Календарно-тематическое планирование «Коррекция и развитие познавательной деятельности»
Направления коррекционной работы (тематика) |
Виды (типы) заданий |
Дата |
|
Коррекция и развитие восприятия (4 часа) |
|||
1 |
Поиск информации. |
Посчитай, сколько раз встречается каждое из чисел от 0 до 9. сколько раз встречается знак «+», «-», «\», «:», «х», «?», «!», «.» |
|
2 |
Скорость и точность восприятия. |
100-клеточная таблица с геометрическими фигурами двух цветов; 100-клеточная таблица с буквами; 100-клеточная таблица с геометрическими фигурами двух цветов и двух размеров. Изображение заданных объектов с помощью определенного набора фигур. |
|
3 |
Диагностика восприятия. |
Объем из 10 слов, 10 цифр, 10 рисунков, расположенных горизонтальными рядами, записать после просмотра все максимально точно; определить размер линеек на глаз; определить промежуток времени от стука до стука или длительность звукового сигнала. |
|
Развитие восприятия и наблюдательности (6 часов) |
|||
4 |
Развитие глазомера. |
Игры: «Что в свертке?» «измеряем на глазок» «Определи длину отрезка» «Развиваем глазомер» |
|
5 |
Развитие наблюдательности. |
Игры: «Делим на части» «Развиваем наблюдательность» «Определи размер на ощупь» |
|
6 |
Группировка предметов по форме, цвету, роду и т.д. |
Игры: «Чей список длиннее?» «Что это за картина?» «Самые наблюдательные» «Взвесь в руках» |
|
7 |
Развитие слухового восприятия. |
Игры: «Угадай голоса» «Учись слушать звуки» «Угадай мелодию» «Что и де?» |
|
8 |
Итоговое занятие |
Игры: «Развиваем чувство времени» «Определи расстояние на глаз» «Угадай название фильма» «Сравни размеры на ощупь» «На какой странице закладка?» |
|
9 |
Диагностика наблюдательности. |
Нахождение на двух одинаковых сюжетных картинках 10 различий. |
|
Коррекция эмоциональной сферы ( 7 часов) |
|||
10 |
Сказки-драматизации |
Постановка сказки |
|
11 |
Работа с пиктограммами |
Мимика, пантомимика в рисунках |
|
12 |
Анализ рассказов |
Анализ сказки Г.Х. Андерсен «Ромашка» |
|
13 |
Музыкотерапия |
Прослушивание музыкальных отрывков (П.И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Времена года»; |
|
14 |
Психогимнастика |
«Золотые капельки» (удовольствие и радость), «Битва» (элементы драматизации), «Два клоуна» (радость) и др. |
|
15 |
Рисуночная терапия, игра в кляксы |
Рисование клякс |
|
Коррекция и развитие внимания (7 часов) |
|||
16 |
Сосредоточение внимания. |
Игры: «Пропусти число» «Числа» «Часы» «Алфавит» |
|
17 |
Распределение внимания. |
Игры: «Поем вместе» «Два дела одновременно» |
|
18 |
Избирательность внимания. Объем. |
Игры: «Считаем вместе» «Кто внимательней?» «Поиск предмета» |
|
19 |
Поиск ошибок. Объем внимания. |
Игры: «Исправляем ошибки» «Развиваем внимательность и наблюдательность» |
|
20 |
Поиск сходств и различий. |
«Повторяем движения» |
|
21 |
Итоговое занятие по теме. |
Игры: «Знаем ли мы пословицы?» «Покажи отгадку к загадке» |
|
22 |
Диагностика внимания. |
Методики: «Счет», таблицы Шульте, «Расстановка чисел», |
|
Коррекция и развитие логического мышления (17 часов) |
|||
(математический материал) |
|||
23 |
Формулировка определений. |
Совершенствование: 1) понятийного строя мышления; 2) речевого интеллекта; 3) внутреннего плана действия. |
|
24 |
Общие и существенные свойства понятий. |
Выделение общих и существенных свойств понятий. |
|
25 |
Родовые и видовые признаки и связи между ними. |
Упражнения на усвоение родовых и видовых признаков и связей между ними. |
|
26 |
Классификация понятий. |
Классификация геометрических фигур. |
|
(материал русского языка) |
|||
27 |
Родовые и видовые признаки и связи между ними. |
Назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары. Поставить понятие в разные возможные отношения с другим понятием. |
|
28 |
Существенные признаки понятий. |
Укажите родовой и видовой признак между понятиями. Простые аналогии |
|
29 |
Операции анализа и синтеза. |
Игра «придумай слова»; «Анаграммы». |
|
(материал истории) |
|||
30 |
Отношения, существующие между понятиями. |
Назвать отношения. Поставить каждое понятие в разные отношения с другими понятиями. |
|
31 |
Существенные признаки понятий. |
Простые аналогии. Указать существенные признаки понятий. |
|
32 |
Операции анализа и синтеза. |
Анализ и синтез буквенно-цифрового текста. определение исторического события. |
|
(материал биологии) |
|||
33 |
Отношения, существующие между понятиями. |
Назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары. Поставить понятие в разные возможные отношения с другим понятием. |
|
34 |
Существенные признаки понятий. |
Простые аналогии. Указать существенные признаки понятий. |
|
(материал географии) |
|||
35 |
Отношения, существующие между понятиями. |
Назвать отношения. Поставить каждое понятие в разные отношения с другими понятиями. |
|
36 |
Существенные признаки понятий. |
Простые аналогии. Указать существенные признаки понятий. |
|
37 |
Отношения, существующие между понятиями. |
Назвать отношения. Поставить каждое понятие в разные отношения с другими понятиями. |
|
38 |
Итоговое занятие. |
Игра «Интеллектуальный потенциал». Задачи на работу с понятиями. Задания на умозаключения. |
|
Тренинг мышления (9 часов) |
|||
39 |
Составление предложений. Поиск общего. |
«Составление предложений» « Поиск общего» |
|
40 |
Что лишнее? Поиск предметов, обладающих сходными свойствами. |
«Что лишнее?» « Поиск предметов, обладающих сходными свойствами» |
|
41 |
Поиск предметов с противоположными свойствами. Поиск предметов по заданным признакам. |
«Поиск предметов с противоположными свойствами» « Поиск предметов по заданным признакам» |
|
42 |
Поиск предметов-звеньев, объединяющих предметы. Поиск способов применения предметов |
«Поиск предметов с противоположными свойствами» « Поиск предметов по заданным признакам» |
|
43 |
Формулировка определений. Мысли другими словами. |
«Учимся выражать мысли другими словами» |
|
44 |
Заглавия к рассказу. |
«Перечень заглавий к рассказу» |
|
45 |
Возможные причины. Сообщение по алгоритму. |
«Ищем возможные причины.» «Построение сообщений по алгоритму.» |
|
46 |
Выражение. |
Игра: «Выражение». |
|
47 |
Замечаем главное. |
Игры: «Учимся замечать главное» «Узнаем зашифрованные предложения.» |
|
Воспитание и творческая переработка сложной
организованной информации (5 часов) |
|||
48 |
Искажение пропорций. Предмет в движении. |
«Искажение пропорций». Исследование предметов в движении, активном действии. |
|
49 |
Количество предметов. Функции предмета. |
«Увеличение количества предметов». «Замена функций предмета» «Пробуем иначе» |
|
50 |
Свойства предметов. Противоположные мнения. |
«Преобразование свойств предметов». «Сопоставление противоположных мнений». |
|
51 |
Отделение предметов, привычно существующих во взаимодействии, друг от друга. Способы использования предметов. |
«Смена порядка следования». «Резкое сокращение времени между явлениями». «Перемещении е во времени существования какого-либо предмета». |
|
52 |
Объекты, сходные с данным предметом. |
«Совмещение пространственно разделенных объектов». «Гипотетическая ситуация». «Отвечаем на вопрос «Почему ?»» «Анализ пословиц» |
|
Диагностика мышления (4 часа) |
|||
53 |
Способность выделять существенное. Способность сравнивать понятия. Способность классифицировать понятия, предметы, явления. |
Выделение существенных при знаков. Сравнение понятий. Классификация. |
|
54 |
Анализ отношений между понятиями. Способность к анализу и синтезу. |
Простые аналогии. |
|
55 |
Скорость протекания мыслительных процессов. Операции с логическими элементами. |
Заполнение недостающих бук в словах. |
|
56 |
Обобщение. |
Методика «Исключение лишнего» |
|
Коррекция поведения( 7 часов) |
|||
57 |
Гармонизирование эмоциональной сферы ребенка |
Кто я? Какой я? |
|
58 |
Гармонизирование эмоциональной сферы ребенка |
День имени меня |
|
59 |
Осознание своих чувств |
Пойми себя |
|
60 |
Обучение навыкам снятия эмоционального напряжения |
Когда эмоции мешают |
|
61 |
Снятие вербальной и невербальной агрессии |
Кувшин эмоций |
|
62 |
Формирование чувства доверия |
На тропе доверия |
|
63 |
Развитие навыков сочувствия и сопереживания |
Поговори со мной. Пойми меня |
|
Коррекция и развитие памяти (5 часов) |
|||
64 |
Эффективность запоминания. Логический связный текст. |
Логически не связанный текст. Числа. Лица с именами |
|
65 |
Эффективность запоминания. |
Запоминание 10 слов |
|
66 |
Работа над рассказом |
4 рассказа с «яркой» ситуацией. |
|
67 |
Вербальная память. |
Запоминание слов по заданной тематике. |
|
68 |
Обобщающее занятие. |
Игры: «Пословицы» «Споем вместе» «Украшаем слова» |