12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алсу18


Календарно-тематическое планирование



Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел (модуль) 1. «Введение» - 4 часа

1.1.

Вводное занятие. Цели и задачи программы.

2

2

0

Лекция

Анкетирование

1.2.

Почему мы часто слышим слово «Экология»? Обсуждение по теме «Я и природа».

2

1

1

Беседа, рисование

Выставка

2.

Раздел (модуль) 2. «Методы изучения природы» - 12 часов

2.1.

Методы изучения природы. ПР 1: «Эксперимент с картофелем».

2


1

1

ПР

Анализ ПР

2.2.

ПР 2: «Наблюдение за организмами леса».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

2.3.

ПР 3: «Измерения в природе».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

2.4.

Знакомство с веществами, телами и явлениями природы.

2


0

2

Экскурс

Анализ информации

2.5.

Наблюдения за животными.

2

1

1

Круглый стол

Обсуждение

2.6.

Погода, ее изменение.

2

1

1

Экскурс

Анализ наблюдений

3.

Раздел (модуль) 3. «Почва» - 24 часа

3.1.

Почва. Почва в жизни человека.

2

2

0

Беседа

Обсуждение

3.2.

Почва – среда обитания живых организмов.

2

2

0

Брейнг-ринг

Определение победителей

3.3.

ПР 4: «Состав почвы».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

3.4.

Обитатели почв леса, парка.

2

0

2

Беседа, рисование

Анализ информации

3.5.

Обитатели почвы.

2

2

0

Беседа, рисование

Творческий отчет

3.6.

Процесс уплотнения почв парка, огорода, леса, тропы.

2


0

2

Лекция

Анализ информации

3.7.

Производители, потребители и разлагатели.

2


1

1

Дискуссия

Анализ наблюдений

3.8.

Опустынивание. Роль растений в защите почв от смыва.

2

2

0

Лекция

Обсуждение

3.9.

ПР 5: «Рассмотрение корневой системы растений».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

3.10.

Круговорот веществ, пищевые цепи.

2

0

2

Лекция

Составление схемы

3.11.

ПР 6: «Составление пищевых цепей с участием птиц».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

3.12.

Горные породы. ПР 7: «Полезные ископаемые нашего края».

2


1

1

ПР

Анализ ПР

4.

Раздел (модуль) 4. «Ориентирование» - 8 часов

4.1.

Топонимика. Местные названия. Топонимические названия улиц микрорайона.

2

1

1

Экологическая тропа

Анализ информации

4.2.

Условные знаки. Составление карты участка.

2

2

0

Тренинг

Составление карты участка.

4.3.

Маршрут по карте до парка Петрова.

2

0

2

Экологическая тропа

Фиксация наблюдений

4.4.

Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по компасу.

2

1

1

Прогулка

Дневник наблюдений

5.

Раздел (модуль) 5. «Погода» - 16 часов

5.1.

Погода. Живые предсказатели погоды.

2

2

0

Круглый стол

Анализ информации

5.2.

Определение погоды у татар и русских.

2


0

2

Семинар

Защита рефератов

5.3.

ПР 8: «Наблюдение за погодой, сезонными изменениями состояния растений и животных».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

5.4.

ПР 9: «Изготовление и установка кормушек».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

5.5.

Птицы зимой.

2

0

2

Самостоятельная работа

Выставка

5.6.

Подсчет птиц по маршруту: гимназия-парк.

2

0

2

Экологическая тропа

Анализ информации

5.7.

Погода и самочувствие человека.

2


0

2

Соцопрос

Анализ соцопроса

5.8.

Промежуточная аттестация учащихся.

2

0

2

Открытое занятие

Зачет

6.

Раздел (модуль) 6. «Бытовой мусор» - 18 часов

6.1.

Загрязнение отходами. Бытовой мусор.

2

2

0

Лекция

Опрос

6.2.

ПР 10: «Определение количества бытового мусора на примере своей семьи».

2


0

2

ПР

Анализ ПР

6.3.

Изготовление и распространение листовок под лозунгом «Мы за чистый город».

2


0

2

Акция

Распространение листовок

6.4.

Способы уничтожения мусора, его переработка.

2


0

2

Семинар

Защита рефератов

6.5.

Критерии размещения отходов.

2

2

0

Лекция

Анкетирование

6.6.

Сохраним природу Татарстана!

2


0

2

Беседа, изготовление листовок

Участие

6.7.

Исследование экологической тропы на наличие мусора.

2


0

2

Экологическая тропа

Анализ наблюдений

6.8.

Очистка экологической тропы.

2

2

0

Круглый стол

Обсуждение

6.9.

Изготовление поделок из бросового материала.

2

0

2

Мастер-класс

Участие в конкурсе

7.

Раздел (модуль) 7. «Воздух» - 18 часов

7.1.

Воздух. Состав воздуха. Причины загрязнения воздуха.

2

2

0

Лекция

Тестирование

7.2.

ПР 11: «Исследования загрязнения воздуха на улице».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

7.3.

Эколого-гигиеническая оценка учебного кабинета.

2

2

0

Круглый стол

Оценка

7.4.

ПР 12: «Определение запыленности воздуха в помещении».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

7.5.

Источники загрязнения воздуха.

2

2

0

Лекция

Тестирование

7.6.

Кислотные дожди. Озоновые дыры.

2

2

0

Лекция

Анализ информации

7.7.

Экологические сказки.

2

2

0

Групповая

Участие

7.8.

Очистка воздуха растениями.

2

2

0

Лекция

Анализ информации

7.9.

Биоиндикация на примере сосны обыкновенной.

2

0

2

Групповая

Анализ наблюдений

8.

Раздел (модуль) 8. «О.О.О.» - 10 часов

8.1.

Особо охраняемые объекты Татарстана. Красная Книга.

2

2

0

Лекция

Анализ информации

8.2.

Редкие животные и растения.

2

0

2

Семинар

Защита рефератов

8.3.

Заповедные территории Татарстана.

2

0

2

Семинар

Защита рефератов

8.4.

Наш край в опасности.

2

0

2

Фотовыставка

Участие

8.5.

Экологические викторины, кроссворды, ребусы, любопытные факты, загадки природы.

2


1

1

Брейн-ринг

Определение победителей

9.

Раздел (модуль) 9. «Растения и животные нашего края» - 12 часов

9.1.

Фенологические наблюдения за растениями и животными леса, изучение видового состава.

2


0

2

Экологическая тропа

Анализ наблюдений

9.2.

Роль растений в жизни человека.

2

2

0

Групповая

Тестирование

9.3.

Зеленая аптека.

2

2

0

Групповая

Анализ информации

9.4.

ПР 13: «Уход за комнатными растениями: подкормка, полив, прополка».

2


0

2

ПР

Анализ ПР

9.5.

Фитонциды комнатных растений.

2

2

0

Лекция

Анализ информации

9.6.

Экологические сказки о растениях и животных.

2

2

0

Индивидуальная

Фестиваль сказок

10.

Раздел (модуль) 10. «Вода» - 10 часов

10.1.

Вода. Свойства воды. Водные ресурсы Татарстана.

2

2

0

Лекция

Анализ информации

10.2.

Стихийные бедствия и безопасность.

2

2

0

Лекция

Анализ информации

10.3.

Фенологическое наблюдение «Жизнь водоема»

2


0

2

Экологическая тропа

Анализ наблюдений

10.4.

ПР 14: «Оценка качества воды».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

10.5.

ПР 15: «Оценка загрязнения поверхностных вод».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

11.

Раздел (модуль) 11. «Лесное сообщество» - 12 часов

11.1.

Изучение лесного сообщества в окрестностях экологической тропы. Правила поведения в лесу.

2


0

2

Экологическая тропа

Анализ наблюдений

11.2.

ПР 16: «Муравейник – сообщество».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

11.3.

ПР 17: «Пищевые цепи лесного сообщества».

2

0

2

ПР

Анализ ПР

11.4.

Промежуточная аттестация учащихся.

2

0

2

Открытое занятие

Зачет

11.5.

Пожары. Охрана лесов от пожаров. Действия человека на пожаре.

2


2

0

Круглый стол

Анализ информации

11.6.

Итоговое занятие. Выводы по пройденному материалу за год.

2

2

0

Подведение итогов

Награждение

Итого часов

144

59

85





Ожидаемые результаты:

1. Расширение кругозора.

2. Повышение интереса к биологии и экологии.

3. Умение добывать информацию самостоятельно.

4. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

5. Ответственное отношение к природе.

6. Возрастание творческой активности.

7. Овладение навыками научного мышления.

8. Развитие умений и навыков исследовательской работы.

9. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг // Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. - М.: Агар, 2000.

2. Биология в школе: научно-теоретический и методический журнал. 2005-2015.

3. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле // Наука и жизнь. – 2005. - №12.

4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2011.

5. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции // Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал. – 2005. - №7.

6. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Практикум по экологии человека // Учебное пособие. – М.: Гуман.центр ВЛАДОС, 2003.

7. Державина Т.Б. Экскурсии в природу // Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2010.

8. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Издание второе. – Казань: Идель-Пресс, 2006 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.