Работа на конкурс «Наставничество в образовании» на тему «Кейс учителя-наставника»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Андреевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Курганова Алексея Сергеевича»
Кейс учителя – наставника
Номинация конкурса «Наставничество в образовании» (форма наставничества «учитель-ученик»).
Учитель – наставник: учитель физики – Пищулова О.Н.
Наставляемый: ученик 8 «А» класса –
Некрасов Михаил
п.Андреево
2023 г.
Содержание :
№ пп | Разделы | страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
| Структура кейса. Приложения | 6 |
2 | Описание кейса | 7 |
3 | Заключение | 15 |
4 | Список литературы и интернет ресурсов | 16 |
5 | Приложения | 18 |
1. Пояснительная записка
«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить»
Древнегреческий философ Сократ
Возвращение в практику идей наставничества в образование свидетельствует о его повышающейся роли в достижении качества образования, а также мотивации педагогических работников и обучающихся.
2023 год объявлен Президентом Российской Федерации В.В.Путиным годом педагога и наставника.
В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить (так говорил великий Сократ). Так и в каждом ребёнке скрыт свой талант, свой потенциал и нужно позволить ему раскрыть его, подобрать для каждого ученика свои слова, хвалить и отмечать каждый, даже самый не значительный успех, создавать условия и давать возможность расти над собой. Что может быть важнее, чем радость в глазах детей.
Один из главных принципов моей работы - это создание условий для развития учеников. Физика предмет очень сложный, но очень многогранный и интересный. Поэтому, если не получилось в одном направлении (например, олимпиады, решение сложных задач), можно попробовать себя в другом (конкурсы, проекты, организация внеурочных мероприятий, встреч с интересными людьми и т.д.)
«Успех- это успеть» сказала Марина Цветаева
А если не успеть? Страшно даже подумать, что тогда может произойти… и я не хочу об этом рассуждать: моё дело – действовать, потому что я – учитель и мой долг – помогать каждому ребёнку УСПЕТЬ. Это главный принцип моей работы.
Моё кредо – педагогическое сопровождение ученика к успеху. Моя педагогическая философия: «Вдохновлять и вдохновляться».
Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.
Одним из механизмов, позволяющим обеспечить достижение результатов, обозначенных в федеральных проектах «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка», является наставничество.
Целью формы наставничества «учитель – ученик» является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.
Задачами являются:
-раскрытие потенциала каждого наставляемого;
-повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, проектной и внеурочной деятельности;
-формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
-развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций
-совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы, Обучающиеся получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
К особенностям организации наставничества можно отнести следующие характеристики:
-прямое (или открытое) наставничество (предполагает непосредственный контакт с наставляемым не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке, традиционная форма наставничества, связанная с передачей жизненного и профессионального опыта);
-опосредованное наставничество (реализуется через советы, рекомендации);
-скрытое (происходит незаметно для наставляемого)
-виртуальное наставничество (используется обычно как дополнение к традиционному, когда наставник и наставляемые используют средства виртуального общения).
Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут
различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов
наставника.
Кто же такой наставник?
Это педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, который способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Наставляемый – ученик практики наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставляемым может быть:
1.Неуспевающий ученик
2. Пассивный ученик
3. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид
4.Ребёнок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации
5. Одаренный ученик.
Срок реализации кейса наставничества – 2,5 года , с ноября 2022 года по апрель 2024 года.
Проблема: уменьшение числа одаренных детей, самостоятельное проявление учащихся в образовательной среде для достижения высоких результатов.
Актуальность: выявление одаренных, целеустремленных детей из общего числа обучающихся.
Средства реализации кейса:
взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной и внеурочной деятельности;
консультация, отработка знаний и умений;
устранение пробелов в знаниях наставляемого;
проведение бесед с наставляемым;
знакомство с дополнительной литературой, с интернет ресурсами;
подготовка к мероприятиям, предметным неделям;
совместная организация проектно-исследовательской деятельности;
разработка индивидуального образовательного маршрута.
Структура кейса
Форма наставничества.
