Календарно-тематическое планирование (2–6 класс)
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1. | Раздел (модуль) 1. «Введение» - 4 часа | |||||||
1.1. | Вводное занятие. Цели и задачи программы. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Анкетирование | ||
1.2. | Почему мы часто слышим слово «Экология»? Обсуждение по теме «Я и природа». | 2 | 1 | 1 | Беседа, рисование | Выставка | ||
2. | Раздел (модуль) 2. «Методы изучения природы» - 12 часов | |||||||
2.1. | Методы изучения природы. ПР 1: «Эксперимент с картофелем». | 2 | 1 | 1 | ПР | Анализ ПР | ||
2.2. | ПР 2: «Наблюдение за организмами леса». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
2.3. | ПР 3: «Измерения в природе». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
2.4. | Знакомство с веществами, телами и явлениями природы. | 2 | 0 | 2 | Экскурс | Анализ информации | ||
2.5. | Наблюдения за животными. | 2 | 1 | 1 | Круглый стол | Обсуждение | ||
2.6. | Погода, ее изменение. | 2 | 1 | 1 | Экскурс | Анализ наблюдений | ||
3. | Раздел (модуль) 3. «Почва» - 24 часа | |||||||
3.1. | Почва. Почва в жизни человека. | 2 | 2 | 0 | Беседа | Обсуждение | ||
3.2. | Почва – среда обитания живых организмов. | 2 | 2 | 0 | Брейнг-ринг | Определение победителей | ||
3.3. | ПР 4: «Состав почвы». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
3.4. | Обитатели почв леса, парка. | 2 | 0 | 2 | Беседа, рисование | Анализ информации | ||
3.5. | Обитатели почвы. | 2 | 2 | 0 | Беседа, рисование | Творческий отчет | ||
3.6. | Процесс уплотнения почв парка, огорода, леса, тропы. | 2 | 0 | 2 | Лекция | Анализ информации | ||
3.7. | Производители, потребители и разлагатели. | 2 | 1 | 1 | Дискуссия | Анализ наблюдений | ||
3.8. | Опустынивание. Роль растений в защите почв от смыва. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Обсуждение | ||
3.9. | ПР 5: «Рассмотрение корневой системы растений». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
3.10. | Круговорот веществ, пищевые цепи. | 2 | 0 | 2 | Лекция | Составление схемы | ||
3.11. | ПР 6: «Составление пищевых цепей с участием птиц». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
3.12. | Горные породы. ПР 7: «Полезные ископаемые нашего края». | 2 | 1 | 1 | ПР | Анализ ПР | ||
4. | Раздел (модуль) 4. «Ориентирование» - 8 часов | |||||||
4.1. | Топонимика. Местные названия. Топонимические названия улиц микрорайона. | 2 | 1 | 1 | Экологическая тропа | Анализ информации | ||
4.2. | Условные знаки. Составление карты участка. | 2 | 2 | 0 | Тренинг | Составление карты участка. | ||
4.3. | Маршрут по карте до парка Петрова. | 2 | 0 | 2 | Экологическая тропа | Фиксация наблюдений | ||
4.4. | Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по компасу. | 2 | 1 | 1 | Прогулка | Дневник наблюдений | ||
5. | Раздел (модуль) 5. «Погода» - 16 часов | |||||||
5.1. | Погода. Живые предсказатели погоды. | 2 | 2 | 0 | Круглый стол | Анализ информации | ||
5.2. | Определение погоды у татар и русских. | 2 | 0 | 2 | Семинар | Защита рефератов | ||
5.3. | ПР 8: «Наблюдение за погодой, сезонными изменениями состояния растений и животных». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
5.4. | ПР 9: «Изготовление и установка кормушек». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
5.5. | Птицы зимой. | 2 | 0 | 2 | Самостоятельная работа | Выставка | ||
5.6. | Подсчет птиц по маршруту: гимназия-парк. | 2 | 0 | 2 | Экологическая тропа | Анализ информации | ||
5.7. | Погода и самочувствие человека. | 2 | 0 | 2 | Соцопрос | Анализ соцопроса | ||
5.8. | Промежуточная аттестация учащихся. | 2 | 0 | 2 | Открытое занятие | Зачет | ||
6. | Раздел (модуль) 6. «Бытовой мусор» - 18 часов | |||||||
6.1. | Загрязнение отходами. Бытовой мусор. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Опрос | ||
6.2. | ПР 10: «Определение количества бытового мусора на примере своей семьи». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
6.3. | Изготовление и распространение листовок под лозунгом «Мы за чистый город». | 2 | 0 | 2 | Акция | Распространение листовок | ||
6.4. | Способы уничтожения мусора, его переработка. | 2 | 0 | 2 | Семинар | Защита рефератов | ||
6.5. | Критерии размещения отходов. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Анкетирование | ||
6.6. | Сохраним природу Татарстана! | 2 | 0 | 2 | Беседа, изготовление листовок | Участие | ||
6.7. | Исследование экологической тропы на наличие мусора. | 2 | 0 | 2 | Экологическая тропа | Анализ наблюдений | ||
6.8. | Очистка экологической тропы. | 2 | 2 | 0 | Круглый стол | Обсуждение | ||
6.9. | Изготовление поделок из бросового материала. | 2 | 0 | 2 | Мастер-класс | Участие в конкурсе | ||
7. | Раздел (модуль) 7. «Воздух» - 18 часов | |||||||
7.1. | Воздух. Состав воздуха. Причины загрязнения воздуха. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Тестирование | ||
7.2. | ПР 11: «Исследования загрязнения воздуха на улице». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
7.3. | Эколого-гигиеническая оценка учебного кабинета. | 2 | 2 | 0 | Круглый стол | Оценка | ||
7.4. | ПР 12: «Определение запыленности воздуха в помещении». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
7.5. | Источники загрязнения воздуха. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Тестирование | ||
7.6. | Кислотные дожди. Озоновые дыры. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Анализ информации | ||
7.7. | Экологические сказки. | 2 | 2 | 0 | Групповая | Участие | ||
7.8. | Очистка воздуха растениями. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Анализ информации | ||
7.9. | Биоиндикация на примере сосны обыкновенной. | 2 | 0 | 2 | Групповая | Анализ наблюдений | ||
8. | Раздел (модуль) 8. «О.О.О.» - 10 часов | |||||||
8.1. | Особо охраняемые объекты Татарстана. Красная Книга. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Анализ информации | ||
8.2. | Редкие животные и растения. | 2 | 0 | 2 | Семинар | Защита рефератов | ||
8.3. | Заповедные территории Татарстана. | 2 | 0 | 2 | Семинар | Защита рефератов | ||
8.4. | Наш край в опасности. | 2 | 0 | 2 | Фотовыставка | Участие | ||
8.5. | Экологические викторины, кроссворды, ребусы, любопытные факты, загадки природы. | 2 | 1 | 1 | Брейн-ринг | Определение победителей | ||
9. | Раздел (модуль) 9. «Растения и животные нашего края» - 12 часов | |||||||
9.1. | Фенологические наблюдения за растениями и животными леса, изучение видового состава. | 2 | 0 | 2 | Экологическая тропа | Анализ наблюдений | ||
9.2. | Роль растений в жизни человека. | 2 | 2 | 0 | Групповая | Тестирование | ||
9.3. | Зеленая аптека. | 2 | 2 | 0 | Групповая | Анализ информации | ||
9.4. | ПР 13: «Уход за комнатными растениями: подкормка, полив, прополка». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
9.5. | Фитонциды комнатных растений. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Анализ информации | ||
9.6. | Экологические сказки о растениях и животных. | 2 | 2 | 0 | Индивидуальная | Фестиваль сказок | ||
10. | Раздел (модуль) 10. «Вода» - 10 часов | |||||||
10.1. | Вода. Свойства воды. Водные ресурсы Татарстана. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Анализ информации | ||
10.2. | Стихийные бедствия и безопасность. | 2 | 2 | 0 | Лекция | Анализ информации | ||
10.3. | Фенологическое наблюдение «Жизнь водоема» | 2 | 0 | 2 | Экологическая тропа | Анализ наблюдений | ||
10.4. | ПР 14: «Оценка качества воды». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
10.5. | ПР 15: «Оценка загрязнения поверхностных вод». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
11. | Раздел (модуль) 11. «Лесное сообщество» - 12 часов | |||||||
11.1. | Изучение лесного сообщества в окрестностях экологической тропы. Правила поведения в лесу. | 2 | 0 | 2 | Экологическая тропа | Анализ наблюдений | ||
11.2. | ПР 16: «Муравейник – сообщество». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
11.3. | ПР 17: «Пищевые цепи лесного сообщества». | 2 | 0 | 2 | ПР | Анализ ПР | ||
11.4. | Промежуточная аттестация учащихся. | 2 | 0 | 2 | Открытое занятие | Зачет | ||
11.5. | Пожары. Охрана лесов от пожаров. Действия человека на пожаре. | 2 | 2 | 0 | Круглый стол | Анализ информации | ||
11.6. | Итоговое занятие. Выводы по пройденному материалу за год. | 2 | 2 | 0 | Подведение итогов | Награждение | ||
Итого часов | 144 | 59 | 85 | | |
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора.
2. Повышение интереса к биологии и экологии.
3. Умение добывать информацию самостоятельно.
4. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.
5. Ответственное отношение к природе.
6. Возрастание творческой активности.
7. Овладение навыками научного мышления.
8. Развитие умений и навыков исследовательской работы.
9. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг // Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. - М.: Агар, 2000.
2. Биология в школе: научно-теоретический и методический журнал. 2005-2015.
3. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле // Наука и жизнь. – 2005. - №12.
4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2011.
5. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции // Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал. – 2005. - №7.
6. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Практикум по экологии человека // Учебное пособие. – М.: Гуман.центр ВЛАДОС, 2003.
7. Державина Т.Б. Экскурсии в природу // Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2010.
8. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Издание второе. – Казань: Идель-Пресс, 2006 г.