12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Харавдина Валентина Владимировна1462 Учитель истории, обществознание. Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин. Классный руководитель. Педагогический стаж работы 30 лет. Россия, Новосибирская обл., Новосибирск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование «Обществознание»
Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 6 класс.
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив до профессиональной подготовки.
№ п/п | Раздел. Тема. Тип урока. | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | УМК Техническое Обеспечение. | М.П.С | |||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||
1 | Вводный урок. Урок рефлексии. | Учебник, электронное приложение. | Литература. История. | |||||||||
Глава I. Человек в социальном измерении (12 ч) | ||||||||||||
2-3 | Человек - личность 2.Уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 3. Урок рефлексии. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания. | Сознательно организовывать свою познавательную деятельность. | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получать возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. | Учебник, рабочая тетрадь, диск. | История. Биология. | |||||
4-5 | Человек познает мир. Уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план и последовательность действий Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания | Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей | Учебник, рабочая тетрадь, диск, электронное приложение. | История. Биология. Математика. География. | |||||
6-7 | Человек и его деятельность. 6.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 7.Урок рефлексии. | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план и последовательность действий Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания | Составлять вопросы к тексту, документу, иллюстрации. Анализировать и моделировать заданные ситуации. | Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение. | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности | Учебник, рабочая тетрадь, диск | История. Литература. Математика. | |||||
8-9 | Потребности человека 8.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 9. Урок рефлексии. | Принимать учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания | Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств | История. Биология. Математика. | ||||||
10-11 | На пути к жизненному успеху 10.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 11.Урок рефлексии. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. | Составлять вопросы к тексту, документу, иллюстрации. Анализировать и моделировать заданные ситуации. | Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа | Учебник, рабочая тетрадь, диск | История. Литература. | |||||
12-13 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» 12.Урок систематизации знаний. 13.Урок развивающего контроля. | Оценивать личностную значимость обучения; осознавать свои интересы, цели и пути их достижения. | Аргументиро- вать свою точку зрения, используя различные источники информации. Применять свои знаний для выполнения заданий различного уровня сложности. | Определить роль общества в жизни человека. | Извлекать информацию из неадаптированных источников Оценивать значение общества для человека Обосновывать свое отношение к современному обществу | Учебник, рабочая тетрадь, диск | История. Литература. | |||||
Глава II. Человек среди людей (10 ч) | ||||||||||||
14-15 | Межличностные отношения Уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. | Составлять вопросы к тексту, документу, иллюстрации. Анализировать и моделировать заданные ситуации. | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание | Учебник, рабочая тетрадь, диск. | История. Литература. | |||||
16-17 | Человек в группе 16.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 17. Урок рефлексии. | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план и последовательность действий Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания | Овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства | Учебник, рабочая тетрадь, диск. | История. Биологи. Литература. . | |||||
18-19 | Общение Уроки систематизации знаний (Вид урока-экскурсия). | Самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план и последовательность действий ; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность. | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | Научатся характеризова-ть особенности общения с разными группами людей | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться | Учебник, рабочая тетрадь, диск | История. Литература | |||||
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях 20. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 21.Урок рефлексии. | Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризо- вать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы. | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации | Учебник, рабочая тетрадь, диск | Литература, история. | |||||
22-23 | Практикум по теме «Человек среди людей» 22.Урок систематизации знаний. 23.Урок развивающего контроля. | Оценивать личностную значимость обучения; осознавать свои интересы, цели и пути их достижения. | Аргументируют- свою точку зрения используя различные источники информации. Применяют свои знаний для выполнения заданий различного уровня сложности. | Характеризо-вать основные правила поведения человека в обществе допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению. | Работать в группе, примеряя на себя роль лидера Осуществлять поиск информации из неадаптированных источников | Учебник, рабочая тетрадь, диск | Литература, история. | |||||
Глава III. Нравственные основы жизни (8 ч) | ||||||||||||
24-25 | Человек славен добрыми делами 24. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 25.Урок рефлексии. | Самостоятель-но выделять и формулировать цель; составлять план и последователь-ность действий Применять правила делового сотрудничеств. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; задают вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром.. | Научатся: отличать добрые поступки от злых ;определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы сказывать собственное мнение, суждения | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали | Учебник, рабочая тетрадь, диск | Литература, история. | |||||
26-27 | Будь смелым 26. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 27.Урок рефлексии. | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель. Применять правила делового сотрудничества; выражать положительное отношение к процессу познания | Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла | Учебник, рабочая тетрадь, диск | Литература, биология, история. | |||||
28-29 | Человек и человечность 28. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 29.Урок рефлексии. (Ролевая игра) | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Научатся характеризова-ть понятия: человечность, гуманизм Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём | Учебник, рабочая тетрадь, диск | История Литература. | |||||
30-31 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» 30.Урок систематизации знаний. 31.Урок развивающего контроля. | Оценивать личностную значимость обучения; осознавать свои интересы, цели и пути их достижения. | Аргументиро- вать свою точку зрения используя различные источники информации. Применять свои знаний для выполнения заданий различного уровня сложности. | Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. | Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. | Учебник, рабочая тетрадь, диск | Литература, русский язык. | |||||
32-33 | Повторительно-обобщающиеся уроки Уроки рефлексии. (Ролевая игра.) | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | Самостоятельно ориентироваться в текстах разных источников. | Научатся характеризо вать на конкретных примерах понятия: «добро», «человечность», «гуманизм» | Актуализировать и обобщать информацию по изученному курсу. | Учебник, рабочая тетрадь, диск | Литература, история. | |||||
34-35 | Повторение. Урок развивающего контроля. (Защита проектов.) | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. | Характеризо вать основные понятия по изученному курсу | Актуализировать и обобщать информацию по изученному курсу | Учебник, рабочая тетрадь, диск | Литература, история. | ||||||
Итоги за год 35 часов |
Используемая литература по курсу обществознания в 6 классе:
УМК
Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс, учебник .Москва. «Просвещение», 2017.
Иванова Л.Ф, Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. 2018.
Обществознание. Поурочные разработки.6 класс. Боголюбов Л.Н. Москва. «Просвещение», 2017.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение». 2017.
Электронные ресурсы