"Кейс — study" как инновационный метод преподавания географии обучающимся с интеллектуальными нарушениями

1
0
Материал опубликован 24 April 2023
«Кейс — study» как инновационный метод преподавания географии обучающимся с интеллектуальными нарушениями
Тихонова Ирина Анатольевна,
учитель географии и биологии
Высшая квалификационная категория
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»
Архангельская область, город Няндома
Современное общество ставит перед школой задачи, которые предполагают подготовку выпускников, умеющих отстаивать свою точку зрения, решать жизненные проблемы, строить успешные взаимоотношения с окружающим миром. Такие требования стимулируют педагога к поиску новых методов и технологий при изучении программного материала. Главной его задачей становится выработка системы развивающих занятий (уроков), направленных на формирование приёмов мыслительной деятельности и базовых учебных действий обучающихся. Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место занимает обучение кейс-методом или case-study. Данный метод ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся.
Кейс — stadu» как инновационный метод, активно используемый на уроках географии, способствует формированию коммуникативных, информационных, исследовательских действий и развитию аналитико-статистических способностей путём сравнения, поиска закономерностей, классификации, обобщения. В основе кейс-технологии лежит case-study – кейс-метод («рабочий портфель»), основой которого является работа с практическими ситуациями, включающая:персональные заданияцель (метод работы над проблемой)альтернативные решения (поэтапное моделирование для решения проблем) Технология метода заключается в следующем: 1) По определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни. При этом отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающиеся должны приобрести. 2) Преподаватель выступает в роли ведущего. Задаёт вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию. Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события. Увязывая теорию с практикой, case-study эффективно развивает способность обоснованно принимать решения в условиях ограниченного времени (урока). На уроках географии могут активно использоваться следующие виды кейсов:Практические. Суть данных кейсов — отражать абсолютно реальные жизненные ситуации.Обучающие. Основной задачей данных кейсов является обучение.Научно-исследовательские. Данные кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности. Учебное назначение любого кейса сводится к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков принятия решений в конкретной ситуации. Кейсы, применяемые на уроках для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, должны быть максимально детальными и наглядными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Рассмотрим пример практического применения кейс-метода на уроке географии.
Текст кейса: Как отразится изменение климата?
От жары Россия заболеет.
Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».
1 шаг: Сформулируйте одну (или несколько) конкретную проблему и запишите ее:
1) Глобальное потепление климата.
2) Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1) Производство электроэнергии и тепла путем сжигания ископаемых видов топлива.
2) Вырубка лесов.
3)Большинство автомобилей, грузовиков, кораблей и самолетов работают на ископаемых видах топлива. Это делает транспорт одним из главных источников выбросов парниковых газов.
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Анализируя опыт применения кейс-метода на своих уроках, я могу выделить плюсы и минусы.
Преимущества кейс-метода:
- повышение интереса к процессу обучения, урокам, предмету;  
- способствует повышению познавательной активности обучающихся в учебном процессе;
- активизирует мышление обучающихся;
- формирует коммуникативные навыки;
- способствует развитию умения общения в группах;
- способствует развитию здоровой дискуссии;
- создаёт психологически комфортную среду на уроках;
При работе с кейсами есть и сложности:
- подготовка кейса требует много времени и обилия информации;
- сложность в подборе информации;
- не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая;
- невозможность частого использования метода в рамках классно-урочной системы.
В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью кейс-метода имеет преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.
Используемые источники информации:
1) https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologiya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-studentov-v-protsesse-obucheniya/viewer Кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения
2) https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-keysstadu-na-urokah-geografii-1062569.html Использование метода «case-study»на уроках географии.
3)https://infourok.ru/primenenie-keysmetoda-na-urokah-geografii-1196609.html Применение кейс-метода на уроках географии.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации