Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 5 классе (УМК под ред. В. Д. Симоненко)

0
0
Материал опубликован 2 January 2019 в группе

Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 5 классе учителя технологии МБОУ Дорогобужская СОШ №1 Опариной Татьяны Дмитриевны на 2018-2019 учебный год

I. Содержание учебного предмета, курса.


 

раздела


 

Название раздела (темы)


 

Содержание раздела (темы)


 

Кол-во часов

Кол-во к/р, лабораторных, практических работ, экскурсий

1


 

ТЕХНОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Размещение оборудования на кухне.

2

1

2


 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основные теоретические сведения

Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.

Практические работы

Выполнение эскизов проектов. Творческий проект «Кухня моей мечты». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности. Выполнение эскиза интерьера кухни. Защита проекта.

4

2

3


 


 

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

Основные теоретические сведения

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Практические работы

Изучение потребности в электроприборах на кухне. Изучение безопасных приемов работы с бытовыми электроприборами.

1

0,5

4


 


 

КУЛИНАРИЯ

Санитария и гигиена (1 ч)

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пиши, к хранению продуктов и готовых блюд. Правила мытья посуды. Безопасные приемы работы на кухне.

и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Здоровое питание (1 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Работа с пищевой пирамидой.

Технология приготовления пиши (5 ч)

Бутерброды, горячие напитки (1ч)

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые ятя приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Составление технологических карт приготовления бутербродов. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (1ч)

Основные теоретические сведения

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема при варке.

Практические работы

Определение круп и макаронных изделий по внешнему виду.

Блюда из сырых овощей и фруктов (1ч)

Основные теоретические сведения

Виды овощей и фруктов, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей и фруктов, содержание нитратов. Назначение, виды и технология механической и тепловой кулинарной обработки овощей и фруктов. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей и фруктов. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Блюда из яиц (1ч)

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Способы варки яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

Приготовление завтрака, сервировка стола к завтраку (1ч)

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Творческий проект «Корзина с овощами и фруктами для моей кухни». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.

Изготовление корзины с овощами и фруктами. Защита проекта.

9

4,5

5

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Свойства текстильных материалов (4 ч)

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и поперечная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Конструирование швейных

изделий (6 ч)

Основные теоретические сведения

Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов и измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия.

Швейные ручные работы (4 ч)

Основные теоретические сведения Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ.

Практическая работа

Изготовление образцов ручных стежков и строчек.

Швейная машина (6 ч)

Основные теоретические сведения

История швейной машины. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. Терминология швейных работ. Выполнение образцов швов.

Технология изготовления швейных изделий

Творческий проект «Фартук для работы на кухне» (14ч)

Основные теоретические сведения

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Технология пошива фартука, обработка кармана, нижнего, боковых, верхнего срезов, обработка пояса. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Организация рабочего места. Подбор инструментов и материалов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита проекта.

34

17

6


 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

Декоративно-прикладное изделие для кухни (8 ч)

Основные теоретические сведения Традиционные виды рукоделия и декоративно- прикладного творчества. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами лоскутной пластики. Композиция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и материалов для шитья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов прихватки, выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из лоскутков. Материалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.

Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни» (10 ч)

18

9

 

ИТОГО

 

68

34


 

 

II. Календарно - тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Тип

урока

Кол-во часов

Планируемая дата

проведения

Фактическая дата проведения

1

группа

2 группа

1

группа

2

группа

1-2

Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни.

Общеметодологической направленности

2

03.09

06.09

   

3-4

Проектная деятельность на уроках «Технологии». Творческий проект «Кухня моей мечты».

«Открытия» нового знания

2

10.09

13.09

   

5-6

Выполнение и защита проекта «Кухня моей мечты».

Развивающего контроля

2

17.09

20.09

   

7-8

Бытовые электроприборы.

Санитария и гигиена на кухне.

«Открытия» нового знания

2

24.09

27.09

   

9-10

Здоровое питание.

Бутерброды. Горячие напитки.

Общеметодологической направленности

2

01.10

04.10

   

11-12

Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий.

Блюда из сырых овощей и фруктов.

Общеметодологической направленности

2

08.10

11.10

   

13-14

Блюда из яиц.

Приготовление завтрака, сервировка стола к завтраку.

Общеметодологической направленности

2

15.10

18.10

   

15-16

Выполнение и защита проекта «Корзина с овощами и фруктами для моей кухни».

Развивающего контроля

2

22.10

25.10

   

17-18

Инструктаж по ОТ при работе с тканью. Производство текстильных материалов.

«Открытия» нового знания

2

12.11

08.11

   

19-20

Свойства текстильных материалов. Проект «Фартук для работы на кухне».

Общеметодологической направленности

2

19.11

15.11

   

21-22

Конструи­рование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия.

«Открытия» нового знания

2

26.11

22.11

   

23-24

Построение чертежа швейного изделия.

Общеметодологической направленности

2

03.12

29.11

   

25-26

Раскрой швейного изделия.

Общеметодологической направленности

2

10.12

06.12

   

27-28

29-30

Швейные ручные работы.

Общеметодологической направленности

4

17.12

24.12

13.12

20.12

   

31-32

Подготовка швейной машины к работе.

«Открытия» нового знания

2

14.01

27.12

   

33-34

Приемы работы на швейной машине.

Общеметодологической направленности

2

21.01

10.01

   

35-36

Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани.

Общеметодологической направленности

2

28.01

17.01

   

37-38

Выполнение проекта «Фартук для работы на кухне». Технология изготовления швейного изделия.

Общеметодологической направленности

2

04.02

24.01

   

39-40

Обработка нижнего и боковых срезов фартука.

Общеметодологической направленности

2

11.02

31.01

   

41-42

Обработка бретели и соединение ее с грудкой.

Общеметодологической направленности

2

18.02

07.02

   

43-44

Подготовка пояса, соединение его с грудкой и нижней частью фартука.

Общеметодологической направленности

2

25.02

14.02

   

45-46

47-48

Обработка накладного кармана. Отделочные работы.

Общеметодологической направленности

4

04.03

11.03

21.02

28.02

   

49-50

Защита проекта «Фартук для работы на кухне».

Развивающего контроля

2

18.03

07.03

   

51-52

Декоративно-прикладное изделие для кухни.

«Открытия» нового знания

2

01.04

14.03

   

53-54

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте.

«Открытия» нового знания

2

08.04

21.03

   

55-56

57-58

Лоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья.

Общеметодологической направленности

4

15.04

22.04

04.04

11.04

   

59-60

Лоскутное шитье. Об­основание проекта.

Урок рефлексии

2

29.04

18.04

   

61-62

63-64

Выполнение проекта.

Общеметодологической направленности

4

06.05

13.05

25.0416.05

   

65-66

Подготовка проекта к защите.

Развивающего контроля

2

20.05

23.05

   

67-68

Итоговая защита проекта «Лоскутное изделие для кухни» на промежуточной аттестации за 2018-2019 учебный год.

Урок рефлексии

2

27.05

30.05

   

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «технология»:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

-проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;

-мотивация учебной деятельности;

-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

-самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

-смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);

-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

-нравственно-эстетическая ориентация;

-реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

-развитие готовности к самостоятельным действиям:

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);

-проявление технико-технологического и экономического мышления;

-экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).

Метапредметные результаты изучения курса:

познавательные УУД:

-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

-определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

-моделирование технических объектов и технологических процессов;

-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

-общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

-исследовательские и проектные действия;

-осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

-формулирование определений понятий;

-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

-соблюдение норм и правил безопасности позна­вательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

коммуникативные УУД:

-умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения:

-владение речью;

регулятивные УУД:

-целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

-самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

-саморегуляция.

Предметными результатами освоения данного курса является деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения технологии ученик должен:

знать/понимать:

-понятия и термины;

-способы и технологии выполнения изделий;

-применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями.

уметь:

-осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов груда;

-разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

-работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

-определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;

-наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);

-выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;

-читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

-выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;

-подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.