12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Костина Гульнара Равильевна43 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематический план дополнительной программы «Азбука лепки»
Календарно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
« Азбука лепки»
Пояснительная записка.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Новизна и отличительная особенность плана заключается в блочно-тематическом планирование содержание уроков. Основные разделы группируются вокруг единой темы. Содержание учебного года основывается на 4-х тематических блоках:
I – “Мир природы”
– дети лепят листья деревьев, грибы, овощи, фрукты с натуры, по памяти и по представлению; знакомятся с исходными формами лепки: шар, конус, цилиндр; с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморт.
II – “Мир животных”
– лепка из пластилина (глины) птиц, насекомых, рыб, млекопитающих диких и домашних животных по памяти, по представлению; знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре.
III – “Мир фантазий” – лепка сказочных, фантастических, декоративных композиций, изразцов (масок).
IV – “Мир человека”
– мир фантазий и увлечений человека (посуда, костюмы, транспорт, архитектура) и тематические композиции по темам сюжетов быта и труда человека.
В плане предусмотрено использование разных видов пластического материала для работы (глина, соленое тесто, гипс или алебастр бумажная пластика). Основное содержание составляет знакомство с художественными промыслами народной детской игрушки и ее образно-эстетическим богатством через практическое освоение учащимися технологии ее изготовления и коллективный творческий труд.
Режим занятий. Данная программа рассчитана на обучение с 7 лет. Продолжительность реализации – 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа, 144 часов в год.
Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Календарно-тематический план.
№ | Месяц, число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля, аттестации |
I. “Мир природы” | ||||||
Введение в образовательную программу. Техника безопасности | ||||||
1 | 2 | Введение в образовательную программу. Техника безопасности | ||||
2 | Занятие сообщения новых знаний | 4 | Многообразие форм в природе (лепка овощей и фруктов). | кроссворд | ||
3 | Занятие сообщения новых знаний | 4 | Мир природы полон украшений (лепка бабочки-красавицы, украшение крыльев бабочки налепами, божья коровка, и т.д.). | выставка | ||
4 | Комбинированное занятие | 4 | Лепка листьев простой формы. | зачет | ||
5 | Занятие-поход | 4 | Лепка дерева (исходная форма – цилиндр). | творческая работа | ||
6 | Комбинированное занятие | 4 | Грибы на лесной поляне. | кроссворд | ||
7 | Занятие применения знаний, умений, навыков | 4 | “Что созрело в огороде?”. Лепка овощей. | выставка | ||
8 | Занятие сообщения новых знаний | 4 | “Что созрело в саду?”. Лепка фруктов. | зачет | ||
9 | Занятие повторение | 6 | “Кто на листике живет?”. Лепка кузнечика, бабочки, стрекозы, жуков, пауков. | творческая работа | ||
10 | Занятие применения знаний, умений, навыков | 6 | Композиция “Подводный мир”. (Рыбки медузы, морской конёк, осьминог крабы) | кроссворд | ||
II. “Мир животных” | ||||||
11 | выставка | |||||
12 | Комбинированное занятие | 4 | Мой любимый друг – щенок (котёнок). | зачет | ||
13 | Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков | 4 | Лепка птиц | творческая работа | ||
14 | Комбинированное занятие | 6 | Лепка диких животных. | кроссворд | ||
15 | Занятие формирования умений и навыков | 6 | Композиция “Птичий двор” (курица с цыплятами, петух, индюк) (дымковская игрушка). | выставка | ||
16 | Комбинированное занятие | 6 | Лепим зоосад. (Лев, тигрёнок, жираф, зебра, носорог, бегемот). | зачет | ||
17 | Занятие сообщения новых знаний | 6 | Птица. (Сова, воробышек, сорока, ворона, тетерев). Промежуточная диагностика. Тестирование | творческая работа | ||
18 | Комбинированное занятие | 4 | Выражение характера животных в выразительно позе (белка, лиса и т.д., по выбору). | кроссворд | ||
III. “Мир фантазий” | ||||||
19 | Занятие формирования умений и навыков | 6 | Лепка сказочного героя. | выставка | ||
20 | Комбинированное занятие | 6 | Фантастические животные. | зачет | ||
21 | Занятие творчества | 4 | Декоративные рельефы. | творческая работа | ||
22 | Занятие сообщения новых знаний | 4 | Какие можно придумать дома? (Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов). | зачет | ||
23 | Занятие творчества | 6 | Композиция “Древний мир”. (Лепка динозавров, мамонтов и т.д.) | кроссворд | ||
24 | Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков | 4 | Лепка диковинных сосудов. | выставка | ||
IV. “Мир человека” | ||||||
25 | Комбинированное | 4 | Магазин игрушек. | зачет | ||
26 | Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков | 6 | Композиция “Новый год” (ёлочка, снеговик, дед мороз, снегурочка) | творческая работа | ||
27 | Комбинированное | 6 | Лепка игрушек-свистулек (Филимоновская игрушка) | кроссворд | ||
28 | Занятие формирования умений и навыков | 4 | . Зимние игры. Лепка фигуры человека в движении: “Я на лыжах”, “Я на коньках” и т.д. | выставка | ||
29 | Занятие формирования умений и навыков | 4 | Сказочная лань. Лепка по представлению. | зачет | ||
30 | Занятие-фантазия | 4 | Русский пряник. | творческая работа | ||
31 | Контрольное занятие. | 4 | Ваза для цветов. Итоговая диагностика Тестирование | кроссворд |