Календарно-тематическое планирование «Обществознание» (6 класс, УМК под ред. Л. Н. Боголюбова)
Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 6 класс.
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив до профессиональной подготовки.
№ п/п |
Раздел. Тема. Тип урока. |
Планируемые результаты |
Основные виды учебной деятельности |
УМК Техническое Обеспечение. |
М.П.С |
|||||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||||||||
1 |
Вводный урок. Урок рефлексии. |
Учебник, электронное приложение. |
Литература. История. |
|||||||||
Глава I. Человек в социальном измерении (12 ч) |
||||||||||||
2-3 |
Человек - личность 2.Уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 3. Урок рефлексии. |
Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания. |
Сознательно организовывать свою познавательную деятельность. |
Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получать возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки. |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
Учебник, рабочая тетрадь, диск. |
История. Биология. |
|||||
4-5 |
Человек познает мир. Уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. |
Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план и последовательность действий Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания |
Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения |
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей |
Учебник, рабочая тетрадь, диск, электронное приложение. |
История. Биология. Математика. География. |
|||||
6-7 |
Человек и его деятельность. 6.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 7.Урок рефлексии. |
Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план и последовательность действий Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания |
Составлять вопросы к тексту, документу, иллюстрации. Анализировать и моделировать заданные ситуации. |
Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение. |
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
История. Литература. Математика. |
|||||
8-9 |
Потребности человека 8.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 9. Урок рефлексии. |
Принимать учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания |
Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы |
Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения |
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств |
История. Биология. Математика. |
||||||
10-11 |
На пути к жизненному успеху 10.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 11.Урок рефлексии. |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. |
Составлять вопросы к тексту, документу, иллюстрации. Анализировать и моделировать заданные ситуации. |
Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения |
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
История. Литература. |
|||||
12-13 |
Практикум по теме «Человек в социальном измерении» 12.Урок систематизации знаний. 13.Урок развивающего контроля. |
Оценивать личностную значимость обучения; осознавать свои интересы, цели и пути их достижения. |
Аргументиро- вать свою точку зрения, используя различные источники информации. Применять свои знаний для выполнения заданий различного уровня сложности. |
Определить роль общества в жизни человека. |
Извлекать информацию из неадаптированных источников Оценивать значение общества для человека Обосновывать свое отношение к современному обществу |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
История. Литература. |
|||||
Глава II. Человек среди людей (10 ч) |
||||||||||||
14-15 |
Межличностные отношения Уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. |
Составлять вопросы к тексту, документу, иллюстрации. Анализировать и моделировать заданные ситуации. |
Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание |
Учебник, рабочая тетрадь, диск. |
История. Литература. |
|||||
16-17 |
Человек в группе 16.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 17. Урок рефлексии. |
Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план и последовательность действий Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания |
Овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. |
Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства |
Учебник, рабочая тетрадь, диск. |
История. Биологи. Литература. . |
|||||
18-19 |
Общение Уроки систематизации знаний (Вид урока-экскурсия). |
Самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план и последовательность действий ; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность. |
Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. |
Научатся характеризова-ть особенности общения с разными группами людей |
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
История. Литература |
|||||
20-21 |
Конфликты в межличностных отношениях 20. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 21.Урок рефлексии. |
Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризо- вать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом |
Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно |
Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы. |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
Литература, история. |
|||||
22-23 |
Практикум по теме «Человек среди людей» 22.Урок систематизации знаний. 23.Урок развивающего контроля. |
Оценивать личностную значимость обучения; осознавать свои интересы, цели и пути их достижения. |
Аргументируют- свою точку зрения используя различные источники информации. Применяют свои знаний для выполнения заданий различного уровня сложности. |
Характеризо-вать основные правила поведения человека в обществе допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению. |
Работать в группе, примеряя на себя роль лидера Осуществлять поиск информации из неадаптированных источников |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
Литература, история. |
|||||
Глава III. Нравственные основы жизни (8 ч) |
||||||||||||
24-25 |
Человек славен добрыми делами 24. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 25.Урок рефлексии. |
Самостоятель-но выделять и формулировать цель; составлять план и последователь-ность действий Применять правила делового сотрудничеств. |
Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; задают вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром.. |
Научатся: отличать добрые поступки от злых ;определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы сказывать собственное мнение, суждения |
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
Литература, история. |
|||||
26-27 |
Будь смелым 26. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 27.Урок рефлексии. |
Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель. Применять правила делового сотрудничества; выражать положительное отношение к процессу познания |
Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. |
Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения |
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
Литература, биология, история. |
|||||
28-29 |
Человек и человечность 28. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 29.Урок рефлексии. (Ролевая игра) |
Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. |
Научатся характеризова-ть понятия: человечность, гуманизм Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. |
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
История Литература. |
|||||
30-31 |
Практикум по теме «Нравственные основы жизни» 30.Урок систематизации знаний. 31.Урок развивающего контроля. |
Оценивать личностную значимость обучения; осознавать свои интересы, цели и пути их достижения. |
Аргументиро- вать свою точку зрения используя различные источники информации. Применять свои знаний для выполнения заданий различного уровня сложности. |
Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. |
Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
Литература, русский язык. |
|||||
32-33 |
Повторительно-обобщающиеся уроки Уроки рефлексии. (Ролевая игра.) |
Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения |
Самостоятельно ориентироваться в текстах разных источников. |
Научатся характеризо вать на конкретных примерах понятия: «добро», «человечность», «гуманизм» |
Актуализировать и обобщать информацию по изученному курсу. |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
Литература, история. |
|||||
34-35 |
Повторение. Урок развивающего контроля. (Защита проектов.) |
Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. |
Характеризо вать основные понятия по изученному курсу |
Актуализировать и обобщать информацию по изученному курсу |
Учебник, рабочая тетрадь, диск |
Литература, история. |
||||||
Итоги за год 35 часов |
Используемая литература по курсу обществознания в 6 классе:
УМК
Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс, учебник .Москва. «Просвещение», 2017.
Иванова Л.Ф, Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. 2018.
Обществознание. Поурочные разработки.6 класс. Боголюбов Л.Н. Москва. «Просвещение», 2017.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение». 2017.
Электронные ресурсы
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.