12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Никитина Наталия Геннадьевна223 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экологика»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Экологика»
Срок реализации программы - 2 года.
Общий объём часов по программе – 72:
- первый год обучения – 36 часов (один раз в неделю по 1 часу)
- второй год обучения – 36 часов (один раз в неделю по 1 часу).
Наполняемость групп 1-го года обучения – 12-15 человек, 2-го года обучения – 12 человек.
Возраст обучающихся – 9-12 лет.
Пояснительная записка
В настоящее время понятие «экология» рассматривается очень широко, охватывая все сферы жизнедеятельности человека:
- экология человека,
- экология семьи,
- экология школы,
- экология города,
- экология общества,
- экология производства и т.д.
С самого рождения ребёнок оказывается включённым в разные среды, от микро- (семья) до макро- (социум), каждая из которых имеет свою экологическую составляющую. Экологическое образование берёт своё начало в семье, когда закладываются основы представления об окружающем мире, обществе, собственном здоровье. Далее оно находит своё продолжение в образовательном учреждении (детском саду, школе, дополнительном образовании), включаясь в программу учебных занятий, уроков, внеучебную деятельность. Экологическое образование в широком смысле – это познание и понимание ребёнком основ классической (природной) и социальной экологии.
В познавательной деятельности детей практике необходимо преобладать над теорией, так как для школьника важно и интересно действовать активно, экспериментально, без лишней информационной нагрузки. Со многими понятиями обучающиеся знакомятся уже в школе, но объяснение их в творческом, научно-исследовательском, а также игровом контексте даёт ребенку более полное представление. Особенно если освоение этого теоретического понятия опирается на увлекательную практику, в которой главная роль отводится живой природе.
Цель программы: экологическое просвещение и воспитание обучающихся младшего школьного возраста средствами познавательной, исследовательской, природоохранной и творческой деятельности.
Задачи:
1) способствовать развитию у ребёнка интереса к получению новых экологических и биологических знаний;
2) обеспечивать обучающегося основными теоретическими знаниями и практическими умениями в творческой, экспериментальной и социально-значимой деятельности;
3) развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся;
4) воспитывать у обучающихся позитивное и ответственное отношение к природе и окружающей среде;
5) способствовать социальному развитию обучающихся.
Календарно-тематический план первого года обучения
№ заня-тия | Месяц | Название темы | Кол-во часов (теория/ практика) | Форма организации | Дидактические материалы и оборудование | Планируемые результаты | Формы контроля |
Вводные, тестовые, игровые занятия | |||||||
1. | Сентябрь | Знакомство. Что такое экология? Что исследуют биологи? | 1 (1/-) | Игры на знакомство («Клубочек», «Паутина», «Я люблю…», Ветер дует на того…» и т.д.), творческое задание (рисунок животного «Превращение ладошки»); инструктаж | Карточки заданий; инструкции по ОТ и ПБ | Знакомство в группе, Ознакомление с основными инструкциями | Наблюдение; анализ результатов выполнения творческого задания |
17. 36. | Январь Май | Тестирование (промежуточное, итоговое) | 2 (-/2) | Тестирование, игровое задание, творческое задание, блиц-опрос, | Бланки и карточки для тестов, и игровых заданий, вопросники; «смайлики» из цветной бумаги (призы за правильные ответы) | Соответствие теоретических и практических знаний ребенка программным требованиям; любовь к природе, ответственное отношение к проблемам окружающей среды | Наблюдение; анализ результатов тестирования (см.примечание), выполнения заданий, заполнение «личных» конвертов «Знаю – не знаю» (авт.) |
16. | Декабрь | Задания и игры. Экологические полянки. | 1(-/1) | Игровые задания экологической тематики; интеллектуальные, экологические, развивающие игры; викторина; опыт; творческое задание | Памятки; оборудование для опытов (колбы, чашки Петри, лупы); бланки и карточки игровых заданий; вопросники; природные материалы; «смайлики» из цветной бумаги (призы за правильные ответы) | Владение эколого-биологической терминологией; развитие взаимодействия, командного духа | Наблюдение; анализ соблюдения правил игры, выполнения заданий |
Итого: | 4 (1/3) | ||||||
Основы зоологии | |||||||
4. | Сентябрь | Почему «беспозвоночные»? Особенности дождевых червей. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, опыт, работа с дидактическим материалом, презентация; наблюдение за животным; самостоятельная зарисовка животного | Живые дождевые черви; пинцет, чашка Петри, лупа; презентация «Беспозвоночные», презентационная техника; принадлежности для зарисовки | Приобретение теоретических знаний, практических навыков и первичного анализа результатов наблюдения за животным; формирование положительного отношения к беспозвоночным | Опрос; обсуждение результатов опыта; заполнение словарика; готовый схематический рисунок внешнего строения животного |
6. | Октябрь | В мире насекомых. | 1 (0.5/0.5) | Беседа, рассказ; загадки; презентация; кроссворд «Насекомые» (авт.) | Теоретический материал; презентация «Незнакомые насекомые», презентационная техника; видеозаписи из жизни насекомых; распечатки кроссворда «Насекомые», загадки; коллекция насекомых; бабочки из цветной бумаги (призы за правильные ответы) | Приобретение теоретических знаний; ознакомление с методом описания животного; освоение понятия «мимикрия»; формирование положительного отношения к насекомым | Ответы на загадки и вопросы; анализ результатов выполнения творческих заданий; заполнение кроссворда и словарика |
7. | Октябрь | Пауки, скорпионы и раки. Паутинное королевство. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; работа с дидактическим материалом; презентация; игра «Паутина»; творческое задание (поделка «Паук - подставка») | Теоретический материал; коллекция членистоногих (паук, рак, скорпион); фотографии; презентация, презентационная техника; картон, ножницы | Приобретение теоретических знаний; отработка методики описания животного; освоение понятий «хитин», «членистоногие»; формирование положительного отношения к членистоногим | Опрос; наблюдение; заполнение словарика; беседа; зрительная оценка готовой поделки; отзывы детей |
10. | Ноябрь | Царство Золотой рыбки. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, презентация; творческое задание (поделка «Рыбки из веера») | Теоретический материал; бланки заданий «Сколько рыб?», «Рыбы спрятались», «Собери поговорки», «Закончи пословицу»; бумажные «чешуйки»; чешуя разных рыб; цветная бумага, ножницы; презентационная техника | Приобретение теоретических знаний; усвоение основных особенностей строения, жизнедеятельности и экологии рыб, их отличий от млекопитающих (зверей); овладение методикой определения возраста рыб | Результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий; правильное определение возраста по чешуйке; беседа; зрительная оценка готовой поделки |
19. | Январь | Земноводные – на земле и в воде живущие. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа, викторина; описание, сравнение; презентация; творческое задание «Лягушка из геометрических фигур»; аудиозадание | Теоретический материал; бланки занимательных вопросов; бланки сравнительных таблиц; аудиозапись голосов лягушек; презентация «Земноводные», презентационная техника; геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, бумажные «глазки» | Приобретение основных теоретических знаний по строению, физиологии и экологии земноводных; освоение метода сравнения (на примере хвостатых и бесхвостых амфибий); развитие звукового внимания, ассоциативного и творческого мышления, аккуратности, воображения | Опрос, беседа; результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий; анализ заполнения словарика и сравнительных бланков; зрительная оценка готовой поделки |
21. | Февраль | Древний мир. Динозавры. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; презентация; сравнение; упражнение; игровое задание «Юный палеонтолог» (авт.); аудиозадание. | Бланки «Сосчитай всех динозавриков»; презентация «Жители древнего мира»; несколько «палеонтологических» наборов (плоская ёмкость с манной крупой, кисточки, разрезные бумажные скелеты динозавров); аудиозапись «голосов» динозавров; распечатки листов для раскрашивания с изображением динозавров (подарок в конце занятия) | Ознакомление с особенностями древних рептилий; закрепление метода сравнения (на примере травоядных и хищных динозавров); развитие ассоциативного звукового и творческого мышления, аккуратности, воображения | Результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий; наблюдение за ходом выполнения игрового задания; беседа |
22. | Февраль | Современные рептилии. Знакомьтесь: черепаха! | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; презентация; наблюдение за животным; интеллектуальное задание; творческое задание (поделка «Морская и сухопутная черепашки») (авт.) | Теоретический материал; живая черепаха; панцирь черепахи; презентация «Знакомьтесь: черепаха!», презентационная техника; бланки к заданию «Как называется…»; материалы для подделки (из расчёта на каждого ребёнка) - заготовки из цветного картона, верхние части пластиковых ложек, пластиковые крышки, фломастеры, клей ПВА | Ознакомление с особенностями строения, и экологии пресмыкающихся, приобретение и закрепление знаний о черепахах; закрепление метода наблюдения за живым объектом; развитие творческого мышления и аккуратности; формирование бережного отношения к животным | Наблюдение; опрос, беседа; анализ результатов выполнения творческого и интеллектуального заданий; заполнение словарика; эмоциональная отзывчивость детей |
23. | Февраль | Чешуйчатые создания. Ящерицы, змеи и крокодилы. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; викторина «А знаете ли вы …»; кроссворд; презентация; сравнение; творческое задание (поделка «У кого змея длиннее?») | Теоретический материал; презентация «Чешуйчатые создания», презентационная техника; бланки кроссвордов «Змеи»; вопросник; выползки змей; скелет змеи (ужа) | Дальнейшее знакомство с особенностями строения и экологии пресмыкающихся; развитие аккуратности, командного духа; формирование положительного отношения к рептилиям | Наблюдение; ответы на вопросы, активность участия в викторине и творческом задании; анализ результатов заполнения кроссворда; эмоциональная отзывчивость детей |
26, 27. | Март | Птичье царство. Проба пера. | 2 (0.5/1.5) | Рассказ, беседа; презентация; интеллектуальные задания; загадки - угадайки «Чьё перо?» (авт.); письмо птичьими перьями (авт.) | Теоретический материал; карточки и бланки для самостоятельного выполнения «Типы перьев» и «Строение пера»; презентация «Птички», презентационные задания «Узнай больше», «Почему их так назвали», презентационная техника; коллекция птичьих перьев; чернила, бумага; бумажные «пёрышки» (призы за правильные ответы) | Усвоение теоретического материала по внешнему строению и образу жизни птиц; знание и понимание особенностей и типов перьевого покрова; развитие памяти, внимания, интеллекта, аккуратности | Наблюдение; ответы на вопросы, оценка активности при выполнении заданий; заполнение словарика и бланков заданий; аккуратный рисунок или запись с использованием чернил и птичьего пера |
28. | Март | Голоса и портреты. Весенние птицы. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; аудиозадание «Узнай птицу по голосу» (авт.); презентация; интеллектуальные задания; творческое задание (поделка «Весеннее дерево») (авт.) | Презентация «Такие разные птицы», презентационное задание «Узнай птицу по портрету», презентационная техника; аудиозаписи голосов птиц; заготовки птичек из цветной бумаги (для призов за правильные ответы и поделки), цветной картон, ножницы, клей | Знакомство с разнообразием мира птиц; развитие внимания, зрительной и слуховой памяти; знание самых распространённых птиц; развитие аккуратности и творческого мышления | Опрос, беседа; результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий |
29. | Март | Кто в яйце живёт? | 1 (0.5/0.5) | Рассказ; интеллектуально-творческое задание «Раскрась птиц по памяти» (авт.); демонстрация коллекции; опыт; творческое задание (создание пасхальной открытки «Яичко») | Теоретический материал; коллекция птичьих яиц; рисунок строения яйца; материалы для опытов: сырое и варёное куриные яйца, стакан с водой; распечатки для раскрашивания; заготовки открыток из картона и декоративных украшений из цветной бумаги, клей, ножницы, цветные карандаши, ручки или фломастеры | Усвоение основных особенностей строения птичьих яиц; умение находить общие и различающиеся признаки строения; понимание целей и результатов опыта с яйцом; стимулирование зрительной памяти; развитие аккуратности и творческого мышления | Беседа; наблюдение; анализ результатов выполнения творческих заданий |
30. | Апрель | Скелет птиц. Такой разный клюв. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; презентация; командная игра - опыт «Разные клювики» (авт.); самостоятельное задание; сравнение | Теоретический материал; презентация, презентационная техника; бланки сравнительных таблиц и распечатки скелетов летающей и нелетающей птиц; материалы для игрового опыта (в расчёте на количество команд): пинцеты разной формы, ситечки, одинаковые ёмкости с водой и без воды, ракушки, горох, фасоль, крупа; | Ознакомление с основными особенностями скелета птиц; теоретическое и практическое усвоение функциональности клюва; закрепление метода сравнения (на примере скелета летающей и нелетающей птицы); развитие аккуратности | Беседа; наблюдение за ходом игры; анализ результатов выполнения самостоятельных заданий (заполнения сравнительных таблиц и описательных схем) |
31. | Апрель | Стаи и стайки. Гнёздышки. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ; презентация; игровое задание «Моё гнёздышко» (авт.); викторина; | Картинки и схемы типов птичьих стай; презентация о видах полётов и стай, презентационная техника; вопросник викторины; игровой материал (2 – 3 комплекта): пинцеты, шнурки, листы бумаги, веточки, нитки | Овладение основными теоретическими знаниями по теме занятия; понимание сложности физиологии и поведения птиц; | Опрос; наблюдение за ходом выполнения игрового задания, зрительная оценка его результатов |
Итого: | 14 (6.5/7.5) | ||||||
Экоботаника | |||||||
5. | Октябрь | Осенние деревья. Листопад. | 1 (-/1) | Работа на территории ОУ; беседа; самостоятельное задание; игровое задание «Листопадная цепочка» (авт.); описание, сравнение, сопоставление; творческое задание «Животное из листочка» (авт.) | Бумага, цветные карандаши | Практическое знакомство с методами работы в условиях живой природы - наблюдение, описание, сравнение, сопоставление; развитие наблюдательности, эстетического восприятия окружающей среды | Наблюдение; зрительная оценка результатов выполнения самостоятельных заданий (определение соотношения листьев разных цветов, построение листопадной цепочки по степени увядания листьев); выполнение творческого задания |
8. | Октябрь | Растительная жизнь. | 1 (1/-) | Рассказ, беседа; презентация; демонстрация гербария; игра «Цвета природы»; интеллектуальное задание: «Растительный алфавит» (авт.); загадки; | Теоретический материал; презентация «Растительная жизнь», презентационная техника; распечатки заданий; текст загадок и игры; гербарии; заготовки цветов и листочков из цветной бумаги (призы за правильные ответы) | Расширение представлений детей о растительном мире; практическое знакомство с некоторыми растениями; развитие памяти, цветового восприятия, положительного отношения к природе | Ответы на вопросы и загадки; анализ результатов игры и выполнения задания; наличие положительного эмоционального настроя |
2. | Сентябрь | Осенняя экология. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ - беседа «Для чего нужна природе осень?»; демонстрация коллекций; описание; игра – беседа «Идём по грибы»; загадки; творческое задание (поделка «Снежинки из листьев») | Теоретический материал; открытки, фотографии, картины (осенних пейзажей, грибов, лишайников); коллекция лишайников и муляжей грибов; загадки про грибы; материалы для поделки: шаблоны снежинок из листьев, цветная бумага, ножницы | Ознакомление с ролью осенних изменений в природе, самыми распространёнными видами грибов и лишайников; получение основных знаний по отличиям съедобных и ядовитых грибов; развитие памяти, внимания, творческого мышления, аккуратности | Наблюдение за ходом беседы и игры; анализ выполнения игрового и творческого задания |
18. | Январь | Зимняя экология. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ - беседа «Для чего нужна зима?»; опыт; самостоятельная работа; | Теоретический материал; открытки, фотографии, картины - зимних пейзажей, типов снежного и ледяного покрова, видов различных деревьев в зимний период; веточки разных деревьев; материал для опыта: снег с различных участков, стаканы или чашки Петри, лакмусовая бумага, распечатка таблицы | Ознакомление с ролью зимних изменений в окружающей среде; приобретение основных навыков определения деревьев по веткам без листьев; приобретение навыков проведения простейших химических исследований; закрепление навыков проведения опыта и анализа его результатов; | Анализ результатов проведения опыта и заполнения таблицы наблюдений; ответы на вопросы; учёт правильных определений вида дерева по ветке без листьев; |
