Календарно-тематическое планирование «Информатика и ИКТ» (5–7 класс)
Автор: Босова Л.Л, Босова А.Ю. 1 час в неделю. Всего 34 часа
Учитель: Щенников А.С.
№ урока |
№ пункта |
Содержание материала (Тема урока) |
Цифровые ресурсы на CD |
Дата |
||
План |
Факт |
|||||
Компьютер для начинающих (8 часов) |
||||||
1 |
1.1. |
Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов |
Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности» |
|||
2 |
2.1, 2.2 |
Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов |
Плакат «Компьютер и информация», презентация «Что умеет компьютер» |
|||
3 |
2.3 |
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой» |
Плакат «Знакомство с клавиатурой» |
|||
4 |
2.3 |
Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8). |
Плакат «Правила работы на клавиатуре» |
|||
5 |
2.4 |
Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. |
Плакат «Как хранят информацию в компьютере» |
|||
6 |
2.5, 2.6 |
Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа №2 «Осваиваем мышь» |
||||
7 |
2.7 |
Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы. |
||||
8 |
2.8 |
Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерными меню» |
Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml; файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc. |
|||
Информация вокруг нас (18 часов) |
||||||
9 |
1.2, 1.3 |
Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). |
Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации» |
|||
10 |
1.4 |
Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. |
Презентация «Носители информации» |
|||
11 |
1.5 |
Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. |
Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации» |
|||
12 |
1.6 |
Кодирование информации. |
Презентация «В мире кодов» |
|||
13 |
1.7 |
Формы представления информации. Метод координат. |
Игра «Морской бой» |
|||
14 |
1.9 |
Текст как форма представления информации. Логическая игра. |
Презентация «Текстовые документы» (часть 1) |
|||
15 |
1.10 |
Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой» |
Презентация «Табличный способ решения логических задач» |
|||
16 |
1.11 |
Наглядные формы представления информации. Проверочная работа. |
Презентация «Наглядные формы представления информации», интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc. |
|||
17 |
1.12 |
Обработка информации. Практическая работа №5 « Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» (часть 1) |
Плакат «Обработка информации» |
|||
18 |
2.9(1) |
Обработка текстовой информации. Практическая работа №6 «Вводим текст» |
Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf. |
|||
19 |
2.9(2) |
Обработка текстовой информации. Практическая работа №7 «Редактируем текст» |
Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf. |
|||
20 |
2.9(2) |
Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста» (задание 1-5) |
Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf. |
|||
21 |
2.9(2) 1.13(2) |
Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8. «Работаем с фрагментами текста» (6,7) |
Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf. |
|||
22 |
1.13 |
Изменение формы представления информации. Систематизация информации. |
||||
23 |
1.13(3) |
Форматирование – изменение формы представления информации. Практическая работа №9 «Форматируем текст» |
Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf. |
|||
24 |
2.10(1) |
Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора» |
Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. |
|||
25 |
2.10(2) |
Инструменты графического редактора. Практическая работа №11 « Начинаем рисовать» (1,4,5) |
||||
26 |
2.10 |
Обработка графической информации. Проверочная работа. Практическая работа №11. « Начинаем рисовать» (2,3) |
Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp; интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml; файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc. |
|||
Информационные технологии (10-1=9 часов) |
||||||
27 |
2.9, 2.10 |
Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. |
Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp) |
|||
28 |
1.14 (1) |
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 « Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» (часть 2) |
||||
29 |
1.14 (2) |
Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами» |
Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp. |
|||
30 |
1.14 (3) |
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» |
Логическая игра «Переливашки» |
|||
31 |
1.14 |
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» |
Логическая игра «Переливашки» |
|||
32 |
2.11 |
Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» |
Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc.Образец выполнения задания — презентация «Морское дно». |
|||
33 |
§2.11 |
Создание движущихся изображений. Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» |
Образцы выполнения заданий — презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди». |
|||
34 |
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему» |
Автор: Босова Л.Л, Босова А.Ю. 1 час в неделю Всего 34 часа
Учитель: Щенников А.С.
