Дидактическое пособие для уроков чтения в коррекционной школе «Касса букв»

Автор: Ренева Светлана Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ АО СКОШ №14 г. Котласа.
Дидактическое пособие для уроков чтения в коррекционной школе
" Касса букв"
Аннотация : Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных образовательных условий при чтении. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 дополнительном и 1 классах не научены писать и читать, письмо они только отрабатывают, а разбор слов необходимо делать. В этом -то и поможет нам пособие "Касса букв".
Касса букв предназначена для занятий с обучающимися 1дополнительного и 1 классов в коррекционной школе, имеющими трудности в понимании прочитанного, в овладении навыком чтения.
Задания пособия направлены на совершенствование умений находить и определять гласные,согласные буквы в словах, делить слова на слоги.
Пособие включает в себя 33буквы алфавита и отличает это пособие от обычной кассы букв,которую мы привыкли видеть тем,что в этом наборе нет повторяющихся букв.Это как раз упрощает работу с данным пособием и очень хорошо подходит для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Педагогу при работе с этим пособием необходимо учитывать,что слова , которые необходимо составлять с детьми должны включать только по одной букве из алфавита, а детям с У.О. проще находить буквы, которые звучат в слове только один раз.
Пособие должно включать еще два конверта для букв, которые на данном этапе обучения проходят дети и второй " так называемый ожидающий конверт" в нем находятся буквы,которые дети еще не прошли.
Это пособие могут использовать педагоги в коррекционных школах,учителя -логопеды, дефектологи.
Основная часть:
Целью данного пособия является развитие звуко - буквенного анализа, навыков чтения, изучение и закрепление гласных и согласных букв для обучающихся 7-10 лет с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- Учить составлять слоги и слова из пройденных букв азбуки;
-Учить делить слова на слоги;
- Развивать навыки чтения у детей, закреплять знания гласных и согласных букв.
- Формировать умение правильного плавного чтения.
Работа с " Кассой букв" очень простая: детям выдается первый конверт с пройденными буквами, обучающиеся раскладывают эти буквы на парту перед собой, педагог проговаривает сначала слоги, потом слово, которое необходимо составить (учитываем, что в словах только по одной букве).
Дети выкладывают слово, проговаривая его.Потом идет работа по вопросам учителя: Сколько в слове букв?(дети считают,называют) Назовите первую, последнюю букву? Назовите гласные и согласные буквы (это детям просто сделать т.к. пособие изначально напечатано так, что согласные синие, а гласные красные (это облегчает работу У.О.детям). А затем идет работа по делению слов по слогам.
Это пособие применяется мной уже несколько лет и результат удивительный -дети начинают читать и писать без ошибок.
При создании пособия учтены различные варианты его использования. Пособие применяется с учётом содержания, целей и задач коррекционного воздействия, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Последовательность включения упражнений -это переход от простого к более сложному и выстраивается в зависимости от периода обучения и пройденной буквы.
Использование данного пособия в целях усвоения грамматических категорий у детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) становится возможным при выполнении следующих условий:
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и дефектологов);
- создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- насыщении интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием например: составление слов близких для детей МАМА,ПАПА , имена самих детей и т.д.
Описание пособия:
Полосочки размер (4см \10см) с печатными буквами гласные красного цвета,согласные синего цвета, знаки черным цветом).Два конверта для хранения букв.
Пособие можно использовать во время уроков чтения, индивидуальной работы учителя-логопеда с ребенком, в совместной деятельности с подгруппой детей, как элемент интегрированного занятия.
Результаты:
Во время составления слов и слогов интенсивно развивается речь, дети должны научится читать и уметь проводить работу по звуко-буквенному разбору слова.
Данное пособие способствует формированию интереса к учению у обучающихся, приносит им успех и радость творческого общения, радость понятийного чтения. Также укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.