Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему «Разнообразие веществ. Картофельный крахмал»
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Тема: «Разнообразие веществ»
Тема проекта: «Что такое «крахмал»?»
Исследуемый объект: крахмал
Цель проекта: создание условий для изучения на практике крахмала как вещества, способа его получения и его свойств.
Продукт проекта: карта наблюдений
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить детей с крахмалом и его свойствами;
изучить способ получения крахмала из картофеля;
продолжить развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.
Метапредметные:
ПУУД: умеет формулировать проблемы и решать их; может строить логическую цепь размышлений; может структурировать найденную информацию в нужной форме; может проанализировать ход и способ действий.
КУУД: ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации; умеет слушать и слышать; умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
РУУД: Ученик умеет составлять план действий; перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий; развита рефлексия.
Личностные: ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат; у ребенка сформирована учебная мотивация.
Дидактические средства и оборудование: картофель (клубни и тёртый), деревянные палочки, ситечки, пластиковые стаканчики, крахмал, мука, вода (холодная и кипячёная), карты наблюдений, таблицы для оценки деятельности.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Продукт |
Формулировка проблемы, подготовка к исследованию | – Крахмал – это ценный пищевой продукт. Он накапливается в семенах, луковицах, клубнях и сердцевинах растений. В злаках пшеницы, риса, кукурузы. Он используется для приготовления киселей, клейстера, в кондитерских изделиях, в кулинарии. Существуют различные виды крахмала: картофельный, кукурузный, пшеничный и прочие. И все эти виды крахмала добываются из тех продуктов, согласно которым они названы Учитель достаёт картофель и кладёт на тарелку. – Как вы думаете, можем ли мы с вами самостоятельно получить картофельный крахмал? Давайте попробуем это выяснить. | Слушают информацию о крахмале. Отвечают на вопросы | Запись в карту наблюдений названия вещества, цели опыта |
Планирование исследования | – Сегодня вы будете работать в парах. Просит детей вспомнить правила работы в парах. Рассказывает технику проведения исследования, вместе с детьми составляет план работы: Натереть картофель; Залить тёртый картофель водой, тщательно перемешать; Перелить жидкость через ситечко в другую ёмкость; Отжать картофель через марлю; Оставить жидкость на некоторое время; Провести опыты по изучению свойств крахмала; Записать результаты в дневник исследования. | Повторяют правила работы в паре, следуя ходу исследования, составляют план работы | Запись в карту наблюдений плана работы |
Исследование | Опыт №1 Получение крахмала из картофеля. Учитель выдаёт заранее натёртый и разложенный по стаканчикам картофель по парам. – Проводя исследования, ответьте на такие вопросы: Какого цвета станет вода, когда вы зальёте ей картофель и перемешаете. Подумайте и запишите свои предположения, почему это произошло с водой; Что случится спустя некоторое время с водой, которую вы уже процедили через сито? После проведения первого опыта учитель предлагает узнать получше о свойствах крахмала. Опыт №2. Сравнение муки и крахмала зрительно и на ощупь. Учитель раздаёт блюдца детям с мукой и крахмалом. Повторяет технику безопасности при работе с веществами (не пробовать на вкус, не нюхать…) – Потрогайте содержимое двух блюдец, ответьте на вопросы: Отличаются ли наощупь? Чем? Отличаются ли по цвету? Опыт №3: – Разложите крахмал в два стаканчика примерно поровну. Первый стакан мы зальём холодной водой, второй зальём кипятком. Размешайте всё аккуратно деревянной палочкой и проведите наблюдение, сделайте выводы. | Проведение опытов, запись результатов исследования Вода помутнеет, станет белой из-за наличия крахмала в картофеле крахмала; Выпадет осадок. Вывод: осадок – это и есть крахмал. Мука мягкая, крахмал скрипит. Крахмал белее, чем мука Выводы: в холодной воде крахмал не растворяется, а выпадает осадком. В горячей воде он превращается в густую массу, становится клейким. | Запись ответов на вопросы, полученных в ходе проведения опытов, в карте наблюдений |
Выводы | – Сделаем вывод, согласно нашей проблеме: можем ли мы самостоятельно получить крахмал? Каковы свойства крахмала
| Подводят итоги, согласно проведённому исследованию | Запись выводов в карту наблюдений |
Оценка проведённого исследования и перспективы | – Оцените работу вашей группы по проведению исследования, а также его успешность (таблица с оценкой собственной деятельности в пары, оценка деятельности пары, оценка результатов исследования) – Есть у кого предпочтения относительно того, что хотелось бы исследовать в дальнейшем? | Анализируют проведённое исследованию и своё участие в нём. Высказывают предпочтения и интересы. | Оценка деятельности в паре – вложение в карту наблюдений |