Статья на тему «Особенности коррекции речи на уроках географии и естествознания обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Особенности коррекции речи на уроках географии и естествознания
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Тихонова Ирина Анатольевна,
учитель географии и естетствознания
Высшая квалификационная категория
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»
Архангельская область, город Няндома
Курс элементарной географии и естествознания имеет не только познавательное значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, но и большие коррекционные возможности. Одним из важных направление коррекционной работы на уроках географии и естествознания в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении является работа по коррекции речи. Грамотная устная речь поможет обучающимся с интеллектуальными нарушениями успешно усвоить программный материал.
Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющие обучение школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии, обуславливает многочисленные трудности в преподавании географии и естествознания.
Речь обучающихся с интеллектуальными нарушениями состоит из простых, нераспространенных, часто неполных и неправильно построенных предложений. Их рассказы составляют цепочку из грамматически однозначных предложений.
Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно-следственных зависимостей. Бедность словарного запаса, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии и естествознанию.
Каковы основные пути развития речи на уроках географии и естествознания обучающихся с интеллектуальными нарушениями? Выбор методов и приёмов определяется характером нарушений и их проявлениями.
Вот некоторые примеры проявления речевых нарушений:
1. Отстаёт техника и скорость чтения;
2. Нарушено звукопроизношение;
3. Ограничен словарный запас;
4. Ребёнок не может пересказать текст;
5. Нарушено письмо.
В каждом из обозначенных случаев допустимо предположить наличие объективной причины, а не просто лень, неорганизованность или неспособность ученика.
Одно из направлений – словарная работа. Систематическое расширение словарного запаса обучающихся, т.е. развитие понимания значения слов и формирование навыка их правильного употребления в самостоятельной устной речи.
Объём изучаемого словаря определяется целями отдельно каждого урока и всего курса в целом. Обучающиеся должны понимать и представлять то, о чём рассказывает учитель, или то, что они читают. Очень важно не допустить запоминания обучающимся неправильно понятого слова. Обучающиеся часто путают слова «ответственно» и «отвесно», «разводятся» и «водятся», «растут» и «выращивают», «ненцы» и «немцы». Можно привести много примеров, которые доказывают необходимость ведения словарной работы, помогающей обучающимся не только правильно понимать, но и произносить и писать изучаемые слова.
Специальные слова (названия) необходимо закреплять и на слух и зрительно. Начинать необходимо не с произношения трудных слов, а с выписывания их на доске с выделением слогов. Например: Ат - лантический, А – зер – байд - жан.
Подобные слова читаются хором с остановкой после слога, а потом индивидуально прочитывается каждым обучающимся отдельно. Для улучшения запоминания терминов используется зрительная опора в виде таблиц и схем. На таблицах эти слова записываются чётко, крупными буквами. В них проставляются ударение. Например: хвойные, хвоя.
Кроме отдельных слов и терминов в словарную работу могут быть включены фразеологизмы и образные выражения, встречающиеся в тексте. Например: «доктор леса», «крылатый металл», «чёрное золото», «сухой лёд».
При толковании новых слов необходимо использовать чувственный опыт обучающихся, опираться на зрительное и двигательное восприятие. На уроках естествознания используется термин «обоняние», который школьники часто путают со словом «обаяние». Необходимо обратить внимание на разницу в звучании и дать опору на запоминание «обоняние – нос», т.е. «чувствую носом».
Закреплять понятия или названия надо не отвлечённо, а осмысленно.
Пример №1.
1. Из ряда слов выбери слова тебе незнакомые: погода, бриз, климат, ветер, муссон.
2. Найди значение новых слов в тексте учебника.
3. Составь предложения и (или) вопросы с этими словами.
4. Дай определения новых понятий по схеме:
Бриз – это __________________,___________________________________.
Что? Чем он отличается от других ветров?
(ветер) (который дует…)
Барометр - это ______________, ___________________________________.
Что? Чем он отличается от других приборов?
(прибор) (который предназначен для…)
Пример №2.
Для коррекции речи обучающимся могут быть предложены следующие задания:
- Найди в тексте прилагательные, которыми можно воспользоваться при составлении рассказа о вулкане, Центрально-Чернозёмном районе и т.п.
- Подбери синонимы к словам: материк, термометр и т.п.
- Из ряда слов выбери слова по теме "Рельеф": ветер, вулкан, вершина, шельф, муссон и т.д.
- Подбери антонимы к словам: суша, холод, возвышенность и т.д.
- Подбери обобщающие слова к группам: а) температура, количество осадков, преобладающие ветры; б) гора, хребет, пик; в) каменный уголь, нефть, торф, природный газ;
- Предложи 5-7 прилагательных для характеристики растительности тайги.
- Предложи несколько наречий для составления рассказа о своей поездке.
Пример №3.
На следующем после введения термина уроке целесообразно предложить детям написать их на доске. Хорошо зарекомендовали себя терминологические диктанты, которые можно проводить как в конце изучения темы, так и в конце четверти. Если требуется проверка умения писать термины у большего числа учеником, то можно предложить детям упражнение с пропущенными буквами:
релье…, низме…сть, р…внина, в…ршина; мета…лургия, конц…нтрат, к…мбинат.
Второе направление – развитие связной речи. Словарная работа переходит в работу над развитием связной речи.
Становление связной речи у обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными особенностями. Школьники с интеллектуальными нарушениями достаточно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в форме вопросов, либо в подсказке. Пересказ для них больше доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, подробного раскрытия заданной темы, определения последовательности событий. При пересказе большую роль играет запоминание содержания текста. Но и пересказы обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеют ряд особенностей. Они пропускают много важных частей рассказа, передают его содержание упрощенно. Трудности пересказа также часто являются следствием объективно существующих причин. Здесь важно прийти на помощь ребёнку, научить его работать над текстом и его пересказом.
После работы с текстом каждое слово должно быть понятно детям.
Вот некоторые приёмы работы с текстом. Для пересказа детям лучше предложить логичный и повествовательный текст.
Пример №4
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География 8 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Текс по теме «Население Австралии»
Приёмы работы с текстом:
1. Прочитай текст.
2. Подчеркни слова, значения которых тебе не ясно.
3. Найди значение этих слов в словаре.
4. Объясни словосочетания: кочевые племена, сложный язык, малонаселённые районы.
5. Найди на карте атласа названные в тексте географические объекты.
6. Обозначь Австралию на контурной карте.
7. Найди в каждом абзаце ключевые слова, подчеркни их волнистой линией.
8. Запиши в тетрадь тему рассказа и выпиши в столбик ключевые слова.
9. Прочитай текст ещё раз и подготовь связный рассказ, используя свои записи.
Пример №5.
Тема «Углекислый газ». Словарь: сифон, баллон, «сухой лёд», огнетушитель, вагон-холодильник. Задания: 1) составить рассказ, используя данные слова; 2) дополнить предложения, вставив данные слова по смыслу.
Тема «Голосеменные». Словарь: голосеменные, хвойные, вечнозелёные, теневыносливые, светолюбивые, морозостойкие, многолетние. Задание: выбери слова и расскажи, чем похожи ель и сосна.
Тема «Горы». Задание: описать горы по плану, опорной схеме. План помогает изложить материал последовательно, полно.
Тема «Овощные растения», «Грибы», «Животные». Задание: составить загадку (описание).
В заключении хочу сказать, что, развивая речь, мы учим школьника думать и рассуждать, интересоваться окружающим миром, анализировать и оценивать.
Информационные источники:
1.Суслов В.Г. Развивающие упражнения на уроках географии. 6 класс: Метод. пособие / В.Г.Суслов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
2.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: Классикс Стиль, 2003
3.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 03.08.- М.: Просвещение, 1989
4.Лекция №4. Методика работы над словарём учащихся https://studopedia.su/10_111568_lektsiya---metodika-raboti-nad-slovarem-uchashchihsya.html