Календарно-тематическое планирование рабочей программы по русскому языку для 8 класса
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | ||||||||||||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 час) | |||||||||||||||||||
1. | 02.09 | Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Продемонстрировать красоту и богатство русского языка, формировать представления учащихся о родном языке как о драгоценном наследии. Место русского языка среди других языков, функции языка. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. | Знать место русского языка среди других языков, функции русского языка в современном мире. Нормы литературного языка, их изменчивость. | Устный опрос | ||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 - 7 КЛАССЕ (7 +2) | |||||||||||||||||||
2-3. | 07.09 08.09 | Фонетика и графика. Орфография. | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова» (с использованием пословиц), фонетический разбор. | Систематизация и обобщение изученного по фонетике в предшествующие годы обучения. Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции. Знать порядок фонетического разбора слова, отнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, правописанием Ъ и Ь знаков; производить фонетический разбор (устный и письменный) слов. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с изученными орфограммами. | Тест | ||||||||||||
4-5. | 09.09 14.09 | Морфемика и Словообразование. | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Порядок морфемного и словообразовательного разбора. | Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; уметь отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. Уметь определять способ образования слов; производить морфемный и словообразовательный разбор слов. | Буквенный диктант, орфографическая диктовка | ||||||||||||
6. | 15.09 | Лексика и фразеология. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Предмет изучения лексики, фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов). | Закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. Уметь употреблять фразеологизмы в речи; работать с различными словарями. | Лексический диктант, самостоятельная работа | ||||||||||||
7. | 16.09 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Предмет изучения морфологии.самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений. | Знать морфологические признаки частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам. Уметь производить морфологический разбор слов. | Орфографическая диктовка | ||||||||||||
8. | 21.09 | Административный контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | |||||||||||||||
9-10. | 22.09 23.09 | Р/Р Изложение публицистического характера. | 2 | Урок развития речи | Углубить знания о тексте. Ввести понятие микротема, микротекст, совершенствовать умение излагать мысли в соответствии с темой и замыслом автора, создавать вторичный текст. | Совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их; Уметь излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения. | |||||||||||||
Синтаксис и пунктуация Понятие о синтаксисе (2+1) | |||||||||||||||||||
11. | 28.09 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора). Углубить сведения о видах синтаксической связи; ввести понятие средств связи, видах связи. | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение, виды предложений по цели высказывания, порядок синтаксического разбора предложения. Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого и сложного предложении. | Орфографическая диктовка, работа с учебником, распределительный диктант | ||||||||||||
12. | 29.09 | Способы подчинительной связи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познакомить со способами подчинительной связи, учить различать способы связи, составлять словосочетания с заданным способом связи. | Знать: о способах подчинительной связи. Уметь: определять способ подч. связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч. связи. | Осложненное списывание | ||||||||||||
13. | 30.09 | Учимся говорить и слушать. | 1 | Урок развития речи | Книга. Структура учебника. Тезисы. | Уметь: анализировать структуру учебника; воспринимать текст без зрительной основы: выразительно читать текст; составлять тезисы прослушанного текста и осмысливать его содержание | Работа с дидактическим материалом, предупредительный диктант, словарно- орфоэпическая работа | ||||||||||||
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2) | |||||||||||||||||||
14. | 05.10 | Принципы русской пунктуации, знаки препинания и их функции. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Познакомить с принципами русской пунктуации, вспомнить знаки препинания и их функции. | Знать: принципы русской пунктуации, знаки препинания и их функции. Уметь: расставлять знаки препинания. | Объяснительный диктант, тестовые задания | ||||||||||||
15. | 06.10 | Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Познакомить с одиночными и парными знаками препинания. | Знать: одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Уметь: расставлять знаки препинания. | Предупредительный диктант | ||||||||||||
Словосочетание (3+1) | |||||||||||||||||||
16. | 07.10 | Основные виды словосочетаний. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Углубить сведения о словосочетании, совершенствовать умение определять способ связи в словосочетании. | Знать: об основных видах словосочетаний, о группах словосочетаний. Уметь: определять вид словосочетания, группусловосочетаний, отличать словосочетания от предложения. | Комплексный анализ текста, тестовые задания, словарно-орфографическая работа | ||||||||||||
17. | 12.10 | Строение и грамматическое значение словосочетаний. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определение грамматического строения словосочетаний. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетания. | Знать отличие словосочетания от предложения: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи, виды в зависимости от главного слова.о видах связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетания. Уметь вычленять словосочетания из предложения, подбирать синонимичные словосочетания.Уметь определять способ связи слов в словосочетании, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи, правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования, использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы. Уметь производить синтаксический разбор словосочетания. | Терминологический диктант, анализ фрагментов художественных текстов | ||||||||||||
18. | 13.10 | Цельные словосочетания. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания | Знать: понятие цельные словосочетания; виды и синтаксические особенности цельных словосочетаний. Уметь: вычленять словосочетания из предложений; распознавать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника. | Объяснительный диктант, тестовые задания | ||||||||||||
19. | 14.10 | Р/Р Пишут всегда для кого-то. | 1 | Урок раз вития речи | Д.С. Лихачев и русские писатели о творческом труде. Учебное исследование. | Уметь: выразительно читать и осмыслять высказывания русских писателей о творческом труде; пересказывать текст учебника; редактировать деформированный текст. | Редактирование текста, словарно-орфографическая работа | ||||||||||||
Предложение (2) | |||||||||||||||||||
20. | 19.10 | Понятие о предложении. Строение предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Предложение как основная единица языка. Простые и сложные предложения. | Знать: понятия предложение, интонация, риторический вопрос, основные виды предложений. Уметь: различать простые и сложные предложения; распознавать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с разными видами предложений. | Редактирование текста, распределительный диктант, тестовые задания | ||||||||||||
21. | 20.10 | Виды предложений по пели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Виды предложений по пели высказывания и по эмоциональной окраске. Интонация. | Знать: интонация, риторический вопрос, основные виды предложений. Уметь: распознавать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с разными видами предложений. | Редактирование текста | ||||||||||||
Простое предложение (11+3) Главные члены предложения | |||||||||||||||||||
22. | 21.10 | Основные виды простого предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Простое предложение. Виды простых предложений по строению грамматической основы, наличию второстепенных членов. | Знать: понятия простое предложение, основные виды простых предложений. Уметь: составлять схемы простых предложений; с помощью интонации членить предложения на смысловые отрезки, выражать их эмоциональность; выразительно читать текст; выполнять грамматические разборы. | Объяснительный диктант, тестовые задания | ||||||||||||
23. | 26.10 | Р/Р Административная контрольная работа за 1 четверть. Сжатое изложение. | 1 | Урок развития речи | Углубить знания о тексте. Ввести понятие микротема, микротекст, совершенствовать умение излагать мысли в соответствии с темой и замыслом автора, создавать вторичный текст. | Совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их; Уметь излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения. | |||||||||||||
24. | 27.10 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Порядок слов в предложении. Инверсия. Логическое ударение. | Знать: понятия прямой порядок слов, инверсия, логическое ударение. Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему; выполнять грамматические разборы. | Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам | ||||||||||||
25.. | 28.10 | Повторение и обобщение изученного по орфографии. Орфограммы в корне слов. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Правописание корней в разных частях речи. Способы различения орфограмм. Морфемный разбор. | Знать: правила правописания корней в разных частях речи; способы различения орфограмм. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов. | Работа с дидактическим материалом, тестовые задания, проверочный диктант | ||||||||||||
26. | 09.11 | Р/Р Что значит талантливый читатель? | 1 | Урок развития речи | Диалог. Монолог. | Знать: о правильном чтении, о диалоге с автором, текстом. Уметь: правильно читать текст. | |||||||||||||
27. | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расширение представления учеников о подлежащем, его признаках и способах выражения, углубление знаний о синонимических связях языковых единиц. | Обобщение сведений о подлежащем. Уметь выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым. | Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения | |||||||||||||
28. | Сказуемое и его основные типы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сказуемое и способы его выражения. Типы сказуемого. Согласование подлежащего со сказуемым. Учебное исследование. | Знать: понятие сказуемое', способы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значению. Уметь: выделять сказуемое среди других членов предложения; определять тип сказуемого и способ его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять синтаксический разбор предложений. | Словарный диктант, тестовые задания | |||||||||||||
29. | 11.11 | Простое глагольное сказуемое. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расширение представления о сказуемом, его признаках, ознакомление с понятием простого глагольного сказуемого. | Обобщение сведений о сказуемом. Уметь выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять форму простого глагольного сказуемого, использовать эту форму в различных типах речи. | Редактирование текста, тестовые задания | ||||||||||||
30. | 16.11 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о составном глагольном сказуемом и способах его выражения. | Знать: что такое составное глагольное сказуемое. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражений грамматического и лексического значений. Стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые. | Распределительный диктант | ||||||||||||
31-32. | 17.11 18.11 | Составное именное сказуемое. Особенности связи подлежащего и сказуемого. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Сформировать понятие о составном именном сказуемом, закрепление умения различать простое глагольное сказуемое «быть» с глаголом связкой «быть» в составном именном сказуемом. | Знать, что такое составное именное сказуемое. Уметь различать составные именные и составные глагольные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. | Распределительный диктант, тестовые задания | ||||||||||||
33. | 23.11 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Углубление знаний о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, составлять предложения, в которых необходимо поставить тире. | Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам. | ||||||||||||
34. | 24.11 | Р/Р Словесное рисование | 1 | Урок развития речи | Словесное рисование. Текст. Миниатюра. | Знать: понятие словесное рисование применительно к описанию впечатлений, полученных при чтении художественных произведений. Уметь: писать сочинение-миниатюру с элементами словесного рисования. | Сочинение- миниатюра | ||||||||||||
35. | 25.11 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля | |||||||||||||||
Второстепенные члены предложения (11+2) | |||||||||||||||||||
36. | 30.11 | Определение. Согласованное и несогласованное определение. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расширение представлений об определении. | Обобщить сведения об определении. Знать: согласованные и несогласованные определения, грамматическое значение определения. Уметь различать согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения, использовать в речи определения для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средство выразительности речи. | Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум. | ||||||||||||
37. | 02.12 | Приложение как вид определения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расширение представлений об определении, формирование понятия о приложении. | Дать понятие приложения как разновидности определения. Уметь распознавать приложение среди других членов предложения, использовать приложение как средство выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении. | Распределительный диктант, тестовые задания | ||||||||||||
38. | 03.12 | Дополнение, его основные значения и способы выражения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Закрепление знаний о второстепенных членах предложения, расширение представлении о дополнение, способах его выражения. | Обобщить сведения о дополнении. Знать: прямое и косвенное дополнение, грамматическое значение дополнения. Уметь определять способы выражения дополнения, роль второстепенных членов в предложении. | Работа с сигнальными карточками, игра, тренировочные упражнения, тест. | ||||||||||||
39. | 07.12 | Обстоятельство,его основные значения и способы выражения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расширить представлении об обстоятельстве, формирование понятие об обстоятельствах, выраженных сравнительными оборотами. Отработать навыки нахождения главных и второстепенных членов предложения | Обобщить сведения об обстоятельствах. Знать: обстоятельство, грамматическое значение обстоятельства, сравнительный оборот. Уметь различать различные виды обстоятельств, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности. Уметь ставить знаки препинания при сравнительном обороте. | Словарный диктант, выборочный диктант, комментированное письмо, работа по карточкам. | ||||||||||||
40. | 08.12 | Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Отработать навыки нахождения главных и второстепенных членов предложения. | Уметь различать различные виды обстоятельств, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности. Уметь ставить знаки препинания при сравнительном обороте. | Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам. | ||||||||||||
41. | 09.12 | РР Определение понятия. | 1 | Урок развития речи | Понятие. Определение понятия. Видовые и родовые понятия, их взаимосвязь. Способы определения понятий (описательный, синонимический, антонимический, перечислительный). | Знать: термины понятие, определение понятия, видовые/родовые понятия, взаимосвязь родовых и видовых понятий; способы определения понятий. Уметь: работать со словарями; подбирать примеры, иллюстрирующие способы определения понятий. | Словарно- орфографическая работа, тестовые задания | ||||||||||||
42. | 14.12 | Синтаксические функции инфинитива. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Инфинитив. Синтаксическая функция инфинитива. | Уметь: определять синтаксическую роль инфинитива; приводить примеры предложений, в которых инфинитив выступает в роли разных членов предложения. | Работа с дидактическим материалом (по группам), объяснительный диктант | ||||||||||||
43-44. | 15.12 | Выделение запятыми обстоятельств, выраженными деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на. | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Выделение запятыми обстоятельств, выраженными деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на. | Уметь: выделять запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельства с предлогом несмотря на. | Предупредительный диктант | ||||||||||||
45. | 16.12 | Повторение и обобщение изученного по орфографии. Орфограммы в приставках. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Способы различения приставок и предлогов в омонимах. | Знать: правила правописания приставок; условия слитного и раздельного написания не с различными частями речи; способы различения приставок и предлогов в омонимах. Уметь: применять на практике изученные орфографические правила. | Объяснительный диктант, буквенный диктант, грамматико-орфографический разбор | ||||||||||||
46. | 21.12 | Обобщающий урок по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Осложненное предложение. Пунктуация. | Обобщить знания учащихся по теме «Второстепенные члены предложения». | Предупредительный диктант | ||||||||||||
47. | 22.12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля | |||||||||||||||
48. | 23.12 | РР Изложение с элементами сочинения. | 1 | Урок развития речи | Развитие умений учеников письменно излагать прочитанный и услышанный текст, развитие творческих способностей. | Совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их; Уметь излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения. | Изложение | ||||||||||||
Односоставные предложения (6+1) | |||||||||||||||||||
49. | Понятие об односоставных предложениях. Определенно – личные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие определенно - личных предложений. | Уметь различать односоставные и двусоставные предложения; находить определенно – личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно – личные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно – личные. | Работа с дидактическим материалом (по группам), тестовые задания, объяснительный диктант | |||||||||||||
50. | Неопределенно – личные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие неопределенно - личных предложений. | Уметь различать односоставные и двусоставные предложения; находить неопределенно – личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать неопределенно – личные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно – личные. | Объяснительный диктант, буквенный диктант, грамматико-орфографический разбор | |||||||||||||
51. | Р/Р Микротема. Микротекст. | 1 | Урок развития речи | Текст, его признаки (тема, идея, делимость, связность, композиционная завершенность, стилистическое единство).Микротема. Микротекст. | Знать: признаки текста; понятия микротема, микротекст. Уметь: писать сжатое изложение с использованием односоставных предложений; готовиться к сочинению по картине | Сжатое изложение, словарно- орфографическая работа | |||||||||||||
52-53. | Безличные предложения. Особенности использования односоставных предложений в речи. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие безличных предложений. | Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению, способах выражения сказуемых в безличных предложениях. Уметь находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо и т.д. в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные. | Анализ текста, орфографическая диктовка, беседа по вопросам, выборочный диктант. | |||||||||||||
54. | Назывные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие назывных предложений. | Уметь находить назывные предложения, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях, пользоваться в описании для обозначения места и времени, выразительно читать назывные предложения. | Пунктуационный анализ предложения, работа с учебником, комментированное письмо. | |||||||||||||
55-56. | Синонимика односоставных и двусоставных предложений. Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Обобщить знания учащихся по теме «Односоставные предложения». | Обобщение изученного об односоставных предложениях, развитие навыков самостоятельной работы. | Выборочный диктант, работа с учебником, цифровой диктант, орфографическая пятиминутка. | |||||||||||||
Полные и неполные предложения (2+2) | |||||||||||||||||||
57. | Особенности строения полных и неполных предложений. Тире в неполном предложении. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сформировать понятие о неполных предложениях, сферы их употребления. | Дать представление о неполных предложениях, сфере их употребления. Уметь различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные. | Анализ текста, орфографическая диктовка. | |||||||||||||
58. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля | ||||||||||||||||
59. | Цепная и параллельная связь предложений в тексте. | 1 | Урок развития речи | Виды связи предложений в тексте. Морфологические средства связи предложений в тексте. Анафора. Учебное исследование. | Знать: виды и средства связи предложений в тексте; понятие анафора. Уметь: анализировать и самостоятельно конструировать тексты с разными видами и средствами связи. | Словарно- орфографическая работа, тестовые задания | |||||||||||||
60. | Изложение с творческим заданием. | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. Творческое задание к тексту | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль; выполнять творческое задание к тексту. | Изложение с творческим заданием | |||||||||||||
Предложения с однородными членами предложения (6+2) | |||||||||||||||||||
61. | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Углубление представлений об однородных членах, закрепление навыков узнавания их в тексте графического их изображения. | Обобщить сведения об однородных членах предложения. Уметь опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, рады однородных членов), правильно ставить знаки препинания, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами. | Пунктуационный анализ предложения, работа с учебником, комментированное письмо. | |||||||||||||
62. | Союзы при однородных членах предложения. Запятая между однородными членами. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Смысловые отношения между однородными членами. Синтаксические конструкции с союзной и бессоюзной связью. Запятые при однородных членах предложения. | Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соединены однородные члены; правила пунктуации в предложениях с однородными членами. Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнительные опенки, которые вносят в отношения между однородными членами союзы; излагать текст с использованием предложений с однородными членами, связанными союзами. | Комплексный анализ текста, объяснительный диктант, тестовые задания, словарно-орфографическая работа | |||||||||||||
63. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Углубление представлений об однородных членах, закрепление навыков узнавания их в тексте графического их изображения. | Уметь различать однородные и неоднородные определения, пунктуационно правильно оформлять их. | Тест, работа с учебником, цифровой диктант | |||||||||||||
64. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Восстановление знаний учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубление и расширение знаний по теме. | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. | Обучающий диктант, работа по карточкам, орфографическая диктовка. | |||||||||||||
65. | Р/Р Заглавие как средство связи предложений в тексте. | 1 | Урок развития речи | Заглавие как средство связи предложений в тексте. Учебное исследование. | Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте. | Словарно- орфографическая работа, тестовые задания | |||||||||||||
66. | Повторение изученного по орфографии. Орфограммы в суффиксах. | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Орфограммы в суффиксах. Морфемный разбор слов. | Уметь: применять изученные правила правописания суффиксов. | Работа с дидактическим материалом, комплексный анализ текста | |||||||||||||
67. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля | ||||||||||||||||
68. | Р/Р Изложение с элементами рассуждения. | 1 | Урок развития речи | Текст как смысловое и тематическое единство. Стили речи. Структура рассуждения. | Знать о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование). Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; использовать структуру рассуждения при создании текста-повествования, создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера. | Изложение | |||||||||||||
Предложения с обособленными членами (14+3) | |||||||||||||||||||
69. | Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сформировать понятие об обособленных членах предложения, ознакомление с обособленными определениями и приложениями, развитие навыков выразительного чтения. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, правильно ставить знаки препинания, выделять интонационно обособленные члены. | Работа с учебником, выборочный диктант, восстановление текста. | |||||||||||||
70-71. | Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Повторение правил образование причастий, закрепление пунктуационных навыков, развитие навыков выразительного чтения. | Знать правила обособления согласованных и несогласованных распространенных и нераспространенных определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме, проводить синонимическую замену обособленных членов. | Сравнительный анализ, выборочный диктант, тренировочные упражнения. | |||||||||||||
72-73. | Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях | 2 | Урок усвоения новых знаний | Объяснить особенности обособления приложения, закрепление пунктуационных навыков. | Знать правила обособления приложений. Уметь выявлять условия обособления, правильно обособлять приложения интонационно и на письме. | Рецензирование сочинений, орфографическая диктовка, объяснительный диктант. | |||||||||||||
74. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля | ||||||||||||||||
75-76. | Р/Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 2 | Урок развития речи | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типы. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты, редактировать текст. | Беседа, сочинение по картине. | ||||||||||||||
77-78. | Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогомнесмотря на и др. | 3 | Урок усвоения новых знаний | Углубление представлений об обособление обстоятельств, объяснить различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными. Углубление представлений об обособление обстоятельств, объяснить различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными. | Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств, правильно ставить знаки препинания при выделении обстоятельств. Знать правила обособления дополнений, обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами. | Работа с таблицей «Отличие наречий с приставками от похожих сочетаний именных частей речи с предлогами». Орфографическая пятиминутка | |||||||||||||
79. | Р/Р Порядок предложений и тексте. Порядок слов в предложении. | 1 | Урок развития речи | Текст. Порядок предложений в тексте | Знать: теоретический материал по теме урока. Уметь: анализировать, редактировать и конструировать тексты. | Комплексный анализ текста, творческая работа | |||||||||||||
80-81. | Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Формирование понятия об обособление уточняющих членов предложения, объяснение их роли и значения в предложении. | Знать правила обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения, правильно ставить знаки препинания при выделении уточняющих членов, выразительно читать предложения с уточняющими членами предложения; находить уточняющие члены предложения в тексте. | Сравнительный анализ, выборочный диктант, тренировочные упражнения. | |||||||||||||
82-83. | Повторение и обобщение изученного по орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | Уметь: применять изученные правила слитного, дефисного и раздельного написания слов. | Работа с дидактическим материалом, тестовые задания, объяснительный диктант | |||||||||||||
84. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля | ||||||||||||||||
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (7+1) | |||||||||||||||||||
85-89. | Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. Выделение на письме вводных предложений. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. | 5 | Урок усвоения новых знаний | Сформировать понятие о вводных словах и предложениях, их значении в роли текста. Интонация вводности. Синонимия вводных конструкций. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. | Знать: понятие вводная конструкция; назначение вводных слов, словосочетаний и предложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуации в предложениях с вводными конструкциями. Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки препинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструировать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами; писать сочинение-рассуждение с использованием предложений с вводными конструкциями; выполнять грамматические разборы и синтаксический разбор предложений | Работа с дидактическим материалом, сочинение- рассуждение, объяснительный диктант, тестовые задания | |||||||||||||
90-91. | Обращение, средства его выражения. Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Сформировать понятие об обращении и его роли в предложении, развитие пунктуационных навыков. | Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями. | Объясни тельный диктант | |||||||||||||
92. | Р/Р Обращение как средство связи предложений в тексте. | 1 | Урок развития речи | Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений. | Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями. | Объясни тельный диктант | |||||||||||||
Слова-предложения (3+1) | |||||||||||||||||||
93. | Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Слова-предложения, их особенности. Слова-предложения в разговорной речи. Роль слов-предложений в художественных текстах | Знать: понятие слова-предложения; особенности слов-предложений; роль слов-предложений в разговорной речи и в художественных текстах. Уметь: правильно оформлять слова-предложения на письме. | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант | |||||||||||||
94. | Обобщающий урок по теме «Обращения, вводные слова и слова-предложения». | 1 | Обобщение и систематизация изученного | Закрепление знаний об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. | Обобщить знания учащихся по теме «Обращения, вводные слова и междометия». | Предупредительный диктант | |||||||||||||
95. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля | ||||||||||||||||
96. | Р/Р Композиционные формы сочинений. Киносценарий. | 1 | Урок развития речи | Виды и типы сочинений. | Знать: виды и типы сочинений. Уметь: составлять киносценарий. | ||||||||||||||
Повторение (7+2) | |||||||||||||||||||
97-98. | Словосочетание. Двусоставные и односоставные предложения. | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания. | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Работа с дидактическим материалом, словарный диктант, комплексный анализ текста, тестовые задания | |||||||||||||
99-100. | Однородные члены предложения. Предложения с обособленными, уточняющими членами. | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания. | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Работа с дидактическим материалом, словарный диктант, комплексный анализ текста, тестовые задания | |||||||||||||
101-102 | Р/Р Сочинение-рассуждение публицистического характера. | 1 | Урок развития речи | Композиция сочинения-рассуждения. | Знать: признаки текста и его функционально – смысловых типов. Принципы построения текста. Уметь: извлекать информацию из различных источников, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, использовать цитирование как способ аргументации, оформлять цитаты, редактировать текст. | Сочинение-рассуждение | |||||||||||||
103 | Обращение. Вводные слова и предложения. | 2 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания. | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Работа с дидактическим материалом, словарный диктант, комплексный анализ текста, тестовые задания | |||||||||||||
104. | Контрольный тест. | 1 | Урок контроля | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания. | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Тест | |||||||||||||
105. | Р/Р Сочинение. Сравнительная характеристика героев. | 1 | Урок развития речи | Совершенствование навыков лингвистического анализа, письменного изложения текста, развитие творческих способностей. | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типы. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты, редактировать текст. | Сочинение |