12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
aleksus339 Учитель математики и информатики Россия, Хабаровский край, п. Сулук Материал размещён в группе «Сообщество учителей математики и информатики» |
Календарно-тематическое планирование «Информатика и ИКТ», 8 класс
Автор: Семакин И.Г. 1 час в неделю. Всего 34 часа
Учитель: Щенников А.С.
Дата урока | № | Изучаемый раздел, тема учебного материала | т/п | Основные понятия | Учащиеся должны знать | Умения и навыки | Д.з. |
Тема 1 Введение в предмет 1ч | |||||||
1/1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. | т | Понятие вещества, энергии, информации. Информатика, ИКТ. | Экскурсия в компьютерный класс. Знать понятия информация, информатика, ИКТ. | Правильно включать и выключать ПК, правильно вести себя в компьютерном классе. | Введение, Дз№1 | |
Тема 2 Человек и информация 4ч (3т+1п) | |||||||
2/1 | Информация и её виды. Восприятие информации человеком. | т | Информация, декларативные и процедурные знания, информативность сообщения, образные и знаковые формы восприятия информации, язык. | Связь между информацией и знаниями человека, функции языка как способа представления информации, естественные и формальные языки. | Приводить примеры информации, информативных и неинформативных сообщений. | §§1,2. Дз№2 | |
3/2 | Информационные процессы. | т | Способы хранения информации, приём и отправление, две стороны процесса передачи, обработка информации. | Виды информационных процессов; носители информации. | Использование русского алфавита для набора текста. | §3, Дз№3 | |
4/3 | Практическая работа № 1 «Освоение клавиатуры. Работа с тренажером клавиатуры. Основные приёмы редактирования.» | п | Основные группы клавиш, их назначение, регистр верхних символов. | Как пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. | Использование русского и латинского алфавитов при наборе текста; переключение клавиатуры на латинский алфавит и обратно. | Повтор. §3 | |
5/4 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | т | Мощность алфавита, формула N=2b, информационный вес, объём текста, единицы измерения информации: Кб, Мб, Гб. | Знать формулу N=2b,I=K*I, работать с единицами измерения информации. | Измерение информационного объёма текста, перевод в разные единицы измерения информации. | §4 | |
Тема 3 Первое знакомство с компьютером 6ч (3т+3п)+1ч резерва | |||||||
6/1 | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. | т | ПК-модель человека, работающего с информацией. Схема информационного обмена в компьютере, внутренняя и внешняя память. | Знать структуру внутренней памяти ПК (биты, байты, адрес памяти),внешней памяти. | Различать устройства внешней памяти, дисководы. | §§7,8. Дз№5 | |
7/2 | Двоичное представление данных в памяти компьютера. Персональный компьютер: основные устройства и характеристики. | т | Системы счисления: позиционные и непозиционные. Основные устройства ПК. Минимальный комплект устройств. Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. Характеристики микропроцессора, устройств внешней памяти. | Знать состав основных устройств ПК, их назначение и информациионное взаимодействие, основные характеристики ПК в целом и его узлов (устройств); типы и назначение устройств ввода-вывода информации. | Правильно включать и выключать ПК Использование русского и латинского алфавитов при наборе текста; переключение клавиатуры на латинский алфавит и обратно. Подключать внешние устр-ва (монитор, мышь, клавиатуру). | §§6,9, Дз№8 | |
8/3 | Правила ТБ и эргономикки при работе за ПК, Организация информации на внешних носителях. Файлы и файловая структура внешней памяти. | т | Правила ТБ, файл, файловая система как часть ОС, имя файла, правила формирования имени файла, логический диск, каталог, путь к файлу, как координата местоположения файла на диске. | Знать Правила ТБ при работе на ПК; файл, принцип организации информации на внешних носите- лях; что такое файл, каталог (папка),файловая структура, имя файла, путь к файлу. | Просматривать на экране директорию диска, работа за ПК согласно Правилам ТБ; создание имени файла определение местоположения файла по пути к файлу. | §§8,12. Дз№9. | |
9/4 | Виды ПО. ОС. Основные функции ОС. Практическая работа № 2 «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы» | п | ПО. Типы ПО. Состав прикладного ПО, системного ПО.Функции ОС, интерактивный режим работы. Сервисные прграммы, система программирования, пользовательский интерфейс. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Контекстное меню. Файловая система, папка окна. | Знать сущность программного управления работой ПК. Назначение ПО и его состав. Работа с окнами: изменение размеров, перемещение, сворачивание и восстановление; использование справочной системы. | Ориентирование в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами, инициализировать выполнение программы из программных файлов, запуск приложений, переключение между ними. | §§11,13 Дз№6,7 | |
10/5 | Практическая работа № 3 «Работа с файловой системой ОС» | п | Объект, действия над объектами. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Контекстное меню. Файловая система, папка окна. | Принцип организации информации на внешних носителях. Что такое файл, каталог, файловая структура. | Смена устройства(логического диска),смена папки, использование корзины для удаления файлов. Восстановление удалённых файлов. | §13 | |
11/6 | Практическая работа № 4 «Использование антивирусных программ» | п | Файловая структура ОС. Копирование, перемещение, удаление файлов и папок, изменение вида содержимого папки. | Знать как найти файл на диске, принцип работы с группой файлов. | Создание папок, копирование файлов и папок, переименовывание их; удаление файлов и папок, сортировка файлов и папок, использование корзины. | Повтор. §13. | |
12/7 | Контрольная работа № 1 «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с ПК.» | т | Основные понятия тем. | Повтор. §13. | |||
Тема 4 Текстовая информация и компьютер 9ч (3т+6п)+1 резерв | |||||||
13/1 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. | т | Представление текста в памяти компьютера, кодировочные таблицы, преимущества компьютерного хранения документов, международный стандарт ASCII, гипертекст. | Способы представления сим-вольной информации в памяти компьютера, назначение текстовых редакторов(процессоров). | Понимать структуру текста. | §14,\ Дз№10. | |
14/2 | Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. | т | Разнообразные шрифты и начертания шрифтов, формат печатного текста. | Основные режимы ТР (печать, форматирование, поиск, замена, работа с файлами); работа с параметрами шрифта, со страницами, абзацами. | Сохранение текста на диске, загрузка, печать, задание параметров страницы, шрифта (размер, тип, начертание, цвет, эффект), установка параметров абзаца и его форматирование, выравнивание абзацев. | §16, Дз№12 | |
15/3 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение и возможности ТР и ТП, принципы работы с ними. Практическая работа № 4 «Основные приёмы ввода и редактирования текста» | п | ТП и ТР, среда ТР, структурные единицы текста, ввод и редактирование текста, знаки препинания. | Назначение, возможности, принципы работы ТР Microsoft Word, основные режимы работы ТР (ввод, редактирование, печать); как использовать режимы замены и вставки при наборе текста. | Запуск программы ТР, открытие файла, изменение текста в нём и сохранение файла в той же папке под другим именем, набирать и редактировать текст в одном из ТР, вставка и удаление символов, объединение и разделение строк, использ. знаков препинания. | §15, Дз№11. | |
16/4 | Практическая работа № 5 «Работа со шрифтами, форматирование текста». | п | Повтор §15 | ||||
17/5 | Практическая работа № 6 «Работа с выделенными блоками через буфер обмена, таблицами.» | п | Фрагмент текста; буфер обмена или буфер для копирования; работа с таблицами, окнами. | Как создать таблицу, отредактировать её (удаление строк и столбцов, изменение ширины столбца, заливка и установка границ для отдельных ячеек, сортировка таблицы). | Удаление, копирование, перемещение фрагмента текста; поиск заданного фрагмента и замена его на другой, использование многооконного режима для параллель-ной работы с неск.док-ми. | Повтор. §16. | |
18/6 | Практическая работа № 7 «Работа с нумерованными и маркированными списками. Вставка объектов в текст» | п | Виды списков(маркированный, нумерованный),объекты WordArt,рисунки. | Знать виды, назначение и использование списков, объектов WordArt. | Создание списков, включение в документы формул и рисунков, использование объектов WordArt. | Повтор. §§15,16 | |
19/7 | Интеллектуальные системы работы с текстом. | т | Распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода текстов. | Назначение программ-переводчиков, системы распознавания текстов. | Перевод текста с одного языка на другой с помощью одной из программ-переводчиков. | §16, Повтор. §1,2 | |
20/8 | Практическая работа № 8 «Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок» | п | Шаблоны текста, стиль абзаца, гиперссылка. | Назначение шаблона, стиля, гиперссылки. | Создание нового стиля абзаца и его использование, создание нового шаблона документа и его использование. | Повтор. §3. | |
21/9 | Практическая работа № 9 «Практика по сканированию и распознаванию текста» | п | Принтер и его виды, сканер. | Знать как устанавливать пара-метры печати, назначение и работу принтера и сканера. | Сканирование текста и его распознавание с помощью специализированных программ, вывод документа на печать. | Повтор. §4. | |
22/10 | Контрольная работа № 2 «Текстовая информация и компьютер» | т | Основные понятия темы | Повтор. §5. | |||
Тема 5 Графическая информация и компьютер 5ч (2т+3п)+1резерв | |||||||
23/1 | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Растровая и векторная графика. | т | История компьютерной графики, области применения, виды графики (растровая и векторная), растр, видеопиксель, адаптер, дисплей. | Области применения компьютерной графики, её виды, принцип работы растровых дисплеев, состав видеоадаптера. | Использование, просмотр графических файлов, различать типы графики. | §§17,18 Повтор. §6 | |
24/2 | Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения: понятие о дискретизации изображения. | т | Возможности ГР, среда ГР, режимы работы ГР, принцип формирования цвета пикселя, формула объёма видеопамяти для хранения изображения заданного размера I=b*N*M | Знать назначение ГР, основные компоненты среды ГР, связь между количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного пикселя, способы представления изображения в памяти компьютера. | Уметь решать задачи на применение формулы K=2b, редактировать изображение, использование инструментов: прямоугольник, окружность, заливка, линии, кисть, выделение, текст. Использование откатки. | §§19,20 | |
25/3 | Практическая работа № 10 «Создание изображения в среде графического редактора растрового типа» | п | Среда ГР, режимы работы, палитра, меню инструментов. | Назначение ГР, Среда ГР растрового типа: рабочее поле, меню инструментов, графические примитивы, палитра, ножницы, ластик и прочее. | Копирование и перемещение фрагментов изображения, изменение рабочего и фонового цветов, стирание части изображения с помощью ластика. | §20, Повтор. §7. | |
26/4 | Практическая работа № 11 «Знакомство с работой в среде графического редактора векторного типа.» | п | Инструменты для рисования геометрических фигур, заливка, работа с объектом изображения. | Назначение основных компонентов среды ГР векторного типа. | Использование заливки, изменение размеров объектов, толщины линий. | §20, Повтор. §8. | |
27/5 | Практическая работа № 12 «Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора» | п | Манипуляции с рисунком,сканер. | Знать основные моменты работы со сканером, как вставить текст в изображение. | Сканирование изображения, изменение размера изображения, автоматическая настройка цветового баланса, яркости, контрастности, кадрирование изображения, поворот рисунка, вставка текста в изображение. | Повтор. §20, 8. | |
28/6 | Контрольная работа № 3 «Графическая информация и компьютер» | Повтор §17-19 | |||||
Тема 6 Технология мультимедиа 6ч (2т+4п) | |||||||
29/1 | Что такое мультимедиа? Области применения. Компьютерные презентации. | т | Мультимедиа, области применения. Презентация и этапы её создания. | Мультимедиа, основные типы сценариев для презентации, обл. применения мультимедиа. | Представлять, для чего нужна презентация, чётко ставить цель и тему презентации. | Повтор. §21, Повтор. §9 | |
30/2 | Практическая работа № 13 «Освоение работы с программным пакетом создания презентаций» | п | Оформление и шаблоны презентации,слайды. | Основные типы сценариев, используемых в презентациях на компьютерах. | Выбор оформления и шаблона презентации; создание и удалеление слайдов; добавление текста. | §21, Дз№15 Повтор. §10 | |
31/3 | Представление звука в памяти компьютера: понятие о дискретизации звука. | т | История звукозаписывающей техники,аналоговое и цифровое представление звука,система ввода-вывода звука. | Знать принцип дискретизации звука, используемый для представления звука в памяти компьютера. | Прослушивание и запись звуковых файлов. | §22, Повтор. §11. | |
32/4 | Практическая работа № 14 «Создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию» | п | Графика в презентации, анимация объектов в презентации, переход между слайдами. | Знать как начать показ презента-ции, как пользоваться записанными изображениями в презентации. | Вставка графики, анимация объектов, переход между слайдами, использование эффектов перехода, демонстрация презентации. | §23, Повтор. §12. | |
33/5 | Технические средства мультимедиа. Практическая работа № 15 «Создание презентации, содержащей звук, текст.» | п | Система устройства ввода-вывода звука, хранение мультимедийной информации. | Как добавить звук и видеоизображение в презентацию, как использовать цифровую технику. | Создавать несложную презентацию в среде типовой программ-мы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. | §23, Повтор. §13. | |
34/6 | Практическая работа № 16 «Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора» | п | Запись звука, видеоизображения, мультимедийный проектор. | Как пользоваться мультимедийным проектором для демонстрации компьютерной презентации. | Использование мультимедийного проектора, запись звука в компьютерную память. | Повтор. §§22,23 |