Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 6 класса (УМК под ред. Л.Н. Боголюбова)

4
0
Материал опубликован 21 September 2018 в группе

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программы по обществознанию для обучающихся 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

1.      Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.

2.      Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения)

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.

4.      Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986)

5.      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

6.      Приказ Минобнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

7.      Учебный план образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год.

Методическую основу курса представляет учебник:

Класс

Учебник

Автор

Издательство, год

6

Обществознание

Л.Н. Боголюбов

Л.Ф. Иванова

М.: Просвещение, 2015

Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса в школе.

Изучение обществознания в 6 классе школе направлено на достижение следующих                  целей:

·         развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов; развитие нравственной и правовой культуры;

·         овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

·         формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;

·         создание условий для социализации личности;

·         содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

·         развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

·         воспитание гражданственности и любви к Родине;

·         воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·         содействие формированию и самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

·         содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

·         помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы.

Возможные темы проектов.

1. Знай свои права (пособие для подростка).

2. Познай самого себя.

3. «Самооценка подростка».

4. «Анализ взаимоотношений между родителями и подростками»

Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п. Защита проекта будет происходить на последнем итоговом занятии.

На первой ступени основной школы, когда обучающиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

В ходе изучения предмета с целью контроля результативности работы предполагается использование текущего и промежуточного контроля. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

 

Общая характеристика учебного предмета

  «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для обучающихся 5 – 9 классов.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными.

Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

 

Место учебного предмета в базисном учебном плане

 Объем рабочей программы, разработанной для 6–го класса, согласно действующим нормам, составляет 34 часа в год, и распределяется по 1 учебному часу в неделю. 

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по обществознанию в 6 классе

 

Личностные результаты:

1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

5. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

6. Уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

Метапредметные результаты:

1.Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

2. Усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.

3. Приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

 

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Предметные результаты:

Человек. Деятельность человека

Ученик научится:

·                              использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

·                              характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

·                              в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

·                              характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

·                              приводить примеры основных видов деятельности человека;

·                              выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Ученик получит возможность научиться:

·                              выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

·                              оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

·                              оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

·                              использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

·                              моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Социальные нормы

Ученик научится:

·                               характеризовать основные нормы морали;

·                               критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

·                               сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности.

Ученик получит возможность научиться:

·                              использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

Сфера духовной культуры

Ученик научится:

·                              различать уровни общего образования в России.

Ученик получит возможность научиться:

·                              описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

Гражданин и государство

Ученик научится:

·                              характеризовать государственное устройство Российской Федерации.

Ученик получит возможность научиться:

·                              использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

 

 

Содержание тем учебного предмета

  

Разделы

Часы

1.Введение

1

2. Человек. Деятельность человека

20

3. Социальные нормы

6

4. Сфера духовной культуры

1

5. Гражданин и государство

4

5. Заключительные уроки

2

Итого

34

 

В школьном курсе по обществознанию нет принципа «неодолимой силы», такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы лишь одну последовательность

построения курса. Отбор учебного материала в рабочей программе был произведен в соответствии с учебником, по которому ведется преподавание в школе.

  

Содержание курса

 

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

 Социальные нормы

Мораль, ее основные принципы. Золотое правило нравственности. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Долг. Совесть. Гуманизм

 Сфера духовной культуры

Образование. Самообразование.

 Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Гражданство Российской Федерации.

 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Учебно-методический комплект

  1. Обществознание. 6 класс / (Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ); под. ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2015
  2. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществозние. 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2018

 

Литература для учителя

·         Войтов А.Г. Деньги. Учебное пособие. – М., Просвещение, 2002

·         закон «Об образовании»

·         Конституция РФ

·         Липсиц И.В. Экономика. - М., Просвещение, 2001

·         Мушинский В.О. Основы правоведения.- М., ЦГО,1996

·         Популярная экономическая энциклопедия. – М.. 2001

·         Пронькин В. Живое право: занимательная энциклопедия практического права. -СПб., 2000

·         Семейный кодекс РФ

  

Литература для обучающихся

·         Конвенция о правах ребёнка

·         Конституция РФ

·         Обществознание: Учеб. справ. пособие/ В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др.; под ред. В.В. Барабанова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство Астрель», 2004

·         Энциклопедия для детей. Том 21.общество.Ч.1.Экономика и политика. – М., 2002

·         Я познаю мир. Экономика. – М., Апрель, 2000

 

Материально-техническое обеспечение

 

1.       ПК, проектор, интерактивная доска.

2.       ПООС Windows XP, Microsoft Office 2013, Adobe Reader,

3.       Комплект таблиц (плакатов).

 

 

 Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ урока Тема урока Кол-во часов

Форма контроля

Виды деятельности учащихся

Содержание учебного предмета

Учебнаянеделя

Введение (1ч)

 

1

Вводный урок 1

Беседа

Познакомиться с новым учебным предметом,
содержанием курса, требованиями к результатам
обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания
  1-8 сентября

Человек. Деятельность человека (20ч)

 

2

Биологическое и социальное в человеке

1

Устный опрос, кластер

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе
человека

Оценивать с позиций норм морали собственные поступки и отношение

к проблемам людей с ограниченными возможностями

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного

8-15 сентября

 

3

Основные возрастные периоды жизни человека

1

Устный опрос

Творческое задание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека.

Сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого

возрастного периода.

 

Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.

15-22 сентября

4

Особенности подросткового возраста

1

Опрос

 Оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям

старшего и младшего возраста, а также к сверстникам.

Показывать на конкретных примерах особенности становления

личности

Особенности подросткового возраста

22-29 сентября

 

5

 

 

 

Индивид, индивидуальность, личность

 

 

1

 

 

 

 

Устный опрос,

рабочая тетрадь

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных па­раметров личности

Индивид, индивидуальность, личность.

29-6 октября

 

6

Познание человеком мира и самого себя. Способности человека

1

 

 

 

Устный опрос,  Рабочая тетрадь

Характеризовать особенности познания че­ловеком мира и самого себя.

Оценивать собственные практические уме­ния, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.

Приводить примеры проявления различных способностей людей

Познание человеком мира и самого себя. Способности человека

6-13 октября

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие деятельности.

 

1

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.

Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа для выявления связи между деятель­ностью и формированием личности.

Выявлять условия и оценивать качества соб­ственной успешной деятельности

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

Роль деятельности в жизни человека и общества

13-20 октября

 

 

 

8

9

 

Потребности человека

 

Особые потребности людей с ограниченными возможностями

1

 

1

Устный опрос

 

Рабочая тетрадь

Характеризовать и иллюстрировать приме­рами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств

Потребности человека

 

Особые потребности людей с ограниченными возможностями

20-27 октября

 

27-3 ноября

 

 

10

 

Труд и образ жизни людей

 

1

Устный опрос

 

Находить и извлекать социальную информацию об экономике и о производстве из педагогически адаптированных источников различного типа

 

10-17 ноября

 

11

На пути к жизненному успеху

1

Устный опрос

 

Характеризовать и конкретизировать при­мерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопо­мощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа

 

17-24 ноября

 

 

12

 

13

Практикум по теме

«Человек — личность»

 

 

Практикум по теме «Деятельность человека»

 

1

 

 

 

1

Тест. Решение задач

 

 

 

Рабочая тетрадь

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений харак­теризовать сущность понятия ««деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов де­ятельности человека, его потребности, внутрен­ний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в соб­ственной деятельности

 

24-1 декабря

 

 

1-8 декабря

 

 

14

 

15

Межличностные отношения

 

Личные и деловые отношения

1

 

 

1

Карточки

 

Рабочая тетрадь

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и со­перничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодей­ствие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в ко­торых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

Межличностные отношения.

