Календарно-тематический план внеурочной деятельности «В гостях у книги» (Чтение, 2-5 класс)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В ГОСТЯХ У КНИГИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: создание условий для развития читательских умений, познавательного интереса и любви к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
- формировать прочные навыки чтения;
- расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров (разнообразных по содержанию и тематике);
- обогащать нравственно–эстетический опыт обучающихся;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Рабочая программа «В гостях у книги» предназначена для слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями, реализуется во внеурочное время и рассчитана на 4 года (2-5 кл.).
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет:
- во 2 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);
- в 3 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);
- в 4 классе – 1 час в неделю (34 часа в год);
- в 5 классе – 2 часа в неделю (68 часов в год).
Организация внеурочной деятельности осуществляется непосредственно в образовательном учреждении. Основное преимущество заключается в создании условий для полноценного пребывания обучающихся в образовательном учреждении в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках АООП НОО.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся.
План внеурочной деятельности направлен на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основное содержание
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется в формах: фронтальные занятия, экскурсии, конкурсы, выставки, викторины, литературные игры, коллективные творческие дела и др. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Программа «В гостях у книги» реализует общеинтеллектуальное направление.
Каждое занятие направлено на формирование читательских умений, расширение читательского кругозора, на формирование нравственных и патриотических качеств обучающихся. На занятиях осуществляется практическая работа с разными типами книг (детскими, периодическими, электронными изданиями), предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, проектная. Программа составлена с учетом интересов обучающихся и обеспечивает чтение различных по содержанию и тематике произведений.
Отбор литературы для чтения и форм проведения занятий осуществляется по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста;
- занятия должны проводиться в интересной для обучающихся форме и вызывать положительный эмоциональный настрой.
Основные виды учебной деятельности
1. Слушание объяснений учителя.
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Самостоятельная работа с книгой и текстом произведения.
4. Работа со словарем.
5. Работа с раздаточным материалом.
Формы организации учебной деятельности
Основной способ организации познавательной деятельности обучающихся ‑ это работа с текстом книги.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «В гостях у книги» относятся: работа с книгой, коллективное обсуждение вопросов, групповая работа, взаимообъяснение. Используются сквозные виды учебной деятельности обучающихся, которые проходят через все занятия в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: составление словаря понятий, использование информационных и здоровьесберегающих технологий.
Задания имеют творческий, поисковый или проблемный характер.
Планируемые результаты освоения программы «В гостях у книги»
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
Личностные:
● понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
● развитие мотивации к обучению;
● развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) кохлеарным имплантом, личными ассистивными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; писать при необходимости SMS-сообщение и другие);
● овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др.);
● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
● развитие положительных свойств и качеств личности;
● готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
● развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.
Предметные:
● осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
● сформированность умения высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков (с учетом особенностей психофизического и речевого развития);
● сформированность представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
● выбор интересующей литературы (с помощью взрослого);
● понимание смысла читаемых текстов;
● осознавать значимость чтения для личного развития;
● формировать потребность в систематическом чтении;
● использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
● уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
● уметь самостоятельно работать с книгой и с произведением;
● уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, викторинах, проектной деятельности и т. д.;
● уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
● отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
● пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
● ориентироваться в мире книг и организовывать книжное пространство.
Коммуникативные учебные умения:
● участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
● формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях (оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию);
● высказывать своё мнение об оформлении книг, их структуре;
● соблюдать правила поведения в школе, библиотеке и т. д.;
● участвовать в конкурсах чтецов, рассказчиков.
Универсальные учебные действия:
● находить необходимую книгу (самостоятельно и из предложенных);
● выбирать нужную книгу по заданной теме, жанру и авторской принадлежности;
● читать, слушать, понимать прочитанное;
● пользоваться аппаратом книги;
● характеризовать книгу, определять тему и жанр;
● сравнивать книги (книгу-сборник с книгой-произведением);
● знать правила поведения в библиотеке.
Прогнозируемый результат реализации программы «В гостях у книги»
1. Проявление интереса к книге.
2. Расширение читательского кругозора.
3. Умение работать с книгой и с текстом произведений.
4. Умение отвечать на вопросы по тексту, вести диалог.
5. Заинтересованность и активное участие в творческих конкурсах.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка читательских учений (в соответствии с программой по предмету на уроках литературного чтения).
2. Выявление мотивации чтения (анкетирование).
3. Проверка читательского кругозора (анкетирование).
