Технологическая карта экологического мероприятия
Наименование образовательной организации |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
Наименование мероприятия |
Организация и проведение природоохранных акций с детьми дошкольного возраста и их родителями |
||||||||||||||
Авторы |
Пинчук Лилия Валентиновна Черенкова Валентина Александровна |
||||||||||||||
Наименование организации-партнера и контактные данные |
МБУ «ЦБС» Библиотека №5 имени Антона Чехова, улица Мичуринская 179, телефон 52-01-99 школьники, родители |
||||||||||||||
Описание мероприятия |
|||||||||||||||
Краткое обоснование значимости мероприятия |
Если не мы, то кто же Детям нашим поможет Природу любить и знать, Как бы не опоздать. Наш интерес к концепции Вернадского обусловлен тем, что современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, проблемами. Эти проблемы стали не следствием стихии, а логическим результатом неумения или нежелания человечества решать противоречия между современным обществом и окружающей средой его обитания. Объявляя 2017 год - годом экологии в России, президент нашей страны Владимир Владимирович Путин четко наметил конкретные цели тематического года: Привлечь внимание граждан к проблемам экологии. Обезопасить существующие экосистемы. Сохранить многообразие биологических видов. Одной из главных задач экологического образования является заинтересованность детей и их родителей природоохранной деятельностью, доведение до их сознания необходимости заботливого и бережного отношения к окружающей среде. «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» (ФГОС о познании природы детьми). Под этой формулировкой и развертывается наша система экологического воспитания. Участие взрослых в природоохранных акциях позволит расширить рамки общения дошкольников с природой, вовлечь их в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды, это в свою очередь повысит экологическую компетентность и природоохранную деятельность родителей, а значит, улучшит качество образования детей в данном направлении. С введением ФГОС большое внимание уделяется работе с родителями. Социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. В экологическом образовании дошкольников очень важно привлекать и других социальных партнеров. В настоящее время дошкольные учреждения перешли на более тесное сотрудничество с социумом, расширяя и укрепляя взаимосвязи с семьей, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти. |
||||||||||||||
Предлагаемый способ решения проблемы |
Выбор природоохранной акции как формы работы по экологическому образованию дошкольников и их родителей обусловлен рядом причин: - акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды, даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону своё окружение; - акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение, с этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности; - в акции включены педагоги, дети, родители, а также социальные институты: школа, библиотека; - такие акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. |
||||||||||||||
Целевая аудитория |
Педагоги – дошкольники – родители (законные представители) – социальные партнеры |
||||||||||||||
Алгоритм проведение акций: |
- цель (каждая акция имеет свою цель); - задачи (выполняются общие и конкретные); - объект (на что направлено – птицы, деревья…); - участники (дети - родители – педагоги - социальные партнеры); - этапы: 1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала). 2. Практический (реализация согласно намеченного плана деятельности). 3. Заключительный (подведение итогов, рефлексия (представление продуктов исследовательской деятельности, фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.). |
||||||||||||||
Цель, задачи |
Цель: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения у детей дошкольного возраста и их родителей. Задачи: 1. Изучить ранее накопленный теоретический и практический материал по поставленной проблеме. 2. Проанализировать уровень развития экологического воспитания дошкольников на основе разработанных показателей и критериев. 3. Расширить и углубить знания детей об окружающем мире, природных явлениях, о профессиях людей, как люди могут улучшить экологическое состояние. 4. Формировать у детей чувство любви к Родине, приобщая их к родной природе через творческую, проектную, познавательно-исследовательскую деятельность. 5. Развивать у детей творческие способности и качества личности современными образовательными технологиями. 6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной деятельности по охране и заботе окружающей среды, ориентировать их на экологическое воспитание в семье. 7. Установить партнерские взаимоотношения с социальными институтами, работающими по проблеме экологического воспитания. 8. Проанализировать уровень эффективности проделанной работы. 9. Обобщить и распространить опыт работы в средствах массовой информации. |