 

 Личные и деловые отношения

8-15 декабря

 

 

 

 

15-22 декабря

 

16

 

17

Человек в малой группе

Лидерство

1

 

1

Беседа

 

Устный опрос

 

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характери­зовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодей­ствие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в ко­торых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связан­ные с выявлением места человека в группе, про­явлений лидерства

Человек в малой группе

 

 Лидерство

22-29 декабря

 

 

9-16 января

18

 

 

 

 

Общение

 

 

 

 

1

Устный опрос

Рабочая тетрадь

Характеризовать общение как взаимные де­ловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров раз­личные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться

Общение

16-22 января

 

 

19

Межличностные конфликты и способы их разрешения

1

Письменный опрос

 

Описывать сущность и причины возникнове­ния межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в кон­фликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктив­ное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные ти­пичные реакции в конфликтной ситуации

Межличностные конфликты и способы их разрешения

 

22-29 января

 

20

 

 

 

 

21

Практикум по теме «Межличностные конфликты»

 

 

Практикум по теме «Общение»

 

1

 

 

 

 

1

Рабочая тетрадь

 

 

 

Тест. Решение задач

 

Обобщить знания учащихся о причинах, стадиях межличностных кон­фликтов и возможности их конструктивного раз­решения. Способствовать осмыслению личного опыта использования раз­личных стратегий разрешения конфликтов в ма­лых группах.

Совершенствовать личностные, коммуника­ционные универсальные учебные действия

 

30-5  февраля     

 

 

 

6-13 февраля

 

 

Социальные нормы(6ч)

22

 

 

 

 

 

23

Мораль, ее основные принципы. Золотое правило нравственности.

 

Роль морали в жизни человека и общества.  Добро и зло. Долг. Совесть

1

 

 

 

 

 

1

Беседа

 

 

 

 

Устный опрос

 

Приводить примеры, иллюстрирующие золо­тое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуаци­ях поступки людей с точки зрения золотого пра­вила морали Характеризовать и иллюстрировать приме­рами проявления добра

Мораль, ее основные принципы

Золотое правило нравственности

Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Долг. Совесть

13-20 февраля

 

2
0-27 февраля

 

24

Будь смелым

 

 

1

Устный опрос

 

 

 

На конкретных примерах давать оценку про­явлениям мужества, смелости, случаям преодоле­ния людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требую­щие личного противодействия проявлениям зла

Долг. Совесть

27-6 марта

 

 

 

 

25

Гуманизм

1

Устный опрос

 

Раскрывать на примерах смысл понятия «че­ловечность». Давать оценку с позиции гуманизма кон­кретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

 

Гуманизм

6-12 марта

 

 

 

26

 

 

 

27

Практикум по теме «Нравственные основы жиз­ни»  

Практикум по теме «Мораль»

1

 

 

 

1

Рабочая тетрадь

 

 

 

Рабочая тетрадь

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как до­бродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей.

Создать условия для расширения и рефлек­сии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям

 

12-18 марта

 

 

18-24 марта

 

 

 

Сфера духовной культуры(1ч)

28

Образование и самообразование

1

Письменные задания

Характеризовать значение самообразования
для человека с опорой на конкретные примеры.

Оценивать собственное умение учиться и
возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Образование. Самообразование

3-10 апреля

 

 

 

Гражданин и государство(4ч)

29

Наше государство – Российская Федерация

1

Устный опрос

Работа с источниками

Раскрывать соотношение и функции основных органов власти в Российской Федерации.

Извлекать необходимую информацию из правового источника. Характеризовать государственное устройство страны, её многонациональный состав.

Наше государство – Российская Федерация. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации

10-17 апреля

 

30

Государственные символы России

1

Опрос

Письменные задания

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ.

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информацион-
ных материалов, посвящённых государственным
символам России.

 

Государственные символы России

17-24 апреля

 

31

 

 

 

 

Гражданство Российской Федерации

1

Опрос

Творческое задание

Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным

гражданином, и приводить примеры гарантируемых Конституцией

Российской Федерации основных прав и свобод граждан России

Гражданство Российской Федерации

24-30 апреля

 

 

 

32

Практикум по теме «Родина»

1

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан.

Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе
правил толерантного поведения.

Воспитывать уважение к государственным
символам России, её государственному языку.

Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать
в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определённой теме

 

1-8 мая

 

 

33

 

 

 

34

Заключительный урок по теме «Человек в системе общест­венных от­ношений»    

Заключительный урок по теме «Человек в обществе»

1

 

 

 

 

 

1

Контрольная работа

 

 

 

Устный опрос

 

Обобщить и закрепить полученные знания и
умения

 

 

8-15 мая  




15-28 мая

 

Итого

34

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации