Календарно-тематический план по изобразительному искусству по внеурочной деятельности (2–3 класс)
Календарно-тематический план по изобразительному искусству на внеурочной деятельности по теме "Путешествие вокруг света"
Автор –Борисова И.Н.
2018 г
Пояснительная записка
Предлагаемая программа предназначена для проведения занятий по изобразительному искусству во внеурочное время как для 2, так и для 3 классов (68 часов, 2 раза в неделю).
Содержание программы направлено на изучение различных культур и стран, а также их обитателей (животные и насекомые).
Так же будут проведены как коллективные работы, так и индивидуальные работы по международным праздникам.
Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами изучения разных культур и применение художественных навыков в работе.
Задачи программы: воспитание интереса к миру в целом, наблюдательности, творческого воображения, пространственного мышления, совершенствования своих художественных навыков и изучение новых техник.
Приоритетными направлениями программы являются:
- интеграция познавательной и творческой деятельности;
- развитие художественного мышления, творческого потенциала;
- целенаправленное приобщение учащихся к различным видам деятельности,
- использование инновационных образовательных технологий, способствующих творческому развитию детей (в частности создание виртуальной галереи лучших работ на школьном сайте);
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Программа основывается на принципы:
- целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
- соответствие возрастным и психолого-педагогическим особенностям учащихся;
- индивидуальности, доступности;
- преемственности с базовым образованием;
- проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
- единство восприятия и созидания.
Ожидаемые результаты
В результате занятий по программе, учащиеся научатся:
- уметь различать культуры, народы и обитателей всего мира;
- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- уметь организовывать как самостоятельную, так и коллективную художественно-творческую деятельность;
- уметь оценивать результат работы как собственный, так и своих сверстников;
- иметь потребность в общении с изобразительными (пластическими) искусствами для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства;
- уметь использовать различные художественные материалы и техники, для создания художественного образа;
- владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений, уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
Занятия будут проводиться успешно, если наполняемость группы будет не более 10 человек. Рабочее место обучающихся предполагает наличие оборудованного помещения, (желательно мольбертами и столами), мультимедийной аппаратурой, а также наличием разнообразных художественных материалов.
Художественные техники реализуемые в программе
Рисование углем, масляной пастелью (или восковыми карандашами) и красками (гуашь, акварель).
Рисование на мокрой бумаге.
Рисование пальчиками.
Нетрадиционное рисование (точечный рисунок).
Лепка из пластилина.
Аппликация из бумаги, пластилина.
Календарно-тематический план
№ |
Тема занятия и краткое содержание |
Количество часов |
сентябрь |
Африканские узоры. Фломастеры. Теоретическое и наглядное изучение материала по данной теме. Набросок орнаментов делается карандашом, далее выполняется в цвете с помощью фломастеров. |
1 |
2-3. Образ африканской женщины. Гуашь и акварель. Для наглядного вдохновения предоставлены портреты африканских женщин, а также рассказано про колорит Африки в целом. Далее набросок выполняется карандашом и выполняется в цвете с помощью акварели для фона, а для образа дамы – гуашь. |
2 |
|
4-5. Африканские маски. Пластилин. Теоретическое и наглядное изучение материала по данной теме. Работа выполняется на цветном картоне. |
2 |
|
6. Попугай. Акварель. Построение птицы карандашом, далее выполнение в цвете акварелью, создавая объем наложением цветов от светлого к темному. Работа вместе с педагогом. |
1 |
|
7. Чайник. Уголь. Построение предмета простым карандашом, далее – передать объём с помощью угля. |
1 |
|
8. Морская черепаха. Гуашь. Работа с педагогом, сразу краской. |
1 |
|
октябрь |
1-2. Плакат ко дню учителя. Коллективная работа. Масляная пастель, цветная бумага, природный материал. |
2 |
3-4. Мексика. Цветная бумага и фломастеры. Демонстрация наглядного материала, затем работа по теме: набросок карандашом, работа цветной бумагой и в конце - нанесение точечного рисунка (пустыня, тени от кактусов и людей). |
2 |
|
5-7. Мексиканский натюрморт. Гуашь. Работа с натуры (маракасы, перцы чили, по возможности кактус, или другое высокое растение, цветной фон, в характерных мексиканских цветах). Построение предметов карандашом, далее работа в цвете, передача света и тени. |
3 |
|
8. Индийский слон. Пластилин. Работа выполняется на цветном картоне, который сам ученик выбирает, рисуется стилизованная форма слона и далее выполняется в пластилине. Важно, что это не пластилинография, а больше барельеф. В конце украшается различными объемными орнаментами. |
1 |
|
9. Иглу. Акварель. Теоретическая часть, демонстрация наглядного материала, выполнение работы на бумаге. |
1 |
|
10. Тыквы. Цветная бумага. Тыквы выполняются из тонких полосок бумаги оранжевого цвета, крепятся с помощью клея. |
1 |
|
ноябрь |
Морская звезда. Пластилин. Теоретическая часть, демонстрация наглядного материала. Работа выполняется на белом картоне, морская звезда – высокий рельеф. |
1 |
2-3.Жираф. Акварель. Теоретическая часть, набросок и построение рисунка простым карандашом (работа вместе с педагогом); второе занятие – работа акварелью. |
2 |
|
4. Гусь. Акварель. Набросок работы карандашом, минимальная работа в цвете. Работа вместе с педагогом. |
1 |
|
5-7. Копии картин на День матери. Художественный материал: гуашь, акварель, масляная пастель или уголь. |
3 |
|
декабрь |
1-2. Индейцы. Масляная пастель. Работа выполняется на листах А3 масляной пастелью. |
2 |
3.Заснеженные деревья. Гуашь. Работа выполняется сразу красками в холодных тонах. Работа вместе с педагогом. |
1 |
|
4. Поросенок (тема не постоянная, зависит от символа года). Пластилин. |
1 |
|
5. Домик в метели. Гуашь. Работа вместе с педагогом. |
1 |
|
6-7. Новогодний плакат. Масляная пастель, цветная бумага, природный материал. Коллективная работа. |
2 |
|
8. Новогодние подготовки. Материл на выбор учащегося. |
1 |
|
январь |
Новогодние подарки. Материал на выбор учащегося. |
1 |
2-4.Новогодний натюрморт. Гуашь. Набросок и построение предметов простым карандашом. Два занятия работы в цвете, передать объём. |
3 |
|
5-6. Морской конек. Акварель. Отрисовка конька простым карандашом (работа вместе с педагогом), далее лист покрывается в технике мокрая акварель любыми цветами, на следующее занятие фломастерами наносятся узоры. |
2 |
|
февраль |
Акула. Пластилин. Работа вместе с педагогом. |
1 |
Попугай из кругов. Цветная бумага. Учащиеся сами вырезают круги нужного размера, приклеивают их на цветной фон, который выбирают сами. |
1 |
|
Зайки. Гуашь. Работа выполняется на темном фоне (синий, фиолетовый или черный) в технике мазками, белой гуашью. |
1 |
|
Сердечное дерево. Цветная бумага. Объемная фигура из картона коричневого цвета, с аппликацией из цветной бумаги. |
1 |
|
Открытка к 23 февраля. Цветная бумага. |
1 |
|
6-8. Подготовка к Масленице. Коллективная работа. Масляная пастель, цветная бумага. |
3 |
|
март |
1-2. К 8 Марта. Гуашь, акварель. Цветы для мамы и бабушки. |
2 |
3-4.Натюрморт. Пастель и акварель. Работа с натуры. Набросок простым карандашом, далее бумага покрывается в технике мокрая акварель, затем прорисовываются детали масляной пастелью. |
3 |
|
Хамелеон. Масляная пастель. Набросок делается вместе с педагогом, самостоятельная работа в цвете, параллельно педагог рассказывает про хамелеонов. |
1 |
|
Фламинго. Гуашь Работа вместе с педагогом. |
1 |
|
апрель |
1-3.Маяк. Макет. Конструирование маяка из плотной бумаги, далее прорисовывается окружение и детали вокруг маяка. |
3 |
Подснежники. Гуашь. Работа вместе с педагогом. Сразу красками, в мазковой технике. |
1 |
|
5-6. Копии пейзажей. Пластилинография. |
2 |
|
Лебеди. Акварель. Работа вместе с педагогом. Набросок простым карандашом, работа в цвете с передачей объема. |
1 |
|
Курочка. Гуашь. Набросок стилизованной курочки, самостоятельная роспись. |
1 |
|
Кораблик. Бумага. Конструирование кораблика из бумаги, роспись на усмотрение. |
1 |
|
май |
К 9 мая. Цветная бумага. Открытки. |
1 |
Павлин. Пластилин. Работа выполняется на белом картоне, в разных техниках, от пластилинографии до высокого рельефа. |
1 |
|
Одуванчики. Гуашь. Работа выполняется на голубой бумаге, кистью прорисовываются стебли, а пальчиками одуванчики в двух стадиях – цветущей и отцветающей. |
1 |
|
4-5. Нидерланды. Масляная пастель. Демонстрация наглядного материала, самостоятельная работа. |
2 |
Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Требования к помещению
Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером. Детские работы, а также фонд студии (лучшие работы разных лет, натюрмортный фонд, методический и наглядный материал, раздаточные образцы) должны храниться в специальной комнате (лаборантской), размещенные на стеллажах.
Оборудование и материалы:
- парты;
- стулья;
- доска;
- плотные шторы;
- учебные пособия и таблицы;
- объяснительно-иллюстративный материал;
- репродукции картин;
- натюрмортный фонд.
Необходимые технические средства обучения:
- компьютер, - экран, проектор.
Художественные материалы:
- краски разнообразных составов (акварель, гуашь);
- кисти;
- масляная пастель;
- акварельная бумага;
- бумага для черчения
- бумага (цветная бумага);
- картон (цветной картон);
- клей;
- ножницы;
- фломастеры;
- стеки;
- пластилин;
- ткани;
- природный материал (шишки, солома, кора)
Список литературы
Изобразительно искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы /Под ред. Неменского Б.М. – М.: Школьная книга, 2001.
Первые шаги в мире искусства. Горяева Н.А. Москва, Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Б.М.Неменского/авт.-сост. О.Я.Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. –Изд.2-е-Волгоград: Учитель, 2012-71с.