Календарно-тематический план программы «Эрудит» (1–2 классы)

1
0
Материал опубликован 17 April 2017 в группе

I Пояснительная записка

Динамичность современного общественного развития требует постоянного совершенствования системы образования. Современный подход предусматривает не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. В настоящее время также важное место отводится и проблеме взаимодействия ребенка со взрослым. В учебном процессе главная роль принадлежит учителю: он передает знания, воспитывает ребенка. Но взаимодействие между учителем и учениками, а так же учащихся друг с другом будет эффективным в том случае, если учитель умело организует общение с детьми, создает необходимые условия, способствующие успешному взаимодействию в процессе общения.

Таким образом, становится актуальной задача организации учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеучебных умений и навыков. Основные умения и навыки учебной деятельности – это те технологические цепочки, которые помогают школьникам осуществлять познавательную деятельность. Начальное образование является базой для получения основного общего образования. Поэтому на передний план сейчас выходит задача – обучая и развивая, научить детей учиться.

Известно, что целенаправленно и продуктивно овладевать знаниями учащиеся могут только тогда, когда умеют самостоятельно работать. Но самостоятельность требует, в свою очередь, сформированности у обучающихся системы умений и навыков учебного труда. Таким образом, необходимо так построить учебную деятельность, чтобы учащиеся не только воспринимали информацию, но и овладевали технологией усвоения этой информации.

Сегодня усилия многих людей направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него, прежде всего, личностного развития, и очень хотелось бы, чтобы она стала для ребенка явлением ценным и позитивным.

Ребенок школьного возраста является субъектом многих самых разнообразных видов деятельности, и задача выработки индивидуального эффективного стиля стоит по отношению к каждому из этих видов. Особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. В этом случае мы говорим о необходимости каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе, то есть умении сотрудничать.

Большую помощь в этом может оказать программа «Эрудит» по формированию стиля познавательной деятельности и развитию навыков сотрудничества. Программа направлена на создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности, осознанное формирование для данной личности стиля деятельности через организацию сотрудничества. Смысл данной развивающей, формирующей работы заключается, во-первых, в создании таких условий, при которых ребенок мог бы осознать, какие свойства ему необходимо сформировать для успешной деятельности и дальнейшего психологического развития, какие индивидуальные резервы для этого у него имеются; во-вторых, в разработке для каждого ребенка путей и способов формирования необходимых свойств.

Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Появление курса «Эрудит» связано и с тем, что, во-первых, в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации; во-вторых, анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками; в-третьих, конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Новшество работы по данной программе становится особо актуальным в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт. Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения роль «руководителя» изменяется до «консультанта», при этом возрастает степень творческой активности детей.

Целью программы «Эрудит» является создание социально-психологических условий для выработки эффективного стиля познавательной учебной деятельности учащихся, основанного на умении сотрудничать и осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств, мыслительных операций и развитии необходимых дополнительных качеств субъекта деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Эрудит» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на решение следующих задач:

Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию.

Развивать и совершенствовать познавательные процессы: внимание, память, воображение, мышление.

Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии («Какой я?»)

Развивать творческую активность учащихся.

Дать учащимся возможность познать свои сильные и слабые стороны как субъекта познавательной деятельности, дать представление о способах их развития или приспособления к ним и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. («Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?», «Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам?»)

Учиться умению видеть и слышать других, понимать других людей и себя, осуществлять саморегуляцию в общении.

Критерии достижения цели:

повышение уровня познавательной мотивации к учению;

позитивная динамика уровня развития познавательных процессов (памяти, внимания) и развитие умения управлять этими процессами в учебной деятельности;

положительная динамика уровня развития словесно-логического и теоретического мышления;

наличие первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности;

способность переносить полученные знания и умения в реальный учебный процесс.

Программа «Эрудит» делится на два блока. Курс развивающих занятий для учащихся 1 – 2 классов составлен на основе программы формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия – школьник», авторы: Битянова М.Р., Азарова Т.В.

Содержание программы направлено на знакомство учащихся с познавательными психическими процессами (память, воображение, восприятие, внимание, мышление) и их развитие, а также включает в себя блок самопознания и саморегуляции.

