Календарно-тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» за 10 класс
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
10 класс
Количество часов-35
Дата |
№ урока |
Темы учебных занятий |
Кол-во часов |
Содержание обучения. Основные понятия |
Реализация практической части |
Формы и виды контроля |
Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта |
||||||||
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы |
Требования к уровню подготовки учащихся |
||||||||||||||
1 полугодие – 16 часов |
|||||||||||||||
Информация - 7 часов |
|||||||||||||||
1 |
Введение. Техника безопасности в кабинете информатики. Структура информатики. Понятие информации |
1 |
Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Основные подходы к определению понятия «информация». |
Беседа |
Знать: технику безопасности при работе в кабинете информатики. основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации. |
Уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. |
|||||||||
2-3 |
Представление информации, языки, кодирование |
2 |
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. |
Опрос |
Знать, что такое кодирование, двоичная форма представления информации. |
Уметь кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. Уметь определять числовой код символа |
|||||||||
4 |
Практическая работа №1 «Измерение информации» |
1 |
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. |
Практическая работа |
Знать/понимать: различные подходы к определению понятия "информация" |
Уметь: определять количество информации. Уметь: определять дискретные и непрерывные сигналы. |
|||||||||
5 |
Измерение информации. Объемный подход |
1 |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. |
Беседа, опрос |
Знать/понимать: Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; Единицы измерения информации. |
Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах. |
|||||||||
6 |
Измерение информации. Содержательный подход. Практическая работа №2 «Измерение информации» |
1 |
Алфавитный подход к определению количества информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. |
Практическая работа |
|||||||||||
7 |
Контрольная работа №1 по разделу «Информация» |
1 |
Повторение раздела «Информация» |
Тест |
|||||||||||
Информационные процессы в системах – 11 часов |
|||||||||||||||
8 |
Что такое система |
1 |
Система, системный эффект. Управление системой как информационный процесс. |
Беседа |
Знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем: целесообразность, целостность - что такое «системный подход» в науке и практике - чем отличаются естественные и искусственные системы - какие типы связей действуют в системах - роль информационных процессов в системах - состав и структуру систем управления |
Уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. |
|||||||||
9 |
Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Практическая работа №3 «Структура данных. Графы» |
1 |
Классификация информационных процессов. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. |
Практическая работа |
|||||||||||
10 |
Хранение информации |
1 |
Хранение информации; выбор способа хранения информации. |
Опрос |
Знать: - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики - модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шума |
Уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи |
|||||||||
11 |
Передача информации. Практическая работа №4 «Передача информации» |
1 |
Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. |
Практическая работа |
|||||||||||
12 |
Обработка информации и алгоритмы |
1 |
Обработка информации. Систематизация информации. |
Опрос |
Знать: - основные типы задач обработки информации - понятие исполнителя обработки информации - понятие алгоритма обработки информации - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста |
Уметь: - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста |
|||||||||
13-14 |
Автоматическая обработка информации. Практическая работа №5 «Автоматическая обработка данных» |
2 |
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. |
Практическая работа |
|||||||||||
15 |
Поиск данных |
1 |
Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. |
Беседа |
Знать: - что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска» - что такое «структура данных»; какие бывают структуры - алгоритм последовательного поиска - алгоритм поиска половинным делением - что такое блочный поиск - как осуществляется поиск в иерархической структуре данных |
Уметь: - осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях - осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера |
|||||||||
2 полугодие – 19 часов |
|||||||||||||||
16-17 |
Защита информации. Практическая работа №6 «Шифрование данных» |
2 |
Защита информации. Методы защиты. |
Практическая работа |
Знать: какая информация требует защиты виды угроз для числовой информации физические способы защиты информации программные средства защиты информации что такое криптография что такое цифровая подпись и цифровой сертификат |
Уметь: - применять меры защиты личной информации на ПК - применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме) |
|||||||||
18 |
Контрольная работа №2 по разделу «Информационные процессы в системах» |
1 |
Повторение раздела «Информационные процессы в системах» |
Тест |
|||||||||||
Информационные модели – 6 часов |
|||||||||||||||
19 |
Компьютерное информационное моделирование |
1 |
Информационное моделирование как метод познания. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. |
Знать: - определение модели - что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере - что такое граф, дерево, сеть - структура таблицы; основные типы табличных моделей - что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы |
Уметь: - ориентироваться в граф-моделях - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы - строить табличные модели по вербальному описанию системы |
||||||||||
20-21 |
Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Практическая работа №7 «Структура данных. Таблицы» |
2 |
Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. |
Практическая работа |
|||||||||||
22 |
Пример структуры данных – модели предметной области |
1 |
Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. |
||||||||||||
23 |
Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа №8 «Управление алгоритмическим исполнителем» |
1 |
Алгоритм как модель деятельности. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. |
Практическая работа |
Знать: - понятие алгоритмической модели - способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык - что такое трассировка алгоритма |
Уметь: - строить алгоритмы управления учебными исполнителями - осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы |
|||||||||
24 |
Контрольная работа №3 по разделу «Информационные модели» |
1 |
Тест |
||||||||||||
Программно – технические системы реализации информационных процессов – 11 часов |
|||||||||||||||
25-26 |
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Практическая работа №9 «Настройка BIOS» |
2 |
Архитектуры современных компьютеров. |
Практическая работа |
Беседа |
Знать: - архитектуру персонального компьютера - что такое контроллер внешнего устройства ПК - назначение шины - в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК - основные виды памяти ПК - что такое системная плата, порты ввода-вывода - назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. - что такое программное обеспечение ПК - структура ПО ПК - прикладные программы и их назначение - системное ПО; функции операционной системы - что такое системы программирования |
Уметь: - подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения - соединять устройства ПК - производить основные настройки БИОС - работать в среде операционной системы на пользовательском уровне |
||||||||
27-28 |
Программное обеспечение. Практическая работа №10 «Выбор конфигурации ПК» |
2 |
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. |
Практическая работа |
Опрос |
||||||||||
29-30 |
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Практическая работа №11 «Представление чисел, изображения и звука» |
2 |
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. |
Практическая работа |
Опрос |
Знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел - представление текста - представление изображения; цветовые модели - в чем различие растровой и векторной графики - дискретное (цифровое) представление звука |
Уметь: -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета |
||||||||
31-32 |
Представление текста, графики и звука. Практическая работа №12 «Представление текстов. Сжатие текстов» |
2 |
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. |
Практическая работа |
|||||||||||
33 |
Развитие архитектуры вычислительных систем |
1 |
Многообразие операционных систем. |
Опрос, беседа |
Знать: - идею распараллеливания вычислений - что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации |
. |
|||||||||
34 |
Организация локальных и глобальных сетей. Практическая работа №13 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети» |
1 |
Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей. Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута. |
Практическая работа |
Знать: - назначение и топологии локальных сетей - технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) - основные функции сетевой операционной системы - историю возникновения и развития глобальных сетей - что такое Интернет - систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен) - способы организации связи в Интернете - принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP Иметь представление о глобальных компьютерных информационных сетях. Знать способы подключения к Интернету |
Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы. Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя |
|||||||||
35 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Повторение курса 10 класса |
Тест |
|||||||||||
ИТОГО |
35 |