ГЕОМЕТРИЯ
8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование составлено на основе учебной программы по предмету «Геометрия» для 7-9 классов основного среднего образования, разработанной Национальной Академией Образования им. И. Алтынсарина (Астана 2013 г.). Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартам среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080. Программа утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115. Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Геометрия – один из основных разделов математики, сочетающих в себе черты естественно-научной дисциплины и формально-логической теории.
Целью изучения курса геометрии в основной школе как учебного предмета является:
обеспечение всех учащихся необходимым базовым уровнем математической подготовки в области геометрии для дальнейшего обучения;
2) подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Изучение курса геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей воспитания интеллектуально развитой личности:
развитие логического мышления;
формирование и развитие умений и навыков геометрических построений и обоснования их правильности;
формирование и развитие навыков практической деятельности на основе геометрических знаний, навыков математической деятельности;
формирование пространственных представлений учащихся;
создание фундамента для формирования пространственного мышления;
формирование образного мышления;
развитие функциональной грамотности;
развитие графической грамотности, эстетического вкуса.
Задачи обучения:
сформировать у учащихся понятие геометрической фигуры, а также количественных и качественных соотношений между элементами одной или нескольких геометрических фигур;
сформировать и развить навыки дедуктивных рассуждений (прямой метод, метод от противного);
сформировать навыки построения простейших чертежей, измерительных навыков;
сформировать и развить навыки самостоятельного получения знаний;
сформировать и развить умения представлять реальный объект в виде одной или нескольких геометрических фигур;
расширить и систематизировать теоретические знания о свойствах плоских фигур;
сформировать и развить умения и навыки решения геометрических задач на вычисление, на доказательство и на построение;
расширить умения и навыки узнавания геометрических фигур на чертежах различной степени сложности, использования дополнительных построений и вспомогательных чертежей при решении задач;
сформировать и развить умения построения образов плоских фигур, полученных при преобразованиях плоскости;
сформировать и развить умения и навыки решения геометрических задач алгебраическими методами;
сформировать представления учащихся о пространстве и пространственных фигурах;
ознакомить учащихся с изображениями пространственных фигур и их элементов.
В курсе геометрии 8 класса у учащихся формируются, углубляются и систематизируются:
знания о геометрических фигурах на плоскости;
навыки построения геометрических фигур и дедуктивных рассуждений (прямой метод, метод от противного);
умения вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства и формулы.
Учащиеся 8 класса:
знакомятся с тригонометрическими функциями острого угла и методом координат на плоскости;
овладевают первичными навыками преобразования тригонометрических выражений и навыками применения метода координат к решению геометрических задач.
Базовое содержание учебного предмета «Геометрия» 8 класса:
Повторение курса геометрии 7-го класса (4 ч.):
-
точка, прямая, луч (полупрямая), отрезок, плоскость и их взаимное расположение;
равенство фигур;
аксиомы геометрии;
теорема и доказательство теоремы;
смежные и вертикальные углы и их свойства;
признаки равенства треугольников;
равнобедренный треугольник;
признаки равенства и свойства прямоугольных треугольников;
соотношения между сторонами и углами треугольника;
признаки и свойства параллельных прямых;
сумма углов треугольника;
окружность;
взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей;
центральный угол, градусная мера дуги;
задачи на построение.
Четырехугольники (18 ч.):
определение четырехугольника, выпуклые четырехугольники, сумма внутренних углов четырехугольника;
параллелограмм и его свойства;
признаки параллелограмма;
прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки;
теорема Фалеса, пропорциональные отрезки;
трапеция;
четырехугольники (параллелограммы, прямоугольники, ромбы, квадраты, трапеции) в окружающем нас мире;
средняя линия треугольника, средняя линия трапеции;
замечательные точки треугольника.
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (15 ч.):
синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника;
теорема Пифагора;
основное тригонометрическое тождество и его следствия;
значения тригонометрических функций синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов 30º, 45º, 60º;
решение прямоугольных треугольников;
построение прямоугольных треугольников.
Прямоугольная система координат на плоскости (10 ч.):
координаты точки на плоскости, координаты середины отрезка, расстояние между двумя точками;
уравнение окружности, уравнение прямой;
применение координат к решению задач.
Площадь (14 ч.):
понятие о площади фигуры;
равновеликость и равносоставленность фигур;
площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Повторение. Решение задач (7 ч.).
Объем учебной нагрузки по предмету «Геометрия» 8 класс составляет: 2 часа в неделю, всего 102 часа.