Портрет наставника, наставляемого.
Модель «учитель - одарённый ученик».
Основные инструменты наставничества.
Составление плана работы с наставляемым.
Результаты работы
Перечень приложений:
№ пп | наименование | страница |
1 | Приложение 1. Анкета наставника | 18 |
2 | Приложение 2. Анкета наставляемого. Форма "учитель - ученик" | 20 |
3 | Приложение 3.Индивидуальный образовательный план | 21 |
4 | Приложение 4.Методики, позволяющие выявить определённые способности у наставляемых | 24 |
5 | Приложение 5. Методы и технологии образовательной деятельности | 26 |
6 | Приложение 6. Схема самоанализа обучающегося | 28 |
7 | Приложение 7. Примерные варианты документов представляющих ИОМ | 28 |
8 | Приложение 8.Заповеди «От успешного педагога к успешному ученику!» | 32 |
9 | Приложение 9. Результаты практики наставничества | 33 |
2. Описание кейса
Форма наставничества – это способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. Я более подробно остановлюсь на форме наставничества «учитель - одарённый ученик».
Портрет наставника – «учителя»:
Учитель, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для самосовершенствования и самореализации наставляемого;
Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками;
Создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем;
«Учитель» способен стать для «ученика» человеком, который окажет поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения; в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Портрет наставляемого – «ученика»:
одаренный ученик - демонстрирующий высокие образовательные результаты (Некрасов Михаил, окончил 7 класс с отличием);
обладающий организаторскими способностями, принимающий активное участие в жизни МБОУ «Андреевской СОШ»:
участвующий в конкурсах и проектах – школьного, муниципального и регионального уровня, в олимпиадах;
общественная деятельность - является членом Совета старшеклассников школы «БЭМС»;
внеурочная деятельность (посещает кружок «Физика для увлечённых», курс внеурочгой деятельности «До чего дошёл прогресс!», входит в состав школьного научного общества «Физикон»)
Остановлюсь на моделе «учитель - одарённый ученик» чуть подробнее.
Одаренность трактуется как сложное системное образование, находящееся в постоянном развитии, дающее потенциальную возможность человеку добиваться высоких, а порой и выдающихся достижений в деятельности. Гениев - единицы, а одарённых детей много.
Первыми слагаемыми одаренности были названы интеллектуальные способности, высокий коэффициент интеллекта, индивидуальные особенности личности, креативность.[1,12]
Я бы добавила сюда еще и повышенную мотивацию, которую наставнику нужно помочь развить и поддерживать во время всего обучения своего наставляемого ученика.
А уже после, мотивация одаренных людей станет не просто внутренним побуждением к деятельности и заинтересованности в ее результатах, а страстью, наивысшей степенью увлеченности выполняемой задачей, сопровождаемой настойчивостью, упорством, неистощимым трудолюбием и усердием.
Одарённого ребёнка отличает чрезвычайно высокая познавательная потребность. Мышление одаренного ребенка отличают оригинальность, гибкость, продуктивность, критичность, часто встречается высокая скорость мыслительных процессов. К особенностям внимания относят повышенную концентрацию и устойчивость, у таких детей большой объем долговременной памяти, а так же они демонстрируют высокий уровень речевого развития.
Хочется отметить особенности эмоциональной сферы одаренного ребенка, -это сверхчувствительность, эмоциональная незащищенность, повышенная уязвимость, глубина и интенсивность эмоциональных переживаний, раздражительность, застенчивость.. Поэтому и здесь велика роль наставника, помочь преодолеть все эти состояния, быть рядом с ребёнком.[1]
Какие же выделяются формы и технологии обучения, сопровождения и поддержки одаренных:
- это ускорение, обогащение программы, выделение одаренных обучающихся в специальные школы, классы и группы, обучение в малых группах, самостоятельные занятия по интересующим проектам, дистанционное обучение, наставничество, расширение границ учебного заведения, предоставление новых возможностей через привлечение внешних специалистов. [1]
Выделяют шесть категорий одаренных детей с точки зрения реализации потенциала: успешные, сложные, со скрытой одаренностью, прекратившие обучение в школе, одаренные дети с двойной исключительностью, самостоятельные.
