Статья на тему «Форма наставничества в работе педагога учитель-ученик»
Статья «Форма наставничества в работе педагога учитель-ученик»
(из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения «Швея» Морозовой Надежды Валерьевны)
Я работаю в школе-интернате учителем профессионально трудовогообучения по профессии «Швея».
Проблемы обучающихся с УО (ИН) это:-не включенность детей с УО (ИН) в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению;
-отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
Они решаются с помощью наставнических отношений, которые способствуют мотивации обучающихся в профессиональной направленности и творческому развитию личности.
Наставничество в работе педагога – это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта.
Это «изюминка», при помощи которой педагоги-наставники увлекают детей новыми знаниям, а также непосредственной передачей личностного и практического опыта от человека к человеку. Наставник оказывает наставляемому ребенку комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения и возможностей саморазвития и профориентации.
Моя цель, как наставника:
-Создать условия для раскрытия творческих способностей обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья УО (ИН), необходимое для успешной реализации личностного потенциала, заинтересованных вразвитии собственных талантов в швейном деле.
Задачи:
-способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся;
-создавать условия для повышения мотивации к учебе и саморазвитию;
-помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации умений и навыков в швейном деле.
-оказывать психологическую, практическую помощь наставляемому при трудностях в обучении и адаптации в школьном коллективе;
-работать в взаимодействии с обучающимися как индивидуально, так и в группе при выполнении творческих проектов.
Работая наставником, необходимо обладать следующими качествами:
гибкостью мышления – быстро оценивает ситуацию и принимает необходимые решения, легко переключается с одного способа действий на другой;
коммуникативными способностями – говорит простым, понятным для подростка языком о сложных вещах, открыт и искренен при общении, умеет слушать и слышать собеседника;
толерантностью – терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственных и даже неприемлемым для наставника;
рефлексивностью – способен к осмыслению собственной деятельности;
эмоциональной устойчивостью – способен сохранять функциональную активность в условиях воздействия стресса как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Приступая к работе как педагога наставника, я собрала предварительные пожелания от наставляемых, чему они хотели бы научиться дополнительно?
Составила список способных обучающихся не имеющих возможности реализовать себя в рамках школьной программы.
Группа наставляемых состоит из активных обучающихся, которые мотивированные к самосовершенствованию, получению новых навыков.
В ходе реализации программы, между мной и обучающимися складывались гармоничные и продуктивные отношения максимально комфортные и стабильные.
Это прослеживается в активном участии обучающихся в конкурсах различного уровня:
Чемпионат Хабаровского края «Абилимпикс» 2021-2022 г, по компетенции
«Портной», обучающиеся призеры- 3 место
Районный конкурс декоративно-прикладного творчества "Победный май"
Всероссийский конкурс интернет- сайт «Педагогика 21 век»призовые места
Международный конкурс
интернет- сайт «Педагогика 21 век» призовые места
Международный конкурс интернет- сайт «Мир Олимпиад»
Ежегодно, завершая программу наставничества форма «Учитель- ученик», обучающие защищают творческие проекты.
Например: Коллективный проект «Парад моделей», зарисовать эскизы
платьев, придумать отделку и сшить изделия на кукол для выпускного бала. Чтобы им было от чего оттолкнуться, показываю фото из журналов мод, предоставляю лоскуты тканей из капрона, фаты, синтетического шелка.
Коллективный проект: « Одежда на кукол», перед выполнением проекта, показываю фото детской одежды из журналов мод, чтобы им было от чего оттолкнуться , предоставляю лоскуты тканей, консультирую.
В Международном конкурсе декоративно- прикладного творчества "Педагогика 21 век" -призовые места.
В процессе работы над проектом «Репка», я их познакомила с историей одежды, которую носили в древней Руси: русскими сарафанами, мужской косовороткой, шароварами. В результате конкурсная работа заняла 1 место в краевом конкурсе "Сказка ложь- да в ней намек"
Обучающимся в течении года формирую портфолио. Например:
Составляю карту творческого роста обучающейся
Учебный год | Уровень участия | Наименование олимпиады, конкурса, выставки | Результ аты участия |
2020 | международный | Конкурс «Педагогика 21 век» Номинация: «Готов служить Отчизне» Название работы: «Солдат Петров» | 1 место |
школьный | Олимпиада по профессионально-трудовому обучению профилю «Швея» | 1 место | |
всероссийский | Творческий проект: « Изготовление платья прямого силуэта, рукавом реглан, по среднему шву застежкой «молния», воротником стойка по горловине.» «Урок РФ» | сертифи кат | |
школьный | Олимпиада по Технологии «Наши руки не для скуки» | 1 место | |
районный | Конкурс фантазии декоративно- прикладного творчества «Пасхальное яйцо» | участник | |
всероссийский | Конкурс талантов, номинация: «Патриотизм» Викторина: «Дети Войны» | 1 место | |
международный | Конкурс mir-olimhiad.ru “В сердце ты у каждого Победа» | 1 место | |
всероссийский | Конкурс декоративно- прикладного творчества «Педагогика 21 век» «Коврик Нежность» | 1 место | |
всероссийский | Конкурс декоративно- прикладного творчества «Педагогика 21 век» Творческий проект:«Котик Мур» | 1 место | |
школьный | Конкурс «Символ года» | грамота | |
2021- 2022 | всероссийский | Блиц-олимпиада «Бессмертный полк» | 2 место |
районный | Конкурс декоративно- прикладного творчества «Победный май» | 3 место |
В ходе реализации программы формы Учитель-ученик»:
-повысилась успеваемость и улучшился психоэмоциональный фон;
-представлены результаты творческих проектов по профессии «швея»;
-обучающиеся мотивированны и осознано подходят к выбору профессии «швея»
В завершении своего выступления хотелось бы рассказать одну притчу:
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая -я её умертвлю,
скажет: мёртвая – выпущу.
«Мудрец подумал и ответил: «Всёв твоих руках.»
Если образовательные стандарты мешают вашим ученикам расти и развиваться, вспомните, что ни один стандарт не имеет смысла без вашего наставничества. Если вы открыты новому, открыты сердцем, вы многое поймёте, вы поломаете в интересах своего обучающегося все стандарты и пойдёте дальше.