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «В гостях у книги»
2 слабослышащий вспомогательный класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Вид занятий (форма, метод) |
Результаты |
|||
по плану |
по факту |
Личностные
|
Метапредметные
|
Предметные |
||||
1. |
|
|
Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
Беседа |
● понимание основ своей гражданской принадлежности, развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; ● развитие мотивации к обучению; ● развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) кохлеарным имплантом, личными ассистивными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; писать при необходимости SMS-сообщение и другие); ● овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др.); ● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; ● развитие положительных свойств и качеств личности; ● готовность к вхождению обучающегося в социальную среду; ● развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.
|
Познавательные УУД: ● отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ● пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; ● ориентироваться в мире книг и организовывать книжное пространство. Коммуникативные УУД: ● участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; ● формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях (оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию); ● высказывать своё мнение об оформлении книг, их структуре; ● соблюдать правила поведения в школе, библиотеке и т. д.; ● участвовать в конкурсах чтецов, рассказчиков. Регулятивные УУД: ● уметь самостоятельно работать с книгой и с произведением; ● уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, викторинах, проектной деятельности и т. д.; ● уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
|
Рассматривание книг, ответы на вопросы, раскрашивание иллюстраций.
|
2. |
|
|
Учебные книги первоклассника. |
1 |
Беседа |
Рассматривание книг, ответы на вопросы. |
||
3. |
|
|
Правила работы с книгой. |
1 |
Беседа |
Ответы на вопросы. |
||
4. |
|
|
Библиотека. Правила поведения в библиотеке. |
1 |
Беседа |
Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг. |
||
5. |
|
|
Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школьную библиотеку. |
1 |
Экскурсия в библиоте-ку |
Знакомство с библиотекой и библиотекарем. |
||
6. |
|
|
Игры с буквами. |
1 |
Игры |
Игры с буквами. |
||
7. |
|
|
Малые фольклорные жанры. Народные песенки. |
1
|
Игры и хороводы |
Чтение песенок учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы. |
||
8. |
|
|
Потешки. |
1 |
Чтение потешек |
Чтение потешек учителем, заучивание наизусть. |
||
9. |
|
|
Шутки. |
1 |
Чтение шуток |
Чтение шуток учителем. |
||
10. |
|
|
Заклички. |
1 |
Чтение закличек |
Чтение закличек учителем. |
||
11. |
|
|
Загадки. |
1 |
Загадыва-ние и отгадыва-ние загадок |
Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок. |
||
12. |
|
|
Игра «Сочини загадку» |
1 |
Творческая работа |
Загадывание и отгадывание загадок. |
||
13. |
|
|
Скороговорки. |
1 |
Чтение скорогово-рок |
Чтение скороговорок, заучивание наизусть. |
||
14. |
|
|
Считалки. |
1 |
Чтение и заучивание считалок. Игры |
Чтение и заучивание скороговорок, игры с включением считалок. |
||
15. |
|
|
Пословицы. |
1 |
Чтение и разбор пословиц |
Чтение пословиц учителем. Разбор пословиц. |
||
16. |
|
|
Поговорки. |
1 |
Чтение поговорок |
Чтение поговорок учителем. Ответы на вопросы. |
||
17. |
|
|
Стихи о детях и для детей. |
2
|
Беседа, чтение |
Чтение стихов учителем, заучивание наизусть. |
||
18. |
|
|
«Маленькие рассказы» Л. Н. Толстого. |
2 |
Чтение и разбор текстов |
Чтение рассказов учителем. Ответы на вопросы. |
||
19. |
|
|
Русские народные сказки. |
2 |
Чтение сказок. Ответы на вопросы |
Чтение сказок учителем. Ответы на вопросы. Раскрашивание героев. |
||
20. |
|
|
Сказки народом мира. |
2 |
Чтение сказок. Ответы на вопросы |
Чтение сказок учителем. Ответы на вопросы. Рисование иллюстраций. |
||
21. |
|
|
Игра «Путешествие в сказку». |
1 |
Драматизация сказок. Игры.
|
Драматизация сказок. Игры на основе сказок. Лепка героев сказок из пластилина. |
||
22. |
|
|
Выставка книг «В гостях у сказки». |
1 |
Выставка. Беседа |
Организация выставки. Ответы на вопросы. |
||
23. |
|
|
Моя первая книга. |
1 |
Беседа |
Ответы на вопросы. Рисование иллюстраций. |
||
24. |
|
|
Беседа на тему «Из чего состоит книга?». |
1 |
Беседа. Просмотр презента-ции |
Называть элементы книги (корешок, страницы, переплет, оглавление). |
||
25. |
|
|
Беседа на тему «Кто и как делает книги?». |
1 |
Беседа. Просмотр учебного фильма |
Знать процесс создания книги, люди каких профессий участвуют в изготовлении книги. |
||
26. |
|
|
Моя любимая книга. |
2 |
Беседа |
Повторить правила обращения с книгой. Ответы на вопросы. Аппликация. |
||
27. |
|
|
Я рисую книжку-малышку. |
2 |
Проектная деятель-ность |
Изготовление книжки-малышки. |
||
28. |
|
|
Игра – викторина «В гостях у книги» (по изученному материалу). |
1 |
Викторина |
Ответы на вопросы, отгадывание загадок и ребусов, выполнение заданий, рисование героев произведений. |
||
|
|
|
Всего: |
34 часа |
|
|
Календарно-тематический план внеурочной деятельности
DOCX / 39.22 Кб