Интерактивные игры и упражнения, используемые на занятиях, базируются на принципах партнерского взаимодействия, проведение их невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры позволяют детям учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом, а также способствуют развитию «эмоционального интеллекта» учащихся, помогает создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Данный курс рассчитан на детей 7 – 8 лет и включает в себя 67 тематических занятий (33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 классе), которые предполагают игры, подвижные упражнения для облегчения процесса самопознания и овладения своим поведением, обсуждение в круге (высказывание по кругу, обязательное выслушивание всех желающих высказаться). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – от 35 до 40 минут. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.

Программа для учащихся 3 – 4 классов составлена на основе развивающих занятий «Мир логики», автор: Рындина Н.Д. и является продолжением курса для учащихся 1 – 2 классов.

Структура занятия:

Оргмомент. Приветствие.

Разминка «Мозговая гимнастика».

Рефлексия предыдущего занятия.

Тренировочные упражнения для развития памяти и внимания.

Основное содержание занятия. Изучение нового материала.

Упражнения на развитие навыков конструктивного общения.

Подведение итога. Рефлексия текущего занятия.

Занятия проводятся в форме сотрудничества взрослого и ребенка, учащихся друг с другом, что ведет к развитию осознания и произвольности мышления, деятельности, коммуникации и овладению самим собой и направлено на достижение общего результата деятельности и общения. Развитие навыков сотрудничества осуществляется на занятиях путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности и формы работы: деловые, ролевые игры, совместно-распределенная деятельность, работа в парах, триадах, группах, дискуссии. Все это определяет развитие познавательной и личностной сферы школьников, навыка рефлексии на основе анализа и направлено на обогащение творческого воображения, развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. Ребенок обучается общению только в самом процессе общения, поэтому большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, самопроверке, взаимопроверке и групповому тестированию.

При организации групповой работы на уроке в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. При работе в группах дети научатся взаимодействовать друг с другом, они смогут менять свою статусную роль, у них появится умение рефлексировать, а учитель поможет им сформировать адекватную самооценку, развить интерес и желание учиться. И вот тогда можно будет сохранить здоровье детей, сформировать у них навыки сотрудничества, научить делать аргументированный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля.

Все исследователи, говоря о положительном влиянии группового сотрудничества на результат деятельности, на личность учащегося и формирование учебной группы как коллектива в результате действия сложных психологических механизмов, регулирующих и межличностное взаимодействие, отмечают важность развития рефлексии, «через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается преобразование этого действия в соответствии с содержанием и формой совместной деятельности». Развитие рефлексивности, рефлексивного мышления учащихся имеет и большое воспитательное, общеразвивающее значение, т.к. в совместной работе возникают и развиваются собственно рефлексивные моменты деятельности, а также действия контроля и самоконтроля.

На основе обобщения проведенных в мире исследований отмечено, что при совместной учебной деятельности:

─ возрастает объем усваиваемого материала и глубина понимания;

─ растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

─ снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

─ ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

─ меняется характер взаимоотношений между учениками; резко возрастает

сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

─ ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения.

Таким образом, включая детей в активные формы учебного взаимодействия, мы создаем условия для развития познавательной активности его участников. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания.

Все вышесказанное говорит о важности и необходимости формирования и развития навыков общения и группового взаимодействия. Сотрудничество является наиболее продуктивной формой взаимодействия с точки зрения его эффективности и наиболее успешной с точки зрения самочувствия участников общения и их взаимоотношений. В условиях группового взаимодействия успешнее решаются сложные мыслительные задачи. Партнерство дает возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения, спокойно реагировать на ошибки, рассматривая их как новые вопросы перед группой, классом.

Таким образом, содержание программы «Эрудит» направлено на активизацию работы детей в познавательной, коммуникативной деятельности. На занятиях дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать, а также получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, активно обсуждают темы взаимоотношений и дружбы, овладевают навыками эффективного общения.

Темы курса помогают учащимся осваивать любые учебные предметы. Дав основы знаний на данном курсе, появляется возможность отрабатывать приемы мыслительной деятельности на материале любого урока, что делает его более продуктивным и интересным. Ребенок на таком уроке проявляет себя как исследователь, активный деятель, творец. Также у учащихся формируются такие новообразования, как произвольность, саморегуляция, рефлексия.

II Содержание курса внеурочной деятельности «Эрудит»

1 класс

Раздел

Содержание курса

внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

Самопознание и саморегуляция

Вводный инструктаж по ТБ. Самопознание. Первичные навыки самоанализа. Представления о ведущей руке: левша или правша. Сильные и слабые стороны человека. Возможности человека и средства их развития.

Самоконтроль и самодисциплина. Разные настроения. Управление настроением. Эмоции и способы их выражения. Управление поступками с помощью мыслей. Конфликтные ситуации и пути их разрешения. Ошибки и пути их предотвращения.

Самоанализ и пути самосовершенствования.

Уверенность в своих силах.

Самопознание и саморегуляция.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Сюжетно-ролевые игры

Беседа, подвижные игры, интерактивные игры и упражнения («Паутинка», «Закончи фразу», «Мои сильные и слабые стороны», «Собака», «Запретный номер», «Что важно для меня» и др.); упражнения-тренинги («Палка-мостик» и др.);

обсуждение и разыгрывание ситуаций;

составление рассказа;

анализ разных способов выражения эмоций;

изображение разных эмоций при помощи мимики и жестов;

самоанализ и самокритика;

рефлексия занятий.

Память

Особенности памяти и ее виды.

Зрительная память. Приемы запоминания. Слуховая память и ее роль в жизни и учебе. Приемы и способы запоминания. Составление истории как способ запоминания. Зрительно-двигательный способ запоминания. Развитие памяти. Приемы и способы запоминания.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Сюжетно-ролевые игры

Беседа, подвижные игры, интерактивные игры и упражнения («Кто за кем стоит», «Тень», «Кто что сделал», «Острый глаз», «Что я вижу», «Знакомый звук», «Запомни и повтори» и др.);

выполнений заданий и упражнений для тренировки и развития памяти; сочинение историй;

анализ и самоанализ упражнений, рефлексия занятий.

Восприятие

Виды восприятия. Особенности стиля восприятия. Культура восприятия. Восприятие времени, расстояния и движения. Свойства индивидуального восприятия. Индивидуальные особенности получения информации. Чувственное восприятие. Пути формирования культуры восприятия.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Сюжетно-ролевые игры

Беседа, подвижные игры, интерактивные игры и упражнения («На что это похоже», «Рисунки на спине», «Делай как я», «Разведчик» и др. );

обсуждение проблемных ситуаций и поиск путей выхода из сложных ситуаций;

составление и рисование предметов из отдельных фрагментов;

самоанализ упражнений, рефлексия занятий.

Повторение пройденного

Индивидуальные возможности и пути их совершенствования. Перспективы и средства развития своих возможностей.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Сюжетно-ролевые игры

Беседа и подведение итога по материалам пройденных занятий; обсуждение заданий, упражнений, вызвавших эмоциональный отклик; демонстрация учащимися своих способностей, возможностей и достоинств; самоанализ и рефлексия.

2 класс

Раздел

Содержание курса

внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

Самопознание и саморегуляция

Эмоции и взаимопонимание. Способы выражения своего настроения. Права и обязанности. Уважение к правам других. Ответственность за свой выбор. Право на ошибку и возможность предотвращения ошибок. Мои способности и возможности саморазвития. Я и другие. Способность к самоанализу и самосовершенствованию. Просьба о помощи и благодарность за помощь. Предложение помощи другому. Чувства других. Представление о сотрудничестве. Уверенное и неуверенное поведение. Понятие о сильной личности. Самопознание и самооценка.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Сюжетно-ролевые игры

Анализ разных способов выражения эмоций;

изображение разных эмоций при помощи мимики и жестов;

обсуждение прав и обязанностей; осознание необходимости признавать свои ошибки;

осознание своих способностей и возможности саморазвития, обсуждение всех примеров;

обсуждение необходимых способностей для разных профессий; угадывание профессии по названным способностям;

выполнение упражнений, игр на развитие способности к самоанализу и пониманию друг друга;

игра «Привет!», работа в группах (рисование радуги), которая ведет к необходимости просить о помощи и договариваться с другими;

формулировка выводов о предложении помощи другому; выполнение упражнений «Неоконченные предложения», «Пять добрых слов», «Для тебя», обсуждение упражнений;

обсуждение вопросов учителя о поведении человека; оценивание ответов других детей после игры «Вопрос-ответ»; дискуссия о самом ценном в жизни, обсуждение ответов; выработка уверенности в своих силах с помощью выполнения психологических упражнений и тренингов.

Рефлексия. Обобщение по теме.

Внимание

Знакомство с понятием «внимание». Виды внимания, его свойства. Внимание и интерес. Переключение внимания. Концентрация и распределение внимания. Тренировка внимания и наблюдательности.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Сюжетно-ролевые игры

Усвоение понятия «внимание», его видов и свойств; работа в тетрадях (запись определения внимания, графический диктант); задания под диктовку, содержащие разное количество условий,

запись определения «объем внимания»; обсуждение проблемы: где в школе мы используем данную особенность внимания? (объем), что нужно сделать, чтобы увеличить объем внимания?; обсуждение проблемы: правила, следование которым помогает распределять внимание;

игры «Носы», «Наперсток», «Разведчик»; тренировка переключения и распределения внимания – упражнение «Кто быстрее?»; упражнения «Пальцы», «Корректура» - работа в парах или группах; выявление связи внимания и зрительной памяти – выполнение упражнения «Наблюдательность».

Рефлексия, обобщение материала по теме «Внимание»

Воображение

Знакомство с воображением и его видами. Создание образа целого по его частям, цветам, словесному описанию, символическому изображению. Воображение и фантазии. Творческое воображение.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Сюжетно-ролевые игры

Рефлексия предыдущего занятия (на каждом уроке вначале);

усвоение понятий «фантазия», «воображение»;

создание образа целого по его частям, цветам, словесному описанию, символическому изображению;

выполнение и анализ упражнений «Что было бы, если бы…», «Чудеса техники», «Исключение понятий», «Термометр» и др.

Рефлексия, обобщение по теме.

Мышление

Знакомство с понятием «мышление» и его формами. Развитие аналитических способностей. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Сюжетно-ролевые игры

Рефлексия предыдущего занятия; сравнения на основе установления сходства или различия предметов; обобщение, исключая лишнее; установление связи, создание целостных образов; выполнение и анализ упражнений «Ключ к неизвестному, «Сходство и различие», «Исключение понятий», «Составление предложений» и др.; выделение свойств, классификация по признакам; умение находить аналогии между различными предметами и явлениями; умение видеть сходства и различия между собой и другими детьми; установление контакта друг с другом; поиск предметов по заданным признакам. Рефлексия.

Культура общения и поведения

Этика общения. Правила хорошего тона. Способы контролирования поведения. Роль эмоций в общении. Способы выхода из трудной ситуации. Правила извинения. Умение просить прощение. Культура поведения. Общение. Значение общения в жизни человека. Правила культуры приветствия. Важность позитивного социального поведения. «Ярмарка достоинств». Преодоление барьеров на пути самокритики.

Групповая работа

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Сюжетно-ролевые игры

Рефлексия предыдущего занятия; умение согласовывать свои действия;

знакомство с эмоциями; обсуждение понятия «эмоции»; определение эмоционального состояния других людей; анализ разных способов выражения эмоций; изображение разных эмоций при помощи мимики и жестов;

выработка уверенности в своих способностях с помощью выполнения психологических игр и упражнений; сюжетно-ролевая игра «День рождения» для усвоения общепринятых форм поведения, обсуждение игры;

выполнение заданий по разрешению разных ситуаций;

игры на снятие физической агрессии «Рубим дрова», «Боксеры»; усвоение способов снятия эмоционального раздражения; работа с плакатом «звезда удачи»; ролевые игры – ситуация «Знакомство», ситуация «Подари подарок другу»; усвоение правил ведения беседы.

Рефлексия, подведение итогов.

III Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 ч)

занятия

Тема внеурочного занятия

Кол-во

часов

Раздел «Самопознание и саморегуляция» (14 часов)

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Самопознание. Первичные навыки самоанализа.

