Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Большой круговорот веществ»
Конспект урока по окружающему миру в 3 «Б» классе
на тему: «Большой круговорот веществ»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: знакомство с круговоротом веществ и его ролью в природе.
Задачи:
научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
развивать умение сравнивать предложенные объекты, характеризовать объекты живой и неживой природы;
воспитывать осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
Оборудование: плакат «Большой круговорот веществ» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Формируемые УУД |
1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. |
Как вы думаете, можно ли жить в доме, не нарушая порядка? (Порядок в доме всё равно нарушается, как бы мы ни старались. Есть причины, по которым происходит нарушение порядка.) Как ты помогаешь поддерживать порядок в доме? (Я помогаю родителям убирать в доме. Выношу мусор, убираю свою комнату, мою посуду и т.д.) Работа в учебнике. Откройте учебники на с. 26, рассмотрите рисунок и объясните, как поддерживается порядок в нашем доме. (Воздух проветривается, грязная вода удаляется в канализацию, отходы выносят с мусором.) Прочитайте вопрос на с. 27, ответьте на него. (Грязный воздух и вода, пищевые отходы – это вредные для нас вещества. Нам же для жизни необходимы чистый воздух, вода и продукты питания. Наши отходы природа перерабатывает.) Почему представленный процесс называется круговоротом веществ? (Цепочка превращений веществ начинается и заканчивается одним и тем же веществом.) Почему в доме порядок: потому что его никто не нарушает или потому что его всё время поддерживают? А кто убирает в природе, ведь там тоже порядок? Какие у вас будут гипотезы? (Дома порядок поддерживают люди. В природе порядок помогают поддерживать живые организмы.) Предположите тему урока. (Круговорот веществ.) Тогда какую цель поставим перед собой на уроке? (Знакомство с ролью круговорота веществ). Давайте составим примерный план урока. Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) Какое умение формировали? |
ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний, выявлять сущность и особенности объектов. КУУД: оформлять свои мысли в устной речи, доносить свою точку зрения до других. РУУД: формулировать тему и цель урока, в совместном обсуждении составлять план урока. |
2. Совместное открытие знаний. |
Работа в учебнике. Давайте попробуем найти доказательства нашим предположениям. Рассмотрите схему на с. 27 и ответьте на вопрос к ней. Кто и какую роль выполняет в экосистеме в указанных на схеме процессах? (Растения в экосистеме выполняют роль «кормильцев», они и очищают воздух, используя углекислый газ для питания и выделяя кислород.) Какие вещества участвуют в этих процессах? Используя текст после рисунка, найдите доказательства того, что схема отражает круговорот веществ. Рассмотрите схему на с. 28, и ответьте на вопрос к ней. Кто и какую роль выполняет в экосистеме в указанных на схеме процессах? Какие вещества участвуют в этих процессах? Используя текст после рисунка, найдите доказательства того, что схема отражает круговорот веществ. Работа в группах (группы формирует учитель, а задания выбирают учащиеся по желанию с условием, что все задания будут разобраны). Задания для групп: используя рисунки на с. 27–28 и текст к нему, определите: • Какие организмы помогают в осуществлении данного круговорота? • Какова роль этих организмов в круговороте? • Что произойдёт с круговоротом, если организмы не справятся со своей ролью? • Что происходит с веществами? • Что произойдёт в биосфере, если будет нарушен круговорот? Проверка работы групп, оценивание работы группы по алгоритму. Как вы думаете, со всеми веществами могут справиться живые организмы при их переработке? Чтобы проверить наше предположение, давайте заложим опыт: в почву поместим семена пшеницы, кусочки бумаги, стекла и пластмассы. Ёмкость поставим в освещённое тёплое место и периодически будем поливать. Проверку осуществим на одном из ближайших уроков (урок будет посвящён знакомству с почвой). (Наверное, не со всеми. Разве железные банки и стеклянные бутылки могут переработать микробы?) Что мы сейчас делали? Какие умения формировали? |
ПУУД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах. КУУД: доносить свою позицию до других, выслушивать других, быть готовым изменить свою точку зрения. РУУД: работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости – исправлять, определять степень успешности выполнения работы в группе. |
3. Физкультминутка |
Вот мы деревце сажали, Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.) Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).) Он и строен, и высок, (Руки в стороны.) И другие распустились, Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.) Налетел веселый ветер И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.) |
|
4. Закрепление знаний. |
Работа в учебнике. Ответьте на вопросы на с. 29. Выполни любые два задания из рабочей тетради. Вопросы к ученику, выполнявшему работу – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
ПУУД: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы в иллюстрации. РУУД: определять степень успешности выполнения своей работы. |
5. Домашнее задание. |
Чтение текста темы 6. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из предложенных учителем. |
|
6. Итог урока. |
Какова была цель нашего урока? Удалось ли нам её достичь? Какую работу мы сегодня на уроке выполняли? Чему научились? Кто с ней справлялся легко? Кому пока было трудновато? Кто или что вам помогло справиться? Кто доволен сегодня своей работой? Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? Какую бы отметку вы себе поставили? Каково ваше отношение к проблемам, обсуждаемым сегодня на уроке? |
КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. РУУД: определять степень успешности выполнения своей работы. |
На протяжении всего урока идёт работа над формированием следующих личностных УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.