ГОСО по предмету «Геометрия» уровня подготовки
учащихся 8 класса:
В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны знать:
определение четырехугольника, выпуклого четырехугольника;
теорему о сумме внутренних углов четырехугольника;
определение параллелограмма и его элементы;
свойства и признаки параллелограмма;
определения, признаки и свойства прямоугольника, ромба, квадрата;
теорему Фалеса;
теорему о пропорциональных отрезках;
определения трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции и их элементы;
определение средней линии треугольника и ее свойства;
определение средней линии трапеции и ее свойства;
названия четырех замечательных точек треугольника;
свойства медиан, высот, биссектрис треугольника, серединных перпендикуляров к его сторонам;
определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла в прямоугольном треугольнике;
теорему Пифагора и обратную к ней;
основное тригонометрическое тождество и некоторые другие тождества;
значения тригонометрических функций углов 30º, 45º, 60º;
основные методы решения прямоугольных треугольников;
формулу координат середины отрезка;
формулу расстояния между двумя точками в прямоугольной системе координат;
уравнение окружности и прямой;
определения равновеликих и равносоставленных фигур;
аксиомы измерения площадей, единицы измерения площади;
формулы для нахождения площадей прямоугольника, квадрата, треугольника, параллелограмма, трапеции.
В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, применять аналогию, рассуждать;
работать с чертежными инструментами;
выполнять чертежи по условию задач;
распознавать геометрические фигуры в окружающем мире;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей);
для углов от 0 до 90 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;
находить стороны, углы и площади треугольников, четырехугольников;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат;
характеризовать и различать параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб и трапецию;
находить на рисунке четырехугольников, их стороны, вершины и углы;
изображать на рисунке четырехугольник его диагонали и высоты;
решать задачи, отражающие соотношения между элементами параллелограмма;
делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
строить пропорциональные отрезки;
делить отрезок в отношении, заданным отношением двух данных отрезков;
решать задачи на нахождение неизвестных элементов трапеции;
решать задачи на применение свойств средних линий треугольника и трапеции;
решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;
решать задачи на нахождение значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла;
применять тригонометрические функции острого угла для нахождения элементов прямоугольного треугольника;
применять теорему Пифагора для нахождения сторон прямоугольного треугольника;
проверять, является ли треугольник с заданными сторонами прямоугольным;
применять основные тригонометрические тождества при решении геометрических задач;
находить значения sinα, cosα, tgα и ctgα по данному значению одного из них;
решать задачи на нахождение приближенных числовых значений элементов треугольника;
строить угол по известным значениям его синуса, косинуса, тангенса и котангенса;
находить координаты середины отрезка по координатам его концов;
находить расстояние между точками (длину отрезка) по координатам этих точек;
решать задачи с использованием формулы расстояния между двумя точками в прямоугольной системе координат;
записывать уравнение окружности, если известны координаты ее центра и радиус;
находить координаты центра и радиус окружности по ее уравнению;
находить уравнение прямой, проходящей через две точки или параллельной одной из координатных осей;
находить точку пересечения прямых, прямой и окружности, двух окружностей;
вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции по заданным элементам;
применять формулы для нахождения площадей прямоугольника, квадрата, треугольника, параллелограмма и трапеции при решении задач.
ГЕОМЕТРИЯ
8-класс
(всего 68 ч, по 2 ч. в неделю)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||||
Повторение курса геометрии 7-го класса |
4 |
||||||
1 |
Начальные понятия планиметрии. Треугольники. |
1 |
02.09 |
||||
2 |
Взаимное расположение прямых на плоскости. Окружность. Геометрические построения |
1 |
03.09 |
||||
3 |
Контрольная работа. (Нулевой срез.) |
1 |
08.09 |
||||
4 |
Анализ контрольной работы. Коррекция ЗУН учащихся. |
1 |
10.09 |
||||
2. Четырехугольники |
18 |
||||||
5 |
Определение четырехугольника. Выпуклые четырехугольники. Сумма внутренних углов четырехугольника. |
1 |
15.09 |
||||
6 |
Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма |
1 |
17.09 |
||||
7 |
Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма |
1 |
22.09 |
||||
8 |
Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма |
1 |
25.09 |
||||
9 |
Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства и признаки. |
1 |
29.09 |
||||
10 |
Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства и признаки. |
1 |
01.10 |
||||
11 |
Контрольная работа №1 |
1 |
06.10 |
||||
12 |
Анализ контрольной работы. Коррекция ЗУН учащихся. |
1 |
08.10 |
||||
13 |
Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки. |
1 |
13.10 |
||||
14 |
Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки. |
1 |
15.10 |
||||
15 |
Трапеция |
1 |
20.10 |
||||
16 |
Четырехугольники (параллелограммы, прямоугольники, ромбы, квадраты, трапеции) в окружающем нас мире. |
1 |
22.10 |
||||
17 |
Средние линии треугольника и трапеции |
1 |
27.10 |
||||
18 |
Средние линии треугольника и трапеции |
1 |
29.10 |
||||
19 |
Замечательные точки треугольника. |
1 |
03.11 |
||||
20 |
Замечательные точки треугольника. |
1 |
12.11 |
||||
21 |
Контрольная работа №2 |
1 |
17.11 |
||||
22 |
Анализ контрольной работы. Коррекция ЗУН учащихся. |
1 |
19.11 |
||||
3. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
15 |
||||||
23 |
Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника |
1 |
24.11 |
||||
24 |
Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника |
1 |
26.11 |
||||
25 |
Теорема Пифагора |
1 |
01.12 |
||||
26 |
Теорема Пифагора |
1 |
03.12 |
||||
27 |
Теорема Пифагора |
1 |
08.12 |
||||
28 |
Основное тригонометрическое тождество и его следствия. |
1 |
10.12 |
||||
29 |
Основное тригонометрическое тождество и его следствия. |
1 |
15.12 |
||||
30 |
Контрольная работа №3 |
1 |
18.12 |
||||
31 |
Значения тригонометрических функций синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов 30º, 45º, 60º. |
1 |
22.12 |
||||
32 |
Значения тригонометрических функций синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов 30º, 45º, 60º. |
1 |
24.12 |
||||
33 |
Решение прямоугольных треугольников. |
1 |
29.12 |
||||
34 |
Решение прямоугольных треугольников. |
1 |
12.01 |
||||
35 |
Решение прямоугольных треугольников. |
1 |
14.01 |
||||
36 |
Построение прямоугольных треугольников. |
1 |
19.01 |
||||
37 |
Контрольная работа №4 |
1 |
21.01 |
||||
38 |
Анализ контрольной работы. Коррекция ЗУН учащихся. |
1 |
26.01 |
||||
4. Прямоугольная система координат на плоскости |
10 |
||||||
39 |
Координаты точки на плоскости. Координаты середины отрезка. |
1 |
28.01 |
||||
40 |
Расстояние между двумя точками. |
1 |
02.02 |
||||
41 |
Уравнение окружности. |
1 |
04.02 |
||||
42 |
Уравнение окружности. |
1 |
09.02 |
||||
43 |
Уравнение прямой. |
1 |
11.02 |
||||
44 |
Уравнение прямой. |
1 |
16.02 |
||||
45 |
Применение координат к решению задач. |
1 |
18.02 |
||||
46 |
Применение координат к решению задач. |
1 |
23.02 |
||||
47 |
Контрольная работа №5 |
1 |
25.02 |
||||
48 |
Анализ контрольной работы. Коррекция ЗУН учащихся. |
1 |
01.03 |
||||
5. Площадь |
14 |
||||||
49 |
Понятие о площади фигуры. Равновеликостьи равносоставленностьфигур. |
1 |
03.03 |
||||
50 |
Площадь прямоугольника |
1 |
07.03 |
||||
51 |
Площадь прямоугольника |
1 |
10.03 |
||||
52 |
Площадь параллелограмма |
1 |
15.03 |
||||
53 |
Площадь параллелограмма |
1 |
17.03 |
||||
54 |
Площадь треугольника |
1 |
05.04 |
||||
55 |
Площадь треугольника |
1 |
07.04 |
||||
56 |
Площадь треугольника |
1 |
12.04 |
||||
57 |
Площадь трапеции |
1 |
14.04 |
||||
58 |
Решение задач на нахождение площадей треугольников и четырехугольников. |
1 |
19.04 |
||||
59 |
Решение задач на нахождение площадей треугольников и четырехугольников. |
1 |
21.04 |
||||
60 |
Решение задач на нахождение площадей треугольников и четырехугольников. |
1 |
26.04 |
||||
61 |
Контрольная работа №6 |
1 |
28.04 |
||||
62 |
Анализ контрольной работы. Коррекция ЗУН учащихся. |
1 |
03.05 |
||||
6. Повторение. Решение задач |
7 |
||||||
41 |
Четырехугольники |
1 |
05.05 |
||||
42 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
1 |
10.05 |
||||
43 |
Прямоугольная система координат на плоскости |
1 |
12.05 |
||||
44 |
Площадь |
1 |
17.05 |
||||
45 |
Итоговая контрольная работа №7 |
1 |
19.05 |
||||
46 |
Анализ контрольной работы. Коррекция ЗУН учащихся. |
1 |
20.05 |