1

2.

Представления о ведущей руке: левша или правша.

1

3.

Сильные и слабые стороны человека.

1

4.

Возможности человека и средства их развития.

1

5.

Самоконтроль и самодисциплина.

1

6.

Разные настроения. Управление настроением.

1

7.

Эмоции и способы их выражения.

1

8.

Управление поступками с помощью мыслей.

1

9-10.

Конфликтные ситуации и пути их разрешения.

2

11.

Ошибки и пути их предотвращения.

1

12.

Самоанализ и пути самосовершенствования.

1

13.

Уверенность в своих силах.

1

14.

Самопознание и саморегуляция.

1

 

Раздел «Память» (9 часов)

 

15.

Особенности памяти и ее виды.

1

16.

Зрительная память. Приемы запоминания.

1

17.

Слуховая память и ее роль в жизни и учебе.

1

18.

Зрительная и слуховая память. Приемы и способы запоминания.

1

19.

Составление истории как способ запоминания.

1

20.

Зрительно-двигательный способ запоминания.

1

21.

Развитие памяти. Приемы и способы запоминания.

1

22.

Отработка приемов и способов запоминания.

1

23.

Особенности памяти.

1

 

Раздел «Восприятие» (8 часов)

 

24.

Виды восприятия. Особенности стиля восприятия.

1

25.

Культура восприятия.

1

26.

Восприятие времени, расстояния и движения.

1

27.

Свойства индивидуального восприятия.

1

28.

Индивидуальные особенности получения информации.

1

29.

Чувственное восприятие.

1

30.

Работа восприятия.

1

31.

Пути формирования культуры восприятия.

1

 

Раздел «Повторение пройденного» (2 часа)

 

32.

Индивидуальные возможности и пути их совершенствования.

1

33.

Перспективы и средства развития своих возможностей.

1

2 класс (34 ч)

занятия

Тема внеурочного занятия

Кол-во

часов

Раздел «Самопознание и саморегуляция» (10 часов)

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Эмоции и взаимопонимание. Способы выражения своего настроения.

1

2.

Права и обязанности. Уважение к правам других.

1

3.

Ответственность за свой выбор.

1

4.

Право на ошибку и возможность предотвращения ошибок.

1

5.

Мои способности и возможности саморазвития.

1

6.

Способность к самоанализу и самосовершенствованию.

1

7.

Просьба о помощи и благодарность за помощь. Предложение помощи другому.

1

8.

Чувства других. Представление о сотрудничестве.

1

9.

Уверенное и неуверенное поведение. Понятие о сильной личности.

1

10.

Самопознание и самооценка.

1

 

Раздел «Внимание» (5 часов)

 

11.

Знакомство с понятием «внимание».

1

12.

Виды внимания, его свойства.

1

13.

Внимание и интерес. Переключение внимания.

1

14.

Концентрация и распределение внимания.

1

15.

Тренировка внимания и наблюдательности.

1

 

Раздел «Воображение» (4 часа)

 

16.

Знакомство с воображением и его видами.

1

17.

Создание образа целого по его частям, цветам, словесному описанию, символическому изображению.

1

18.

Воображение и фантазии.

1

19.

Творческое воображение.

1

 

Раздел «Мышление» (4 часа)

 

20.

Знакомство с понятием «мышление» и его формами.

1

21.

Развитие аналитических способностей.

1

22.

Развитие логического мышления.

1

23.

Совершенствование мыслительных операций.

1

 

Раздел «Культура общения и поведения» (11 часов)

 

24.

Этика общения. Правила хорошего тона.

1

25.

Способы контролирования поведения.

1

26.

Роль эмоций в общении.

1

27.

Способы выхода из трудной ситуации.

1

28.

Правила извинения. Умение просить прощение.

1

29.

Культура поведения.

1

30.

Общение. Значение общения в жизни человека.

1

31.

Правила культуры приветствия.

1

32.

Важность позитивного социального поведения.

1

33.

Преодоление барьеров на пути самокритики.

1

34.

«Ярмарка достоинств». Значение удачи в жизни человека.

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.