24. | Март | Весенняя экология. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ – беседа «Что такое весна?»; аудиозадание; описание, зарисовка; блиц-опрос; самостоятельная работа; | Бумага, цветные карандаши или фломастеры; открытки, фотографии весенних пейзажей; вопросник «Весенние вопросы»; аудиозаписи весенних звуков природы; распечатки «Весенние задачки» | Закрепление знаний о весенних изменениях в природе; развитие слуховой и зрительной памяти; формирование позитивного «весеннего» настроя, эстетического восприятия природных изменений | Результативность ответов на вопросы и выполнения заданий; эмоциональная отзывчивость, личные впечатления детей |
9. | Ноябрь | Семена и листья. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ; демонстрация коллекции семян и гербария; самостоятельное задание «Раздели на группы»; игровое задание «Путешествие семечка»; творческое задание (поделка: «Осенняя картина из листьев и семян») | Коллекция семян; гербарий листьев; рисунки и плакаты; тексты заданий; материалы для поделки: листья, семена, клей, картон, цветная бумага | Теоретическое и практическое знакомство с разными типами семян и листьев растений; овладение основными навыками определения растений по семенам и листьям; развитие творческого мышления, аккуратности | Анализ результатов самостоятельной и творческой работы; наблюдение; зрительная оценка активности во время игры |
Итого: | 6 (3/3) | ||||||
Социальная экология | |||||||
33. | Апрель | Есть проблема – мусор! | 1 (0.5/0.5) | Рассказ; презентация; работа с игровыми карточками; игра «Раздельный сбор отходов» (авт.); командная игра «Собери и раздели» (авт.) | Теоретический материал; презентация, презентационная техника; игровые карточки; наборы для игры (по числу команд): цветные картонные «контейнеры», вырезанные из бумаги рисунки отходов; разноцветные мешки для мусора, бросовый материал (пластиковый, бумажный и т.п.) | Привлечение детей к проблеме сбора и утилизации отходов; знакомство с правилами раздельного сбора мусора; развитие социальной активности, экологического подхода к проблемам городской среды | Наблюдение; анализ и зрительная оценка результатов игровых заданий; опрос; правильное заполнение словарика |
25. | Март | Всероссийский экоурок | 1 (0.5/0.5) | Рассказ по заявленной теме экоурока; презентация; работа с карточками, рисунками; творческое задание | Теоретический материал; презентация, презентационная техника; карточки, схемы; материалы для творческого задания | Присоединение к проведению всеобщего Всероссийского экоурока; формирование у детей экологического мышления | Анализ результатов самостоятельной и творческой работы; эмоциональная отзывчивость детей |
34. | Май | Экология города. Что запрещают знаки. Причины городских пожаров. | 1 (0.5/0.5) | Беседа; игровое задание «Запрещающие и разрешающие таблички на городских территориях»; самостоятельная работа; игра «Запрещающие таблички в сказках» | Теоретический материал; бланки игровых заданий; плакаты, листовки; распечатки для игры | Привлечение детей к экологическим проблемам городской среды; развитие ответственности, | Наблюдение; анализ и зрительная оценка результатов игровых заданий, ответов на вопросы |
35. | Май | Охрана природы. Места заповедные. | 1 (1/-) | Рассказ - беседа; презентация «Заповедники»; самостоятельная работа; творческое задание (создание буклета) | Теоретический материал; презентация, презентационная техника; открытки, плакаты, фотографии; распечатки заданий природоохранной тематики; материалы для буклета: цветная и белая бумага, распечатки рисунков и символов, карандаши, (фломастеры, краски) | Формирование у детей понимания необходимости охраны природы; знакомство с понятиями «Красная Книга», «редкие и охраняемые виды», «заповедник», «заказник», «буклет»; развитие логического мышления | Анализ и зрительная оценка результатов выполнения творческих и интеллектуальных заданий; опрос; правильное заполнение словарика |
Итого: | 4 (2.5/1.5) | ||||||
Исследовательская экология | |||||||
11. | Ноябрь | Что такое «опыт»? Наши эксперименты. | 1 (0.5/0.5) | Объяснение; учебный опыт; демонстрационный опыт; игровое задание «Опыт папы Карло» (авт.) | Плакат о составных частях опыта; материал и оборудование для игровых опытов; | Владение специальной терминологией - знакомство с понятием «опыт», его составными частями; развитие научно-практического мышления | Наблюдение за ходом проведения учебных опытов и игрового задания; правильное заполнение словарика |
14. | Декабрь | Неизвестный организм | 1 (-/1) | Беседа; блиц-опрос; игра «Нарисуй и назови неизвестное животное»; игровое задание «Многообразие биологических наук» (авт.); командная игра «Неизвестное существо» (авт.); работа с дидактическим материалом; описание; сравнение | Вопросник; листы бумаги, карандаши; карточки с названиями биологических наук; карточки с именами известных сказочных и мультипликационных героев; изображения самых необычных животных | Освоение методов описания неизвестных биологических организмов; закрепление понятия «признак»; развитие умения работать в команде | Анализ результатов самостоятельной работы и игровых заданий; наблюдение; зрительная оценка активности |
13. | Декабрь | Что такое «признак»? | 1 (0.5/0.5) | Объяснение; самостоятельное задание; работа с коллекционным материалом; сравнение | 2- 3одинаковых комплекта раковин моллюсков, перьев или семян; распечатки сравнительных таблиц; | Освоение понятия «признак»; закрепление методов сравнения; умение распознавать признаки сходства и различия | Опрос; правильное заполнение словарика и сравнительных таблиц |
32. | Апрель | Экскурсия по территории: весенние изменения. | 1 (-/1) | Беседа; экскурсия; наблюдение, сравнение; игры на территории ОУ «Воронья охота», «Следопыт»; подвижная игра «Возьми и передай воображаемые предметы» | Бумага, цветные карандаши или фломастеры; | Умение провести наблюдение и проанализировать весенние изменения окружающей среды на территории ОУ; развитие эстетического восприятия природы | Наблюдение; анализ результатов исследовательской игровой деятельности |
Итого: | 4 (1/3) | ||||||
Творческая экология | |||||||
3. | Сентябрь | Старинный потешный обряд «Похороны мух» | 1 (-/1) | Мероприятие (обряд); рассказ; народная игра; анкетирование | Тексты песен русских и народных игр; народные костюмы; материал для обряда: огурцы и кабачки, мухи, лопата, нитки; бланки анкет | Знакомство с народной культурой, понимание её связи с природой | Активное участие в мероприятии; личная оценка каждого участника (понравилось/не понравилось); результаты анкетирования |
15. | Декабрь | Экосказка | 1 (-/1) | Беседа; игра; рассуждение | Заготовки для сказок на листах бумаги: - чистые листы для сказки – закрутки; - листы текста с пропущенными словами; - листы текста с ключевыми словами; ручки, карандаши | Тренировка умения развивать заданную тему, представлять её в занимательном, сказочном контексте; развитие воображения, командного духа, умения слушать других; эмоциональная разгрузка учебной деятельности | Зрительная оценка активности участия в сочинении сказок, проявления творческих способностей, командной деятельности; личная оценка каждого участника (понравилось/не понравилось) |
12. 20. | Ноябрь Февраль | Подготовка работ для участия в творческих конкурсах | 2 (-/2) | Конкурс; творческое задание; репетиция | Материалы, соответствующие конкурсной тематике | Наличие готовых творческих работ; | Оценка активности при подготовке конкурсных работ; наличие документов о результатах конкурсов (дипломов, свидетельств, сертификатов и др.) |
Итого: | 4 (-/4) | ||||||
ИТОГО: | 36 (14/22) часов |
Календарно-тематический план второго года обучения
№ заня-тия | Месяц | Название темы | Кол-во часов (теория/ практика) | Форма организации | Дидактические материалы и оборудование | Планируемые результаты | Формы контроля |
Вводные, тестовые, игровые занятия | |||||||
1. | Сентябрь | Новая встреча старых друзей. Человек и его среда. | 1 (1/-) | Игры на сплочение; коллективное творческое задание «Экологический плакат»; инструктаж | Тексты игр; лист формата А3, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, распечатки экологических картинок; инструкции по ОТ и ПБ | Формирование позитивного настроя на новый учебный год; развитие коллективного духа; ознакомление с основными инструкциями | Наблюдение; анализ результатов выполнения творческого задания |
15. 34. | Декабрь Май | Тестирование (промежуточное, итоговое) | 2 (-/2) | Тест, блиц-опрос; игровое задание, творческое задание | Бланки и карточки для тестов, и игровых заданий, вопросники; «смайлики» из цветной бумаги (призы за правильные ответы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; владение эколого-биологической терминологией; эстетическое восприятие окружающей среды | Наблюдение; анализ результатов тестирования, выполнения заданий, блиц-опрос, заполнение «личных» конвертов «Знаю – не знаю»; |
16. | Декабрь | Задания и игры. ЭкоЛогика. | 1(-/1) | Игровые задания экологической тематики: «Природа и я», «Биологические ошибки в сказках», интеллектуальные, экологические, развивающие игры, презентации; викторина | Сказки; бланки и карточки игровых заданий; вопросник; презентации «Одно название – разные животные», «Кто это такие?», «Чьё это?», презентационная техника; «смайлики» из цветной бумаги (призы за правильные ответы) | Развитие памяти, логики, творческой активности, коллективного взаимодействия | Наблюдение; анализ соблюдения правил игры, выполнения заданий, ответов на вопросы |
Итого: | 4 (1/3) | ||||||
Основы зоологии | |||||||
5. | Октябрь | Звери, молоком питающие | 1 (0.5/0.5) | Рассказ - беседа, работа с дидактическим материалом, презентация; аудиозадание «Чей это голос?» (авт.); Экологическая игра «Каждой твари по паре»; задания на внимательность: «Найди 20 животных», «Найди животных в джунглях». | Презентация «Звери – это кто?»; презентационная техника; аудиозаписи голосов млекопитающих; открытки, плакаты, фотографии; карточки для игры; распечатки рисуночных заданий | Приобретение новых и закрепление уже имеющихся знаний о млекопитающих; пополнение биологического лексикона; развитие внимания, памяти, интеллекта | Наблюдение; анализ соблюдения правил игры, выполнения заданий, ответов на вопросы; правильное заполнение словарика |
6. | Октябрь | Ежи, кроты и их родственники | 1 (0.5/0.5) | Беседа; загадки; просмотр фильма; творческое задание (поделка «Ёжик») | Теоретический материал; ноутбук, проектор, экран; фильм про жизнь ежей; загадки; материал для поделки: | Приобретение новых знаний об известных животных; знакомство с понятием «насекомоядные»; поддержка интереса к изучению живой природы | Ответы на загадки и вопросы после просмотра фильма; выполнение творческого задания; заполнение словарика; |
7. | Октябрь | Грызуны и зайцы | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, презентация; игра «Зайцы - кролики» (авт.); творческое задание (поделки «Зверятки из тетрадки»); викторина «А вы знаете…» | Теоретический материал; фотографии, открытки, плакаты; презентация «Грызуны и зайцы», презентационная техника; бланки сравнительных таблиц; материалы для поделки: тетрадные листы в клетку, шаблоны зверят, ножницы; вопросник | Приобретение новых знаний о грызунах и зайцеобразных; понимание различий между этими группами животных; закрепление методов описания и сравнения; поддержка интереса к изучению живой природы | Опрос; наблюдение; заполнение словарика; анализ результатов заполнения сравнительных таблиц; качественное изготовление поделок |
8. | Октябрь | Хищники в природе | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа, презентация; кроссворды; ребусы; логические загадки; творческое задание (Поделки из цветной бумаги «Конвертик – зверюшка», «Зверятки - закладки») | Теоретический материал; презентация «Хищное разнообразие», презентационная техника; фотографии животных; распечатки кроссвордов, ребусов и логических заданий; материалы для поделок: цветная бумага, цветной картон, ножницы, фломастеры, шаблоны конвертов и закладок | Приобретение новых теоретических знаний; усвоение основных особенностей биологии и хищных животных; развитие творческого мышления, памяти и словарного запаса | Результаты выполнения творческих и интеллектуальных заданий; правильное определение хищника по фотографии; зрительная оценка готовых поделок |
9. | Ноябрь | Мир копытных | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа, сравнение; презентация; задание на внимательность «Как найти лошадь»; блиц-опрос | Теоретический материал; бланки занимательных вопросов; бланки сравнительных таблиц; презентация «Рога и копыта», презентационная техника; распечатки заданий; коллекция рогов | Приобретение основных теоретических знаний об особенностях копытных; закрепление метода сравнения (на примере парно-и непарнокопытных); развитие внимания, экологической логики | Анализ результатов выполнения творческих и интеллектуальных заданий, ответов на вопросы, заполнения словарика и сравнительных таблиц |
13. | Декабрь | Обезьяны и их родственники | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; презентация; сравнение; просмотр фильма; работа с дидактическим материалом | Теоретический материал; презентация «Обезьяны и … мы!», презентационная техника; фильм об способностях и эмоциях обезьян, их образе жизни; распечатки для сравнительных заданий; распечатки листов для раскрашивания с изображением обезьянок (подарок в конце занятия) | Ознакомление с особенностями жизнедеятельности приматов; закрепление метода сравнения (на примере обезьяны и человека); развитие экологического восприятия человека как вида | Анализ результатов заполнения сравнительных таблиц, ответов на вопросы |
Итого: | 6 (3/3) | ||||||
Экология человека | |||||||
17. | Январь | Вредные привычки | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; презентация; творческое-интеллектуальное задание (сочинение сказки «Вредности») (авт.); творческое задание (раскраска «Курильщик»); тестирование | Теоретический материал; презентация «Привычки вредные и полезные», презентационная техника; карточки для задания; распечатки силуэта человека с внутренними органами, бумажные заготовки символов вредных привычек; распечатки картинки для раскрашивания, цветные карандаши; бланки для сказки; бланки тестовых вопросов | Формирование и закрепление представлений о вредных и опасных привычках человека; приобретение знаний о негативном влиянии вредных факторов на организм; развитие творческого мышления и интеллекта; развитие здоровьесберегающего самосознания | Наблюдение; опрос, беседа; результаты выполнения творческого и интеллектуального заданий; тест |
18. | Январь | Здоровье человека | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; презентация; самостоятельная работа; творческое задание («Дизайн мыла и зубной пасты»); Игра «Вредное – полезное»; тестирование; | Теоретический материал; презентация, презентационная техника; текст сказочной легенды «Здоровье и боги Олимпа»; текст игры; распечатки рисунков упаковки мыла и зубной пасты; бланки заданий для самостоятельной работы; цветные карандаши | Формирование и закрепление представлений о необходимости бережного отношения к собственному здоровью; приобретение знаний о видах здоровья человека, полезных и вредных продуктах; развитие творческого мышления; развитие здоровьесберегающего самосознания | Наблюдение; опрос, беседа; результаты выполнения творческих заданий и самостоятельной работы; тест |
19. | Январь | Наши эмоции | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; презентация; просмотр мультфильма; психогимнастика; творческие задания («Дорисуй лицо», «Рисуем море», «Страхи»; «Сказочные настроения» | Теоретический материал; карточки и распечатки для самостоятельной работы; презентация «Эмоции», презентационные задания «Угадай настроение», презентационная техника; бумага; бумажные смайлики (призы за правильные ответы); мультфильм; воздушные шарики и маркеры (для рефлексии) | Приобретение новых знаний о видах эмоциональных состояний человека, причинах их появления; формирование положительной эмоциональной сферы, умения контролировать и преобразовывать отрицательный эмоциональный фон; развитие творческо-эмоционального потенциала; | Наблюдение; опрос, беседа; анализ результатов выполнения творческих и психологических заданий; рефлексия |
21. | Февраль | Первая помощь | 1 (0.5/0.5) | Рассказ, беседа; Командная игра «Скорая помощь» (авт.); практическое занятие; практическое задание; | Задания для командной игры; игровые материалы (из расчёта на каждую команду): бинты, шприц (без иглы), ёмкость с водой, пустая ёмкость, распечатка кардиограммы; материалы для практики: бинты, жгут, шина, шприц (без иглы), раствор красной акварельной краски | Усвоение и практическое закрепление знаний и навыков оказания первой помощи; закрепление представлений об опасных факторах; формирование здоровьесберегающего самосознания и положительной социально-эмоциональной сферы | Наблюдение; опрос, беседа; результаты выполнения игровых и практических заданий |
27. | Март | Как устроен человек. Органы чувств. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ «Как мы устроены»; творческое задание «Потрогай, вообрази и нарисуй»; самостоятельная работа с дидактическим материалом; сопоставление; презентация; игровое задание «Органы чувств» (авт.) | Теоретический материал; презентация «Как устроен человек», презентационная техника; листы и материалы для заданий; распечатки силуэта человека, вырезанные из бумаги изображения внутренних органов и символов вредных привычек (см. занятие №17); материалы для игрового задания: набор стаканчиков – вкладышей или пирамидка, шарф для завязывания глаз, геометрический объёмный конструктор, 2 ёмкости, 2 – 3 музыкальных инструмента (бубен, марокас, барабан), для осязания: 5 – 6 предметов различной структуры (напр., шишка, поролон, пенопласт, наждак, пух и т.п.), 5 – 6 предметов с разным запахом (напр., долька чеснока, зерно кофе, гвоздика и т.п.) и вкусом (напр., лимон, шоколад, соль, лук и т.п.) | Усвоение основных особенностей строения человека, понятия о работе и значении органов чувств; развитие памяти, аккуратности, творческого мышления; формирование положительного эмоционального настроя | Беседа; наблюдение, результаты выполнения творческих заданий |
28. | Апрель | Как растёт человек | 1 (0.5/0.5) | Рассказ; презентация; самостоятельная работа с дидактическим материалом; коллективная игра «Пустыня»; викторина «А вы знаете…» | Иллюстративный материал; презентация «Я расту», презентационная техника; вопросник викторины; распечатки для игры; | Овладение основными теоретическими знаниями по теме занятия; формирование понятия о социальном развитии человека; развитие интеллекта, пополнение словарного запаса, логического мышления; тренировка умения работать в команде | Опрос; наблюдение за ходом выполнения игрового задания, зрительная оценка его результатов; |
Итого: | 6 (3/3) | ||||||
Природная экология | |||||||
29. | Апрель | Связь животных и растений | 1 (0.5/0.5) | Рассказ; презентация; игра «Паутина жизни»; самостоятельная работа с дидактическим и иллюстративным материалом | Иллюстративный материал; презентация «Паутина жизни», презентационная техника; бланки заданий | Понимание внутренних природных связей; развитие экологической логики, эмоциональной отзывчивости | Опрос; наблюдение за ходом выполнения игрового задания, зрительная оценка его результатов; рефлексия |
30. | Апрель | Экосистема – часть природы | 1 (-/1) | Игра «В некотором Царстве»; экскурсия в природу; рассказ; наблюдение, описание | Карточки с названиями царств (систематических) и различных организмов; бумага, цветные карандаши, ручки | Знакомство с понятием «экосистема»; практическое закрепление навыков работы в условиях живой природы - наблюдение, описание; развитие наблюдательности, эстетического восприятия окружающей среды; | Анализ результатов выполнения самостоятельных описательных и игровых заданий; наличие положительного эмоционального настроя |
31. | Апрель | Друзья, враги и… паразиты! | 1 (1/-) | Рассказ, беседа; презентация; экологические загадки; инструктаж по правилам гигиены; творческое задание «Кляксы»; логическое задание | Теоретический материал; презентация «Друзья, враги и… паразиты!», презентационная техника; распечатки логических заданий; текст загадок; бумага, краски акварельные или чернила, кисточки, фломастеры; картинки мордочек животных (призы за правильные ответы) | Расширение представлений детей о сложных связях в мире природы; знание основных правил соблюдения гигиены; развитие памяти, художественного мышления, аккуратности; положительного отношения к природе | Ответы на вопросы и загадки; анализ результатов выполнения задания; наличие положительного эмоционального настроя |
24. | Март | Вода и другие жидкости | 1 (0.5/0.5) | Рассказ - беседа «Вода в природе»; учебный опыт; демонстрационные опыты «Сколько воды на Земле», «Земля и суша»; демонстрационные опыты с молоком и апельсиновым соком; учебное исследование; работа с дидактическим материалом | Теоретический материал; «Водные загадки»; бланки для описания опытов; иллюстративный материал; материалы для опытов: яблоко, апельсин, различные ёмкости с водой, воздушный шар, молоко, моющее средство, белая бумага; рисунки круговорота воды в природе | Знакомство с некоторыми свойствами воды; наличие представлений о видах природной воды, её роли на планете; ознакомление с понятием «круговорот»; закрепление методов наблюдения, сравнения, навыков постановки и описания опыта | Анализ результатов учебных опытов, ответов на вопросы, заполнения бланков; соблюдение правил проведения опытов, аккуратности и дисциплины |
23. | Февраль | Следы в природе. Следы на снегу. | 1 (0.5/0.5) | Рассказ о следах жизнедеятельности разных организмов, следах на снежном покрове; задания – угадайки; экологические загадки; презентация; игра «Чей след?» (авт.); творческое задание (поделка «Скатай снеговика»). | Теоретический и иллюстративный материал; презентация «Взгляд следопыта», презентационная техника; тексты загадок и заданий; коллекция природных материалов со следами жизнедеятельности животных; белая бумага для поделки | Теоретическое и практическое знакомство со следами жизнедеятельности животных; развитие зрительной памяти, логики, мелкой моторики | Анализ результатов выполнения логических и игровых заданий, ответов на вопросы, работы с дидактическим материалом |
32. | Апрель | Весна - лето | 1 (0.5/0.5) | Рассказ; работа на территории ОУ; игры «Вода – почва», «Микропоход»; практическое занятие (взятие почвенных проб) | Коллекция почвенных образцов; теоретический материал; лупы; блокноты, ручки, карандаши; совки; рулетка; | Теоретическое и практическое знакомство с разными типами почв; развитие наблюдательности (на примерах весенне-летних изменений), исследовательского мышления | Анализ результатов практической работы и игры; наблюдение; зрительная оценка активности во время занятия; правильное описание микромаршрута (1м) |
22. | Февраль | Природная аптека | 1 (0.5/0.5) | Рассказ - беседа о лекарственных растениях и народных средствах; работа с дидактическим материалом; описание; викторина; игра «Сам Себя Спасу, Ребята!» (авт.) | Теоретический и иллюстративный материал; гербарий; коллекция народных лекарственных средств; вопросник; тексты сказок и стихов с упоминанием средств народной медицины | Расширение знаний и представлений о народной медицине и лекарственных растениях; усвоение правил и ошибок применения народных средств | Наблюдение; анализ и зрительная оценка результатов игровых заданий; опрос |
3. | Сентябрь | Природные красители. Краски из растений | 1 (0.5/0.5) | Рассказ; опыт; творческое задание («Природная раскраска») | Схемы оттенков; фотографии растений – красителей; материалы для опыта: сок растений, глицерин, уксус, бумага, кисточки, белая материя; материалы для творческого задания: природные «краски», кисточки, картинки для раскрашивания | Теоретическое и практическое получение знаний о красящих свойствах растений; развитие творческого эстетического мышления, аккуратности | Анализ результатов экспериментальной и творческой работы |
Итого: | 8 (4/4) | ||||||
Социальная экология | |||||||
14. | Декабрь | Фольклорная биология | 1 (0.5/0.5) | Беседа; народная игра; игровое задание «Сказочная биология» (авт.); творческое задание (поделка «Русский календарь») | Фотографии, тексты народных игр и фольклорных произведений природной тематики; элементы народных костюмов; материал для поделки: распечатки народного календаря на следующий год, рамка, природные материалы, элементы декора, клей, ножницы | Культурно-эстетическое развитие детей, понимание роли природы в жизни человека; творческий подход к изучению экологии и биологии | Наблюдение; анализ и зрительная оценка результатов игровых и творческих заданий; эмоциональная оценка ребёнка (понравилось/не понарвилось) |
33. | Май | Экологические катастрофы | 1 (1/-) | Рассказ - беседа; презентация; задание - лабиринт; коллективное творческое задание (создание плаката) | Теоретический материал; презентация «С.О.С!», презентационная техника; вырезки из газет; распечатки заданий - лабиринтов («Спасение животных»); материалы для плаката: цветная и белая бумага, распечатки рисунков и символов, карандаши, (фломастеры, краски) | Формирование у детей понимания необходимости охраны природы; знакомство с понятием «экологическая катастрофа»; развитие логического мышления, природоохранного сознания | Анализ и зрительная оценка результатов выполнения творческих и логических заданий; опрос; правильное заполнение словарика; эмоциональная отзывчивость детей |
2. | Сентябрь | Природа и человек | 1 (0.5/0.5) | Объяснение; рассказ о правилах поведения в природе; инструктаж; игровые задания «Собери рюкзак», «Природа и я» | Плакаты, иллюстрации, фотографии; материалы для игровых заданий: различные нужные и ненужные для похода предметы, 2-3 рюкзака или сумки, бланки для заполнения; | Знание правил поведения в природе, приобретение первичных навыков рационального подхода в общении с природой; воспитание толерантного отношения к «неприятным» животным | Наблюдение за ходом игры; анализ заполненных бланков (отношение к самым «неприятным» животным») |
10. | Ноябрь | Бездомные животные | 1 (-/1) | Беседа; рассуждение; презентация; просмотр видеосюжетов; тестирование | Видеоматериалы о безнадзорных животных; «Грустная собака»; презентация «Дома.нет», презентационная техника | Понимание социальных проблем, связанных с безнадзорными животными; воспитание ответственности, доброты, отзывчивости; осознание опасности, связанной с бездомными животными | Наблюдение; анализ результатов беседы и тестирования; эмоциональная отзывчивость детей |
11. | Ноябрь | Накорми птиц | 1 (0.5/0.5) | Рассказ – беседа о зимующих птицах; творческо-практическое задание (изготовление кормушки) | Теоретический материал; иллюстрации, фотографии; материалы для кормушек; | Понимание проблем городских зимующих птиц; знание правил кормления птиц и их предпочтений; формирование у детей экологического мышления, осознания социальной значимости свое деятельности | Готовое изделие (кормушка); эмоциональная отзывчивость детей |
26. | Март | Всероссийский экоурок | 1 (0.5/0.5) | Рассказ по заявленной теме экоурока; презентация; работа с карточками, рисунками; творческое задание | Теоретический материал; презентация, презентационная техника; карточки, схемы; материалы для творческого задания | Присоединение к проведению всеобщего Всероссийского экоурока; формирование у детей экологического мышления | Анализ результатов самостоятельной и творческой работы; эмоциональная отзывчивость детей |
Итого: | 6 (3/3) | ||||||
Творческо-исследовательская экология | |||||||
35, 36. | Май | Моё эко-портфолио | 2 (-/2) | Рассказ; систематизация; творческое задание (оформление портфолио); самостоятельная работа | Папка, дипломы и другие наградные материалы; примеры сделанных творческих и интеллектуальных заданий; фотографии; бланки вкладышей, анкет и т.п.; материалы эко-декора | Умение систематизировать и презентовать собственные достижения; развитие творческого потенциала, индивидуальности | Готовое портфолио; положительная оценка самого обучающегося |
4. 12. 20. 25 | Сентябрь Ноябрь Февраль Март | Подготовка работ для участия в творческих и исследовательских конкурсах | 4 (-/4) | Конкурс; творческое задание; репетиция | Материалы, соответствующие конкурсной тематике | Наличие готовых творческих работ; | Оценка активности при подготовке конкурсных работ; наличие документов о результатах конкурсов (дипломов, свидетельств, сертификатов и др.) |
Итого: | 6 (-/6) | ||||||
ИТОГО: | 36 (14/22) часов |
Примечание:
1. Все учебные презентации являются авторскими.
2. Для тестирования обучающихся применяются как авторские тесты, так и следующие методические материалы:
- Методика изучения мотивов участия воспитанников в деятельности (Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х ч. — Ярославль, 2000, II ч., С. 6.);
- Методики диагностики мотивации взаимодействия с природой «ЭЗОП» и «Альтернатива» (по В.Ясвину);
- Методики диагностики творческого мышления (Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. – Ярославль: Изд. Яр.обл. ИПК раб.обр., 1998; Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Методика диагностики речемыслительной креативности // Методы психологической диагностики, вып. 1 - М., 1993)
- Методики исследования памяти и творческих способностей (
3. Игры и творческие задания, не указанные как авторские, широко представлены на различных тематических и образовательных сайтах. Некоторые авторские разработки представлены в статье Никитиной Н.Г. « Применение игровых методов для освоения учащимися научной терминологии, используемой в исследовательской деятельности».