Календарно-тематический план внеурочной деятельности «В гостях у книги» (Чтение, 2-5 класс)

9
0
Материал опубликован 30 November 2017 в группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В ГОСТЯХ У КНИГИ»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: создание условий для развития читательских умений, познавательного интереса и любви к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

- формировать прочные навыки чтения;

- расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров (разнообразных по содержанию и тематике);

- обогащать нравственно–эстетический опыт обучающихся;

- воспитывать бережное отношение к книге.

Рабочая программа «В гостях у книги» предназначена для слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями, реализуется во внеурочное время и рассчитана на 4 года (2-5 кл.).

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет:

- во 2 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);

- в 3 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);

- в 4 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);

- в 5 классе – 2 часа в неделю (68 часов в год).

Организация внеурочной деятельности осуществляется непосредственно в образовательном учреждении. Основное преимущество заключается в создании условий для полноценного пребывания обучающихся в образовательном учреждении в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках АООП НОО.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся.

План внеурочной деятельности направлен на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Основное содержание

Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется в формах: фронтальные занятия, экскурсии, конкурсы, выставки, викторины, литературные игры, коллективные творческие дела и др. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Программа «В гостях у книги» реализует общеинтеллектуальное направление.

Каждое занятие  направлено на формирование читательских умений, расширение читательского кругозора, на формирование нравственных и патриотических качеств обучающихся. На занятиях осуществляется практическая работа с разными типами книг (детскими, периодическими, электронными изданиями), предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, проектная. Программа составлена с учетом интересов обучающихся и обеспечивает чтение различных по содержанию и тематике произведений.

Отбор литературы для чтения и форм проведения занятий осуществляется по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста;

- занятия должны проводиться в интересной для обучающихся форме и вызывать положительный эмоциональный настрой.

Основные виды учебной деятельности

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

3. Самостоятельная работа с книгой и текстом произведения.

4. Работа со словарем.

5. Работа с раздаточным материалом.

Формы организации учебной деятельности

Основной способ организации познавательной деятельности обучающихся ‑ это работа с текстом книги.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «В гостях у книги» относятся: работа с книгой, коллективное обсуждение вопросов, групповая работа, взаимообъяснение. Используются сквозные виды учебной деятельности обучающихся, которые проходят через все занятия в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: составление словаря понятий, использование информационных и здоровьесберегающих технологий.

Задания имеют творческий, поисковый или проблемный характер.

Планируемые результаты освоения программы «В гостях у книги»

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

Личностные:

● понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

● развитие мотивации к обучению;

● развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) кохлеарным имплантом, личными ассистивными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; писать при необходимости SMS-сообщение и другие);

● овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др.);

● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 

● развитие положительных свойств и качеств личности;

● готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;

● развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.

Предметные:

● осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

● сформированность умения высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков (с учетом особенностей психофизического и речевого развития);

● сформированность представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

● выбор интересующей литературы (с помощью взрослого);

● понимание смысла читаемых текстов;

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь самостоятельно работать с книгой и с произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, викторинах, проектной деятельности и т. д.;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

● ориентироваться в мире книг и организовывать книжное пространство.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях (оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию);

высказывать своё мнение об оформлении книг, их структуре;

соблюдать правила поведения в школе, библиотеке и т. д.;

участвовать в конкурсах чтецов, рассказчиков.

Универсальные учебные действия:

находить необходимую книгу (самостоятельно и из предложенных);

выбирать нужную книгу по заданной теме, жанру и авторской принадлежности;

читать, слушать, понимать прочитанное;

пользоваться аппаратом книги;

характеризовать книгу, определять тему и жанр;

сравнивать книги (книгу-сборник с книгой-произведением);

знать правила поведения в библиотеке.

Прогнозируемый результат реализации программы «В гостях у книги»

1. Проявление интереса к книге.

2. Расширение читательского кругозора.

3. Умение работать с книгой и с текстом произведений.

4. Умение отвечать на вопросы по тексту, вести диалог.

5. Заинтересованность и активное участие в творческих конкурсах.

Диагностические средства

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка читательских учений (в соответствии с программой по предмету на уроках литературного чтения).

2. Выявление мотивации чтения (анкетирование).

3. Проверка читательского кругозора (анкетирование).

 

 

 

 

                                                                                      

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «В гостях у книги»

2 слабослышащий вспомогательный класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

 

 

Дата

 

Тема

Кол-во часов

 

Вид занятий

(форма, метод)

 

Результаты

по плану

по факту

 

Личностные

 

 

Метапредметные

 

Предметные

1.

 

 

Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Инструктаж по технике безопасности.

1

Беседа

● понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

● развитие мотивации к обучению;

● развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) кохлеарным имплантом, личными ассистивными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; писать при необходимости SMS-сообщение и другие);

● овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др.);

● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 

● развитие положительных свойств и качеств личности;

● готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;

● развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.

 

Познавательные УУД:

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

● ориентироваться в мире книг и организовывать книжное пространство.

Коммуникативные УУД:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях (оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию);

высказывать своё мнение об оформлении книг, их структуре;

соблюдать правила поведения в школе, библиотеке и т. д.;

участвовать в конкурсах чтецов, рассказчиков.

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно работать с книгой и с произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, викторинах, проектной деятельности и т. д.;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 

Рассматривание книг, ответы на вопросы,  раскрашивание иллюстраций.

 

2.

 

 

Учебные книги первоклассника.

1

Беседа

Рассматривание книг, ответы на вопросы.

3.

 

 

Правила работы с книгой.

1

Беседа

Ответы на вопросы.

4.

 

 

Библиотека. Правила поведения в библиотеке.

1

Беседа

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг.

5.

 

 

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школьную библиотеку.

1

Экскурсия в библиоте-ку

Знакомство с библиотекой и библиотекарем.

6.

 

 

Игры с буквами.

1

Игры

Игры с буквами.

7.

 

 

Малые фольклорные жанры. Народные песенки.

1

 

 

Игры и хороводы

Чтение песенок учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

8.

 

 

Потешки.

1

Чтение потешек

Чтение потешек учителем, заучивание наизусть.

9.

 

 

Шутки.

1

Чтение шуток

Чтение шуток учителем.

10.

 

 

Заклички.

1

Чтение закличек

Чтение закличек учителем.

11.

 

 

Загадки.

1

Загадыва-ние и отгадыва-ние загадок

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок.

12.

 

 

Игра «Сочини загадку»

1

Творческая работа

Загадывание и отгадывание загадок.

13.

 

 

Скороговорки.

1

Чтение скорогово-рок

Чтение скороговорок, заучивание наизусть.

14.

 

 

Считалки.

1

Чтение и заучивание считалок. Игры

Чтение и заучивание скороговорок, игры с включением считалок.

15.

 

 

Пословицы.

1

Чтение и разбор пословиц

Чтение пословиц учителем. Разбор пословиц.

16.

 

 

Поговорки.

1

Чтение поговорок

Чтение поговорок учителем. Ответы на вопросы.

17.

 

 

Стихи  о детях и для детей.

2

 

 

Беседа,

чтение

Чтение стихов учителем, заучивание наизусть.

18.

 

 

«Маленькие рассказы» Л. Н. Толстого.

2

Чтение и разбор текстов

Чтение рассказов учителем. Ответы на вопросы.

19.

 

 

Русские народные сказки.

2

Чтение сказок. Ответы на вопросы

Чтение сказок учителем. Ответы на вопросы. Раскрашивание героев.

20.

 

 

Сказки народом мира.

2

Чтение сказок. Ответы на вопросы

Чтение сказок учителем. Ответы на вопросы. Рисование иллюстраций.

21.

 

 

Игра «Путешествие в сказку».

1

Драматизация сказок. Игры.

 

Драматизация сказок. Игры на основе сказок. Лепка героев сказок из пластилина.

22.

 

 

Выставка книг «В гостях у сказки».

1

Выставка.

Беседа

Организация выставки. Ответы на вопросы.

23.

 

 

Моя первая книга.

1

Беседа

Ответы на вопросы. Рисование иллюстраций.

24.

 

 

Беседа на тему «Из чего состоит книга?».

1

Беседа.

Просмотр презента-ции

Называть элементы книги (корешок, страницы, переплет, оглавление).

25.

 

 

Беседа на тему «Кто и как делает книги?».

1

Беседа.

Просмотр учебного фильма

Знать процесс создания книги, люди каких профессий участвуют в изготовлении книги.

26.

 

 

Моя любимая книга.

2

Беседа

Повторить правила обращения с книгой. Ответы на вопросы. Аппликация.

27.

 

 

Я рисую книжку-малышку.

2

Проектная деятель-ность

Изготовление книжки-малышки.

28.

 

 

Игра – викторина «В гостях у книги» (по изученному материалу).

1

Викторина

Ответы на вопросы, отгадывание загадок и ребусов, выполнение заданий, рисование героев произведений.

 

 

 

Всего:

34 часа

 

 

Календарно-тематический план внеурочной деятельности
DOCX / 39.22 Кб

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации