Календарно-тематический план дополнительной программы «Азбука лепки» (1–4 класс)
Календарно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
« Азбука лепки»
Пояснительная записка.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Новизна и отличительная особенность плана заключается в блочно-тематическом планирование содержание уроков. Основные разделы группируются вокруг единой темы. Содержание учебного года основывается на 4-х тематических блоках:
I – “Мир природы”
– дети лепят листья деревьев, грибы, овощи, фрукты с натуры, по памяти и по представлению; знакомятся с исходными формами лепки: шар, конус, цилиндр; с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморт.
II – “Мир животных”
– лепка из пластилина (глины) птиц, насекомых, рыб, млекопитающих диких и домашних животных по памяти, по представлению; знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре.
III – “Мир фантазий” – лепка сказочных, фантастических, декоративных композиций, изразцов (масок).
IV – “Мир человека”
– мир фантазий и увлечений человека (посуда, костюмы, транспорт, архитектура) и тематические композиции по темам сюжетов быта и труда человека.
В плане предусмотрено использование разных видов пластического материала для работы (глина, соленое тесто, гипс или алебастр бумажная пластика). Основное содержание составляет знакомство с художественными промыслами народной детской игрушки и ее образно-эстетическим богатством через практическое освоение учащимися технологии ее изготовления и коллективный творческий труд.
Режим занятий. Данная программа рассчитана на обучение с 7 лет. Продолжительность реализации – 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа, 144 часов в год.
Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Календарно-тематический план.
№ |
Месяц, число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Форма контроля, аттестации |
I. “Мир природы” |
||||||
Введение в образовательную программу. Техника безопасности |
||||||
1 |
2 |
Введение в образовательную программу. Техника безопасности |
||||
2 |
Занятие сообщения новых знаний |
4 |
Многообразие форм в природе (лепка овощей и фруктов). |
кроссворд |
||
3 |
Занятие сообщения новых знаний |
4 |
Мир природы полон украшений (лепка бабочки-красавицы, украшение крыльев бабочки налепами, божья коровка, и т.д.). |
выставка |
||
4 |
Комбинированное занятие |
4 |
Лепка листьев простой формы. |
зачет |
||
5 |
Занятие-поход |
4 |
Лепка дерева (исходная форма – цилиндр). |
творческая работа |
||
6 |
Комбинированное занятие |
4 |
Грибы на лесной поляне. |
кроссворд |
||
7 |
Занятие применения знаний, умений, навыков |
4 |
“Что созрело в огороде?”. Лепка овощей. |
выставка |
||
8 |
Занятие сообщения новых знаний |
4 |
“Что созрело в саду?”. Лепка фруктов. |
зачет |
||
9 |
Занятие повторение |
6 |
“Кто на листике живет?”. Лепка кузнечика, бабочки, стрекозы, жуков, пауков. |
творческая работа |
||
10 |
Занятие применения знаний, умений, навыков |
6 |
Композиция “Подводный мир”. (Рыбки медузы, морской конёк, осьминог крабы) |
кроссворд |
||
II. “Мир животных” |
||||||
11 |
выставка |
|||||
12 |
Комбинированное занятие |
4 |
Мой любимый друг – щенок (котёнок). |
зачет |
||
13 |
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков |
4 |
Лепка птиц |
творческая работа |
||
14 |
Комбинированное занятие |
6 |
Лепка диких животных. |
кроссворд |
||
15 |
Занятие формирования умений и навыков |
6 |
Композиция “Птичий двор” (курица с цыплятами, петух, индюк) (дымковская игрушка). |
выставка |
||
16 |
Комбинированное занятие |
6 |
Лепим зоосад. (Лев, тигрёнок, жираф, зебра, носорог, бегемот). |
зачет |
||
17 |
Занятие сообщения новых знаний |
6 |
Птица. (Сова, воробышек, сорока, ворона, тетерев). Промежуточная диагностика. Тестирование |
творческая работа |
||
18 |
Комбинированное занятие |
4 |
Выражение характера животных в выразительно позе (белка, лиса и т.д., по выбору). |
кроссворд |
||
III. “Мир фантазий” |
||||||
19 |
Занятие формирования умений и навыков |
6 |
Лепка сказочного героя. |
выставка |
||
20 |
Комбинированное занятие |
6 |
Фантастические животные. |
зачет |
||
21 |
Занятие творчества |
4 |
Декоративные рельефы. |
творческая работа |
||
22 |
Занятие сообщения новых знаний |
4 |
Какие можно придумать дома? (Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов). |
зачет |
||
23 |
Занятие творчества |
6 |
Композиция “Древний мир”. (Лепка динозавров, мамонтов и т.д.) |
кроссворд |
||
24 |
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков |
4 |
Лепка диковинных сосудов. |
выставка |
||
IV. “Мир человека” |
||||||
25 |
Комбинированное |
4 |
Магазин игрушек. |
зачет |
||
26 |
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков |
6 |
Композиция “Новый год” (ёлочка, снеговик, дед мороз, снегурочка) |
творческая работа |
||
27 |
Комбинированное |
6 |
Лепка игрушек-свистулек (Филимоновская игрушка) |
кроссворд |
||
28 |
Занятие формирования умений и навыков |
4 |
. Зимние игры. Лепка фигуры человека в движении: “Я на лыжах”, “Я на коньках” и т.д. |
выставка |
||
29 |
Занятие формирования умений и навыков |
4 |
Сказочная лань. Лепка по представлению. |
зачет |
||
30 |
Занятие-фантазия |
4 |
Русский пряник. |
творческая работа |
||
31 |
Контрольное занятие. |
4 |
Ваза для цветов. Итоговая диагностика Тестирование |
кроссворд |