Эта классификация условна, но она дает понимание особенностей и потребностей одаренных детей и ориентиры для организации работы с ними.
Как же успеть помочь раскрыть ребёнку свой потенциал в школе?
Вне зависимости от того, в какой школе учится одаренный ребенок, он нуждается в создании благоприятных условий для его целостного полноценного развития, построении образовательной траектории в зависимости от его индивидуальности.
Какова же моя стратегия обучения одарённых детей на каждом этапе развития
-на начальном этапе я уделяю внимание формированию склонностей и интересов, когда ребенок влюбляется в мою науку;
-затем идет очень важный этап, на котором я сопровождаю каждый шаг ребят по овладению знаниями, умениями и навыками, а так же уделяем внимание формированию мировоззрения и ценностных установок,
-и, наконец, эпогеем нашей совместной работы является творческое применение полученных знаний, формирования уникального стиля и метода самостоятельной деятельности. [1,14]
Как же всё это осуществить в общеобразовательной школе?
В своей деятельности реализую стандартную позиционную модель наставничества «учитель-ученик». Я передаю знания, ученик их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной классно-урочной и внеурочной деятельности. И здесь учитель может увидеть, кто из детей начинает проявлять интерес к его предмету.
Только одна урочная система не даст нам заинтересованного ученика, поэтому уже с 2012 года в нашей школе ведёт свою работу школьное научное общество «Физикон», где мы с ребятами изучаем вопросы связанные с таким многогранным предметом как физика, разрабатываем проекты для участия в конкурсах, знакомимся с великими физиками и их открытиями, проводим предметные недели и внеклассные мероприятия.
Так же я веду курс внеурочной деятельности «До чего дошёл прогресс!», где мы на примерах рассматриваем, как происходит развите науки, как изменяется наша жизнь вокруг, курсы «Чудеса физики», «Удивительное рядом!», которые нравятся младшим щкольникам и для старших детей - кружок «Физика для увлечённых».
И конечно же, на таких занятиях реализую технологию проектного обучения.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку, выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность.
С 2013 года мы активно участвуем во всех проектах и конференциях муницапального и регионального уровня. Неоднократно становились победителями и призёрами.
В проектной деятельности учитель-наставник выполняет роль:
· специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей – КОУЧА;
· опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели – МЕНТОРА
За многие годы практики работы с одарёнными учениками я пришла к выводу, что успешность подобного рода начинаний напрямую связана с готовностью учителя «не экономить» ресурсы своей души. «Менторство» как форма сопровождения – это своеобразное зеркало, где отражаются все достоинства и недостатки учителя, вступившего в подобный диалог с ребёнком, а также его такт, педагогическая этика (!) и способности к сотворчеству (!)
И самое главное, с моей точки зрения, - предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты.[8,9]
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [11]
ИОМ нацелен на создание условий для индивидуального обучения и помогает одарённому ребёнку максимально раскрыть свои способности.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение ребенка.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения обучающегося к поставленной цели.
Развитие одаренного подростка может осуществляться по нескольким вариантам образовательных маршрутов.
ИОМ «Совершенствование предметной деятельности одаренного ребенка».
ИОМ «Ликвидация пробелов по предмету».
ИОМ «Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка»
ИОМ «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения одаренного ребенка».
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. стало ясно, что невозможно определить этот маршрут на весь период обучения сразу. Он должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. В случае педагогического сопровождения подобных учащихся возникает проблема: одарённый ребёнок нуждается в особом, «своём» учителе, умеющем войти с ним в РЕЗОНАНС (всем известное явление в физике).
