Методический кейс - наставничество
Положение программы наставничества 3
Условия участия и этапы программы 10
Примерный общий календарно-тематический план программы 12
Аннотация направления обучающиеся-наставники 14
Аннотация направления педагоги-наставники 17
Аннотация направления родители-наставники 20
Аннотация направления наставники цифрового поколения 24
Положение программы наставничестваОбщие положения
Настоящее положение определяет порядок организации и содержание Программы наставничества в Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» «Мир открыт для тебя» для различных категорий участников (далее – Программа).
Программа является частью регионального плана работы Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации
«Российское движение школьников» (далее – РДШ) для обучающихся образовательных организаций, педагогов, представителей родительской общественности.
Данная комплексная программа представляет общий теоретический курс по технологиям наставничества и включает в себя несколько направлений с практическим курсом.
- Актуальность и принципы программы
Социально-экономическая ситуация диктует необходимость изменения системы образования и воспитания подрастающего поколения. Цифровая трансформация, внедрение новых технологий, быстрое развитие интернета оказывает влияние на систему образования и воспитания ребенка.
Одним из приоритетов государственной образовательной политики в России последних десятилетий является обеспечение открытости системы образования, вовлечение родительской общественности в процесс обучения, постоянное обновление форм и методов работы педагога, объединение и трансляцию лучших практик из опыта работы детских и молодежных объединений, привлечение социальных партнеров и некоммерческих организаций к воспитательному процессу. Существует множество технологий, направленных на обучение и воспитание современного поколения, тем не менее, необходимо отметить практику наставничества. Наставник, передающий не только опыт, но и традиции, культуру, в современном мире, снова востребован, и его роль в подготовке подрастающего поколения очень важна.
На совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ 23 декабря 2013 года по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум
«Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив.
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества.
В настоящее время тема наставничества является одной из ключевых в национальном проекте «Образование».
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Потребность в расширении практик наставничества в образовании на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях.
Деятельность Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников» сосредоточена на развитии и воспитании школьников и отвечает запросам современной воспитательной системы. Выявление лучших практик в системе воспитания, интеграция программ социальных партнеров, создание условий для развития потенциала каждого ребенка и включение родительской общественности – все это служит основой для разработки практики наставничества.
Наставничество – волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь, научить, проконсультировать, транслировать свой позитивный опыт. Передавая опыт и свои знания, каждый школьник или взрослый осознает свою значимость и берет на себя ответственность в создании благополучной атмосферы и обогащения и развития среды, в которой он находится.
Данная программа направлена не только на теоретическое обучение и получение необходимых навыков для реализации практики наставничества, но также на разработку индивидуальной траектории развития. Каждый участник разрабатывает свою траекторию развития, в которую входят навыки, необходимые наставнику, проекты в которых он хочет реализовать свой потенциал, образовательные области, проекты РДШ, социальное партнерство и др.
Основные принципы организации наставничества:
добровольности и целеустремленности работы наставника;
личного примера;
доброжелательности и взаимного уважения;
сотрудничества;
направленности деятельности наставника на воспитание, личностное и профессиональное становление наставляемого.
- Основные понятия
Вожатые РДШ – студенты, обучающиеся в ССУЗах или ВУЗах, кураторы активистов РДШ, мотивирующие детей и подростков к созидательной, творческой деятельности, старшие товарищи, способные воодушевлять детей к реализации себя в предлагаемых направлениях детско-юношеской организации.
Наставничество – волонтерский вид деятельности социально-активных людей готовых понять, принять и помочь, научить, проконсультировать, транслировать свой позитивный опыт и принципы.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Кейс-задания – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Куратор – сотрудник ресурсного центра РДШ, который отвечает за организацию программы наставничества.
Метакомпетенции – новые качества, которые развиваются на базе основных личностных и профессиональных качеств, необходимые для повышения эффективности, трудоспособности или обучаемости.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержки решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Родители (в контексте направления данной программы) – представители родительской общественности, законные представители обучающихся.
Российское движение школьников (РДШ) – Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
- Цели и задачи программы
Программа наставничества «Мир открыт для тебя» – это комплексная программа, которая представляет общий теоретический курс по технологиям наставничества и включает в себя несколько направлений с практическим курсом. Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Передавая опыт и свои знания, каждый молодой человек осознает свою значимость и берет на себя ответственность в создании благополучной атмосферы и обогащения и развития среды, в которой он находится.
Цели программы:
Социальная ориентация 240 участников программы в современной среде, с учетом личностных особенностей, через модель наставничества для различных категорий;
Раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях;
Создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации участников программы;
Формирование открытого и эффективного сообщества наставников Челябинской области.
Задачи программы:
Создание областного ресурсного центра Наставников;
Создание профессиональной среды для развития наставничества, мотивации, повышения квалификации и обобщения практик;
Разработка технологий наставничества в воспитательном пространстве
РДШ;
Создание условий для повышения потенциала и самореализации
участников проекта через воспитательное пространство РДШ и практики наставничества;
Создание полисубъектного взаимодействия (педагог-родитель-ребенок- социальные партнеры (общественные организации) с целью повышения коммуникативных навыков и работы в команде;
Подготовка участников программы к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире;
Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
Проведение образовательных блоков, форумных кампаний с целью популяризации наставничества в РДШ.
- Особенности организации программы
Данная комплексная программа рассчитана на год и представляет собой систему из 6 направлений наставничества, включающую в себя теоретические и практические занятия по следующим направлениям:
обучающиеся-наставники (школьники);
педагоги-наставники;
родители-наставники;
наставники цифрового поколения.
За реализацию деятельности каждого направления отвечает куратор – сотрудник Ресурсного центра РДШ.
Программа включает 2 основных компонента:
Образовательный, реализуется на основе общего примерного календарно- тематического плана программы (Приложение 1).
Практический, работа по направлениям с кураторами программ (Приложения 2-5).
Куратор каждого направления вправе вносить изменения в календарно-тематический план своего направления.
Программа рассчитана на очное, заочное и дистанционное обучение (вебинары, видео-уроки, выполнение заданий в режиме онлайн). В дальнейшем, практика наставничества будет реализовываться в других муниципальных образованиях.
Об очном занятии участников программы организаторы будут информировать не ранее, чем за 3 недели.
Обучение выстраивается на основе интерактивного взаимодействия,
Промежуточные результаты прохождения программы куратор фиксирует по итогам выполнения заданий каждого блока.
У вожатых Педагоги (традиционное наставничество) У педагогов Родители (партнерское наставничество)
У родителей Обучающиеся (реверсивное наставничество)
Вожатые РДШ – это обучающиеся, которые занимаются по дополнительной программе вожатского мастерства РДШ.
Таким образом, в программе присутствуют несколько моделей наставничества, которые участники программы будут осваивать.
Качественные показатели реализации программы:
ресурсное эффективное сообщество наставников Челябинской области, которые будут принимать активное участие в планировании, разработке и организации областных форумов не только РДШ, но и других молодежных общественных организаций;
повышение ответственности и осознанности у участников программы;
формирование самодисциплины, самоорганизации и инициативности у участников программы;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося программы через практики наставничества;
умение разрабатывать и прописывать проекты (проектная деятельность).
Итогами реализации программы станут:
Командная работа по реализации проектов в муниципальных образованиях
Участники направлений «обучающиеся-наставники», «педагоги- наставники», «родители-наставники» «наставники цифрового поколения», объединяясь по своим группам, определяют вектор направления, в котором будут реализовывать свой проект по наставничеству в муниципальных образованиях. Под руководством спикеров и кураторов проекта разработают командную траекторию развития, где каждый наставник может быть полезен другому в том, в чем имеет необходимые компетенции.
«Индивидуальная траектория развития»
Каждый участник разрабатывает свою траекторию развития, и с учетом полученных знаний, навыков и компетенций, реализует себя и развивает свою команду в муниципальном образовании.
Участники программы входят в рабочую группу по организации региональных проектов, форумов РДШ.
Спикерами, экспертами программы станут социальные партнеры РДШ, успешные представители молодежных общественных организаций, педагоги и психологи с опытом, спикеры не только регионального, но и федерального уровней, интересные личности.
В рамках программы участники включатся в проектную деятельность на Образовательной платформе по подготовке молодёжи к грантовым конкурсам
«Проектный лекторий»: от написания и разработки идеи, до подведения итогов и отчетов за реализацию проекта (Приложение 6).
Организаторы проекта оставляют право вносить коррективы в календарно- тематический план, сообщая участникам проекта об изменениях.
Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1197-1200;
Международная (заочная) научно-практическая конференция
«Наставничество в образовании: современная практика» (Курган, 20 ноября 2019 г.) Сборник материалов [Электронный ресурс];
Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Устав Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников»: принят учредительным съездом Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года».
Приложение 1
календарно-тематический план программы наставничества в РДШ
Название / тема | Месяц | Кол-во часов |
О проекте. Работа с социальными проектами. Цели, задачи Мотивация быть наставником Нетворкинг общий/командный | Сентябрь 2021 г. | 3 |
Что такое наставничество (механизмы, принципы, цели, задачи программы)? Общие требования к системе наставничества и к наставнику Анализ мировых практик наставничества | Сентябрь 2021 г. | 4 |
Воспитательная система РДШ: проекты, структура организации, механизмы, принципы деятельности и др. Практики наставничества: формы наставничества, методы наставничества, личностные компетенции наставника, модели наставничества | Октябрь 2021 г. | 8 |
Психологические аспекты общения: Ораторское мастерство Управленческие навыки Мотивационный аспект Целеполагания Тайм-менеджмент | Октябрь 2021 г. | 6 |
Проектная деятельность «Проектный лекторий» | Октябрь 2021 г. | 4 |
Социальное партнерство Модели взаимодействия | Ноябрь 2021г. | 4 |
Педагогические технологии: Игры, занятия, нетворкинги, и др. | Ноябрь 2021 г. | 4 |
Механизмы наставничества: имидж наставника РДШ | Ноябрь 2021 г. | 2 |
Дорожная карта РДШ. Первичные и местные отделения. Активисты в РДШ | Декабрь 2021 г. | 5 |
Психологические барьеры «Мой внутренний потенциал» | Январь 2022 г. | 3 |
«Start-up в РДШ» | Январь 2022 г. | 4 |
Система воспитания, формы и методы; управленческие навыки: «Я руководитель?» | Январь 2022 г. | 3 |
Pecha-kucha: мои мысли о наставничестве. Кто я? | Февраль 2022 г. | 4 |
Практика: зимние мастерские наставников (проведение мастер-классов наставниками, совместно с социальными партнерами, для «новичков») по моделям наставничества | Январь – февраль 2022 г. | 6 |
Ценностно-смысловые ориентиры наставника | Март 2022 г. | 3 |
Индивидуальная траектория наставничества: как я буду развиваться? Где я хочу себя реализовать как наставник? Встреча с социальными партнерами. | Март 2022 г. | 7 |
Командное наставничество, закрепление и отработка навыков: большая командная игра на обмен опытом | Апрель 2022 г. | 10 |
Отбор лучших наставников по школе | Май 2022 г. | |
Итого: | 80 часов |
Приложение 2
Аннотация направления обучающиеся-наставники:
школьники 12-17 лет
Для того чтобы определить актуальность программы в данном направлении, следует обратиться к двум основным документам Правительства Российской Федерации: «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции развития дополнительного образования».
Целью государственной политики в области образования, как отмечено в этих документах, является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
Исходя из поставленной цели, развитие дополнительного образования в Российской Федерации сопровождается присвоением образованию гуманистического характера.
Государственная политика в сфере образования в настоящее время ориентирована на создание эффективной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодёжи. Наибольшей ценностью в обществе на данный момент стала неповторимая человеческая личность с её наклонностями, предпочтениями, дарованиями. И это понятно, ведь эпоха, в которую мы живём – эпоха перемен, инноваций, эпоха интеллекта диктует свои условия жизни, выдвигает новые требования к человеку. Сейчас недостаточно просто выявить таланты, необходимо сохранить каждый, помочь выстроить путь его дальнейшего развития. Очень часто бывает так, что ребёнок проявил себя, но самостоятельно развиваться и совершенствоваться в своём творчестве не способен. Для этого нужны наставники – подростки, те, кто поймет, поддержит, направит, вдохновит и поможет!
Обучающиеся-наставники являются не просто наставниками, а близкими друзьями для своих сверстников или младших школьников. Апробация данной практики показала, что школьники многому могут научить своих сверстников и даже взрослых, просто не всегда знают, как преподнести и объяснить.
В рамках реализации данного направления обучающиеся будут развиваться как:
Обучающиеся-организаторы, освоившие навыки организации мероприятия от создания идеи до подведения итогов; школьники-подростки, ставшие наставниками для младших школьников, сопровождающие их в профессиональном и личном отношении. А также освоят необходимые навыки soft-skills.
Обучающиеся-наставники «Дело души»: школьники разрабатывают индивидуальную траекторию развития, в которой смогут стать наставниками для других в той сфере, в которой развиваются успешно.
Среди форм мероприятий запланированы как очные встречи на тренингах и воркшопах, а также онлайн-площадки: вебинары, гайды, прямые эфиры.
вхождение в профессиональное образовательное пространство;
общекультурное развитие;
профессиональное самоопределение;
творческая самореализация;
умение реализовывать свою инициативу;
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
умение видеть и понимать не только свои сложности, но и наставляемых;
умение обучать новым навыкам, преподносить информацию четко, ясно и интересно.
«Обучающиеся-наставники»
№ п/п | Месяц | Раздел | Содержание работы | Количество часов |
1. | Сентябрь 2020 г. | Работа по направлениям | Моя мотивация Образ организатора в РДШ «Тайм-менеджмент в организации мероприятий» Повышение продуктивности Источники вдохновения | 10 |
2. | Октябрь- ноябрь 2020 г. | Pecha-kucha (мои мысли о наставничестве. Кто я?) Работа по направлениям | Организация мероприятия «от А до Я» Эмоциональное выгорание «Готовность принимать новое. Ответственность» Работа над индивидуальной траекторией, составление индивидуальной программы каждым участникам, по которой наставник будет обучать | 12 |
3. | Ноябрь 2020 г. – январь 2021 г. | Работа по направлениям | Организатор – наставник: особенность, качества, специфика деятельности Я руководитель или исполнитель? Как найти и реализовать свой главный талант? Практики и технологии | 10 |
4. | Февраль- апрель 2021 г. | Индивидуальная траектория наставничества: как я буду развиваться? Где я хочу себя реализовать как наставник? | Работа с социальными партнерами Как сделать мероприятие «вкусным», что добавить? Особенности организации мероприятий в РДШ Навык преподавания | 10 |
| | Работа по направлениям. Встреча с социальными партнерами. | «Как сделать так, чтобы меня поняли?» | |
5. | Итого: | 42 часа |
Приложение 3
Аннотация направления педагоги-наставники: педагоги, педагоги организаторы, председатели первичных организаций РДШ, заместителя по воспитательной работе
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Немалую роль в профессиональной деятельности имеет опыт организаторской работы. Это и организация урока, и мотивация обучающихся, и организация работы с семьей, однако, не все педагоги овладевают данным навыком. К тому же, не всегда имеют представление о возможностях, которые стоят перед ними. Программа
«Наставничество» предусматривает организацию системной работы с целью помощи учителю в процессе его профессионального становления, знакомство с ключевыми направлениями деятельности Российского движения школьников. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
Наставничество в образовании – форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации деятельности.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя-профессионала, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности: новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление, различие взглядов молодого и старшего поколений иногда переходит в нежелательное их противостояние, необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки учителей к работе с родителями и обществом в целом.
Становление учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
В рамках данного направления программа реализуется по следующим блокам:
Ораторское мастерство и навыки самопрезентации (подготовка к конкурсам разных уровней, самопрезентация, выявление и внедрение лучших практик в области образовательной и воспитательной среды).
Основы организации мероприятий высшего уровня «От поисков вдохновения до результата» (в том числе работа по методическому сопровождению мероприятия, об особенностях организации мероприятий, о документации и др.)
Проектная деятельность «От идеи до гранта» (участники научатся придумывать проекты, описывать и составлять проектную карту, описывать смету расходов). Главное, в рамках этого направления участникам представятся возможности развития личного проекта и командного, а также возможности, которые государство дает для получения финансирования социальных проектов (грантовые конкурсы различных уровней).
В рамках направления подготовки для педагогов предусмотрено очное проведение мероприятий, среди которых изучение содержания учебных программ и нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса. Знакомство с приемами и методами мотивации «поколения Z», работа над формированием «мягких навыков» педагогов, необходимых для взаимодействия с современной молодежью. Знакомство с техниками целеполагания, анализа, созданию трендов воспитания. Также в рамках обучающего курса запланирована тесная работа с социальными партнерами – известными в Челябинской области и за пределами ораторами, педагогами, организаторами воспитательной работы в вузах, образовательных организациях.
Среди форм мероприятий запланированы как очные встречи на тренингах и воркшопах, а также онлайн-площадки: вебинары, гайды, прямые эфиры.
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство;
профессиональное самоопределение;
творческая самореализация;
проектирование профессиональной карьеры;
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
№ п/п | Месяц | Раздел | Содержание работы | Количество часов |
1. | Октябрь 2021 г. | Работа по направлениям | Час общения «Расскажи о себе» Знакомство специалиста с традициями РДШ, правилами, уставом РДШ. Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно- воспитательного процесса. | 8 |
| | | Особенность молодого поколения и лайфхаки работы с ним. Как организовать деятельность таким образом, чтобы было интересно всем? | | |
2. | Ноябрь 2021 г. | Pecha-kucha (мои мысли о наставничестве. Кто я?) Работа по направлениям | Возможности молодежи и не только в современном мегаполисе. Карта визуализации: моя траектория развития. | 10 | |
| Декабрь | Работа по направлениям | Семинар «Методика | 10 | |
| 2021 г.- январь 2022г. | | проведения внеклассных мероприятий и праздников». «Организаторские | | |
3. | | | способности есть в каждом, | | |
| | | просто надо их раскрыть». | | |
| | | Как стать спикером? Чтобы | | |
| | | тебя слушали | | |
| | | «Вдохновляй и вдохновляйся» | | |
4. | Февраль – март 2022г. | Индивидуальная траектория наставничества: как я буду развиваться? Где я хочу себя реализовать как наставник? | Семинар «Взаимодействие с социальными партнерами». Реализация навыков полученных на проектном лектории | 10 | |
| | Работа по направлениям. Встреча с социальными партнерами. | | | |
5. | Итого: | 38 часов |
Приложение 4
Аннотация направления родители-наставники: законные представители обучающихся
и представители родительской общественности
Социально-экономическая ситуация диктует необходимость изменения системы образования и воспитания подрастающего поколения. Цифровая трансформация, внедрение новых технологий, быстрое развитие интернета оказывает влияние не только на семейное воспитание, но и в системе образования и воспитания ребенка.
Одним из приоритетов государственной политики в России последних десятилетий является укрепление семьи и семейных ценностей. В послании Федеральному собранию Президент России В.В. Путин отметил необходимость продления программы материнского капитала, также он отмечает необходимость укрепления института семьи и поддержки многодетных семей. Семья – это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из супружеских отношений и кровного родства.
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В. А. Сухомлинский).
Влияние среды особо велико на ребенка и носит как позитивный, нейтральный, так и негативный характер. Можно говорить о том, что среда, способствующая самовыражению, раскрытию потенциала личности ребёнка, повышает эффективность его самореализации и саморазвития, и наоборот.
Выделяют следующие функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, функция эмоционального и духовного общения и вторичные функции семьи.
Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Современное поколение (поколение Z) имеет большое влияние на взрослых. Важно, что сами родители хотят иметь равные отношения с детьми, они хотят с ними дружить. В целом, концепция взаимодействия с ребёнком стала более обдуманной. Родители смотрят обучающие материалы, видеоролики о том, как правильно быть родителем и воспитывать ребёнка. Они не ругают детей за плохие поступки, но хвалят за нормальные, само собой разумеющиеся. Таким образом, получается, что дети живут в системе вечных поощрений и похвалы (которая становится жизненно необходимой), наряду с которыми им присущи отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм. Педагоги перестали быть авторитетом, в принципе взрослые перестали быть авторитетом. Дети воспринимают взрослых как равных себе, они не готовы воспринимать информацию от педагога или родителя как истину в последней инстанции. Готовы спорить, уточнять, почему так, просить взрослого человека аргументировать свою позицию, если она непонятна и вызывает у ребёнка дополнительные вопросы. Для ребят «поколения Z» ценностями являются умение общаться, налаживать связи, контактировать.
Находиться в одиночестве, физически не в Интернете – для них пытка. Все это диктует необходимость модернизации воспитательного пространства.
В нормативно-правовой документаций отмечается преимущественное право родителей и их законных представителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Идеология приоритета семьи, ее непреходящей ценности для жизни и развития человека и общества закреплена во многих федеральных и региональных нормативных актах. На уровне президента и правительства РФ законодательно утверждаются положения по развитию и поддержке семьи, выделяются права и обязанности родителей в воспитании детей.
Федеральный закон «Об образовании» от 2012 года законодательно закрепил обязанность и ответственность родителей заложить «основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ст. 44, п. 1), в котором также отмечается, что образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44, п. 2). Именно объединение усилий семьи и образовательных организаций в воспитании детей законодательно закреплено в официальных документах.
Сегодня необходимо создать воспитательное пространство, в котором будет реализовываться полисубъектный подход, через который будет создана единая среда «наставничества».
Программа «родитель-наставник» направлена на включение родителей в воспитательное пространство, повышение компетенции в области педагогики и психологии, а также реализацию личностного потенциала.
Родители проходят обучение в программе и составляют индивидуальную траекторию наставника, в которой определяют навыки, которые необходимо получить и конечный результат.
Каждый участник данного направления может включиться в воспитательную среду с учетом занятости и личных интересов: стать организатором или спикером на мероприятиях, провести классный час, поработать вожатым и др. по следующим блокам:
«Родитель-коуч» – работа по основам ораторского мастерства, обучение технологиям наставничества (для того, чтобы вырабатывать навык общения с подростковым сообществом, в том числе и общение внутри семьи), а также просветительская деятельность среди родительской общественности, о возможностях системы образования, дополнительного образования и о воспитания детей и развитии организации.
«Счастливый родитель» – данный блок направлен на воспитательную среду (семейные ценности, как сделать ребенка счастливым, традиции, конфликтология, психология и др.);
Проектная деятельность «От идеи до гранта» (участники научатся придумывать проекты, описывать и составлять проектную карту, описывать
смету расходов). Главное, в рамках этого направления участникам представится возможности развития личного проекта и командного, а также возможности, которые государство дает для получения финансирования социальных проектов (грантовые конкурсы разного уровня).
Среди форм мероприятий запланированы как очные встречи на тренингах и воркшопах, а также онлайн-площадки: вебинары, гайды, прямые эфиры.
Программа «Наставничества» должна помочь становлению «Института родителей» на всех уровнях данного процесса:
повышение осознанного воспитания, повышение знаний в области психологии и педагогики;
обогащение воспитательного пространства РДШ, апробация современных технологий через наставничество;
личностное развитие и расширение интересов;
творческая самореализация;
обогащение воспитательного пространства РДШ, апробация современных технологий через наставничество;
создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
участие в молодежной политике области: форумных кампаний, семинарах, мероприятиях и др.
«Родители–наставники»
№ п/п | Месяц | Раздел | Содержание работы | Количество часов |
1. | Сентябрь | Работа по направлениям: Семья как социальный институт | Воспитание, семейное воспитание; Роль семьи в воспитании ребенка; Функции семьи; Поддержка государства; анализ зарубежного и отечественного опыта | 5 |
2. | Октябрь | Работа по направлениям: Моя семья | Теория поколений. Поколение Z, альфа; «Счастливый родитель – счастливый ребенок» или почему нужно начинать воспитание с себя; Поощрение и наказание: «Почему ребенок не молодец?» | 5 |
3. | Ноябрь | Работа по направлениям: проекты | Разработка проектов Воспитательная среда | 4 |
4. | Декабрь | Работа по направлениям: Игротека | Как придумать интересные игры; Семейные игры; Семейные традиции; Игры в автомобиле, в магазине, во | 5 |
| | | время купания, развивающие и др. Квесты | | |
5. | Январь | Работа по направлениям: «Своего малыша доверяю РДШ» | Проекты РДШ; Участие законных представителей в проектах; Как составить траекторию развития ребенка, через проекты РДШ; Как внедрять идеи в воспитательную систему система воспитания, формы и методы; Типы семейного воспитания | 4 | |
6. | Февраль | Работа по направлениям: | Работа со страхами, как перестать бояться сцены «Вдохновляй своей речью» | 3 | |
7. | Март | Работа по направлениям: Ценностно- смысловые ориентиры наставника | Сила позитивного мышления и слова в воспитании; Стереотипы и как от них избавляться. Психологические тесты на оценку личности родителя Родитель – спикер: как это? | 8 | |
8. | Март | Работа по направлениям: Где взять силы? | Социальные партнеры: как найти тех, кто воспитывает моих детей? Психология общения | 5 | |
9. | Апрель | Работа по направлениям: формирование команды | Команда мечты Психологический тренинг, направленный на осознание внутреннего потенциала | 5 | |
10. | Итого: | 44 |
Приложение 5
Аннотация направления наставники
цифрового поколения: обучающиеся в возрасте 14-17 лет, увлекающиеся информационно- медийным направлением
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Немалую роль в профессиональной деятельности имеет опыт организаторской работы. Это и организация урока, и мотивация обучающихся, и организация работы с семьей, однако, не все педагоги овладевают данным навыком. К тому же, не всегда имеют представление о возможностях, которые стоят перед ними. Программа
«Наставничество» предусматривает организацию системной работы с целью помощи учителю в процессе его профессионального становления, знакомство с ключевыми направлениями деятельности Российского движения школьников. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также личностных ориентиров.
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий обучающийся, практикующий работу со средствами массовой информации практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставничество в медиа – форма индивидуального обучения и воспитания в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации деятельности, а также его приобщение к культуре во всех его проявлениях.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль медиаобразования для школьников, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.
Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями гуманитарного знания как: искусствоведение, культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и т.д. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с обучающимися. А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, сети интернет помогает исправить, например,
такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки, живописи или истории родного края.
Становление обучающегося, который в дальнейшем будет производителем контента для его сверстников, а также людей старшего возраста, его активной позиции – это его формирование как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
В рамках данного направления участники освоят навыки фото, видео- съёмки, познакомятся с такими направлениями медиа, как дизайн, контент- менеджмент, продюсирование и визуальный продакшн в формате мастер-классов, видео-уроков, гайдов, прямых эфиров.
Программа должна помочь становлению молодого медиа-специалиста на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство;
общекультурное развитие;
профессиональное самоопределение;
творческая самореализация;
проектирование профессиональной карьеры;
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Примерный календарно-тематический план реализации программы наставничества, направления «Наставники цифрового поколения»№ п/п | Месяц | Раздел | Содержание работы | Количество часов |
1. | Сентябрь – октябрь 2021 г. | Блок 1 «Начальный этап» | Знакомство с такими направлениями, как: «Дизайн, контент-менеджмент, продюсирование и визуальный продакшн» Введение в курс по дизайну, копирайтингу, фотографии, видео Погружение в каждое медианаправление через мастер-классы, практические задания и кейсы «Почему важно делать качественно?» Командные задачи для полного погружения в мир digital в формате квизов, квестов, викторин и тематических кейсов Промежуточная аттестация по выбранным направлениям направлениям: тесты и практические задания, которые выявляют усвоение материала | 8 |
2. | Октябрь – декабрь 2021 г. | Блок 2 «Базовый этап» | Обучение базовым теоретическим знаниям в направлениях: «Дизайн, контент- менеджмент, продюсирование и визуальный продакшн» Как работать в команде продуктивно? Что такое дедлайн и почему у каждой работы должен быть срок? Обучение базовым принципам и инструментами по дизайну, копирайтингу, фотографии, видео Командные задачи для полного погружения в мир digital в формате квизов, квестов, викторин и тематических кейсов Промежуточная аттестация по выбранным направлениям: тесты и практические задания, которые выявляют усвоение материала | 10 |
3. | Январь – март 2022 г. | Блок 3 «Продвинутый этап» | Обучение дополнительным теоретическим знаниями и первая практика в направлениях: «Дизайн, контент- менеджмент, продюсирование и визуальный продакшн» Обучение дополнительным инструментам и техникам, которые сделают работу профессиональней по дизайну, копирайтингу, фотографии, видео. Дополнительное обучение по ux ui дизайну Командные задачи для полного погружения в мир digital в формате квизов, квестов, викторин и тематических кейсов Промежуточная аттестация по выбранным направлениям: тесты и практические задания, которые выявляют усвоение материала | 8 |
4. | Апрель – май 2022 г. | Блок 4 «Практический этап» | Практические задания и формирование обучающегося как специалиста в направлениях «Дизайн, контент- менеджмент, продюсирование и визуальный продакшн» Выполнение собственных работ при помощи наставника, формирование | 10 |
| | | личных кейсов Командные задачи для полного погружения в мир digital: в формате квизов, квестов, викторин и тематических кейсов Практика работы в команде по выбранным направлениям. Итоговая аттестация по выбранным направлениям: тесты и практические задания, которые выявляют усвоение материала | |
5. | Итого: | 36 часов |
Приложение 6
Аннотация к Образовательной платформе
«Проектный лекторий»Образовательная платформа по подготовке молодёжи к грантовым конкурсам «Проектный лекторий» нацелена на повышение компетенций молодежи в сфере социального проектирования на территории Уральского федерального округа, а также подготовка молодежи к грантовым конкурсам для физических лиц, молодежных коллективов и общественных объединений, посредством проведения цикла образовательных мероприятий по генерации идей, заполнению проектных карт, презентации социальных проектов и их масштабировании на территории РФ.
Целевые группы: школьники от 14 до 18 лет, родители, молодые педагоги от 18 до 30 лет.
Все участники программы наставничества автоматически становятся участниками данного направления «Проектный лекторий».
№ п/п | Месяц | Раздел | Содержание работы | Количество часов |
1. | Октябрь – ноябрь 2021 г. | Базовый уровень | Обучение группы основам социального проектирования. Появление оформленной идеи социального проекта к концу обучения. Требование к участникам: отсутствие собственного социального проекта, либо наличие идеи на стадии начальной разработки. | 2 - 4,5 |
2. | Ноябрь 2021 г. – январь 2022 г. | Профессиональный уровень | Подробный разбор качественного заполнения заявки; обсуждение формата проведения Конкурса проектов. Требование к участникам: наличие собственного социального проекта либо четко-оформленная и ясная идея. | 3 |
3. | Февраль – март 2022 г. | Практический уровень | Проработка проектов, всех деталей с экспертами (с других регионов, которые будут присутствовать на форумах, оценивая проекты участников), подробный разбор календарного плана и сметы расходов участников Требование к участникам: наличие собственного социального | 16 - 24 |
| | | проекта до конца проработанного и прописанного | |
4. | Март – апрель 2022 г. | Индивидуальный уровень | Консультации проектов, разбор всех деталей с экспертами, учитывая специфику определенного форума/конкурса, на который подается участник Требование к участникам: наличие собственного социального проекта до конца проработанного и прописанного, промежуток свободного времени для назначения консультации. | 3 - 6 |
5. | Март – апрель 2022 г. | Программа наставничества | Цикл мероприятий по обучению качественной реализации проектов. | 3 - 5 |
6. | Май 2022 г. | Программа наставничества | Оценка деятельности участников в рамках реализации индивидуальных проектов, подведение итогов работы, вручение сертификатов. | 2 |
Приложение 7
Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего (до 18 лет)
Я,
(ФИО родителя, или законного представителя)
наименование документа, удостоверяющего личность серия номер выдан , дата выдачи , являясь законным представителем несовершеннолетнего
.
(ФИО, дата рождения несовершеннолетнего)
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», даю свое согласие Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Котина, д. 68 (далее – Оператор), на обработку персональных данных моих и моего ребенка (см. п.3) на следующих условиях:
Согласие дается мною в целях оформления всех необходимых документов, требующихся в процессе реализации программы наставничества в РДШ «Мир открыт для тебя» путем формирования статистических данных по проведению мероприятия, соблюдения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ. Изменение вышеуказанных целей использования моих персональных данных потребует дополнительного моего согласия.
Настоящее согласие дается на осуществление следующих действий в отношении персональных данных несовершеннолетнего субъекта, которые необходимы для достижения вышеуказанных целей, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования средств автоматизации: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) персональных данных субъекта, а также иные действия с учетом действующего законодательства РФ.
Перечень персональных данных, передаваемых Оператору на обработку (при наличии): данные документа, удостоверяющего личность родителя, или законного представителя фамилия, имя, отчество родителя, или законного представителя
фамилия, имя, отчество обучающегося, контактный телефон, ссылка на социальную сеть «ВКонтакте», электронный адрес
Оператор имеет право передавать персональные данные субъекта в Министерство образования и науки Челябинской области и в иные ведомства, учреждения для достижения указанных выше целей.
Субъект персональных данных по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.7 ст.14 ФЗ -152 «О персональных данных»).
Настоящее согласие дается с «18» августа 2020г. до «20» мая 2021г., после чего персональные данные уничтожаются или обезличиваются.
Способ обработки персональных данных: смешанный.
Согласие может быть отозвано путем направление соответствующего письменного уведомления в адрес Оператора по почте заказным письмом, с уведомлением о вручении, либо вручено лично под расписку представителю Оператора, после чего Оператор обязуется в течение 30 (тридцати) дней уничтожить или обезличить персональные данные субъекта.
Я ознакомлен(а) с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также с моими правами и обязанностями в этой области.
Дата
Подпись (родителя, или законного представителя):
( )
Форма согласия на обработку персональных данных педагогического работника
Я, (Ф.И.О.)
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», даю свое согласие Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Котина, д. 68 (далее – Оператор), на обработку персональных моих данных на следующих условиях:
Согласие дается мною в целях оформления всех необходимых документов, требующихся в процессе реализации программы наставничества в РДШ «Мир открыт для тебя» путем формирования статистических данных по проведению мероприятия, соблюдения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ. Изменение вышеуказанных целей использования моих персональных данных потребует дополнительного моего согласия.
Настоящее согласие дается на осуществление следующих действий в отношении моих персональных данных, которые необходимы для достижения вышеуказанных целей, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования средств автоматизации: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) персональных данных субъекта, а также иные действия с учетом действующего законодательства РФ.
Перечень персональных данных, передаваемых Оператору на обработку (при наличии): фамилия, имя, отчество;
контактный телефон, ссылка на социальную сеть «ВКонтакте», электронный адрес.
Оператор имеет право передавать персональные данные субъекта в Министерство образования и науки Челябинской области и в иные ведомства, учреждения для достижения указанных выше целей.
Субъект персональных данных по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.7 ст.14 ФЗ -152 «О персональных данных»).
Настоящее согласие дается «18» августа 2020г. до «20» мая 2021г., после чего персональные данные уничтожаются или обезличиваются.
Способ обработки персональных данных: смешанный.
Согласие может быть отозвано путем направление соответствующего письменного уведомления в адрес Оператора по почте заказным письмом, с уведомлением о вручении, либо вручено лично под расписку представителю Оператора, после чего Оператор обязуется в течение 30 (тридцати) дней уничтожить или обезличить персональные данные субъекта.
Я ознакомлен(а) с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также с моими правами и обязанностями в этой области.
Дата
Подпись:
( )
Разрешение на использование изображения и информации
Я,
(ФИО родителей / законных представителей, паспортные данные)
разрешаю, являясь законным представителем ребенка
,
(ФИО ребенка полностью)
государственному бюджетному учреждению дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» производить фото и видео съемку моего ребенка и использовать эти фото и видео материалы в соответствии со следующими условиями:
1. Я безвозмездно даю разрешение на использование фото- и видеоматериалов, а также информационных материалов с участием моего (нашего) ребенка во внутренних и внешних коммуникациях и /или коммерческих, рекламных и промо целях, связанных с ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Котина, д. 68 с «18» августа 2020г. до «20» мая 2021г.
Фотографии и изображения могут быть скопированы, представлены и сделаны достоянием общественности или адаптированы для использования любыми СМИ и любым способом, в частности в рекламных буклетах и во всех СМИ, ТВ, кинофильмах, видео, в сети Интернет, каталогах, постерах, промо статьях, рекламных кампаниях и т.д. при условии, что произведенные фотографии и видео не нанесут вред достоинству и репутации моего (нашего) ребенка.
Я, нижеподписавшийся(-аяся), подтверждаю, что в полной мере обладаю правом настоящим дать организатору мероприятия разрешение и что я не связан(-а) каким-либо обязательством, которое может ограничить или каким-либо образом помешать такому праву использования, включая получения любого запроса или соглашения, сообразно обстоятельствам, от любой организации.
В случае возникновения любых трудностей или спорных ситуаций, связанных с толкованием и/или реализацией данного разрешения, я (мы) сделаю всё от меня зависящее, чтобы добиться дружеского урегулирования с организатором мероприятия, прежде чем обратиться в судебные органы соответствующей юрисдикции.
Дата
Подпись (родителя, или законного представителя):
( )