||||||||||||||
Планируемые акции: |
Зима природоохранная акция «Птицам трудно зимовать, птицам нужно помогать» В целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края, организуется экологическое исследование «Птицы нашего края», собирается информация о зимующих птицах, каким кормом нужно кормить, а какой вреден для птиц, какие кормушки удобны, какие нет, почему нельзя кормить на балконе и на подоконниках. Дети знакомятся с профессией лесника, ученого, эколога. Весна природоохранная акция «Готовим птичьи домики» Плакаты, поделки, подборка стихов и рассказов о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в сложный для их жизни период. В рамках проведения акции организуется выставка домиков для птиц, изготовленных родителями, совместно с детьми наблюдения за «новоселами» и проведение исследовательской деятельности, разработка буклетов, листовок какие домики, где и как размещать. Дети продолжают знакомиться с профессией лесника, ученого, эколога. природоохранная акция «Наша планета – Земля» Красота нашей планеты зависит от нас. Огород на окне, уход за рассадой цветов не только в детском саду, но и дома. Бережное отношение к воде: рейд по детскому саду, цикл наблюдений, занятий, игровых ситуаций по бережному отношению к воде. В рамках акции проведем конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные, познавательные мероприятия. Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. Лето природоохранная акция «Все красивое вокруг – это дело наших рук» Очистка и озеленение территории детского сада (совместно с родителями), конкурс экологических листовок и стенгазет, оформление альбомов и презентаций «Красная книга Тамбова». Будут организованы экскурсии выходного дня в парк, на набережную Цны и на реку Студенец с целью проведения исследовательской деятельности. Озеленение территории дворов, детского сада, игровая, познавательная и исследовательская деятельность, связанная с красотой родного города, профилактическая работа по предупреждению пожаров и загрязнения окружающей среды. |
||||||||||||||
Принципы и механизмы |
Принцип гуманизации Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родной природы, Отечеству. Принцип дифференциации Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка, в процессе освоения знаний о родной природе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Принцип интегративности Реализуется в сотрудничестве с семьёй, филиалом №5 детской библиотеки им. А.П. Чехова, музеями города и т.п. Детская исследовательская деятельность позволит ребенку развивать познавательные способности: научит наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Использование проектного метода позволит ребенку почувствовать себя исследователем, создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ, интегрировать сведения из разных областей знаний, задействовать различные виды детской деятельности, привлечь родителей к экологическому образованию детей. Включение современных образовательных технологий в воспитательно - образовательный процесс. Мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, поэтому необходимо не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы. Такие приемы ТРКМ, как «Перемешанные события», «Опорные сигналы», особенно при соединении с экспериментированием и наблюдением, вполне возможны для использования в работе с младшими дошкольниками. Использование ИКТ-технологий для создания авторских мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, консультаций для родителей и педагогов на сайте ДОУ и сети Интернет позволяет осуществить открытость образовательного пространства, обновить формы организации работы с детьми и партнерских отношений с родителями воспитанников. |
||||||||||||||
Ожидаемые результаты |
Воспитанники будут знать: - элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе; - формы взаимодействия человека с природой; - основы экологической культуры. Воспитанники будут уметь: - различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе; - вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; - проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога и родителей; - анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; - оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок детских работ, дневника наблюдений «Синичкин календарь», мнемотаблиц. Воспитают в себе: - любознательность; - готовность к сотрудничеству; - любовь к природе, ответственность человека перед ней. Родители: - повысится роль родителей в экологическом воспитании детей, это поспособствует улучшению детско-родительских отношений и повышению экологического сознания. - примут активное участие в природоохранных акциях, исследовательской деятельности детей и мероприятиях дошкольного учреждения; - повысится уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. Педагоги: - повысят свою компетентность и качество воспитательно-образовательного процесса за счет применения различных приемов и образовательных технологий. - обменяются опытом с коллегами, познакомятся с наработками других педагогов России и ближнего зарубежья |
||||||||||||||
Методы оценки эффективности акции |
Анкетирование родителей. Мониторинг уровня сформированности знаний об окружающем мире и явлениях природы. Контрольные задания по темам: (приложение). |
||||||||||||||
Значимость и дальнейшее развитие |
1.Формирование нравственных чувств, экологического сознания участников акции, интеллектуальных, эстетических, социальных и личностных качеств, ответственности, инициативности воспитанников в целом; 2.Доступность применению во всех дошкольных образовательных учреждениях; 3. Проявление активности родителей в совместных мероприятиях, обогащения их опыта экологического воспитания дошкольников. В перспективе мы планируем продолжать работу по экологическому образованию детей дошкольного возраста, привлекать родителей и общественные организации к участию в воспитании юных экологов большой Страны. |
||||||||||||||
Имеющиеся ресурсы |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Помощь родителей |
Изготовление необходимого оборудования, пособий, костюмов и атрибутов. Подборка игрушек, художественной литературы. Оформление фотовыставки. Подготовка к проведению совместных мероприятий, организация выставок детского творчества, альбомов, презентаций результатов исследовательской работы. |
||||||||||||||
Отчет по проведению природоохранной акции «Птицам трудно зимовать, птицам нужно помогать»
Содержание акции Результаты акции
|
Акция проводилась с 1 по 22 февраля 2017года с целью формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. Цель акции: формирование экологической культуры дошкольников, воспитание гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. Задачи акции: Этапы проведения акции Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. Анкетирование родителей. Изготовление календаря для организации наблюдения за кормлением птиц и проведения исследовательской деятельности (какие птицы прилетали на кормушки, какие кормушки и какой корм лучше подходят для разных видов птиц). Изготовление мнемотаблиц «Зима», для заучивания стихотворения Константина Девяшина «Воробей», схемы «Птицы» и опорных сигналов для моделирования и рассказывания по схемам, для заполнения календаря наблюдений «Синичкин календарь». Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше; спрятались насекомые, дует ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». Представлял собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс современных образовательных технологий и приемов в соответствии с ФГОС по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период и умений заботиться о них. - привлечение общественности (неравнодушных жителей близлежащего района, школьников) и социальных партнеров (сотрудников библиотеки). Заключительный этап: 20 - 22 февраля 2017 года. Оформление результата акции в виде фоторепортажей «Птичья столовая», «Такие разные кормушки». Выставка детских работ. Систематизация материала, создание альбома, книжек - малышек, папок по лексической теме «Зимующие птицы», «Как правильно кормить птиц зимой». Подведение итогов реализации акции. Мастер-класс для педагогов ДОУ - представление педагогам календаря наблюдений «Синичкин календарь» и методических разработок по использованию современных образовательных технологий. Беседы с детьми о зимующих птицах, их питании в суровых условиях, организация игровой и познавательной деятельности. Совместная поисково-исследовательская деятельность (наблюдение за поведением птиц на территории детского сада, у кормушек, организация и проведение организованной образовательной деятельности с применением технологии развития критического мышления, чтение книг, рассматривание иллюстраций): - какой корм полезен для птиц; -почему в ветреную погоду птицы прилетают на деревянные кормушки и едят корм на снегу? -поведение птиц у кормушки, почему дерутся воробьи? - как передвигаются птицы (скачут воробьи, синички, ходят голуби, вороны). - кто как «разговаривает»; -почему не могут птицы сами добыть корм зимой ? Изучение корма для подкормки птиц. Изготовление кормушек и заготовка корма (смесь семечек и зерен) родителями. Выставка кормушек, выбор места для кормушек. - какие птицы прилетают на участок (воробей, ворона, голубь)? - их поведение во время кормления. Мастер-класс для родителей и школьников по изготовлению кормушек из вторичного сырья. Создание макета «Времена года». Организация игровой деятельности Подвижные игры - «Птички в гнездышках», “Птички и птенчики”, “Воробушки“, ”Птички и кошка”. Пальчиковая игра «Птички», «Сорока, ворона...». Изготовление книжек – малышек «Птицы нашего края» (формат А5) - загадки, стихи, экологические сказки, мультфильмы своим руками о птицах. Экскурсия выходного дня с родителями с выполнением индивидуального задания. В рамках проведения акции было организованы экологические исследования «Птицы нашего края», «Как правильно кормить птиц зимой», в процессе которых дети уточняли представления о перелетных и зимующих птицах, собирали информацию о зимующих птицах нашего края. Узнали, каким кормом нужно кормить, а какой вреден для птиц, какие кормушки удобны, какие нет, почему нельзя кормить на балконе и на подоконниках. Дети познакомились с профессией лесника, ученого, эколога. Для патриотического музея группы изготовили альбом «Знаменитые ученые Тамбовского края». Совместно с родителями спроектировали и изготовили кормушки, приготовили корм, оформили выставку детских работ, буклеты и листовки с призывом к жителям близлежащего района принять участие в природоохранной акции. Одним из главных моментов акции явилось открытие «Столовой для птиц» на территории детского сада, кормление проводилось регулярно, даже в выходные дни, дети вели наблюдение за «столовой», записывали результаты наблюдений в «Синичкин календарь». Главный итог акции – взрослые помогли детям узнать, рассказать другим, как помочь перезимовать птицам, как правильно их кормить, чтобы не навредить, привлечь неравнодушных людей заботиться о птицах не только возле своего дома, но и в парке Победы и на реке Студенец в центре города. Дети познакомились с профессиями людей, которые изучают природу, заботятся о птицах и животных. |
Приложение:
Календарно-тематический план акции
«Птицам трудно зимовать, птицам нужно помогать»
Образовательная совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
Работа с родителями, социальными партнерами |
|
Понедельник 13.02.17г. |
Утро Чтение стихотворения Н. Грибачевой «Ну, морозы, ну, морозы!». Беседа «Как пережить морозы птицам?». Занятие. Окружающий мир
Вечер Чтение рассказа «Проказы старухи Зимы»
Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы», чем они отличаются от других животных. Внесение «Синичкина календаря», рассматривание, определения для чего он нужен. Прогулка: п/игра: «Кот и воробьи». |
Рассматривание картин из серии: «Зимующие птицы» Д/игра «Большой – маленький» (воробей, ворона, синица). Сюжетно – ролевая игра «Больница птиц». Поисково-исследовательская деятельность «Почему птица похожа на самолет». Моделирование из геометрических фигур разного цвета «На какую птицу похожа эта фигура и почему(цвет и размер)». |
Привлечение к развешиванию кормушек. Сбор корма для птиц Встреча с социальными партнерами, беседа с детьми о зимующих птицах |
Вторник 14.02.17г. |
Утро Беседа с детьми «Зачем помогать птицам зимой» Прогулка: наблюдение «Следы птиц у кормушек» Цель: использования приема технологии развития критического мышления для определения по следам, кто мог прилететь к кормушке. Перед обедом заполнить вместе с воспитателем «Синичкин календарь» Вечер Вырезание силуэта птиц, изготовление фона большого листа для коллективной работы: коллажа –листовки «Птицам нужно помогать». Просмотр мультфильма «Серая шейка». Обсуждение доброго поступка людей, глухаря, уточки. Прогулка: п/игра: «Собачка и воробьи». Заучивание заклички: «Сорока, сорока..» |
Работа с трафаретами - раскрашивание птиц (воробьи, синицы, снигири, клесты). Слушание: «Голоса птиц». Рассматривание схемы-мнемотаблицы «Птица» - закрепление знаний о строении птицы. Д/ игры «Кто как голос подает?», «Угадай по описанию». Раскрашивание восковыми мелками листа –заготовки для коллажа, приклеивание кормушки. Обыгрывание ситуации: «Как друзья помогли уточке научиться летать» |
Домашнее задание для родителей: распространить листовки и буклеты с призывом принять участие в природоохранной акции «Птицам трудно зимовать, птицам нужно помогать» Проведение мастер-класса для родителей и школьников «Как из пластиковых емкостей сделать кормушку своими руками» |
Среда 15.02.17г. |
Утро Просмотр презентации «Чем питаются птицы» Рассматривание сюжетных картин и фотографий. Занятие. ФЭМП – сравнение птиц по размеру, закрепление понятий «поровну, столько же». Прогулка: «Покормим птиц» Перед обедом Беседа «Кого мы видели у кормушек» Вечер Чтение художественного произведения Самуила Моршака «Где обедал воробей». Вырезание силуэтов для использования опорных сигналов в обыгрывания ситуаций и театрализации на фланелеграфе.
