Технологическая карта открытого мероприятия «Каждый ребенок имеет право»
Технологическая карта открытого мероприятия в подготовительной группе.
Педагог – психолог: Севастьянова Екатерина Леонидовна,
Инструктор по физической культуре: Двоеглазова Светлана Геннадьевна,
МКДОУ «Детский сад №67» г. Кирова.
Дата: 26.04.2021г.
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Количество обучающихся: 19 человек.
Год обучения: 4 год обучения.
Тема мероприятия: Закрепление знаний о правах детей «Незнайка и Кнопочка в гостях у дошколят».
Цель занятия: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Формирование представлений о правах ребёнка; развитие навыков общения.
Задачи:
Образовательная: формирование представлений о правах ребёнка, закрепление знаний по Конвенции о правах ребёнка
Развивающая: - развитие коммуникативных навыков;
- развитие критического отношения к жестокому обращению;
- развитие уверенности в себе;
- развитие умения работать в группе.
Воспитательная: воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Ожидаемый результат: поддержка интереса детей к знанию своих прав.
Тип занятий: игровая, коммуникативная, познавательная.
Форма занятий: сюжетно – ролевая игра.
Методы обучения: объяснение, игра, показ, диалог.
Формы контроля: итоговое.
Музыкальный материал: 1.М. Минков «Музыка Незнайки и его друзей»;
2.Ю. Шатунов «Детство»;
3.Песня – танец «Как живёшь – Вот так!»
Литература: 1.Т.В. Наконечная, Ю.В. Даниленко и др. «Профилактика жестокого обращения с детьми»: практическое руководство. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 349с.
2.Н.Ю. Куражева «Приключения будущих первокласcников» - Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2016. – 208с.
3.Л.П. Фитеева «300 подвижных игр для младших школьников». – Я., 1998.
4. «Конвенция ООН о правах ребёнка»
Ресурсное обеспечение: видеоплеер, видео запись сказки «Гензель и Греттель, в сокращённом варианте, USB – флеш-накопитель, костюмы «Незнайки» и «Кнопочки», образец «Свидетельства о рождении», клубок ниток, сундучок, игрушка «сердце», «домик», картинка «грустный гномик», конверт, два комплекта разрезных картинок «дети», «волшебная палочка», «волшебная накидка».
Модель занятия.
№ п/п |
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1. |
Организационный |
Проверяет готовность обучающихся к занятию, мотивирует на образовательную деятельность. |
Демонстрируют готовность к работе. |
2. |
Целеполагание |
Создаёт условия для группового и индивидуального целеполагания. |
Принимают цель занятия. |
3. |
Активизация пройденного материала. |
Актуализирует пройденный материал по теме. |
Демонстрируют знания по теме занятия. |
4. |
Изучение и закрепление нового материала. |
Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. |
Самостоятельно находят способы решения познавательных задач. Выразительно и эмоционально передают игровые образы. Доброжелательно взаимодействуют со сверстниками в игре. |
5. |
Рефлексия. |
Предлагает обучающимся оценить свою работу на занятии. |
Оценивают свою работу. |
Сценарий открытого мероприятия в подготовительной группе «Незнайка и Кнопочка в гостях у дошколят».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Задачи:
- закрепить знания по Конвенции о правах ребёнка;
- обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- способствовать развитию мирового мировоззрения и нравственных представлений;
- развивать коммуникативные навыки и умение работать в группе;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты: Самостоятельно находят способы решения познавательных задач. Выразительно и эмоционально передают игровые образы. Доброжелательно взаимодействуют со сверстниками в игре. Критично относятся к жестокому обращению.
Ресурсное обеспечение: видеоплеер, видео запись сказки «Гензель и Греттель», в сокращённом варианте, USB – флеш-накопитель, костюмы «Незнайки» и «Кнопочки», образец «Свидетельства о рождении», клубок ниток, сундучок, игрушка «сердце», «домик», картинка «грустный гномик», конверт, два комплекта разрезных картинок «дети», «волшебная палочка», «волшебная накидка».
Ход мероприятия
Появляется Незнайка. Он весело шагает, насвистывает себе под нос. Навстречу ему идёт Кнопочка. Незнайка случайно наталкивается на Кнопочку.
Незнайка: «Ой, привет! Куда это ты направляешься?»
Кнопочка: «Я иду в детский сад. Там дети изучают свои права».
Незнайка: «Что, что изучают? Что , там только ходят направо?»
Кнопочка: «Какой ты глупенький Незнайка! Там можно много узнать интересного о самой важной ценности человека – о правах!»
Незнайка: «О чём, о чём? О каких таких правах?»
Кнопочка: «В этом детском саду есть школа «Правовых знаний», где дети изучают свои права. А вот послушай!
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать,
И законы уважать,
Малышей не обижать.
На учёбу есть права,
И на отдых есть права,
На заботу есть прав,
На работу есть права!
Понимаешь?»
Незнайка: «И что здесь такого, ну права, ну законы! Я сам себе законы пишу и всё знаю!»
Кнопочка: «Ничего-то ты не знаешь! Ребята, давайте расскажем Незнайке о правах ребёнка!»
Игра-викторина «Права детей».
Кнопочка просит детей назвать как можно больше прав ребёнка, которые они знают. Ответы фиксирует воспитатель. Кнопочка дополняет ответы детей. Показывает брошюру «Конвенция о правах детей».
Кнопочка: «1. Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Спросите своих родителей «как вы появились на свет, что они чувствовали, когда вы родились?»
Незнайка: «Я знал одного сказочного героя, у которого не было имени.
Кнопочка: «Ребята, разве может быть так, чтобы у ребёнка не было имени?
Имя дают родители при рождении.
2. Каждый ребёнок имеет право на имя.
Самое лучшее имя
Каждая семья должна выбрать крохам имена
Среди сотен самых разных, удивительных, прекрасных.
Головы одни ломают, а другие называют,
Без раздумий, в тот же миг, малыша услышав крик.
В каждом имени есть свет, в каждом – солнышка привет.
С милым, нежным малышом свет любви приходит в дом.
Саши, Игорьки, Иваны, Ксюши, Кати и Татьяны
Взрослым дарят много света, этим светом всё согрето».
Незнайка: «А он сказочный герой, поэтому ему имени никто не дал».
Кнопочка: «Знаешь, Незнайка, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется свидетельством о рождении (показывает документ). В этом документе закреплено право ребёнка на имя, фамилию, отчество».
Кнопочка и Незнайка играют с ребятами.
Игра «Клубочек имени»
Кнопочка: «У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу справа, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передаёт клубочек, пока он не вернётся ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назвать своё имя и пожелать доброго дня. Не выпускайте нить из рук. Когда клубочек дойдёт до последнего участника, нужно его передавать обратно, называя имя соседа ласково».
Незнайка: «У меня в руках «Волшебный сундучок». Давайте посмотрим, что же в нём находится» (из сундучка Незнайка по очереди достаёт предметы, символизирующие знакомые детям права ребёнка).
«Сердечко»
Кнопочка: «Какое право может означать сердечко?»
Дети: «Право на любовь, заботу!».
Кнопочка: 3.Каждый ребёнок имеет право на достойную и счастливую жизнь.
«Что означает забота? Кто заботится о вас? О ком заботитесь вы?»
Ответы детей.
Упражнение «Я – сказочный герой».
Выполняется на ковре.
Кнопочка: «Ребята, вы любите сказки? Сейчас вы будите подходить к нам. А я накину на вас волшебную накидку и дотронусь волшебной палочкой, прочитав заклинание. А вы скажете в какого сказочного героя превращаетесь и почему. Можете изобразить его».
Незнайка (достаёт из сундучка игрушку «домик»): Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве он напоминает?»
Дети: «О праве на дом!»
Кнопочка (дополняет): « 4.О праве на имущество и семью. Как вы считаете, как люди должны относиться к своему дому? Можно ли взять чужую вещь? Для чего всем детям на свете нужна семья? Перечислите всё хорошее, что даёт вам ваша семья».
