Логопедическое занятие на тему «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы Х–Ж»

4
1
Материал опубликован 11 August 2020

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж»

ЦЕЛИ:

- Учить детей выделять «опорные» признаки букв х – ж; соотносить звук с соответствующей буквой;

- Закреплять связь между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой;

- Развивать мелкую моторику, фонематический слух и зрительное восприятие.

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать буквы. А какие это будут буквы, вы должны определить по их элементам.

t1597124711aa.png

Итак, мы будем учиться различать буквы Х - Ж.

2. Основная часть.

1. Характеристика звуков Ж, Х.

- Чем сходны звуки ж, х? (оба согласные)

- Назовите признаки, отличающие один звук от другого? (звук х может произноситься твёрдо и мягко, звук ж – только твёрдо; ж – звонкий, х – глухой; ж - парный, х – непарный).

 

2.Сравнение букв.

- Что общего в написании этих букв? Полуовалы, направленные в левую и правую стороны. - В чём различие? У буквы Ж есть молния между овалами, у Х – нет.

- Выложите букву Х из элементов. Переконструируйте букву Х в Ж. - Сколько элементов у буквы Х? 2; (обозначим // полосочками) - Сколько элементов у буквы Ж? - 3; (обозначим /// полосочками)

 

Х

согласный

непарный

глухой

твёрдый

//

Ж

согласный

парный

звонкий

твёрдый

///

 

3. Дифференциация в слогах

Игра «Расшифруй слоги».

3 и 3 3 о 2 2 я 3

2 у 3 3 е 2 3 и 2

2 а 3 3 а 2 3 у 2

2 о 3 3 ю 2 2 е 3

Жиж, хуж, хаж, хож, жох, жех, жах, жюх, хяж, жих, жух, хеж.
 

Из диктуемых слогов выбери слоги только с буквой «х» и буквой

«ж». Запиши их.

Ха, ум, хо, жу, ат, хи, шо, хе, жю, ам, ах, ут, ех, аж, ик, яж, эм, жо, ух, ат, хю, еж, кэ, их, юж, ин.

Ха, хо, жу, хи, хе, жю, ах, ех, аж, яж, жо, ух, хю, еж, их, юж.


4. Дифференциация в словах.

Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова с буквой «ж», во второй – с буквой «х».

Кухня, ждёт, повод, жила, мухи, петух, жакетка, хлев, жук, жало, жир, жетон, хвоя, тахта, жара, мужественный, хозяин, хозрасчёт.

 

Найди слова. Отдели их чёрточками. Запиши слова в тетрадь.

Остокожанаохотазаснокухняйцвуцйвжаворонокйцукжитьпавы.

Ртсшжелеъхзщшперехожувапррпажукячсмитьбгражданинюбь.

Пихажомяхомякнрпаенрхаткайцувйцужараьлшйццуккеждёт.

Кухнятлевжадинаклерпохуделйцукенгхаризмаюбьтизахватчики.

 

Кожа, охота, кухня, жаворонок, жить, перехожу, гражданин, хомяк, хатка, жара, ждёт, кухня, лев, жадина,похудел, харизма, захватчики.

 

Физ. минутка. «Салки со звуками Ж и Х».

- Ваше задание такое: Если услышите звук Х - играем как на пианино, если услышите звук Ж – крутим кулачками.

Приготовились: 1) ах, ру, жа, оз, хи, сы, ех, жу.

2) кошка, халат, замок, морж, пасха, сок, холод, журавль.

 

5.Дифференциация букв Ж-Х в словосочетаниях.

Составь и запиши словосочетания, соединяя слова из столбиков по смыслу.

Холодная

жгучая

жалобный

жёлтое

гороховый

походная

дождевой

желейная

железное

тяжёлый

песня

вода

солнце

суп

крапива

конфета

ведро

писк

червяк

день

 

Холодная вода, жгучая крапива, жалобный писк, жёлтое солнце, гороховый суп, походная песня, дождевой червяк , желейная конфета, железное ведро, тяжёлый день.

6.Дифференциация букв Ж-Х в предложениях.

Вставь в слова буквы х или ж. Спиши текст.

Кот.

ил у тёти …ени кот. Звали кота Ры…ик. Был он ло..матый, а …вост пушистый. …орошо умел Ры…ик мышей ловить. Чуть услышит шоро… в углу. Ры…ик у…е там. Чует кот добычу по запа…у. Часто ловил себе Ры…ик глупы… мышат на у…ин. Одна…ды Ры…жик чуть не съел …омяка. Но …озяйка тётя …еня отогнала его.

 

7.Дифференциация букв Ж-Х в тексте.

Диктант.

Журавли живут возле болот, лесных озёр, на лугах, берегах речек. Гнёзда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его. В конце лета журавли улетают в тёплые страны



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквы Х-Ж.

1. Прочитай слова справа налево. Напиши их. Подели на слоги.

анижих, ежух, ажнах, акрахиж, ьтаджалхо, еинеджох, ижохоп, йижохорп, овтсежодух.

 

2. Прочитай слова. Запиши в тетрадь слоги сначала с буквой «ж», затем с буквой «х».

Жалованье, хищный, жидкий, хирургия, ходьба, жёсткий, ужасный, похищёние, жестокий, прохожий, кожаный, желток, холодильник, пригожий, сухари, зажигать, захворать, размежевать.

 

3.Вставь пропущенные буквы «х» и «ж» в слова. Запиши.

..атва, я..та, я..та, ..обот, кру..ить, ..лопушка, ..алва, дру..ба, ме..а, ..итрый, ..ирург, пры..ок, ..у..елица, ..аркий, ..оровод, ..удожество, ..оккей, ..имолость, пры..ок, ка..додневный.


 

4.Прочитайте текст и выпишите из него сначала слова с буквой х, потом с буквой – ж:

Михаил собирает хворост. У Жени новый ножик. Хозяйка хочет убрать на кухне мусор. У слона сильный хобот. Жора встал на лыжи. Жирафы живут на юге, а моржи – на севере. Петух громко кукарекает. Выпал первый снежок. На тарелке лежит халва. Мой дружок бежит на бережок.

 

4. Прочитай предложения. Запиши их по памяти.

Скоро откроется художественная выставка.

Пожухлая листва шуршит под ногами.

Женя и Миша играют в шахматы.


5. Переставь буквы, расшифруй названия животных. Ответь письменно, полным предложением, кто из животных живёт в воде.

 

жфраи, жомр, кхмяо, жё, рхёок, жуи, ажба, ахапереч.

 

6.Прочти загадки. Напиши отгадки. Подчеркни букву «ж» и «х».

 

Иду в воду красен, выйду чёрен. В золотой клубочек спрятался дубочек.

(ж, е, з, о, л, е) (ж, д, ь, е, л, у)

 

Без рук, без ног, а в избу лезет.

(х, д, о, л, о)

Волшебный ящик я привёз: кругом жара, а в нём мороз.

(х, о, л, к, и, н, ь, л, д, о)

 

7.Вспомни и запиши животных, птиц, насекомых, в названии которых есть буквы «х» и «ж».

 

Карточка.

1. Игра «Расшифруй слоги».

3 и 3 3 о 2 2 я 3

2 у 3 3 е 2 3 и 2

2 а 3 3 а 2 3 у 2

2 о 3 3 ю 2 2 е 3

 

2. Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова с буквой «ж», во второй – с буквой «х».

Кухня, ждёт, повод, жила, мухи, петух, жакетка, хлев, жук, жало, жир, жетон, хвоя, тахта, жара, мужественный, хозяин, хозрасчёт.

 

3. Найди слова. Отдели их чёрточками. Запиши слова в тетрадь.

Остокожанаохотазаснокухняйцвуцйвжаворонокйцукжитьпавы.

Ртсшжелеъхзщшперехожувапррпажукячсмитьбгражданинюбь.

Пихажомяхомякнрпаенрхаткайцувйцужараьлшйццуккеждёт.

Кухнятлевжадинаклерпохуделйцукенгхаризмаюбьтизахватчики.


4. Составь и запиши словосочетания, соединяя слова из столбиков по смыслу.

 

Холодная

жгучая

жалобный

жёлтое

гороховый

походная

дождевой

желейная

железное

тяжёлый

песня

вода

солнце

суп

крапива

конфета

ведро

писк

червяк

день

 

5. Вставь в слова буквы х или ж. Спиши текст.

Кот.

ил у тёти …ени кот. Звали кота Ры…ик. Был он ло..матый, а …вост пушистый. …орошо умел Ры…ик мышей ловить. Чуть услышит шоро… в углу. Ры…ик у…е там. Чует кот добычу по запа…у. Часто ловил себе Ры…ик глупы… мышат на у…ин. Одна…ды Ры…жик чуть не съел …омяка. Но …озяйка тётя …еня отогнала его.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за публикацию, Елена Геннадьевна!

11 August 2020

Похожие публикации