Календарно-тематическое планирование «Информатика и ИКТ» в 8 классе по УМК И.Г. Семакина
Автор: Семакин И.Г. 1 час в неделю. Всего 34 часа
Учитель: Щенников А.С.
Дата урока |
№ |
Изучаемый раздел, тема учебного материала |
т/п |
Основные понятия |
Учащиеся должны знать |
Умения и навыки |
Д.з. |
Тема 1 Введение в предмет 1ч |
|||||||
1/1 |
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. |
т |
Понятие вещества, энергии, информации. Информатика, ИКТ. |
Экскурсия в компьютерный класс. Знать понятия информация, информатика, ИКТ. |
Правильно включать и выключать ПК, правильно вести себя в компьютерном классе. |
Введение, Дз№1 |
|
Тема 2 Человек и информация 4ч (3т+1п) |
|||||||
2/1 |
Информация и её виды. Восприятие информации человеком. |
т |
Информация, декларативные и процедурные знания, информативность сообщения, образные и знаковые формы восприятия информации, язык. |
Связь между информацией и знаниями человека, функции языка как способа представления информации, естественные и формальные языки. |
Приводить примеры информации, информативных и неинформативных сообщений. |
§§1,2. Дз№2 |
|
3/2 |
Информационные процессы. |
т |
Способы хранения информации, приём и отправление, две стороны процесса передачи, обработка информации. |
Виды информационных процессов; носители информации. |
Использование русского алфавита для набора текста. |
§3, Дз№3 |
|
4/3 |
Практическая работа № 1 «Освоение клавиатуры. Работа с тренажером клавиатуры. Основные приёмы редактирования.» |
п |
Основные группы клавиш, их назначение, регистр верхних символов. |
Как пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. |
Использование русского и латинского алфавитов при наборе текста; переключение клавиатуры на латинский алфавит и обратно. |
Повтор. §3 |
|
5/4 |
Измерение информации. Единицы измерения информации. |
т |
Мощность алфавита, формула N=2b, информационный вес, объём текста, единицы измерения информации: Кб, Мб, Гб. |
Знать формулу N=2b,I=K*I, работать с единицами измерения информации. |
Измерение информационного объёма текста, перевод в разные единицы измерения информации. |
§4 |
|
Тема 3 Первое знакомство с компьютером 6ч (3т+3п)+1ч резерва |
|||||||
6/1 |
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. |
т |
ПК-модель человека, работающего с информацией. Схема информационного обмена в компьютере, внутренняя и внешняя память. |
Знать структуру внутренней памяти ПК (биты, байты, адрес памяти),внешней памяти. |
Различать устройства внешней памяти, дисководы. |
§§7,8. Дз№5 |
|
7/2 |
Двоичное представление данных в памяти компьютера. Персональный компьютер: основные устройства и характеристики. |
т |
Системы счисления: позиционные и непозиционные. Основные устройства ПК. Минимальный комплект устройств. Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. Характеристики микропроцессора, устройств внешней памяти. |
Знать состав основных устройств ПК, их назначение и информациионное взаимодействие, основные характеристики ПК в целом и его узлов (устройств); типы и назначение устройств ввода-вывода информации. |
Правильно включать и выключать ПК Использование русского и латинского алфавитов при наборе текста; переключение клавиатуры на латинский алфавит и обратно. Подключать внешние устр-ва (монитор, мышь, клавиатуру). |
§§6,9, Дз№8 |
|
8/3 |
Правила ТБ и эргономикки при работе за ПК, Организация информации на внешних носителях. Файлы и файловая структура внешней памяти. |
т |
Правила ТБ, файл, файловая система как часть ОС, имя файла, правила формирования имени файла, логический диск, каталог, путь к файлу, как координата местоположения файла на диске. |
Знать Правила ТБ при работе на ПК; файл, принцип организации информации на внешних носите- лях; что такое файл, каталог (папка),файловая структура, имя файла, путь к файлу. |
Просматривать на экране директорию диска, работа за ПК согласно Правилам ТБ; создание имени файла определение местоположения файла по пути к файлу. |
§§8,12. Дз№9. |
|
9/4 |
Виды ПО. ОС. Основные функции ОС. Практическая работа № 2 «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы» |
п |
ПО. Типы ПО. Состав прикладного ПО, системного ПО.Функции ОС, интерактивный режим работы. Сервисные прграммы, система программирования, пользовательский интерфейс. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Контекстное меню. Файловая система, папка окна. |
Знать сущность программного управления работой ПК. Назначение ПО и его состав. Работа с окнами: изменение размеров, перемещение, сворачивание и восстановление; использование справочной системы. |
Ориентирование в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами, инициализировать выполнение программы из программных файлов, запуск приложений, переключение между ними. |
§§11,13 Дз№6,7 |
|
10/5 |
Практическая работа № 3 «Работа с файловой системой ОС» |
п |
Объект, действия над объектами. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Контекстное меню. Файловая система, папка окна. |
Принцип организации информации на внешних носителях. Что такое файл, каталог, файловая структура. |
Смена устройства(логического диска),смена папки, использование корзины для удаления файлов. Восстановление удалённых файлов. |
§13 |
|
11/6 |
Практическая работа № 4 «Использование антивирусных программ» |
п |
Файловая структура ОС. Копирование, перемещение, удаление файлов и папок, изменение вида содержимого папки. |
Знать как найти файл на диске, принцип работы с группой файлов. |
Создание папок, копирование файлов и папок, переименовывание их; удаление файлов и папок, сортировка файлов и папок, использование корзины. |
Повтор. §13. |
|
12/7 |
Контрольная работа № 1 «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с ПК.» |
т |
Основные понятия тем. |
Повтор. §13. |
|||
Тема 4 Текстовая информация и компьютер 9ч (3т+6п)+1 резерв |
|||||||
13/1 |
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. |
т |
Представление текста в памяти компьютера, кодировочные таблицы, преимущества компьютерного хранения документов, международный стандарт ASCII, гипертекст. |
Способы представления сим-вольной информации в памяти компьютера, назначение текстовых редакторов(процессоров). |
Понимать структуру текста. |
§14,\ Дз№10. |
|
14/2 |
Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. |
т |
Разнообразные шрифты и начертания шрифтов, формат печатного текста. |
Основные режимы ТР (печать, форматирование, поиск, замена, работа с файлами); работа с параметрами шрифта, со страницами, абзацами. |
Сохранение текста на диске, загрузка, печать, задание параметров страницы, шрифта (размер, тип, начертание, цвет, эффект), установка параметров абзаца и его форматирование, выравнивание абзацев. |
§16, Дз№12 |
|
15/3 |
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение и возможности ТР и ТП, принципы работы с ними. Практическая работа № 4 «Основные приёмы ввода и редактирования текста» |
п |
ТП и ТР, среда ТР, структурные единицы текста, ввод и редактирование текста, знаки препинания. |
Назначение, возможности, принципы работы ТР Microsoft Word, основные режимы работы ТР (ввод, редактирование, печать); как использовать режимы замены и вставки при наборе текста. |
Запуск программы ТР, открытие файла, изменение текста в нём и сохранение файла в той же папке под другим именем, набирать и редактировать текст в одном из ТР, вставка и удаление символов, объединение и разделение строк, использ. знаков препинания. |
§15, Дз№11. |
|
16/4 |
Практическая работа № 5 «Работа со шрифтами, форматирование текста». |
п |
Повтор §15 |
||||
17/5 |
Практическая работа № 6 «Работа с выделенными блоками через буфер обмена, таблицами.» |
п |
Фрагмент текста; буфер обмена или буфер для копирования; работа с таблицами, окнами. |
Как создать таблицу, отредактировать её (удаление строк и столбцов, изменение ширины столбца, заливка и установка границ для отдельных ячеек, сортировка таблицы). |
Удаление, копирование, перемещение фрагмента текста; поиск заданного фрагмента и замена его на другой, использование многооконного режима для параллель-ной работы с неск.док-ми. |
Повтор. §16. |
|
18/6 |
Практическая работа № 7 «Работа с нумерованными и маркированными списками. Вставка объектов в текст» |
п |
Виды списков(маркированный, нумерованный),объекты WordArt,рисунки. |
Знать виды, назначение и использование списков, объектов WordArt. |
Создание списков, включение в документы формул и рисунков, использование объектов WordArt. |
Повтор. §§15,16 |
|
19/7 |
Интеллектуальные системы работы с текстом. |
т |
Распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода текстов. |
Назначение программ-переводчиков, системы распознавания текстов. |
Перевод текста с одного языка на другой с помощью одной из программ-переводчиков. |
§16, Повтор. §1,2 |
|
20/8 |
Практическая работа № 8 «Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок» |
п |
Шаблоны текста, стиль абзаца, гиперссылка. |
Назначение шаблона, стиля, гиперссылки. |
Создание нового стиля абзаца и его использование, создание нового шаблона документа и его использование. |
Повтор. §3. |
|
21/9 |
Практическая работа № 9 «Практика по сканированию и распознаванию текста» |
п |
Принтер и его виды, сканер. |
Знать как устанавливать пара-метры печати, назначение и работу принтера и сканера. |
Сканирование текста и его распознавание с помощью специализированных программ, вывод документа на печать. |
Повтор. §4. |
|
22/10 |
Контрольная работа № 2 «Текстовая информация и компьютер» |
т |
Основные понятия темы |
Повтор. §5. |
|||
Тема 5 Графическая информация и компьютер 5ч (2т+3п)+1резерв |
|||||||
23/1 |
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Растровая и векторная графика. |
т |
История компьютерной графики, области применения, виды графики (растровая и векторная), растр, видеопиксель, адаптер, дисплей. |
Области применения компьютерной графики, её виды, принцип работы растровых дисплеев, состав видеоадаптера. |
Использование, просмотр графических файлов, различать типы графики. |
§§17,18 Повтор. §6 |
|
24/2 |
Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения: понятие о дискретизации изображения. |
т |
Возможности ГР, среда ГР, режимы работы ГР, принцип формирования цвета пикселя, формула объёма видеопамяти для хранения изображения заданного размера I=b*N*M |
Знать назначение ГР, основные компоненты среды ГР, связь между количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного пикселя, способы представления изображения в памяти компьютера. |
Уметь решать задачи на применение формулы K=2b, редактировать изображение, использование инструментов: прямоугольник, окружность, заливка, линии, кисть, выделение, текст. Использование откатки. |
§§19,20 |
|
25/3 |
Практическая работа № 10 «Создание изображения в среде графического редактора растрового типа» |
п |
Среда ГР, режимы работы, палитра, меню инструментов. |
Назначение ГР, Среда ГР растрового типа: рабочее поле, меню инструментов, графические примитивы, палитра, ножницы, ластик и прочее. |
Копирование и перемещение фрагментов изображения, изменение рабочего и фонового цветов, стирание части изображения с помощью ластика. |
§20, Повтор. §7. |
|
26/4 |
Практическая работа № 11 «Знакомство с работой в среде графического редактора векторного типа.» |
п |
Инструменты для рисования геометрических фигур, заливка, работа с объектом изображения. |
Назначение основных компонентов среды ГР векторного типа. |
Использование заливки, изменение размеров объектов, толщины линий. |
§20, Повтор. §8. |
|
27/5 |
Практическая работа № 12 «Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора» |
п |
Манипуляции с рисунком,сканер. |
Знать основные моменты работы со сканером, как вставить текст в изображение. |
Сканирование изображения, изменение размера изображения, автоматическая настройка цветового баланса, яркости, контрастности, кадрирование изображения, поворот рисунка, вставка текста в изображение. |
Повтор. §20, 8. |
|
28/6 |
Контрольная работа № 3 «Графическая информация и компьютер» |
Повтор §17-19 |
|||||
Тема 6 Технология мультимедиа 6ч (2т+4п) |
|||||||
29/1 |
Что такое мультимедиа? Области применения. Компьютерные презентации. |
т |
Мультимедиа, области применения. Презентация и этапы её создания. |
Мультимедиа, основные типы сценариев для презентации, обл. применения мультимедиа. |
Представлять, для чего нужна презентация, чётко ставить цель и тему презентации. |
Повтор. §21, Повтор. §9 |
|
30/2 |
Практическая работа № 13 «Освоение работы с программным пакетом создания презентаций» |
п |
Оформление и шаблоны презентации,слайды. |
Основные типы сценариев, используемых в презентациях на компьютерах. |
Выбор оформления и шаблона презентации; создание и удалеление слайдов; добавление текста. |
§21, Дз№15 Повтор. §10 |
|
31/3 |
Представление звука в памяти компьютера: понятие о дискретизации звука. |
т |
История звукозаписывающей техники,аналоговое и цифровое представление звука,система ввода-вывода звука. |
Знать принцип дискретизации звука, используемый для представления звука в памяти компьютера. |
Прослушивание и запись звуковых файлов. |
§22, Повтор. §11. |
|
32/4 |
Практическая работа № 14 «Создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию» |
п |
Графика в презентации, анимация объектов в презентации, переход между слайдами. |
Знать как начать показ презента-ции, как пользоваться записанными изображениями в презентации. |
Вставка графики, анимация объектов, переход между слайдами, использование эффектов перехода, демонстрация презентации. |
§23, Повтор. §12. |
|
33/5 |
Технические средства мультимедиа. Практическая работа № 15 «Создание презентации, содержащей звук, текст.» |
п |
Система устройства ввода-вывода звука, хранение мультимедийной информации. |
Как добавить звук и видеоизображение в презентацию, как использовать цифровую технику. |
Создавать несложную презентацию в среде типовой программ-мы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. |
§23, Повтор. §13. |
|
34/6 |
Практическая работа № 16 «Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора» |
п |
Запись звука, видеоизображения, мультимедийный проектор. |
Как пользоваться мультимедийным проектором для демонстрации компьютерной презентации. |
Использование мультимедийного проектора, запись звука в компьютерную память. |
Повтор. §§22,23 |