«РЕЗОНАНС» - это совпадение частот, вибраций, волн, а также настроений, чувств, мыслей, движений и т. д. Можно свести резонанс к совпадению состояний и соответственно усилению их глубины и качества. Или не совпадению, тогда чья‑то волна угасает или будет перенастраивается в соответствии с волной более сильного источника, и тогда одарённый ребёнок будет жить в замкнутом пространстве своего внутреннего мира. Сложность сопровождения такого ребёнка как раз и состоит в том, чтобы учитель, включился в процесс диалога с одарённым учеником. Однако вступая в подобный диалог, учитель должен осознать всю степень ответственности, которую возложил себе на плечи. Потому что от учителя, сопровождающего подобного ученика, требуется полная самоотдача, готовность к сотворчеству с ребёнком и трудностям, которые могут возникнуть.
Накопленный опыт работы с одарёнными учениками позволил мне осознанно посторить траекторию развития с моим наставляемым Некрасовым Михаилом. Мы ещё находимся в самом начале пути, но уже смогли добиться хороших результатов.
Разрабатывая ИОМ необходимо действовать примерно по такой схеме:
Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Предусмотреть участие родителей, их роли;
Определить способы оценки успехов воспитанника.
Основные инструменты наставничества:
Составление этапов работы для создания положительных результатов.
Совместное сотрудничество и достижение целей.
Грамотное планирование работы.
Умение использовать новые информационные технологии.
Оформление результатов.
План работы наставника с наставляемым - «учитель-ученик»
№ пп | Мероприятие | Срок реализации | ответственный |
1 | Подготовительный этап (7 класс) | Декабрь 2022 г | Пищулова О.Н. |
2 | Этап реализации (7-8 класс) организация работы по плану; работа с документацией; участие в различных конкурсах, меропрятиях; выступление перед учениками школы; обработка полученной информации. | Январь 2022 г- декабрь 2023 г | Пищулова О.Н. Некрасов М.О. |
3 | Заключительный этап (9 класс) - оформление проделанной работы | Январь 2023 г.- Апрель 2024г. | Пищулова О.Н. Некрасов М.О.. |
Мы, учителя, каждый день и каждый час направляем ребят на достижение высоких результатов в обучении и применение своих знаний в жизни. В начале работы над любым проектом, конкурсом, при работе к подготовке к олимпиадам, ученик еще не знает, что его ждет впереди и каких результатов он может добиться. Во время работы появляются идеи и ты с учеником находишься в постоянном взаимодействии.
Ожидаемые результаты:
— повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования;
— активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности;
— улучшение образовательных, культурных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.
Результаты работы Некрасова Михаила за прошедшее время:
Название конкурса, мероприятия | Дата участия | Место |
Межрегиональный сетевой образовательный проект «Звёздные короли» на сайте ВИКИ Владимир | Апрель 2022 | лауреат |
Региональная школьная учебно- исследовательская конференция по физике «Советский атомный проект- научно – техническая революция XX века» | Декабрь2022 | диплом призёра, 2 место. |
Участвовал в составе команды в муниципальной интеллектуальной игре по физике «Путешествие по стране физика» | Март 2023 | участник |
Участвует в межрегиональном сетевом образовательном проекте по физике «Земля Санникова» на ВИКИ Владимир | Марпт 2023 | Результатов проекта пока нет |
Участвовал в однодневном семинаре по физике ядра и частиц в Московском Государственном университете имени Михаила Васильевича Ломоносова | Февраль 2023 | слушатель |
Проходит обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Физика в задачах научно- технологического развития» на Платформе 33 | Март- май 2023 | |
Участвует в конкурсе на знание русского языка среди школьников 7-8 классов «Грамотеи. РУ» . | Март- апрель 2023 | Вышли в очный этап. |
Я как наставник, распространяю свой педагогический опыт по теме «Использование модели наставничества «учитель – ученик» при работе с одарёнными детьми»:
Выступила на МО учителей физики Судогодского района по теме «Индивидуальный образовательный маршрут при работе с одарённым ребёнком»;
Провела региональный мастер- класс по теме: «Система работы с одарёнными учащимися при обучении физике»
Вместе с Некрасовым Михаилом провели открытое мероприятие в рамках работы школьного научного общества «Физикон» для 6-11 классов «Эволюция телефона», мероприятия посвящённые Циолковскому К.Э., Курчатову И.В., участвовала вместе с Михаилом в однодневном семинаре по физике ядра и частиц в Московском Государственном университете имени Михаила Васильевича Ломоносова
Заключение
Мне, как наставнику приятно видеть достижения наставляемого. У Михаила раскрываются такие качества как:
целеустремленность;
ораторские способности;
инициативность;
самостоятельность.
Я, как наставник, повышаю свой профессиональный уровень в процессе работы с одарёнными учениками.
Результатом всей этой большой работы стали и я верю, что ещё будут, достижения моих учащихся в конкурсах разного уровня, в проектах, олимпиадах. В результате можно увидеть, как усвоение обучающимися дополнительных образовательных программ, внеурочная работа обеспечивают полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Ещё раз повторюсь, что физика очень сложный предмет и как ты радуешься, когда видишь, что у кого-то из ребят появляется искорка в глазах на твоих уроках. Моя гордость – мои выпускники и ,конечно же, ученики, кторые ещё учатся в школе. У всех свой путь, свои мечты и я счастлива, когда понимаю, что помогла или помогаю сейчас им УСПЕТЬ!.Успеть реализовать свои потенциальные возиожности и исполнить свою главную мечту!
Список литературы и интернет ресурсов:
1. Богоявленская Д. Б. О понятии «одаренность» // Образование личности. 2020. № 3–4. С. 52–61.
Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 150 с.
Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 2010. - 96 с.
Лейтес, Н.С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1999. − №2. − С. 15-23.
Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе: теория и практика. М. Сентябрь. 2005.
Кунаш М.А. Индивидуальные образовательные маршруты как средство формирования познавательной компетентности на уроках. М. Изд-во МГУ, 2011.
Кунаш М.А. Современные подходы к разработке индивидуальных образовательных маршрутов школьников. Мурманск . МГТУ. 2011.
Маланьина, Н.А. Современные подходы в работе с одаренными детьми [Электронный ресурс] / Н.А. Маланьина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД "Первое сентября", 2018. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru (https://открытыйурок.рф/статьи/670373/)
Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Н.С. Лейтес; под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2006. − 416с
Садыкова, О.А. Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / О.А. Садыкова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД "Первое сентября", 2011. - Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593595/
Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. Классические тексты [Текст] / А.М. Матюшкина [и др.]; под ред. А.М. Матюшкиной. − М.: ЧеРо, МПСИ, 2008. − 368с.
Перечень приложений:
№ пп | наименование | страница |
1 | Приложение 1. Анкета наставника | 18 |
2 | Приложение 2. Анкета наставляемого. Форма "учитель - ученик" | 20 |
3 | Приложение 3.Индивидуальный образовательный план | 21 |
4 | Приложение 4.Методики, позволяющие выявить определённые способности у наставляемых | 24 |
5 | Приложение 5. Методы и технологии образовательной деятельности | 26 |
6 | Приложение 6. Схема самоанализа обучающегося | 28 |
7 | Приложение 7. Примерные варианты документов представляющих ИОМ | 28 |
8 | Приложение 8.Заповеди «От успешного педагога к успешному ученику!» | 32 |
9 | Приложение 9. Результаты практики наставничества | 33 |
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет] НЕТ
Если да, то где?
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощьюнаставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Что Вы ожидаете от программы и своей роли? (стать наставником для наставляемого, поделиться своими знаниями и опытом)
Что особенно ценно для Вас в программе? (достижение высоких результатов и исполнение мечты ребёнка)
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | Очень часто | Часто | Редко | 1-2 раза | Никогда |
| | + | | |
15.Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Приложение 2
Анкета наставляемого. Форма "учитель - ученик"
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
Если да, то где?(нет)
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут индивидуальные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Ожидаемые после завершения работы перемены в Вашей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12.Ожидаемая полезность профориентационных мероприятий (понимание своей будущей профессии) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Что Вы ожидаете от программы? (участие в конкурсах, проектах, создание комфортных условий для достижения лучших результатов и исполнения моей мечты)
Что особенно ценно для Вас в программе?
Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Приложение 3
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе ) | |
Класс | |
Дата рождения | |
Любимое занятие в свободное время | |
Мой любимый учебный предмет | |
Мои учебные достижения | |
Мои сильные стороны | |
Мои слабые стороны | |
Мои увлечения | |
Чем отличаюсь от своих сверстников | |
Что умею делать хорошо | |
Сфера профессиональных интересов | |
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | |
Что мне в себе нравится | |
Что мне в себе не нравится | |
НА кого хочу быть похожим (-ей) | |
2. Мои цели и задачи | |
2.1 Мои перспективные жизненные цели | |
1) Кем хочу стать, какую получить профессию | |
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | |
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь | |
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) | |
2) Задачи в обучении | |
- По каким предметам повысить свои достижения | |
- Какие дополнительные области знаний изучать | |
- Какие учебные умения и навыки развивать | |
3) Задачи в практической деятельности | |
4) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели | |
3. Мои планы | |
3.1 Предполагаемое направление (профиль) образования в старшей школе | |
3.2 Планируемый уровень профессионального образования после окончания школы | |
3.3 Профессия, которая меня интересует | |
3.4 Предполагаемое учебное заведение после окончания школы | |
4. Моя программа действий | |
4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей | |
1) В чем (где, в каких сферах себя попробую) | |
2) С кем, где проконсультируюсь | |
3) К кому обращусь за советом | |
4.2. Обучение | |
1) Изучению каких предметов уделить больше внимания | |
2) Какие предметы изучать на углубленном уровне | |
3) Какие элективные курсы посещать | |
4.3. Дополнительное образование | |
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься | |
2) Какую дополнительную литературу буду изучать | |
3) В каких проектах буду участвовать | |
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать | |
4.4. Участие в общественной деятельности | |
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе | |
2) В каких буду участвовать вне школы | |
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества: | |
1) На учебных занятиях | |
2) Во внеучебное время | |
3) В семье | |
4) В общении с учащимися | |
5) в практической деятельности, | |
общественных делах | |
4.6. Кто и в чем мне может помочь | |
1) Учителя | |
2) Родители | |
3) Друзья | |
4) Специалисты |
Приложение 4
Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у наставляемого, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
Изучаемый показатель | Методики |
Интеллектуальная одаренность | Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. Тест Д. Векслера. Тест Р. Амтхауэра. - Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.), Методика «Школьный тест умственного развития» под редакцией К. М. Гуревича в модификации Г. В. Резапкиной, - Тест интеллекта Г. Айзенка (тест IQ), - Тест Кеттела CPQфактор «В» Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С.) |
Творческая одаренность | Опросник креативности Джонсона. Тесты креативности Туник. Тест на определение творческих способностей (Х. Зиверт), Методика "Три слова" Тест “Обобщение понятий” Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И.С. Аверина, Е.И. Щебланова; · «Шкала детских способностей Маккарти» Теоретическая модель интеллектуально- творческой одаренности Дж. Рензулли. Методика Е.М. Павлютенкова - Методика: «Изучение детской креативности» (Туник Е.Е.), Тест Торренса. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника, Опросник креативности С. Рензулли (адаптация ) |
Первичная информация о направленности интересов школьников | Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.) Определение уровня проявления способностей ребенка. Анкета для родителей (Сизанов А.Н.) Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ). -Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (5-10 лет) |
Словесно-логическое мышление | - Методика «Словесно-логическое мышление» Э.Ф. Замбацявичене |
Психомоторная (спортивная) одаренность | - Тест Пурдье, Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами М. Крауфорда, Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У. Синклера, Тест на зрительно-двигательную координацию К. Берри, Тест ловкости пальцев Д. О’Коннора, - Минесотский тест скорости манипулирования Тесты для определения скоростно-силовых способностей |
| Тесты на определение гибкости тест кольца Ландольта |
Музыкальная одаренность | - Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки", Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант", Диагностика чувства тембра: Тест - игра "Тембровые прятки" |
Приложение 5
Методоы и технологии образовательной деятельности, котрая проходит в рамках ИОМ
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы |
1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность | Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. | Исследовательская деятельность. |
2.Сверхчувствител ьность к проблеме | Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. | Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. |
3.Склонность к задачам дивергентного типа | Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи). | Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. |
4.Оригинальность мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. | Работа по разработке новых идей или уже существующих. |
5.Высокая концентрация внимания | Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. | Сложные и сравнительно долговременные задания. |
6.Отличная память | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию. | Задания на развитие памяти, внимания и мышления. |
7.Способность к оценке | Производное критического мышления. | Задание по анализу или чужой деятельности. |
8.Широта интересов | Одаренные дети могут если не все, то многое. | Развивать и поддерживать широту интересов |
Приложение 6
Схема самоанализа обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту
Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)
Приложение 7
Примерные варианты документального представления ИОМ.
1Лист
Индивидуального образовательного маршрута
(заполняется учеником).
ФИО
Ученика (цы) класса
на / учебный год
| Предметы | ФИО педагога | Кол- во часов | Результаты | Подпись преподава теля |
| | | | | |
| | | | | |
| Итого | | | |
Родитель / /
2.Индивидуальный учебный план по предмету
Содержание (раздел программы, тема) | форма изучения | форма отчёта | сроки |
1. | | | |
… | | |
3.Формы работы. (заполняется учеником).
Деятельность | Срок | Форма представления результата |
Общение с преподавателем с использованием электронных средств связи | | |
Самообразование (работа с учебной литературой) | | |
Самообразование (работа с дополнительной литературой) | | |
Научно- исследовательская деятельность | | |
Олимпиады | | |
Конкурсы | | |
Конференции | | |
| | |
| | |
| | |
| |
4 Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика по предмету
(заполняется учителем-предметником).
Этапы работы | Форма отчёта / демонстрации результатов | Сроки |
1. Формулирование проблемы, целеполагание | Собеседование с учителем | |
2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности | Консультирование одноклассников, проведение урока или этапа урока в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных и т.д | |
3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования | Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования | |
4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез. | Собеседование с учителем | |
5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.) | Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п. | |
6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом |
7. Обобщение, выводы | | |
8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности |
5.Показатели достижения результатов
Критерии | Показатели | Конечный показатель прогрессивного развития |
Соответствие образовательным стандартам | Результаты итоговой и текущей аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п. | Результаты стабильные, или растут |
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса | Динамика удовлетворенности учащихся, родителей. | Рост удовлетворенности |
Рост достижений | Динамика достижений ученика | Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио). |
Прогнозируемый результат | | |
Фактический результат | | |
Примечание | |
6.Портфолио (заполняется учеником)
Деятельность | Форма представления результата | Период |
Раздел документов | Дипломы, грамоты, свидетельства и т.д. | |
Раздел работ | Зачетная или творческая книжка, видеозаписи, отчеты, модели проектов и т.д. | |
Раздел отзывов | Тексты заключений, рецензии, эссе, резюме, характеристики | |
| |
Приложение 8
Заповеди «От успешного педагога – к успешному ученику!»
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Приложение 9
Результаты работы Некрасова Михаила за прошедшее время:
Название конкурса, мероприятия | Дата участия | Место |
Межрегиональный сетевой образовательный проект «Звёздные короли» на сайте ВИКИ Владимир | Апрель 2022 | лауреат |
Региональная школьная учебно- исследовательская конференция по физике «Советский атомный проект- научно – техническая революция XX века» | Декабрь2022 | диплом призёра, 2 место. |
Участвовал в составе команды в муниципальной интеллектуальной игре по физике «Путешествие по стране физика» | Март 2023 | участник |
Участвует в межрегиональном сетевом образовательном проекте по физике «Земля Санникова» на ВИКИ Владимир | Марпт 2023 | Результатов проекта пока нет |
Участвовал в однодневном семинаре по физике ядра и частиц в Московском Государственном университете имени Михаила Васильевича Ломоносова | Февраль 2023 | слушатель |
Проходит обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Физика в задачах научно- технологического развития» на Платформе 33 | Март- май 2023 | |
Участвует в конкурсе на знание русского языка среди школьников 7-8 классов «Грамотеи. РУ» . | Март- апрель 2023 | Вышли в очный этап. |