Ответы детей.
Музыкальная игра «Как живёшь?»
Незнайка: «Ребята, предлагаю поиграть. Я буду спрашивать
«Как живёшь?». А вы будете отвечать хором: «Вот так!» и показывать нужное действие».
-Как живёшь?
-А идёшь?
-Как бежишь?
-А плывёшь?
-Ждёшь обед?
-Машешь вслед?
-Утром спишь?
-А шалишь?
Незнайка (достаёт из сундучка картинку грустного гномика): «О чём вам говорит эта картинка?»
Дети: «Гномика кто-то обидел. Ему нужна помощь».
Кнопочка: 5.Каждый ребёнок имеет право на помощь и защиту от обид и оскорблений».
Просмотр сказки «Гензель и Греттель» (в сокращённом варианте).
Кнопочка: «О чём эта сказка? Какие права детей были в ней нарушены? Что запомнилось вам больше всего?
Ответы детей.
Упражнение «Мы разные».
Кнопочка: «Дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки. У всех есть носик, губки, по две ручки, по две ножки, ни у кого нет трёх? А-а-а, дети, так вы все ... одинаковые!»
Дети (возмущаются): «Нет! Мы разные!».
Кнопочка: «Хорошо. Вы меня убедили! Давайте разберёмся, чем вы отличаетесь друг от друга?»
Ответы детей.
Незнайка достаёт из сундучка конверт.
Кнопочка: «Как вы думаете, что обозначает конверт, письмо? Что в письме можно выразить?»
Ответы детей.
Кнопочка: «6.Каждый ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли».
Игра-соревнование «Разрезная картинка – Права детей».
Кнопочка: «Ребята, предлагаю поиграть. Ваша задача разделиться на две команды. Вам необходимо сложить разрезанную на десять частей картинку, так чтобы каждый участник вставил свою частичку, в общую. А самое главное - дружно, не поссорившись. Справитесь? Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание, не поссорившись. Согласны?»
Игра – викторина «Права детей».
Кнопочка (как и в начале занятия) просит детей назвать как можно больше прав ребёнка, которые они знают. Полученные ответы сравнивают с первоначальными, для анализа эффективности мероприятия.
Кнопочка: «Незнайка, давай предоставим нашим гостям воспользоваться правом на личное мнение. Побудь корреспондентов и возьми пожалуйста у ребят интервью.
Незнайка (с микрофоном подходит к детям, желающим ответить):
- В каком документе изложены права ребёнка?
- Кто признаётся ребёнком?
- Какие у вас есть права?
-Как называется документ, в котором записано ваше имя?
- Какая игра вам сегодня понравилась?
- Что для вас было важно узнать сегодня?
- На какие вопросы вам не удалось ответить?»
Спасибо, за интервью».
Ответы детей.
Незнайка: Спасибо, за интервью».
Кнопочка: «Лишь появиться ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок, веские права!»
Незнайка: «Он имеет право жить, развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон».
Кнопочка: «Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать.
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым!»
Вместе: «И любить и быть любим, он на свете не один!»
Кнопочка: «Ну что, Незнайка, понравилось тебе у ребят в детском саду?»
Незнайка: Мне очень понравилось у вас, ребята! Но мне стало немножко грустно. Ведь в нашем солнечном городе, нет школы правовых знаний, а мои друзья тоже должны узнать о своих правах».
Кнопочка: «Ребята, мы хотим попросить вашей помощи. Нарисуйте пожалуйста, те права, которые считаете самыми важными. А мы с Незнайкой познакомим наших друзей с их правами, расскажем, как много узнали».
Ребята получают поощрительные подарки.
Дети: «Конечно, мы рады вам помочь!»
Кнопочка: «Спасибо, ребята. До свидания!»
Незнайка: «До свидания, ребята! Спасибо!»
Дети, вернувшись в группу, рисуют свои права. А взрослые составляют альбом рисунков.