12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергиенко Ольга Владимировна135
Работаю в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.
Россия, Алтайский край, Бийск

Личностно-ориентированный подход или как учить ребенка с ОВЗ

Мои ученики особенные. Дети – инвалиды с различными дефектами зрения, вплоть до полной слепоты. Учатся эти дети хотя и в специализированной школе, но по общеобразовательной программе. Знать и уметь они должны все то, что должны знать и уметь их здоровые сверстники. Они пришли в школу с целью получить полноценное образование и моя основная задача, задача учителя – тифлопедагога содействовать этому: дать знания, сформировать умения и навыки, чтобы им можно было реализовать себя в будущем, войти в социум, компенсировать свой дефект. А как этого добиться? На этот вопрос я отвечаю уже долгие годы, работая со слепыми и слабовидящими школьниками.

Математика трудная наука. Понятно, что постоянный и глубокий интерес к предмету вызывается потребностью удовлетворения учащихся самим процессом учительско – ученической деятельности и хорошо налаженной технологией педагогического процесса. Необходимость технологии обучения – объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель рано или поздно ее для себя вырабатывает. Мою личную технологию обучения можно назвать «учение с увлечением». Главным стимулом для развития детей остается их интерес и желание заниматься математикой, удовлетворение от результатов своего труда. Запоминает ребенок легче и прочнее то, что ему интересно, с удовольствием делает то, что интересно и, наконец, результатов достигает в той области, которая интересна.

Целью обучения по данной технологии является создание системы психолого – педагогических условий, позволяющих работать с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов ребенка.

Мною взяты на вооружение идеи технологий сотрудничества, дифференцированного обучения, личностно – ориентированного обучения, проблемного обучения, игровых технологий.

При переходе из начальной школы в среднее звено, учащиеся преодолевают сложный психологический барьер; им приходиться привыкать и к предметной системе обучения, и к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся, как правило, наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как следствие, снижение успеваемости. Это и послужило причиной моего интереса к проблеме адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. 

О математическом образовании много спорят. Но исключить математику из процесса формирования грамотной личности невозможно. Ну а урок, как целостное событие обучения, и до сих пор является основной его формой. Урок – это маленькая жизнь. Его традиционные моменты: начало, предварительная содержательная работа, изучение, изложение, подача нового, неизведанного, интересного; закрепление, осмысление; итог - как моменты жизни: детство, юность, зрелость, старость – практически неизменны.

Уроки провожу разнообразные:

Уроки готового чертежа по геометрии позволяют экономить время и помогают сосредоточить внимания учащихся только на решении.

Уроки одной задачи нацелены на поиски различных способов решения и развивают логическое мышление.

Уроки – лекции практикую в старших классах, когда учебный материал не имеет смысла дробить.

Уроки – семинары провожу после изучения темы с привлечением творческих работ детей.

Игровые уроки помогают обобщить и систематизировать знания нетрадиционными способами.

«Круглые столы» по своей сути зачетные уроки, проводимые в неформальной обстановке коллективного обсуждения.

Об исследовательских уроках хочется сказать чуть подробнее.

Они стимулируют умственную деятельность и свободу творчества, формируют мотивационную сферу учащихся. На таких уроках реализую технологию проблемного обучения. Как правило, разбиваю класс на «научно – исследовательские лаборатории», которым ставиться одна и та же проблема, решение которой необходимо найти. Затем каждая лаборатория отстаивает и доказывает свою точку зрения и в результате устанавливается истина. Проблемы могут быть различные: «признак делимости натуральных чисел на 4» (6 класс), «свойство диагоналей равнобедренной трапеции» (8 класс), «свойство биссектрисы равнобедренного треугольника» (7 класс) и т. д. Таким образом, применяя исследовательский метод в своей работе, пытаюсь научить:

видеть проблему и ставить ее самостоятельно;

создавать и оценивать гипотезы решения;

создавать алгоритм решения и реализовывать его на практике;

оценивать свое и чужое решение, предвидеть «особые случаи», когда задача упрощается или наоборот усложняется.


 

На уроках использую различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную, работу в парах, консультационную, самостоятельную.

Предварительная содержательная работа (я называю этот этап «гимнастика ума») направлена главным образом на подготовку учащихся к усвоению нового материала, применению имеющихся знаний, овладению умениями и навыками. Весьма эффективной считаю устную работу в начале урока. Как правило, провожу ее с применением блокнотов обратной связи. Ответ записывается и сразу показывается учителю. Также использую индивидуальный раздаточный материал (ИРМ). Все это делается для экономии времени на уроке. Стремлюсь постоянно разнообразить набор используемых заданий. Это привносит элементы неожиданности и новизны, а значит, способствует появлению у учащихся интереса к уроку с первых его минут. Это может быть расшифровка темы урока, решение кроссворда, математическое соревнование, сообщения учащихся, творческий отчет и многое другое. Приведу пример подобной организации начала урока. В 6 классе на закрепление темы «Координатная плоскость» предлагаю провести «Соревнование художников». На карточках записаны координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить отрезком, то в результате получается определенный рисунок. Ребятам эта игра очень нравится. Как правило, я предлагаю дома сделать обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Учащиеся устают от однообразия организации их деятельности на уроке, а новое начало позволяет избежать этого, даже если вся остальная часть урока построена традиционно. В старших классах мобилизующим эффектом оказываются изречения известных людей о науке и просто философские. Старшеклассники видят в учителе не только преподавателя науки, но и личность и требуется это принимать как должное. 1-2 минуты могут быть совсем не по теме урока, но позволят привлечь внимание, настроить на рабочий лад, отвлечь от проблем, которые невольно были принесены на урок. Например, один из уроков начинаю словами «Геометрия сообщает нам гибкость, укрепляет воображение, приучает ненавидеть недосказанное» Омар Хайям.

Среди различных способов ознакомления с новым материалом выделяю три:

Новый материал объясняю сама.

Добываем знания в ходе совместной деятельности с учащимися.

Дети изучают новую тему самостоятельно.

Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изложения нового, от степени готовности учащихся к его восприятию и от содержания вводимых понятий, предложений и доказательств. Считаю, что при любом способе введения математических предложений, учащимся должны быть тщательно разъяснены их формулировки. Так как, не понимая смысла понятий и отношений, они не в состоянии уяснить их содержание в целом. В процессе обучения учащимся приходится многое запоминать специально, «произвольно». Иногда оказывается полезным использование специальных приёмов, облегчающих запоминание. У слепых и слабовидящих детей более развита ассоциативная память, поэтому очень часто предлагаю рифмованные определения, математические присказки, загадки, шарады, ребусы, кроссворды, разрешаю своими словами перефразировать утверждение. Несколько примеров:

У человека два плеча

А в сутках день да ночка

Углом назвали два луча

С началом в общей точке

( определение угла)

2. Для запоминания правильного написания знаков «больше», «меньше», которые дети часто путают, предлагаю запомнить математическую присказку: «Маленькая собачка лает на Большую».

3. Для запоминания признаков равенства треугольников помогает несложная рифмовка «треугольники равными будут вполне по двум углам и стороне», «мы равенство двух треугольников примем по двум сторонам и углу между ними» и т.д.

Стараюсь отыскать ту «изюминку», по которой запомнился бы урок. Приведу в пример ситуацию, произошедшую в 12 классе. Ввожу понятие показательной функции. Говорю: «Показательные функции обладают замечательным свойством – скорость их роста пропорциональна значению самой функции. Они как костёр, который, чем больше разгорается, тем больше в него надо подкладывать дров…» Ученик бросает реплику: «Как любовь!» Реагирую: «Да, похоже! Вот и запомните формулу любви у =ах».

Воображение - особая форма человеческой психики. Оно занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Благодаря воображению ребенок творчески познает и преобразует окружающий мир, разумно планирует свою деятельность, управляет ею и, в то же время уносится в мир сказочных грез. Позднее воображение активно участвует в формировании творческого, продуктивного мышления. Этому способствует использование на уроках математической сказки. Сказка может предшествовать объяснению нового, то есть ставить проблему, может быть использована на этапах закрепления, повторения, актуализации знаний. Математическая сказка концентрирует внимание, побуждает к мыслительной деятельности, развивает логические операции: сравнения, обобщения, анализа. Математическую сказку я использую и в средних и в старших классах. Но самая важная и интересная деятельность - это создание, придумывание сказки. Развивается самостоятельное творческое научное мышление.

Проблема наглядности в школах слепых и слабовидящих очень остра. Слепые и слабовидящие дети часто испытывают затруднения при определении расстояний, площадей, нередко у них отсутствует правильное представление о величине линейных мер, нет навыков пользования измерительными инструментами. Многие не могут различить объёмные тела по форме. Устранение всех этих недостатков способствует применению наглядных пособий, проведение практических лабораторных работ в классе и на местности. Например, при изучении темы «Линейные меры» ввожу определение периметра прямоугольника. Находим периметр своей тетради, крышки школьного стола, предварительно выяснив, что всё это прямоугольники. На следующем уроке выходим на улицу. Обходим школьный двор и делаем вывод, что это тоже прямоугольник, значит можно найти его периметр. Берём метровые линейки; одна часть класса по забору измеряет длину, другая часть ширину. Собравшись вместе, подсчитываем периметр школьного двора или его площадь. При изучении стереометрии применяю модели. Скрещивающиеся прямые, например, удобно рассматривать на простой модели куба, приготовленного из металлической проволоки. Эти же пособия использую при объяснении перпендикулярности плоскостей, признаки параллельности прямой и плоскости и т.д. Помимо стандартных тифлотехнических средств, применяю подсобные материалы для создания моделей: пластилин, использованные стержни, детские конструкторы, мозаику и т.д. Наглядные пособия способствуют развитию пространственного воображения, активизируют мышления учащихся. Сама готовлю раздаточный материал; вышиваю толстыми нитками на листе картона, наклеиваю утолщенные фигуры, вырезаю фигуры из бумаги и пластика. Научить ребенка с дефектом зрения видеть чертеж очень трудно, требуется много времени. С каждым работаю индивидуально. Нужно с рукой ребенка обследовать предмет или чертеж, выделить детали, все разъяснить. Затем ученик должен самостоятельно, но под моим контролем и руководством изобразить чертеж. Чтобы фигуры запомнились и не перепутались, о каждой подбираю какой-нибудь интересный дополнительный материал или сказку.

«Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным». Эти слова Блез Паскаля актуальны во все времена. В 5х – 6х классах провожу много математических игр. В специальной школе необходимо соблюдать требования охранительного режима, в том числе смену видов деятельности. Игра-это одновременно и труд и отдых. Она развивает математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляет память. Использование программного материала вызывает активизацию познавательной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность. Это такие игры как «Математический КВН», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Счастливый случай», «Проще простого», «Поле математических чудес», «Сказочные путешествия», «Математическая эстафета» и так далее. Математическую игру включаю в урок как фрагмент или провожу полностью урок- игру.

Считаю, что в развитии мыслительных процессов очень важна самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа – это работа, которая выполняется ими по заданию учителя, без его непосредственного участия в специально предоставленное для этого время. Без самостоятельной работы учащихся невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока. У нас при проведении самостоятельных работ согласно специфике школы, должны выполняться целый ряд требований:

Наличие текста заданий у каждого учащегося

Карточка должна иметь укрупненный шрифт

Цвет пасты темно-синий или черный, компьютерный шрифт Arial не менее 16.

Как правило, самостоятельные работы кратковременные, а наши дети тратят массу времени на прочтение задания, оформление чертежа, выписывание данных. И потому приходится идти на «педагогические уловки» - применение готовых шаблонов, трафаретов для чертежей, карточек – зданий с готовыми чертежами. Естественно на все это тратится время учителя, но окупается сторицей. Все чаще приходится применять дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса. Стараюсь не пускать на самотек процесс формирования устной и письменной речи учащихся. При выполнении как устных, так и письменных самостоятельных работ систематически приучаю полно, ясно, аргументировано излагать свои мысли.

Помимо задачи «научить», не менее важна задача «не навредить» здоровью ребенка. Соблюдаю охранительный режим зрения. Знаю зрительный дефект каждого ребенка и рекомендации врача- офтальмолога. Практикую переключение внимания с одного вида деятельности на другой, дозировку зрительной нагрузки, ритмические паузы, гимнастику для глаз, точечный массаж, психологическую разгрузку. Не допускаю перегрузок.

Неотъемлемой составной частью урока математики является и постановка домашнего задания и подготовка учащихся к его выполнению, ибо освоение программного материала невозможно без систематической домашней работы учащихся, которая служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, но отличается большей самостоятельностью учащихся, во многом предопределяемой отсутствием учителя. Конечно, используемые виды домашних заданий не отличаются разнообразием. В поисках путей совершенствования организации домашнего задания использую систему домашних заданий по выбору (старшие классы), и творческие задания, которые представляют собой следующий комплекс:

Составление математических кроссвордов.

Сочинение математических сказок.

Подготовка и написание рефератов по выбранной теме.

Изготовление математических дидактических игр.

Подготовка небольших докладов и сообщений.

Изготовление моделей геометрических фигур.

Несомненно, наиболее полную информацию о выполнении письменных домашних работах учитель получает, проверяя тетради. Отсутствие системы в её организации является одной из причин невыполнения домашних заданий. Проверяю тетради к каждому уроку. За наиболее значимые работы ставлю отметку в журнал. Практически всегда работы рецензирую, прошу переделать или сделать работу над ошибками и отчитаться индивидуально во внеурочное время. Стараюсь разнообразить способы окончания урока:

Путём подведения итогов

Ознакомления учащихся с обобщающими выводами и идеями

Использованием эффекта «незавершенного действия»

Привлечение исторических сведений

Выполнения игровых упражнений

Решением головоломок, кроссвордов, анаграмм, ребусов

Применение в концовке неожиданного хода комплимента, шутки

Рефлексией

Редко обходится без того, чтобы в классе не было детей с ЗПР. Для каждого из таких учеников разрабатываю индивидуальную траекторию обучения, его личный образовательный маршрут.

Ставлю перед собой задачу «достучаться» до каждого ребенка, дать возможность поверить ему в свои способности, заинтересовать их таким интересным предметом как математика. Таким детям трудно найти общий язык с одноклассниками. Воспитываю толерантность, стараюсь гасить конфликты. Результатом является то, что ребенок, окончив школу, приобретает профессию и трудоустраивается.

Мои ученики много пропускают по болезни. Поэтому приходится заниматься дополнительно. Приучаю детей к тому, чтобы эти занятия нужны были самому ребенку, а не учителю. И очень радуюсь тому, когда ребенок подходит с вопросом: «Когда у вас будет время со мной позаниматься?» Результаты своей работы вижу, может быть, даже не столько в итогах контрольных работ, сколько в детских словах типа: « Я думал над такой-то задачей после урока и …». Если ребенок заинтересован, он достигнет многого.

Самое неприятное для меня – это выставление отметок. Как можно оценить пытливость ума, «огоньки» интереса в глазах ребенка. С.Соловейчик писал: «оценивая, мы выдаем себя, обнажаемся. Оценка оценивает и оценщика, она из рода бумерангов. Ни в чем так не открываются ум и глупость, как в оценках». Поэтому стараюсь всегда оставаться интересной для своих учеников не только как учитель, но и как человек и личность, доступной в плане личного общения, объективной при выставлении оценок (объясняю, почему поставила ту или иную оценку, готова исправить, если была не права; после любой письменной работы и до выставления оценки в журнал предлагаю учащимся проверить правильность выставленных оценок и сообщить, если они с чем-то не согласны). Для отработки навыков оценки регулярно использую систему само- и взаимоконтроля.

Если ребенок заинтересовался чем - то на уроке, то он обязательно перенесет свою заинтересованность и на внеурочное время. Творческие работы моих учеников, такие как математические сказки, математические кроссворды, рисунки по координатам, иллюстрированные задачи, сообщения и рефераты обращают на себя внимание на школьных и городских выставках. Одной из проблем современного процесса образования становится творческая исследовательская деятельность учащихся. В данное время я работаю по теме самообразования «Формирование исследовательской культуры школьников при обучении математики». И дети заинтересовались этой проблемой вместе со мной. Были предприняты попытки вести научно – исследовательскую работу: «Тайны числа »- 11 класс, «Леонард Эйлер – великий переселенец» - 9 класс, «Симметрия букв русского алфавита» - 10 класс.

Большую помощь и поддержку оказывают родители учеников, несмотря на то, что встречаемся мы, к сожалению не так часто, как хотелось бы, поскольку дети интернированные, семьи находятся далеко. Но на любую мою просьбу родители отзываются сразу: сделать каркасную модель фигуры, выточить тригонометрический круг с удобным держателем, вырезать из пластика «тригонометры» и многое другое.

Я встречаюсь с учениками каждый день, из урока в урок мы вместе взбираемся по ступенькам лестницы с названием «наука математика». Это восхождение очень непростое для одних, легче для других, удовольствие для третьих. Самыми красноречивыми здесь могут оказаться как раз цифры. По данным анкетирования, которое ежегодно проводит школьный психолог, картина получается пестрой. Тем не менее, 100% учащихся считают алгебру и геометрию необходимыми предметами. Среди причин такого решения 50% указывают на понимание того, что эти предметы пригодятся для поступления в вуз, техникум, что они будут необходимы в будущей профессии. Математику считают интересным предметом 80% учащихся:

интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить – 44%;

интересно решать задачи – 19%;

интересно узнавать о новых фактах – 15%.

Интересно общаться с учителем – 50%

И, наконец, 44% учеников указали математику самым значимым для себя предметом. Смею надеяться, что математика действительно поможет моим ребятам в их будущей жизни, и интерес к учёбе будет только возрастать.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.