12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мухамедьянова Ю.Ю.63 Россия, Челябинская обл., Челябинск Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку» |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ»
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
10 класс
Количество часов-35
Дата | № урока | Темы учебных занятий | Кол-во часов | Содержание обучения. Основные понятия | Реализация практической части | Формы и виды контроля | Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта | ||||||||
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы | Требования к уровню подготовки учащихся | ||||||||||||||
1 полугодие – 16 часов | |||||||||||||||
Информация - 7 часов | |||||||||||||||
1 | Введение. Техника безопасности в кабинете информатики. Структура информатики. Понятие информации | 1 | Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Основные подходы к определению понятия «информация». | Беседа | Знать: технику безопасности при работе в кабинете информатики. основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации. | Уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. | |||||||||
2-3 | Представление информации, языки, кодирование | 2 | Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. | Опрос | Знать, что такое кодирование, двоичная форма представления информации. | Уметь кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. Уметь определять числовой код символа | |||||||||
4 | Практическая работа №1 «Измерение информации» | 1 | Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. | Практическая работа | Знать/понимать: различные подходы к определению понятия "информация" | Уметь: определять количество информации. Уметь: определять дискретные и непрерывные сигналы. | |||||||||
5 | Измерение информации. Объемный подход | 1 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. | Беседа, опрос | Знать/понимать: Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; Единицы измерения информации. | Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах. | |||||||||
6 | Измерение информации. Содержательный подход. Практическая работа №2 «Измерение информации» | 1 | Алфавитный подход к определению количества информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. | Практическая работа | |||||||||||
7 | Контрольная работа №1 по разделу «Информация» | 1 | Повторение раздела «Информация» | Тест | |||||||||||
Информационные процессы в системах – 11 часов | |||||||||||||||
8 | Что такое система | 1 | Система, системный эффект. Управление системой как информационный процесс. | Беседа | Знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем: целесообразность, целостность - что такое «системный подход» в науке и практике - чем отличаются естественные и искусственные системы - какие типы связей действуют в системах - роль информационных процессов в системах - состав и структуру систем управления | Уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. | |||||||||
9 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Практическая работа №3 «Структура данных. Графы» | 1 | Классификация информационных процессов. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | Практическая работа | |||||||||||
10 | Хранение информации | 1 | Хранение информации; выбор способа хранения информации. | Опрос | Знать: - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики - модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шума | Уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи | |||||||||
11 | Передача информации. Практическая работа №4 «Передача информации» | 1 | Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. | Практическая работа | |||||||||||
12 | Обработка информации и алгоритмы | 1 | Обработка информации. Систематизация информации. | Опрос | Знать: - основные типы задач обработки информации - понятие исполнителя обработки информации - понятие алгоритма обработки информации - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста | Уметь: - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста | |||||||||
13-14 | Автоматическая обработка информации. Практическая работа №5 «Автоматическая обработка данных» | 2 | Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. | Практическая работа | |||||||||||
15 | Поиск данных | 1 | Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. | Беседа | Знать: - что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска» - что такое «структура данных»; какие бывают структуры - алгоритм последовательного поиска - алгоритм поиска половинным делением - что такое блочный поиск - как осуществляется поиск в иерархической структуре данных | Уметь: - осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях - осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера | |||||||||
2 полугодие – 19 часов | |||||||||||||||
16-17 | Защита информации. Практическая работа №6 «Шифрование данных» | 2 | Защита информации. Методы защиты. | Практическая работа | Знать: какая информация требует защиты виды угроз для числовой информации физические способы защиты информации программные средства защиты информации что такое криптография что такое цифровая подпись и цифровой сертификат | Уметь: - применять меры защиты личной информации на ПК - применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме) | |||||||||
18 | Контрольная работа №2 по разделу «Информационные процессы в системах» | 1 | Повторение раздела «Информационные процессы в системах» | Тест | |||||||||||
Информационные модели – 6 часов | |||||||||||||||
19 | Компьютерное информационное моделирование | 1 | Информационное моделирование как метод познания. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. | Знать: - определение модели - что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере - что такое граф, дерево, сеть - структура таблицы; основные типы табличных моделей - что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы | Уметь: - ориентироваться в граф-моделях - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы - строить табличные модели по вербальному описанию системы | ||||||||||
20-21 | Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Практическая работа №7 «Структура данных. Таблицы» | 2 | Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. | Практическая работа | |||||||||||
22 | Пример структуры данных – модели предметной области | 1 | Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. | ||||||||||||
23 | Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа №8 «Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 | Алгоритм как модель деятельности. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. | Практическая работа | Знать: - понятие алгоритмической модели - способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык - что такое трассировка алгоритма | Уметь: - строить алгоритмы управления учебными исполнителями - осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы | |||||||||
24 | Контрольная работа №3 по разделу «Информационные модели» | 1 | Тест | ||||||||||||
Программно – технические системы реализации информационных процессов – 11 часов | |||||||||||||||
25-26 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Практическая работа №9 «Настройка BIOS» | 2 | Архитектуры современных компьютеров. | Практическая работа | Беседа | Знать: - архитектуру персонального компьютера - что такое контроллер внешнего устройства ПК - назначение шины - в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК - основные виды памяти ПК - что такое системная плата, порты ввода-вывода - назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. - что такое программное обеспечение ПК - структура ПО ПК - прикладные программы и их назначение - системное ПО; функции операционной системы - что такое системы программирования | Уметь: - подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения - соединять устройства ПК - производить основные настройки БИОС - работать в среде операционной системы на пользовательском уровне | ||||||||
27-28 | Программное обеспечение. Практическая работа №10 «Выбор конфигурации ПК» | 2 | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. | Практическая работа | Опрос | ||||||||||
29-30 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Практическая работа №11 «Представление чисел, изображения и звука» | 2 | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. | Практическая работа | Опрос | Знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел - представление текста - представление изображения; цветовые модели - в чем различие растровой и векторной графики - дискретное (цифровое) представление звука | Уметь: -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета | ||||||||
31-32 | Представление текста, графики и звука. Практическая работа №12 «Представление текстов. Сжатие текстов» | 2 | Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. | Практическая работа | |||||||||||
33 | Развитие архитектуры вычислительных систем | 1 | Многообразие операционных систем. | Опрос, беседа | Знать: - идею распараллеливания вычислений - что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации | . | |||||||||
34 | Организация локальных и глобальных сетей. Практическая работа №13 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети» | 1 | Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей. Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута. | Практическая работа | Знать: - назначение и топологии локальных сетей - технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) - основные функции сетевой операционной системы - историю возникновения и развития глобальных сетей - что такое Интернет - систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен) - способы организации связи в Интернете - принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP Иметь представление о глобальных компьютерных информационных сетях. Знать способы подключения к Интернету | Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы. Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя | |||||||||
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | Повторение курса 10 класса | Тест | |||||||||||
ИТОГО | 35 |