Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Речь.Школа развития речи»
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Речь. Школа развития речи» для 3 класса
Составила учитель начальных классов МБОУ гимназии №9 г.Кузнецка
Кузнецова Ирина Александровна
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
|||
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) |
|||||
Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.) С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) |
4 |
Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П). Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П). Называть задачи общения (Н). Называть некоторые коммуникативные профессии (Н). Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н). Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
|
|||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ |
|||||
Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко. |
5 |
Различать подготовленную и неподготовленную речь (П). Анализировать примеры неподготовленной речи (Н). Называть приёмы подготовки устного высказывания (П). Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н). Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
|
|||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) |
|||||
Похвала (комплимент).
|
1
|
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П). Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
|
|||
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ |
|||||
Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. |
2 |
Называть задачи слушания (П). Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П). Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П). Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н). Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
|
|||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ |
|||||
Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать. Как исправить текст? (Правка текста.) |
3 |
Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П). Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П). Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П). Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н). |
|||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ |
|||||
Что такое вежливость. Добрые дела – добрые слова. |
2 |
Давать определение вежливости (П). Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П). Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П). |
|||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ |
|||||
Проверь себя. Тексты разные нужны. Диалог и монолог. |
2 |
Называть признаки текста, типы текстов (Н). Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П). Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н). Различать диалог и монолог (П). Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П). |
|||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ |
|||||
Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно! |
3 |
Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П). Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н). Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
|
|||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА |
|||||
Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). |
4 |
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П). Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П). Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П). Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н). Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
|
|||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… |
|||||
Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! |
2 |
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П). Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П). |
|||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ |
|||||
Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве.
|
2
|
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П). Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П). Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
|
|||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ |
|||||
Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты. |
3 |
Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н). Называть правила сравнения (П). Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П). Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П). Реализовывать сравнительное описание разными способами (П). |
|||
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ |
|||||
Риторический праздник. |
1 |
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |