Технология социально-образовательного проектирования как средство формирования культуры школьника

0
0
Материал опубликован 28 October 2020

М.С. Королева


Технология социально-образовательного проектирования как средство формирования культуры школьника


Аннотация. Данная статья раскрывает основные идеи технологии социально-образовательного проектирования. Её цель – краткое описание опыта работы педагога в рамках таких предметов, как русский язык, литература, краеведение. Автор рассказывает о результатах работы и о воспитательной направленности проектной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, технология, социально-образовательное проектирование, проект, культура, проектная деятельность.


Summary. This article reveals the main ideas of social and educational design technology. Its purpose is to briefly describe the teacher's experience in such subjects as Russian language, literature, and local history. The author tells about the results of the work and the educational orientation of the project activity.

Keywords: education, technology, social and educational design, project, culture, project activity.


«Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры», – именно эти слова Надежды Егоровны Щурковой, доктора педагогических наук, профессора, теоретика концепции воспитания, предваряют Программу развития воспитания в образовательных организациях Ульяновской области на 2019–2025 годы [1].

На наш взгляд, именно нравственность, гражданственность, гуманность, экологичное и этичное отношение к окружающему миру, к родной стране, к языку, к людям и к самому себе, эстетическое восприятие мира, интеллектуальная развитость – главные качества человека культуры; их воспитание является центральной, комплексной задачей современной школы.

Одним из инструментов решения данной задачи является проектная деятельность, направленная на развитие предметных и метапредметных компетенций, познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, отбирать нужный для исследования материал, формулировать и решать учебные проблемы.

Участие детей в социально-образовательных проектах позволяет выделить новых молодых лидеров, создаёт условия для внедрения полученных знаний в практику, стимулирует творческую деятельность, формирует социальную активность.

Под социально-образовательным проектированием мы понимаем самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на практическое решение общественно значимой проблемы в рамках предмета (в нашем случае это русский язык и литература).

Остановимся на личном опыте реализации технологии социально-образовательного проектирования.

Совместно с учениками был реализован проект «Ульяновск – город грамотных людей», целью которого было привлечение внимания не только учеников, но и жителей Ульяновска к нынешнему низкому уровню грамотности, борьба с ошибками в средствах массовой информации.

На первом этапе ученики, как правило, имея в руках гаджеты, заметив надпись с ошибкой на объекте социального назначения, фотографировали данный пример и приносили учителю. На уроке мы работали с этими ошибками. После этого пытались связываться с организациями и просили исправить свои «погрешности».

Вторым этапом проекта было привлечение внимания общественности. В гимназии проходил конкурс листовок: «Быть грамотным – модно!». Наиболее удачные листовки раздавались прохожим на улице. Таким образом, мы оповещали население города о существующей проблеме. Также нами проводилась активная пропаганда грамотности в социальных сетях. Это создание группы, в которой собраны различные правила, интересные ролики, созданные детьми. В группе https://vk.com/gramgorod любой желающий может задать вопрос по написанию того или иного слова, обсудить спорные моменты правил и т.д.

Некоторые обучающиеся в рамках проекта разработали «Словарь ошибок русского языка». Данный словарь размещён на личном сайте учителя – http://msk-teacher.ru.

Ещё одним продуктом социально-образовательного проекта является видеоблог «Грамотным быть модно!» [2]. Его цель –привлечение людей к изучению русского языка с помощью блога, в первую очередь – учеников нашей гимназии.

Воспитание ценностного отношения к родному языку позволило ученикам проникнуться чувством сопричастности к сохранению чистоты русского языка.

Ещё одним социально-образовательным проектом является проект «Прочти расскажи». Он обращён к ученикам и родителям, неравнодушным к проблеме чтения в современном обществе. Суть проекта заключается в «рекламе» тех или иных литературных произведений, анализе ключевых образов и цитировании интересных фрагментов текста в социальных сетях. Данные отзывы сменили привычные читательские дневники, но результат работы вышел за границы школы – приобрести необходимые знания о пользе книг и получить конкретные рекомендации по кругу их чтения могут многие пользователи сети Интернет.

Проект «Литературная карта Ульяновской области» позволил учащимся не просто познакомиться с писателями и поэтами Симбирского края, но и составить путеводитель по литературным местам и достопримечательностям. Ученики с радостью выполняют функции экскурсоводов и проводят занимательные классные часы и внеклассные занятия для младших школьников.

На развитие патриотической культуры школьников был направлен проект «Письма, опалённые войной». В процессе работы над ним учащиеся собирали и анализировали поэтику и композицию солдатского письма 1941–1945 годов.

Письма помогли взглянуть на историю глазами современников, ведь фронтовое письмо – это не только отражение эпохи, внутреннего мира пишущего, но и самостоятельный литературный жанр. Полученные результаты исследования теперь активно используются на уроках литературы, русского языка, истории; на мероприятиях, посвящённых празднованию Великой Победы; организована выставка в школьном музее.

Таким образом, работая над развитием социальной активности у обучающихся, мы заметили, что у гимназистов появился устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы, повысился уровень общей культуры, самостоятельности, изобретательской активности.

Технология проектов позволяет активизировать критическое мышление обучающихся, выявлять и целесообразно использовать творческий потенциал, а также способствует формированию духовно-нравственных качеств личности.


Литература

1. Программа развития воспитания в образовательных организациях Ульяновской области на 20192025 годы / областн. Акты Министерства образования и науки Ульяновской области 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mo73.ru/legal_documents/akty-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-ulyanovskoy-oblasti-2019-god/programma-razvitiya-vospitaniya-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-ulyanovskoy-oblasti-na-2019-2025-g/ (дата обращения: 21.01.2020).

2. Видеоблог «Грамотным быть модно!» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/ UCVH7QsteYaMlcYJCJ7HL34w. (дата обращения: 1.01.2020).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации