Календарно-тематический план внеурочной деятельности «В гостях у книги», (3 слабослышащий вспомогательный класс)

8
0
Материал опубликован 4 December 2017 в группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В ГОСТЯХ У КНИГИ»

3 слабослышащий вспомогательный класс

(2015-2016 учебный год)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: создание условий для развития читательских умений, познавательного интереса и любви к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

- формировать прочные навыки чтения;

- расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров (разнообразных по содержанию и тематике);

- обогащать нравственно–эстетический опыт обучающихся;

- воспитывать бережное отношение к книге.

Рабочая программа «В гостях у книги» предназначена для слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями, реализуется во внеурочное время и рассчитана на 4 года (2-5 кл.).

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет:

- во 2 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);

- в 3 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);

- в 4 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);

- в 5 классе – 2 часа в неделю (68 часов в год).

Организация внеурочной деятельности осуществляется непосредственно в образовательном учреждении. Основное преимущество заключается в создании условий для полноценного пребывания обучающихся в образовательном учреждении в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках АООП НОО.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся.

План внеурочной деятельности направлен на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Основное содержание

Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется в формах: фронтальные занятия, экскурсии, конкурсы, выставки, викторины, литературные игры, коллективные творческие дела и др. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Программа «В гостях у книги» реализует общеинтеллектуальное направление.

Каждое занятие направлено на формирование читательских умений, расширение читательского кругозора, на формирование нравственных и патриотических качеств обучающихся. На занятиях осуществляется практическая работа с разными типами книг (детскими, периодическими, электронными изданиями), предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, проектная. Программа составлена с учетом интересов обучающихся и обеспечивает чтение различных по содержанию и тематике произведений.

Отбор литературы для чтения и форм проведения занятий осуществляется по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста;

- занятия должны проводиться в интересной для обучающихся форме и вызывать положительный эмоциональный настрой.

Основные виды учебной деятельности

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

3. Самостоятельная работа с книгой и текстом произведения.

4. Работа со словарем.

5. Работа с раздаточным материалом.

Формы организации учебной деятельности

Основной способ организации познавательной деятельности обучающихся ‑ это работа с текстом книги.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «В гостях у книги» относятся: работа с книгой, коллективное обсуждение вопросов, групповая работа, взаимообъяснение. Используются сквозные виды учебной деятельности обучающихся, которые проходят через все занятия в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: составление словаря понятий, использование информационных и здоровьесберегающих технологий.

Задания имеют творческий, поисковый или проблемный характер.

Планируемые результаты освоения программы «В гостях у книги»

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

Личностные:

понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

развитие мотивации к обучению;

развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) кохлеарным имплантом, личными ассистивными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; писать при необходимости SMS-сообщение и другие);

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др.);

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

развитие положительных свойств и качеств личности;

готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;

развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.

Предметные:

осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

сформированность умения высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков (с учетом особенностей психофизического и речевого развития);

сформированность представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

выбор интересующей литературы (с помощью взрослого);

понимание смысла читаемых текстов;

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь самостоятельно работать с книгой и с произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, викторинах, проектной деятельности и т. д.;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

ориентироваться в мире книг и организовывать книжное пространство.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях (оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию);

высказывать своё мнение об оформлении книг, их структуре;

соблюдать правила поведения в школе, библиотеке и т. д.;

участвовать в конкурсах чтецов, рассказчиков.

Универсальные учебные действия:

находить необходимую книгу (самостоятельно и из предложенных);

выбирать нужную книгу по заданной теме, жанру и авторской принадлежности;

читать, слушать, понимать прочитанное;

пользоваться аппаратом книги;

характеризовать книгу, определять тему и жанр;

сравнивать книги (книгу-сборник с книгой-произведением);

знать правила поведения в библиотеке.

Прогнозируемый результат реализации программы «В гостях у книги»

1. Проявление интереса к книге.

2. Расширение читательского кругозора.

3. Умение работать с книгой и с текстом произведений.

4. Умение отвечать на вопросы по тексту, вести диалог.

5. Заинтересованность и активное участие в творческих конкурсах.

Диагностические средства

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка читательских учений (в соответствии с программой по предмету на уроках литературного чтения).

2. Выявление мотивации чтения (анкетирование).

3. Проверка читательского кругозора (анкетирование).

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «В гостях у книги»

3 слабослышащий вспомогательный класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

Тема

Кол-во часов

Дата

 

по плану

по факту

1.

Мы читали… Конкурс рисунков по прочитанным книгам.

1

   

2.

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление).

1

   

3.

Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой.

1

   

4.

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

1

   

5.

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация

(определение темы и жанра).

1

   

6.

Классификация книг по темам и жанрам.

1

   

7.

Правила работы с книгой.

1

   

8.

Домашняя библиотека.

1

   

9.

Классная библиотека.

1

   

10.

Школьная библиотека.

1

   

11.

Правила поведения в библиотеке.

1

   

12.

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в детскую библиотеку.

1

   

13.

Малые фольклорные жанры.

1

   

14.

Книги-сборники малых жанров фольклора.

1

   

15.

Особенности детских

книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

1

   

16.

Книга сказок (сборники сказочных историй).

1

   

17.

Сказки народов России и народов мира.

1

   

18.

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

1

   

19.

Народные сказки (цепочки).

1

   

20.

Сказки народов мира.

1

   

21.

Инсценирование знакомых сказок.

1

   

22.

Конкурс рисунков «Герои сказок».

1

   

23.

Проектная деятельность «Книга-сказка».

1

   

24.

Оформление выставки книг «Сказочный мир».

1

   

25.

Художественные книги.

1

   

26.

Рассказы о Родине и родной природе детских писателей.

2

   

27.

Рассказы о животных.

2

   

28.

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский и др.).

2

   

29.

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Дружинина, С. Георгиев, С. Степанов и др.).

2

   

30.

Выставка книг детских писателей.

1

   

Итого:

34 часа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации