение пирамиды, её элементов. Уметь: изображать пирамиду на чертежах; строить сечение плоскостью, параллельной основанию, и сечение, проходящее через вершину и диагональ основания. |
5.3.3 |
4.2 |
||||
|
Площадь полной поверхности пирамиды |
Знать: элементы пирамиды, виды пирамид. Уметь: использовать при решении задач планиметрические факты, вычислять площадь полной поверхности правильной пирамиды. |
5.3.3 |
4.2 |
||||
|
Правильная пирамида. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды |
Знать: определение правильной пирамиды. Уметь: решать задачи на нахождение апофемы, бокового ребра, площади основания правильной пирамиды, использовать при решении задач планиметрические факты, вычислять площадь полной поверхности правильной пирамиды. |
5.3.3 |
4.2 |
||||
|
Решение задач по теме: «Правильная пирамида» |
Уметь: использовать при решении задач планиметрические факты, вычислять площадь полной поверхности правильной пирамиды. |
5.3.3 |
4.2 |
||||
|
Усечённая пирамида. Площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды |
Знать: определение усечённой пирамиды, её элементов, формулу для вычисления боковой поверхности правильной усечённой пирамиды. Уметь: по условию задачи строить усечённую пирамиду, применять формулу для вычисления боковой поверхности при решении задач. |
5.3.3 |
4.2 |
||||
|
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. |
Знать: виды симметрии в пространстве. Уметь: определять центры симметрии, оси симметрии, плоскости симметрии для куба и параллелепипеда. |
4.2 |
|||||
|
Контрольная работа №4. по теме «Многогранники» |
|||||||
Векторы в пространстве. (6ч) |
||||||||
|
Понятие вектора. Равенство векторов. |
Знать: определение вектора в пространстве, его длины какие векторы называются равными Уметь: на модели параллелепипеда находить сонаправленные, противоположно направленные векторы, строить вектор равный данному. |
5.6.3 |
4.3 |
||||
|
Сложение векторов и вычитание векторов |
Знать: правила сложения и векторов. Уметь: находить сумму и разность векторов с помощью правила треугольника и многоугольника. |
5.6.3 |
4.3 |
||||
|
Умножение вектора на число. |
Знать: правила умножения вектора на число. Уметь: выражать один из коллинеарных векторов через другой |
5.6.3 |
4.3 |
||||
|
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. |
Знать: определение компланарных векторов, правило параллелепипеда. Уметь: на модели параллелепипеда находить компланарные векторы, выполнять сложение трёх некомпланарных векторов с помощью правила параллелепипеда. |
5.6.5 |
4.3 |
||||
|
Разложение вектора по трём некомпланарным векторам |
Знать: теорему о разложении любого вектора по трём некомпланарным векторам. Уметь: выполнять разложение вектора по трём некомпланарным векторам на модели параллелепипеда. |
5.6.5 |
4.3 |
||||
|
Контрольная работа №5 по теме « Векторы». |
|||||||
|
Повторение: «Аксиомы стереометрии и их следствия» |
Знать: основополагающие аксиомы стереометрии.. Уметь: применять при решении задач и доказательстве. |
||||||
|
Повторение: «Параллельность прямых и плоскостей» |
Знать: признаки взаимного расположения прямых и плоскостей в пр-ве. Уметь: решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин |
||||||
|
Повторение: «Параллельность прямых и плоскостей» |
Уметь: решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин |
5.2 |
|||||
|
Повторение: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
Уметь: проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач, систематизировать и классифицировать информацию. |
5.2 |
|||||
|
Повторение: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
5.2 |
||||||
|
Повторение: «Многогранники» |
Уметь: проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач, систематизировать и классифицировать информацию. |
5.2 |
|||||
|
Повторение. Векторы в пространстве |
Уметь: проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач, систематизировать и классифицировать информацию. |
5.2 |
|||||
|
Повторение. Применение векторов к решению задач |
Уметь: проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач, систематизировать и классифицировать информацию. |
5.2 |
|||||
|
Повторение. Применение векторов к решению задач |
Уметь: проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач, систематизировать и классифицировать информацию. |
5.2 |
|||||
|
Заключительный урок-беседа по курсу геометрии |