Статья «Социальное взаимодействие как ресурс гражданско-патриотического воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Тема « Социальное взаимодействие как ресурс гражданско-патриотического воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
(из опыта работы)
«Воспитание советского патриота - это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины»
А.С.Макаренко
В настоящее время российская образовательная система претерпевает значительные изменения. Одной из целей образовательного процесса является формирование у несовершеннолетних моральных принципов, базисного понимания сути правового государства и гражданского общества.
Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование в указанной сфере, в том числе, должно обеспечивать гуманистический характер образования, приоритет гражданственности, ответственности и патриотизма.
Формирование патриотизма- важнейшая составная часть воспитательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Становление гражданско-патриотических качеств личности у детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности, в силу недоразвития всей познавательной деятельности. Но, по словам Г.М. Дульнева, нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении.
Зачастую, у таких детей на низком уровне находится понимание того, что такое Родина, почему ее нужно любить и защищать, в связи с чем они очень подвержены чужому мнению. Особенно ярко это проявляется на примере просмотра некачественного контента, который находится в свободном доступе на видеохостинговых платформах и социальных сетях. Не имея базового представления о своей роли в государстве, ребенок самостоятельно не может критически осмыслить поступающую информацию, что создает угрозу неправильного понимания происходящих событий. Поэтому обучающимся нужна опора на положительный пример, который будет способствовать формированию духовных убеждений и ценностей личности: ответственности, гуманности, чуткости, целеустремленности.
Перед школьным сообществом стоит сложная задача -возрождение духовных традиций России, с очень четким определением в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Родной край, Патриот, Герой.
Знаниевый подход в формировании вышеизложенных понятий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в современных условиях недостаточен. Необходимо внедрять живые, деятельные формы работы.
Актуальный способ интеграции патриотизма в коррекционно-воспитательный процесс –социальное партнерство школы с предприятиями, общественными организациями.
В условиях образовательной организации, реализующей АООП, социальное партнерство- одна из форм социально-педагогогического сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта. Социальное партнёрство предполагает создание условий для успешной социализации обучающихся, воспитанников, включения их в общественную жизнь, интеграции в общество.
Социализация детей с нарушениями интеллекта предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и сформированность духовных и социально значимых ценностей, любви к Отечеству и понимания того, что в будущем от их взглядов, приоритетности общественно-полезной деятельности над личными интересами, будет зависеть качественное развитие российского общества.
В начале учебного года обучающиеся курируемого мною класса прошли тестирование по направлению гражданско-патриотического воспитания. Ребятам были заданы вопросы о том, что такое Родина, государство, «малая Родина», какие символы есть у Российской Федерации, а также какие чувства они испытывают к этим понятиям, интересуются ли историческим прошлым, в том числе Хабаровского края.
Анализ полученных результатов свидетельствовал о том, что у большинства обучающихся частично были сформированы понятия Отчизна, почему ее нужно любить и хранить, в связи с этим у них не было выраженной эмоциональной взаимосвязи с основными качествами гражданина-патриота. Кроме этого, дети недостаточно осознавали и не смогли внятно рассказать о своей роли в гражданском обществе и ответственности за будущее нашей страны.
Возникла необходимость в системной работе по формированию нравственных качеств личности обучающихся использовать духовный потенциал, мировоззренческие установки и средства наглядной агитации по патриотическому воспитанию воинского коллектива войсковой части, дислоцирующейся в городе Бикин. Так сложилось социальное партнерство нашей школы и войсковой части.
В процессе взаимодействия обучающиеся вовлекались в различные виды деятельности: творческую, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, что способствовало бы усвоению ценностей общества, осознанию необходимости социальной активности личности. Рассмотрим основные мероприятия совместной деятельности:
- гражданско-патриотическое воспитание посредством социально-коммуникативного компонента реализовалось через экскурсию, в частности- в музей боевой славы войсковой части. Обучающиеся не только слушали рассказ экскурсовода о боевом пути войсковой части в годы Великой Отечественной войны, но и увидели диорамы сражений, образцы вооружения и снаряжения бойцов. Кроме этого, своими руками пощупали предметы той эпохи, письма родных для фронтовиков. Ребята в наглядной форме увидели, что патриоты - это не сказочные герои, а обычные люди, жившие и живущие в нашем городе, понимавшие необходимость защиты своей семьи, своей Родины в роковое для страны время.
Экскурсионная деятельность «подготовила почву» для формирования чувства гордости за свою Родину, благодарности к тем, кто смог отстоять ее независимость.
