12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хидиятулина Зилия Абдулхаевна796
Россия, Челябинская обл., с.Аргаяш

Кейс-метод как педагогическая технология

Хидиятулина Зилия Абдулхаевна

Учитель физики МОУ Аргаяшской СОШ №2



Актуальность использования кейс-технологии в практике школьного образования в настоящее время вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации.

Кейс-технология как интерактивная предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой.

Кейсовая технология как надпредметная позволяет сделать урок направленным на получение и предметных, и метапредметных, и личностных результатов; урок проходит на основе деятельностного подхода, самостоятельной работы учеников, характеризуется наличием мотива, цели, оценки результатов деятельности.

Главное в кейс-технологии - связать теоретические знания с реальной жизнью, это один из методов, которые позволяют социализировать учащихся.

Кейс-технология – современная образовательная технология, которая объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ и др. Это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который позволяет полученные знания применить на практике.

Источниками кейсов являются

реальная жизнь;

средства массовой информации;

художественная и публицистическая литература;

анализ научных статей, монографий и научных отчётов;

статистические материалы;

интернет-ресурсы.


К кейс-методам, активизирующим учебный процесс, относят:

1. Метод инцидента. Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.

2Баскетметод, то есть метод работы с деловой или технической информацией. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

3. Игровое проектирование. Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

4. Метод дискуссии.  Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

5Кейс-стади (или метод ситуационного анализа)   (от англ. сase study – изучение случая, прецедента) – метод анализа ситуаций.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.

Таким образом, кейс-технология интегрирует в себе следующие методы:

моделирование (построение ситуации);

анализ (формирует системные представления);

синтез (сведение в единое целое данных, добытых анализом);

метод проблемного обучения;

дискуссия (учащиеся обмениваются взглядами по поводу проблемы и путей её решения);

мозговая атака (генерируется решение проблем и идей относительно ситуации);

мысленный эксперимент (позволяет получить знания о ситуации посредством мысленного преобразования);

наглядно-практический метод;

эвристический метод;

метод контроля и самоконтроля.


Кейс-задания можно использовать на любом этапе урока:

при организации самостоятельной поисковой деятельности школьников – исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам, результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);

при изучении ими нового материала – вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);

при обобщении большой темы – информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);

при закреплении знаний, полученных на предыдущих занятиях, решение ситуационных задач действительно развивает логическое мышление школьников, формирует умение выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы.

Структура кейса, предлагаемого учащимся, включает в себя:

Краткое, запоминающееся название.

Введение (сведения о действующих лицах кейса, факты и события,

проблема, гипотеза).

Основная часть (информация для анализа ситуации).

Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).

Вопросы для обсуждения.

Инструкции по работе с кейсом.

Структура кейса, предлагаемого учащимся, включает в себя:

Краткое, запоминающееся название.

Введение (сведения о действующих лицах кейса, факты и события,

проблема, гипотеза).

Основная часть (информация для анализа ситуации).

Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).

Вопросы для обсуждения.

Инструкции по работе с кейсом.

Структура кейса, предлагаемого учащимся, включает в себя:

Краткое, запоминающееся название.

Введение (сведения о действующих лицах кейса, факты и события,

проблема, гипотеза).

Основная часть (информация для анализа ситуации).

Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).

Вопросы для обсуждения.

Инструкции по работе с кейсом.

Структура кейса:

краткое, запоминающееся название;

предисловие (вводная часть, введение) дает общую информацию о кейсе;

основная часть (информация для анализа ситуации, контекст, факты);

послесловие (материалы для решения)-завершающая часть кейса, имеющий вариативный характер.

Рассмотрим структуру кейса на примере кейс-задания по физике

Название кейса:

Молния - красивое, таинственное, но небезопасное явление природы.

t1620992049aa.jpg

Предисловие: Молния — это мощный электрический разряд в атмосфере, сопровождающийся вспышкой света и последующим громом, возникающий при сильной электризации туч или земли. Поэтому разряды молнии могут происходить или внутри облака, или между соседними наэлектризованными облаками, или между наэлектризованным облаком и землей.

Разряду молнии предшествует возникновение разности электрических потенциалов между соседними облаками или между облаком и землей. Светящийся канал разряда напоминает разветвляющуюся реку или дерево. Ее возникновению предшествует образование проводящего канала для разряда молнии в виде ломаной линии, так называемого ступенчатого лидера. Длина каждой такой «ступеньки» — около 50 м. 

Ток в разряде молнии достигает от 10 до 100 тысяч ампер, напряжение – несколько миллионов вольт (иногда достигает 50 млн. вольт). Температура канала при главном разряде может превышать 20000–30000°C.


Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии. Вспышку молнии мы видим практически как мгновенную вспышку и в тот же момент, когда происходит разряд; ведь свет распространяется со скоростью 3·108 м/с.

Что же касается звука, то он распространяется значительно медленнее. В воздухе скорость звука равна 330 м/с. Поэтому слышим гром уже после того, как сверкнула молния.

Основная часть: Дуб страдает от молнии чаще, чем другие деревья, так как его кора очень неровная. Если молния ударит в дуб в начале грозы, то может оказаться, что намокнуть успеет только верхняя часть дерева, тогда как дерево с гладкой корой быстро становится мокрым сверху донизу. Поэтому при ударе молнии дуб может «взорваться», а дерево с гладкой корой − остаться целым.

Если дерево влажное, ток разряда молнии проходит через воду, и дерево остаётся невредимым. В сухом дереве ток может пройти в ствол и по древесному соку уйти в землю. При этом сок может нагреваться, испаряться и, расширяясь, «взрывать» дерево.

Деревья с корнями, проникающими в глубокие водоносные слои почвы, лучше соединены с землей и поэтому на них под влиянием наэлектризованных облаков накапливаются притекающие из земли значительные заряды электричества, имеющие знак, противоположный знаку заряда облаков.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар. Особенно опасна молния для живых существ. Ее удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания создает для этого благоприятные условия.

Молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты - в тот, который является лучшим проводником.

Очень опасно во время грозы стоять в полный рост! Но просто ложиться тоже нельзя! Мокрая земля является отличным проводником, и поэтому молния может ударить в почву. Если укрытия нет, выйдите на открытое пространство и, согнувшись, прижмитесь к земле. Снимите с себя все металлическое. Ни в коем случае не пользуйтесь в грозу зонтиком!

Послесловие (Кейс задания):

1. Выявить причины возникновения молнии. Подготовить памятку «Как себя вести во время грозы».

2.Дать ответы на следующие вопросы:

1)Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

2) Во время грозы следует заземлять антенны радиоприёмников, телевизоров. Как, и с какой целью, это делается?

3) Молния чаще ударяет в деревья с глубоко проникающими в почву корнями.  Почему?


Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что при работе с кейс-технологией у учащихся развиваются умения и навыки, способности и личностнозначимые качества:

- способность принимать решения умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий;

- способность к обучению умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации;

- системное мышление умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ;

- самостоятельность и инициативность умение проявлять активность в ситуациях неопределённости;

- готовность к изменениям и гибкость умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям;

- способность работать с информацией умение, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую;

- упорство и целеустремлённость умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров;

- коммуникативные способности умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт;

- способность к межличностным контактам умение слушать и понимать собеседника;

- проблемность мышления умение вырабатывать модели решения проблем.


Используемая литература и интернет-ресурсы:


1.Тарасов Л.В. Физика в природе. М.: Просвещение,1988.-352с.

2.https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-keys-zadaniyelektrodinamika-104514.html

3.https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/08/17/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta-keys-tehnologiya-odin-iz



12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.