|
Д/игра «Один – много» Сюжетно-ролевая игра: Сюжет «Столовая для птиц», «Меню птиц»- кто что любит. Игра «Сколько птиц на кормушке», «Раздай всем поровну зернышки». П. игра «Воробышки и автомобиль» Заполнение календаря наблюдения. Раскрашивание героев произведения «Где обедал воробей» - изготовление картотеки для театра на фланелеграфе из вырезанных силуэтов. Театр на фланелеграфе «Лиса и журавль» Игровое упражнение «Кто как ходит, прыгает». |
Домашнее задание: Найти информацию вместе с детьми на заданную тему (индивидуальные задания по поисково-исследовательской деятельности). Изготовить флажки из гофрированной бумаги и гимнастической палки для определения силы ветра. |
Четверг 16.02.17г. |
Утро Слушание: «Воробьиная песенка» Музыка З. Компанейца Слова П. Синявского Конструирование из бумажных полосок и счетных палочек кормушки. Интегрированное занятие «Птицам трудно зимовать, птицам нужно помогать» Цель: Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Вечер Заучивание стихотворения «Воробей» Константина Девяшина с использование таблицы мнемотехники Прогулка: Покормим птиц, п/игра «Птичка». |
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки. Д/игры: «Чей домик», «Чей малыш». Самостоятельная игровая деятельность: постройка кормушки из строительного материала. Исследовательская деятельность детей: почему качаются кормушки из пластиковых пакетов и бутылок и воробьи, синицы не кушают из этих кормушек. |
Организовать регулярное кормление птиц в своем дворе, парке Победы и на реке Студенец в центре города. Привлечь к этой работе бабушек, дедушек, братьев и сестер воспитанников. Рекомендации родителям на тему : «Как помочь ребенку собрать нужный материал для исследования» |
Пятница 17.02.17г. |
Утро Беседа: «Зимние гости» Занятие. Развитие речи. Составление рассказов по иллюстрациям. Прогулка: Экскурсия по территории детского сада – организация наблюдения за птицами, предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу. Вечер Просмотр видеоролика «Мы кормим уток на речке «Студенец». Прогулка: п\игры «Снегири», «Воробушки и автомобиль». |
Д/игра «Скажи наоборот». «Угадай на ощупь» «Угадай кого не стало» Сюжетно- ролевая игра «Пригласи синичку в гости». |
Организация и проведение экскурсий выходного дня: - в библиотеку для сбора информации о птицах; на реку Студенец в центр города; - к памятнику Вернадского и к зданию ТГТУ; - в парк Победы. |
Понедельник 20.02.17г. |
Утро Беседа о проведенных экскурсиях с родителями в выходные дни. Прогулка: кормление птиц, наблюдение за работой дворника, что он посыпает на дорожки и для чего. Вечер Исследовательская деятельность «Почему снег грязный». Прогулка: п/игра: «Кот и воробьи» |
Рассматривание альбома «Зимующие птицы», книжек-малышек Дидактические игры «Кто где живет?», «Летает, плавает, бежит». . Сравнение талой воды, взятой с разных мест: проезжей части, балкона и участка. Сюжетно – ролевая игра «Больница птиц». |
Организовать регулярное кормление птиц в своем дворе, парке Победы и на реке Студенец в центре города. Привлечь к этой работе бабушек, дедушек, братьев и сестер воспитанников. Подготовка к презентации результатов исследовательской деятельности. |
Вторник 21.02.17г. |
Утро Рассматривание макета «Времена года», чем отличается каждое время года. Аппликация «Покормите птичек». Прогулка: сравнение кормушек, следов под кормушками. Вечер Презентация результатов исследовательской работы. Оформление выставки детского творчества и продуктов проекта. |
Рассматривание альбома «Зимующие птицы», книжек-малышек Дидактические игры «Кто где живет?», «Летает, плавает, бежит» . Представление своих работ, выступления детей и родителей. |
Организовать регулярное кормление птиц в своем дворе, парке Победы и на реке Студенец в центре города. Привлечь к этой работе бабушек, дедушек, братьев и сестер воспитанников. Подготовка к презентации результатов исследовательской деятельности. |
Наши публикации
Использование приёмов технологии развития критического мышления при проведении опыта со снегом с детьми 3-4 лет
Задачи:
Формировать представление о снеге и его свойствах.
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой.
Талая вода грязная, в ней есть мусор. Снег - грязный. В рот его брать нельзя.
Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Материалы и оборудование:
Три сосуда для снега, снег (с участка, проезжей части дороги и с балкона группы), ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, таблица для заполнения результатов эксперимента, салфетки и полотенце
Предварительная работа:
1.Наблюдения за снегом на прогулках, исследование свойств снега: сухой (мокрый), рыхлый (плотный), холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый.
2.Наблюдение за проезжей частью дороги, работой дворника (посыпание дороги).
Технологическая карта исследовательской деятельности
этапа |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
1.Постановка проблемы |
Воспитатель обращает внимание детей на украшенное снежинками окно группы. Спрашивает детей, настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки? Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге. Я приглашаю вас в снежную лабораторию, хотите отправиться туда, где проводят опыты? У входа встречаем куклу Почемучку, который не хочет пускать детей, потому что не знает ничего о снеге. Воспитатель: Как же быть, мы что, вернемся обратно? А может войти мы туда сможем, если расскажем нашему Почемучке, «Где живет снежинка?», «Какая она, Снежинка?») Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые?), будем выяснять, какой он снег и почему его нельзя брать в рот. |
Дети рассматривают узоры на окне, берут в руки бумажные снежинки. Определяют, что это бумажные снежинки, они большие, красивые, похожи узором на те, которые летят за окном. Вспоминают, что снег на улице холодный, а бумажная снежинка теплая. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. Дети с радостью соглашаются. Дети огорчаются. Дети возражают, не хотят обратно, предлагают взять почемучку с собой. Дети рассказывают о снежинке, о том, что снег бывает холодным, но из его можно лепить снеговика и снежки. Дети отвечают. |
2. Мозговой штурм |
Подходим к столу, где после прогулки поставили емкости со снегом. Давайте посмотрит, где же он? Вы его видите? Куда же он делся? Что в стаканчиках вместе снега? (Вода.) Как думаете, откуда она взялась? Правильно, это растаял снег. Снег в тепле тает. А вы помните, мы воду взяли в разных местах: у дороги, на участке и на балконе. Почему она грязная? Что вы видите с стаканчике? Скажите, снег чистый или грязный? Почему снег, взятый на дороге самый плохой? Для чего дворник посыпает дорожки? Можно ли грязный снег брать в рот? Нельзя, можно заболеть. Снег холодный и грязный. Будем ли мы грязный снег брать в рот? Правильно, не будем. Мы не хотим болеть. А этой водичкой, которая с нашего участка, давайте польем наши растения. Их можно поливать талой водой. |
Ответы и предположения детей. Дети вспоминают и обращают внимание на разный цвет воды. Дети вспомнили, что дворник посыпал дорогу каким-то средством. Для того, чтобы люди не упали и машины не скользили. Дети поливают комнатные растения. |
4. Рефлексия |
Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. |
Расскажем дома родителям, что можно талой водой поливать растения. Но только для этого нельзя брать снег у дороги. Снег в рот брать нельзя, он холодный и грязный . |
Инструментарий для проведения мониторинга детей 3-4 лет по теме «Зимующие птицы»
Задание «Зима».
Цель: выяснить знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди зимой на улице.
Материал: картинки зимы, панно «Зима», картинки зимних деревьев, животных в лесу.
1.Какое время года нарисовано на картинке.
2.Назови простейшие зимние явления природы?
3.Что человек делает зимой?
4.Почему уснул медведь?
5.Каковы особенности существования растений зимой?
Инструкция к проведению: на столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Живая природа.
Задание «Животный мир».
Цель: выяснить знания детей о животных, знают ли названия животных и их детёнышей, имеют ли понятие о том, чем питаются.
Материал: картинки с изображением диких и домашних животных и птиц , карточки из серии «животные и их детёныши», иллюстрации – зимний лес, заяц на снегу, медведь, спящий в берлоге, деревенский двор, птицы (голубь, воробей, синица, снегирь, клест).
1. Назови части тела птицы.
2. Как называются детёныши разных птиц?
3. Почему одних животных называют «домашними»?
4. Почему других животных называют «дикими»?
5. Чем питаются разные птицы? (голубь, воробей, синица, снегирь, клест).
6.Как «говорят» животные? (кошка, собака, корова, козочка, петушок, птицы ).
Инструкция к проведению:
Проводится в виде беседы по картинкам, ребенку предлагается рассказать, что он видит на картинке и ответить на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Организация и проведение экспериментальной деятельности с детьми3-4 лет
№ |
название опыта |
цели и задачи |
оборудование |
1 |
«Свойства снега и воды» |
Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия; Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). |
Емкости со снегом, водой, льдом; Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой. |
2 |
«Фильтрование воды» |
Познакомить с процессами очистки воды разными способами. |
Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
3 |
Прогулки «невидимки» |
Дать представление о силе ветра. |
Емкости с подкрашенной водой («желтое и красное» моря); Макеты корабликов – парусников; Фен. |
4 |
«Как устроена «волшебная кладовая» |
Дать представление о том, что почвы бывают разными, имеют различные свойства; подвести к пониманию: почему почву называют «Кладовой» |
Образцы почв: песок, глина, камни; Емкость с водой; 2 прозрачных сосуда; 2 воронки |
5 |
Чтобы почва не болела. (акция «батарейка») |
Дать представление о том, что почва может заболеть, разрушиться и даже погибнуть, что может погубить ее; Воспитывать бережное отношение к природе, желание оберегать ее. |
Образцы разной почвы; Рисунки, листовки в защиту почвы, Земли; Использованные батарейки. |
6 |
«Что нужно для роста растений » |
Сравнить посаженный лук в различных условиях |
3 емкости для наблюдения за ростом лука: -при всех хороших условиях (Свет, тепло, вода) -частичные условия (тепло и вода) - без условий. |
7 |
«Какие кормушки лучше для кормления птиц» |
Наблюдение и сравнение за поеданием птиц на кормушках. |
Кормушки разные по материалу изготовления и оформлению |
8 |
«Вторая жизнь упаковок» |
Изготовление буклета для родителей, поделок из упаковок от сока – кормушки и контейнеры для рассады. |
Упаковки от сока. |
9 |
«Какой корм подходит для разных птиц?» |
Формировать первичные представления о питании птиц. |
Различные виды корма |
Ефимова Алла Ивановна
Пинчук Лилия Валентиновна
Кочетова Ирина Петровна
Пинчук Лилия Валентиновна