Выступление «Кейсы в образовательном процессе»
Урок— сложное педагогическое явление. Реальная ценность урока — его результат. Каким должен быть современный урок? Как сочетать требования времени, традиционное и новое?
Но мы знаем "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?"
Согласно ФГОС в качестве результатов обучения выступают компетенции, воспитание конкурентоспособного, компетентного специалиста, рабочего.
Что же мы имеем в реальности?
Студенты не заинтересованы в учебном процессе, уровень знания студентов низкая, поэтому для них уроки скучны, не интересны, монотонны, не нацеливают на творчество.
Теперь возникает вопрос "как учить результативно?»
Обнаружить в море литературы конкретные рекомендации трудно, но понятно одно, что необходимо изменить отношение к смыслу учебной деятельности и, соответственно, к студентам.
Умение учиться включает в себя не только традиционный способ получения знаний, но и способность самостоятельно учить себя, определять границы своей компетенции, планировать и совершать реальные действия по расширению своих знаний, практически применять полученные знания в сфере профессиональных интересов. Как все это осуществить?
В своей деятельности использую элементы современных образовательных технологий. Это не отказ от традиционных уроков.
Основные приемы и методы обучения, применяемые на уроках физики и математики, направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса студентов к дисциплине, реальная оценка своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс технологии: учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях.
Название произошло от латинского термина "казус" - запутанный или необычный случай.
Кейс технологии – это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять весь багаж полученных знаний и применить их на практике.
Технология имеет не гласный алгоритм, и нарушать эту упорядоченную последовательность не стоит:
ознакомление студентов с текстом кейса;
анализ кейса;
организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации;
оценивание участников дискуссии;
подведение итогов дискуссии.
В методике выделяют:
три вида предъявления кейса: печатный, мультимедиа кейс, видео- кейс;
три этапа работы над кейсом, внутри существует строгая последовательность действий преподавателя и студента: ознакомительный, исследовательский, презентационный.
Распространённым методом кейс технологии является метод ситуационного анализа, разновидностями которого являются:
- анализ конкретных ситуаций;
- ситуационные задачи и упражнения;
- кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций.
По типу кейсы бывают вопросными, при их разрешении студентам нужно дать ответы на поставленные вопросы, либо кейсы-задания, которые формулируют задачу или задание. Кейсы отличаются от задач, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Кейсы имеют много решений; не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Студенты должны, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.
Для создания кейса в начале, нужно ответить на вопросы:
Для кого и чего пишется кейс? Чему должны научиться студенты? Какие уроки они из этого извлекут?
Потом разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Студенты изучают кейс, привлекая к этому материалы теоретического курса и другие источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. В процессе обсуждения проблемы студент равноправен с другими студентами и преподавателем.
Максимальную пользу получим, если студенты будут придерживаться рекомендации по работе с кейсами:
1. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, термины или даты для того, чтобы освежить в памяти теоретические знания, которые вам предстоит использовать при анализе кейса.
2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.
3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что вы хорошо поняли, что вас просят сделать.
4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факты, идеи или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.
5. Решите кейс, то есть ответьте на поставленные вопросы максимально полно, используя свои знания, интуицию или логику.
Присутствие студента в аудитории представляется минимальной мерой участия в дискуссии. Даже если студент молчит все время, он, непроизвольно, воспринимает мысли, которые высказываются другими, и следит за логикой обсуждения.
Кейс технологии направлены на развитие компетенции. Студенты получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; учатся учиться, самостоятельно находить необходимую информацию для решения ситуационных проблем.
У китайского народа есть пословица:
«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».
И пусть каждый выберет свой путь к знанию!