12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гильмутдинова Айгуль Фаниловна66
Россия, Башкирская респ., Туймазы
3

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по УМК Т.А. Ладыженской


Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

в 6 -х классах




Срок реализации программы: ....-.... учебный год.


Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).


Составитель: ...............................................





Туймазы 2018

Календарно-тематическое планирование - 6 класс

п\п

Тема урока

ЭКОР

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Примечание

1

Язык. Речь. Общение.

Состав. высказыв. о род яз




2

Фонетика, орфоэпия, графика





3

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.





4

Части речи. Морфологический разбор слова










Тексты из произведений М.Карима




5

Орфограммы в окончаниях слов.




6

Словосочетание.




7

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.




8

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.




9

Синтаксический разбор предложений.




10

Прямая речь. Диалог.




11

Текст




12

Р/Р. Текст, его особенности.




13

Р/Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.




14

Р/Р. Начальные и конечные предложения текста.




15

Р/Р. Ключевые слова.





Р/Р. Основные признаки текста.





16

Р/Р. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.





17

Входной контрольный диктант «За грибами».





18

Слово и его лексическое значение.





19

Р/Р. Сбор и анализ материалов к сочинению.





20

Р/Р. Сочинение по картине А.Герасимова «После дождя».





21

Общеупотребительные слова.





22

Профессионализмы.





23

Диалектизмы.




Г.А.Богданова. Уроки 6 кл.

24

Исконно русские слова.

Разбор лексических средств






Составление и разбор предложений по теме «Родной город»

в стих башкир поэтов




25

Заимствованные слова.




26

Неологизмы.




27

Устаревшие слова.




28

Словари.




29

Обобщение знаний по теме «Лексика. Культура речи».




30

Фразеологизмы.




31

Фразеологизмы.




32

Источники фразеологизмов.




33

Обобщение знаний по теме «Фразеология. Культура речи».




34

Морфемика и словообразование.




35

Р/Р. Описание помещения.





36

Основные способы образования слов в русском языке.





37

Основные способы образования слов в русском языке.






















38

Понятие об этимологии.




39

Р/Р. Систематизация материала к сочинению. Сложный план.




40

Р/Р. Сочинение-описание помещения.





Буквы а и о в корне –кос- - -кас-.




41

Буквы а и о в корне –кос- - -кас-.




42

Буквы а и о в корне –гор- - -гар-.




43

Буквы а и о в корне –гор- - -гар-.




44

Буквы а и о в корне –зар- - -зор-




45

Буквы ы и и после приставок на согласные.




46

Буквы ы и и после приставок на согласные.




47

Контрольный диктант «На рыбалку»




48

Правописание гласных в приставках пре- и при-.




49

Правописание гласных в приставках пре- и при-.




50

Правописание гласных в приставках пре- и при-.




51

Р/Р. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения.




52

Р/Р. Написание контрольного сжатого изложения.




53

Правописание соединительных гласных о и е.




54

Правописание соединительных гласных о и е




55

Р/Р. Подготовка к написанию сочинения.




56

Р/Р. Написание сочинения-описания по картине Т.Н.Яблонской «Утро».



Г.А.Богданова.

Уроки 6 кл

57

Сложносокращенные слова.




58

Морфемный и словообразовательный разбор слова.




59

Повторение по «Словообразование. Орфография. Культура речи».




60

Проверочная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».




61

Имя существительное.




62

Имя существительное.




66

Р/Р. Письмо как одна из разновидностей текста.




63

Разносклоняемые имена существительные.




64

Несклоняемые имена существительные.




65

Род несклоняемых имен существительных.




66

Имена существительные общего рода.




67

Морфологический разбор имени существительного.




68

Р/Р. Подготовка к написанию контрольного сочинения-описания.




69

Р/Р. Написание контрольного сочинения-описания личных впечатлений от увиденного (услышанного).




70

Не с существительными.





Согласные ч и щ в суффиксе –чик(-щик).




71

Согласные ч и щ в суффиксе –чик(-щик).




72

Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик.




73

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.




74

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.




75

Повторение по теме «Имя существительное».





76

Контрольный диктант «Русская зима».

«Письма к матери» М. Карима




77

Проверочная работа по теме «Имя существительное».




78

Имя прилагательное.




79

Повторение изученного об имени прилагательном в V классе.

Составить письм. высказывание о прочитан произведении башкир писателя




80

Р/Р. Описание природы.




81

Степени сравнения имен прилагательных.




82

Степени сравнения имен прилагательных.




83

Разряды имен прилагательных по значению.




84

Качественные прилагательные




85

Относительные прилагательные.




86

Р/Р. Подготовка к написанию контрольного выборочного изложения.




87

Р/Р. Написание контрольного выборочного изложения «Дубровский».




88

Притяжательные прилагательные.




89

Морфологический разбор имени прилагательного.




90

Не с именами прилагательными.




91

Не с именами прилагательными.




92

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.



Г.А.Богданова

Уроки 6 кл

93

Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн-(-енн-) в именах прилагательных.





94

Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн-(-енн-) в именах прилагательных.

Выписать с/с с описанием природы Башкортостана




95

Р/Р. Описание игрушки.




96

Различение на письме суффиксов –к- и –ск-.




97

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.







98

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.




99

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное»




100

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»




101

Имя числительное как часть речи.




102

Простые и составные числительные.




103

Мягкий знак на конце и в середине числительных.




104

Порядковые числители.




105

Разряды количественных числительных.




106

Числители, обозначающие целые числа.




107

Контрольный диктант «Плавунчик».




108

Числители, обозначающие целые числа.




109

Дробные числительные.




110

Собирательные числительные.




111

Употребление числительных в речи.








Подготовить устное выступление о башкир народ промысле




112

Морфологический разбор имени числительного.




113

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя числительное»




114

Проверочная работа по теме «Имя числительное»




115

Местоимение как часть речи.




116

Личные местоимения.




117

Возвратное местоимение себя.




118

Р/р. Сочинение по рисункам.




119

Р/р. Написание сочинения на тему «Как я однажды помогал маме»




120

Вопросительные местоимения.




121

Относительные местоимения.




122

Неопределенные местоимения.





123

Неопределенные местоимения.




124

Отрицательные местоимения.




125

Отрицательные местоимения.




130

Притяжательные местоимения.




131

Притяжательные местоимения.



Г.А.Богданова

Уроки 6 кл

132

Р/Р. Рассуждение как тип текста. Его строение.




133

Указательные местоимения.




134

Указательные местоимения.




135

Определительные местоимения.




136

Морфологический разбор местоимения.




137

Систематизация и обобщение знаний по теме «Местоимение».




138

Проверочная работа по теме «Местоимение».




139

Глагол. Повторение пройденного о глаголе в V классе.




140

Р/Р. Подготовка к написанию сочинения.

Выделить все местоимения в стих Г.Рамазанова и обозначить разряд





141

Р/Р. Написание сочинения по картине Е. Сыромятникова «Первые зрители».




142

Разноспрягаемые глаголы.




143

Разноспрягаемые глаголы.




144

Переходные глаголы.




145

Непереходные глаголы.




146

Непереходные глаголы.




147

Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.




148

Р/Р. Контрольное изложение «Витькина гайка».




149

Р/Р. Написание контрольного изложения «Витькина гайка».




150

Условное наклонение. Раздельное написание частицы бы(б) с глаголами в условном наклонении




151

Повелительное наклонение. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении.




152

Употребление наклонений




153

Безличные глаголы.




154

Морфологический разбор глагола.




155

Р/Р. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности.




156

Р/Р. Контрольное сочинение-рассказ на основе услышанного.




157

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть), –ыва(ть), -ива(ть).




158

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть), и –ыва(ть), -ива(ть).




159

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол».




160

Проверочная работа по теме «Глагол».




161

Разделы науки о языке.




162

Орфография.




163

Пунктуация.




164

Итоговый контрольный диктант «Лес».





165

Лексика и фразеология

Выписать и разобрать глаголы из стих-я «В школе» Х.Габитова




166

Словообразование.




167

Морфология.




168

Синтаксис. Синтаксический разбор.




169

Синтаксис. Синтаксический разбор




170

Итоговый обобщающий урок по курсу.




Всего уроков –…часа
Уроков развития речи – … часов, в том числе:

изложений – …(из них … к/изложения)

сочинений – … (из них … к/сочинения).

Контрольных диктантов – ...


































Входной контрольный диктант

За грибами

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)


Итоговый контрольный диктант.

Лес.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.

Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.


(По И.С.Тургеневу)



Контрольный диктант

На рыбалку

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом. (95 слов)




Контрольный диктант

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)


(По И. Соколову-Микитову)

Контрольный диктант

Плавунчик

Жили мы в деревне. Домик наш стоял на берегу Камы. Раз утром прибегает сынишка, лезет себе за пазуху, вынимает живого плавунчика и выпускает его на пол. Преудивительная эта птичка! Ходит себе по избе, нас не боится. Решили мы её выпустить на волю.

В лесу я знал маленькое озеро. Туда и мы отнесли птичку. Через два дня мы вернулись. Вдруг что-то мелькнуло у нас над головой. Это плавунчик наш на воду садится, подплыл и у ног сынишки кувыркается.

Скоро птицы отправятся в осеннее путешествие. Но весной они опять прилетят.

Ребята, если встретите плавунчиков, не трогайте их! Ведь так на душе хорошо становится, когда в тебя крепко верит беззащитное существо!


















Приложение

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ? задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.


Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.