№ урока |
№ пункта |
Содержание материала (Тема урока) |
Цифровые ресурсы на CD |
Дата |
|||
План |
Факт |
||||||
Компьютер и информация (11 часов) |
|||||||
1 |
§1.1. |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов |
Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»; презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники». |
||||
2 |
§1.2 |
Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» |
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки» |
||||
3 |
§1.3 |
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором WORD» (задание 1) |
Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc |
||||
4 |
§1.3 (1) |
Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором WORD» (задание 2) |
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) |
||||
5 |
§1.3 (1) |
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор |
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) |
||||
6 |
§1.3 (2) |
Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем подписи» (задание 1) |
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2) |
||||
7 |
§1.3 (2) |
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем подписи» (задание 2) |
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc |
||||
8 |
п/р 1-3. |
Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. |
Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc |
||||
9 |
§1.3 (3) |
Растровое кодирование графической информации |
Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp |
||||
10 |
§1.3 (3) |
Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки» |
Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc |
||||
11 |
§1.4 |
Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки» |
файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc |
||||
Человек и информация (14 часов) |
|||||||
12 |
§2.1 |
Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1-2) |
Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc; Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc |
||||
13 |
§2.2 |
Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3-4) |
Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc |
||||
14 |
§2.3 |
Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице» |
Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc |
||||
15 |
§2.3 (1) |
Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1-2) |
Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc |
||||
16 |
п/р №№4-8 |
Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа |
Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc |
||||
17 |
§2.3 (2) |
Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (3 - 5) |
Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc |
||||
18 |
§2.3 (3) |
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3) |
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp |
||||
19 |
§2.3 (3) |
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7) |
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp |
||||
20 |
§2.3 (4) |
Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3) |
Презентация «Понятие» |
||||
21 |
§2.3 (5) |
Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3) |
Презентация «Суждение»; файл Домик.doc |
||||
22 |
§2.4 |
Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем редакторе Word» (задания 1-3) |
Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc |
||||
23 |
§2.5 |
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем редакторе Word» (задания 4-6) |
|||||
24 |
§3.1 |
Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа 12 «Рисунок на свободную тему» |
Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc |
||||
25 |
§3.2, §3.3 |
Исполнители вокруг нас. Логическая игра. |
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1) |
||||
Элементы алгоритмизации (10-1=9 часов) |
|||||||
26 |
п/р 8-9. |
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. |
Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2); файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc |
||||
27 |
§3.4 (1) |
Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» |
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt. |
||||
28 |
§3.4 (1) |
Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» |
|||||
29 |
§3.4 (2) |
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14. «PowerPoint. Времена года» |
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt |
||||
30 |
§3.4 (2) |
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года». |
|||||
31 |
§3.4 (3) |
Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка». |
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt |
||||
32 |
§3.4 (3) |
Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка». |
|||||
33 |
§1.2 |
Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2». |
Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc |
||||
34-35 |
Итоговый мини-проект. Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу» |
Автор: Босова Л.Л, Босова А.Ю. 1 час в неделю. Всего 34 часа
Учитель: Щенников А.С.
№ урока |
№ пункта |
Содержание материала (Тема урока) |
Цифровые ресурсы на CD |
Дата |
||
План |
Факт |
|||||
Объекты и их имена (8 часов) |
||||||
1 |
§1.1,§1.2 |
Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows». |
Плакат «Техника безопасности»; презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» |
|||
2 |
§1.3, §1.4 |
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». |
Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc |
|||
3 |
§1.5 |
Состав объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». Задания 1-3. |
Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc |
|||
4 |
§1.6 |
Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». Задания 4-6. |
Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc |
|||
5 |
§1.7 |
Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». З. 7-9. |
Презентация «Системы объектов»; файлы: Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc |
|||
6 |
§1.8 |
Персональный компьютер как система. Контрольная работа. |
Интерактивные тесты: test7-1.xml, test7-2.xml; файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc |
|||
7 |
2.1 |
Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные объекты». Задания 1-3. |
Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет(заготовка).doc, История.doc |
|||
8 |
2.2 |
Информационные модели. Практическая работа №11 «Географические модели». |
Презентация «Информационные модели» |
|||
Информационное моделирование (20 часов) |
||||||
9 |
2.3 |
Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные объекты».. Задания 4-5. |
Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc |
|||
10 |
2.3 |
Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные объекты».. Задания 6-7. |
Файлы: Слова.doc, Текст.doc |
|||
11 |
2.3 |
Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные объекты».. Задания 8-9 |
||||
12 |
2.3 |
Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». |
Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml; файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc |
|||
13 |
2.4 |
Математические модели. Контрольная работа |
||||
14 |
2.5(1) |
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задания 1-2. |
Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc |
|||
15 |
2.5(2) |
Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задания 3-4. |
Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp |
|||
16 |
2.5(3) |
Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задания 5-6. |
||||
17 |
2.6 |
Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задание 7. |
||||
18 |
2.7 |
Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы ». |
||||
19 |
2.8 |
Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами». З.1-3. |
Файл Температура.xls |
|||
20 |
2.8 |
Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами». З. 4-6. |
||||
21 |
2.9 (1,2) |
Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Задания 5-7. |
Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls |
|||
22 |
2.9 (3) |
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». З. 1-3. |
Презентация «Графики и диаграммы» |
|||
23 |
2.9 (4) |
Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Задание 4 |
Презентация «Графики и диаграммы» |
|||
24 |
2.10 (1) |
Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы, деревья». Задания 1-2. |
Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc |
|||
25 |
2.10 (2) |
Информационные модели на графах. Практическая работа №10. Задания 3-5. |
Презентация «Графы»; файл Поездка.doc |
|||
26 |
2.10 (2,3) |
Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы, деревья». Задания 6-7 Проверочная работа |
Презентация «Графы» Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc |
|||
27 |
3.1, 3.2(1,2) |
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика». |
Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя» |
|||
28 |
3.2(3) |
Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика» |
||||
Алгоритмика (7-1=6 часов) |
||||||
29 |
3.2(4) |
Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде «Алгоритмика» |
||||
30 |
3.3(1) |
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика» |
||||
31 |
3.3(2,4) |
Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика» |
||||
32 |
3.3 (5) |
Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» |
||||
33 |
Проверочная работа |
Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc |
||||
34 |
Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа» |