12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихонова Ирина Анатольевна698
Россия, Архангельская обл., няндома
2

Статья «Занимательные задания на уроках географии как метод повышения успеваемости обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Занимательные задания на уроках географии как метод повышения успеваемости обучающихся с интеллектуальными нарушениями

 

Тихонова Ирина Анатольевна

учитель географии

высшая квалификационная категория

ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»

Архангельская обл., г.Няндома

 

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения в настоящее время актуальна в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Практика диктует необходимость использования методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность, учитывая их индивидуальные особенности.

Необходимо помнить, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями с трудом воспринимают и запоминают теоретический материал и могут не испытывать интерес к географии. Поэтому каждое занятие, помимо географических знаний, должно включать в себя методы и приёмы, которые помогут привлечь внимание и развить интерес к предмету «География».

Уроки по географии организованы для обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии  так, чтобы они способствовали развитию восприятия и активизации мыслительной деятельности. Чтобы закрепить представления о природных явлениях и географических объектах, можно использовать занимательные и нестандартные задания. Именно задания занимательного характера способствуют повышению интереса и развитию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями внимания и наблюдательности, развивают словарные запас и речевые навыки в целом, заставляют работать память. А это, в свою очередь, способствует более качественному восприятию учебного материала и, следовательно, повышению успеваемость.

Приведу примеры некоторых занимательных заданий, используемых мною на уроках географии.

1. Анаграммы. Из перепутанных букв составить слова, обозначающие географические понятия или объекты.

Тема «Реки России»: сейние — Енисей, раул — Урал, оглав — Волга и т.д.

Тема «Материки»: акрифа — Африка, раявеиз — Евразия, ляриаства — Австралия, рактандати — Антарктида.

Тема «Народы России»: тисеоны — осетины, клыкима — калмыки, киряок — коряки, тыкуя — якуты, сомкэсиы — эскимосы и т.д.

2. География на все 100! Необходимо отгадать слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

_ _ СТО _ — сторона света.

_ СТО _ — начало реки.

СТО _ _ _ _ — главный город страны.

_ СТО _ _ _ — государство в Прибалтике.

_ _ СТО _ — город «Золотого кольца» России.

_ _ _ _ _ _ _ СТО _ — город РФ, порт на Тихом океане.

_ _ _ _ СТО _ — столица Ямайки, порт на Карибском море.

_ _ СТО _ — город США, порт на Атлантическом океане

_ _ СТО _ — город в Германии, порт на Балтийском море.

СТО _ _ _ _ _ _ — столица Швеции, порт на Балтийском море.

_ _ _ СТО _ _ _ — имя мореплавателя, открывшего Америку.

3. Ребусы. Необходимо расшифровать географическое понятие или объект с помощью иллюстраций, букв, цифр, символов.

4. Географические лабиринты. Во время прохождения лабиринта при ответе «ДА» или «НЕТ» записать букву. В конце лабиринта должно получиться слово — загаданный географический объект или понятие.

5. «Геологика».  По данным определениям или существительным назвать географический термин или понятие.

- Извержение, лавина, жерло, кратер, магма, пепел, огонь (вулкан)

- Глубокий, солёный, бескрайний, могучий, синий, мировой (океан)

- Песчаная, каменистая, глинистая, солончаковая, жаркая, сухая (пустыня)

Кроме приведённых примеров в качестве занимательных заданий на уроках географии использую шарады, кроссворды, шуточные вопросы, загадки. Необходимо помнить, что обучающимся с нарушением интеллекта трудно даётся учеба, поэтому так важно облегчить ее, сделать интересной и радостной, тогда и изучаемый предмет станет любимым для них. А если будет интерес, то будут и знания. Будут знания – повысится успеваемость.

Информационные источники:

1) Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью - https://ncrdo.ru/center/blog/formirovanie-geograficheskikh-znaniy-u-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu/

2) Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями - https://studopedia.ru/10_186216_osobennosti-formirovaniya-geograficheskih-predstavleniy-u-uchashchihsya-s-intellektualnimi-narusheniyami.html

3) Статья к выступлению на методическом собрании на тему «Занимательные и нестандартные задания на уроках географии» - https://infourok.ru/statya-k-vystupleniyu-na-metodicheskom-sobranii-na-temu-zanimatelnye-i-nestandartnye-zadaniya-na-urokah-geografii-6206380.html

4) Географические ребусы - https://multiurok.ru/files/gieoghrafichieskiie-riebusy-2.html

5) Географический лабиринт - https://multiurok.ru/files/gieoghrafichieskii-labirint.html


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.