Обучающиеся прониклись уважением к подвигу дедов и прадедов, что привело к желанию обратиться к своим корням, узнать историю жизни своих предков и знаменитых героев-дальневосточников. Так определилась категория обучающихся, изьявивших желание принять участие в исследовательской деятельности.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности направлено на осознание обучающимися того, в чем заключалась роль обычного гражданина в деле защиты Отечества.
Алексей А, Иван.К провели исследование боевого пути отважного снайпера-дальневосточника и обыкновенной девушки- рядового связиста(бабушки Ивана К). Алексей и Иван изучив историю жизни исследуемых героев пришли к выводам:
-обычный человек,в трудный для страны час, добровольно пожертвовал собственными интересами и внес свой посильный вклад в защиту свободы и независимости Отчизны.
- благодаря силе духа, преданности интересам Родины, физической выносливости наши прадеды смогли вынести тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю и спасли мир от фашизма.
Познавательно-исследовательская деятельность создает условия для становления в личности обучающихся активной жизненной позиции, указывает на необходимость развития волевых качеств, трудовых навыков и физического совершенствования.
Привить любовь к Родине обучающимся возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство. В этом помогает коллективное творческое дело. Обучающимся было предложено написать свои письма для военнослужащих, выполняющих свой долг по защите людей при проведении специальной военной операции на Украине. Данное мероприятие нашло мощный эмоциональный отклик среди ребят, они подготовили открытки в виде сердечек, раскрасив их в цвета российского флага и украсив символами государства, а также написав душевные слова поддержки нашим воинам. Посылая письма бойцам обучающиеся начинают понимать что такое Россия, в чем состоят национальные интересы.
Четверо наиболее активных подростка предложили подготовить и записать видеообращение землякам- дальневосточникам-участникам специальной военной операции, пожелав им победы. В музее боевой славы войсковой части, на фоне плаката о героических подвигах наших предков- дальневосточников в ходе Сталинградской битвы, обучающиеся выразили веру в высокий профессионализм военнослужащих, надежду на победу добра над злом.
Данный вид деятельности имеет практическую значимость и направлен не только на проявление заботы, внимания и эмоциональной сопричастности к людям, выполняющим свой долг, но и способствует сплочению детского коллектива.
В октябре 2022 года, в период отправки в зону специальной военной операции мобилизованных военнослужащих войсковой части, ребята приняли участие в акции «Печенье Победы». Обучающиеся, под руководством педагогов школы, замешивали тесто, вырезали специальной формой сердечки, посыпали готовое изделие сахарной пудрой, запаковывали в картонную тару готовую продукцию. Вручили коробки с печеньем адресно-военнослужащим мотострелкового батальона с пожеланиями скорейшего возвращения домой. Какую гордость испытывали дети от совершенного ими доброго дела, и как приятно солдату, которому из детских рук вручена коробка знать, что его помнят и ждут на Родине.
Данный вид деятельности направлен как на поддержание боевого духа Защитников Отечества, так и на воспитания у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, определяющие модель их жизненного поведения.
9 февраля 2023 года состоялась встреча обучающихся школы с участниками специальной военной операции. Ребята услышали содержательный рассказ, примерили военную экипировку, активно интересовались боевыми буднями офицеров. Данная встреча нацелила обучающихся на то, что каждый россиянин, вне зависимости от возраста, в трудное для России время, способен внести свой вклад для сохранения мира на земле. Ребята осознали необходимость активной жизненной позиции и посильного вклада каждого человека для процветания нашей Родины.
По результатам проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию через различные формы деятельности обучающимся стали более ясны понятия «Родина», «Служение Отечеству» и «Патриот», понятны истоки героизма людей.
Учитывая изложенное, работа, совместно с социальным партнером -войсковой частью, показала свою эффективность при формировании патриотического сознания обучающихся.
Но главным результатом работы –это реальные изменения в личностном развитии обучающихся. Особенно приятно видеть, как ребята, проявляя инициативу, регулярно пишут письма, интересуются подвигами военнослужащих, участвующих в специальной военной операции.
Убеждена, что интересные, живые формы работы по патриотическому воспитанию, совместно с социальными партнерами, эффективны и дают возможность привить обучающимся чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну.
Использованная литература:
ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Денисенко И.М. Воспитание духовно-нравственной культуры школьников на основе традиций Дона.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- №6.
Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе/ Под ред. Т.А.Власовой и В.Г.Петровой. – М.:Просвещение, 1981.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994
Интернет-источники
https://www.pedt.ru/categories/8/articles/101