КИМ по русскому языку для подготовки к экзамену (10–11 классы)
Методическая разработка: КИМ для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
1.Лесть-это прямо дьявольское дело.
2.Предисловие к басне Крылова «Ворона и Лисица» клеймит расхожий порок – лесть. 3.Клеймит, но признает какую-то неистребимость лести. 4.«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок. 5.И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
6.Понятная картина. 7. Есть корыстный мотив, есть заинтересованность в ком-то, кто может оказать милость или необходимую услугу. 8.Тут как тут появляется лесть, высовывая хитрую лисью мордочку во время произнесения заздравных тостов, зачитывания поздравлений начальству в день юбилея и проч. 9.«Ах, если бы не вы!» 10. «Вы даже не представляете, что вы для нас значите».11. «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру…» 12.«Под вашим чутким руководством…» 13.Список штампованных похвал может быть довольно длинен, хотя сама лесть – это явление прямолинейное, шитое белыми нитками.
14.Успех льстеца не столько зависит от искусства корыстного обмана, сколько от испорченности того, кто пожирает ушами похвалы, как сладости.15. Испорченность человеческого сердца облегчает работу обманщиков. 16. И вот немолодая женщина, раскрасневшись, верит, что она неотразима. 17. И прапорщик верит, что он – вылитый Наполеон. 18. И профессор вуза верит, что достоин Нобелевской премии. 19. И мэр провинциального города верит, что не только городом, но и страной управлять сумел бы «если что». 20.А со стороны без очков видно, что это, как говорят сегодня, «развод». 21.Окажись мы в пространстве сказки, мы бы все поняли.22. Мы бы кричали: «Ворона, цыц! Ворона, тихо! Не смей каркать!». 23.Но сами на месте вороны мы регулярно каркаем буквально по тексту – во все воронье горло.
24.Будь грех сей зауряден и последствия поверхностны, можно бы и не нервничать. 25.Ну, сказали дистрофику, что он Геракл; ну, понравилось ему это слушать. 26.Что из того?27. А то, что дело не безобидно. 28.Лесть пахнет смертью.29. С самого начала человеческой истории. «Змей обольстил меня, и я ела» – такими словами праматерь описывает нарушение ею заповеди. 30.Тот обольстил, эта съела, а ведь наказание за нарушение заранее предсказано: смертью умрешь.31. Получается, что совсем не безобидная вещь – обольстить и поддаться обольщению.
32.Посмотрите в толстую книгу истории. 33.Сколько льстецов, с влажными от ложной любви глазами, окружают троны царей!34. Сколько восторженных речей произносится ими с трепетным придыханием!35. Это пока трон прочен.36. Но стоит трону зашататься, кто вонзит в оставленного всеми монарха первый клинок? 37.Очень может быть – вчерашний льстец и тайный завистник. 38.Он же чаще всего – заговорщик и переносчик сплетен, информатор врага. 39.Удали такого от трона, и ты укрепишь царство. 40.Не удалишь – замена нежных слов на острый меч будет делом считанных минут, если страшный час пробил. 41.Поэтому великим назовем и не ошибемся того, кто безучастен к похвале, как статуя.
42.Дело не только царей касается. 43.У тех, конечно, речь идет о жизни и смерти, о справедливости правления, о целостности государства и его судьбе. 44.У нас планка куда пониже. 45.У нас только сыр. 46.Но сыр тоже не безделица.47. И оказаться в роли вороны многократно на протяжении жизни, увы, способен каждый человек. 48.Да, чуть не забыл. 49.Не только вороны, но и лисицы.50. Очень обидно быть дураком, объевшимся фальшивых похвал и в конце обманутым. 51.Но можно быть сознательно и лисой, плетущей словесные сети.52. И это уже совсем плохо. 53.Это прямо дьявольское дело, от которого, судя по учению псалмов, и до убийства уже рукой подать.
( по статье « Лесть и кровь» протоиерея Андрея Ткачева)
(Андрей Ткачев – священнослужитель, ведущий ряда телепередач на православных телеканалах. Автор книг и статей.)
Прочитайте текст и выполните задания
1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
А) Успех льстеца зависит от испорченности того, кто пожирает ушами похвалы, как сладости.
В) Лесть пахнет смертью
Б) Поддаться обольщению - безобидная вещь
Г) Великим назовем того, кто безучастен к похвале.
Д) Оказаться в роли вороны многократно на протяжении жизни способен не каждый человек.
2. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
А) В предложениях 39- 40 представлено описание
Б) В предложениях 8-12 содержится повествование
В) Предложения 29-30 поясняют содержание предложения 31.
Г) В предложениях 15-19 представлено повествование.
Д) Предложение 41 представляет собой вывод, следствие из предложений 37—40.
3. Из предложений 22-25 выпишите книжное устаревшее слово.
4. Среди предложений 32—38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза. Напишите номер этого предложения.
5. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания1- 4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
С помощью тропов автор стремится рассказать о коварности лести, о ее месте в жизни человека, что показано с помощью (А) _____ (в предложении 8).Автор показывает , используя (Б)(восторженных речей , трепетным придыханием ), что успех льстеца зависит не только от искусства коварного обмана, но также испорченности того, кто пожирает ушами похвалы- этой художественной задаче подчинён синтаксис текста: такой синтаксический приём, как (В) _____ (предложение14) и (Г) _____ (предложения 33,34)
Список терминов:
1) эпитеты
2) метафора
3) синонимы
4) вопросно-ответная форма изложения
5) парцелляция
6) восклицательные предложения
7) сравнение
8) градация
9) олицетворение
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. |
||||||||||
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). |
||||||||||
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента). |
||||||||||
Объём сочинения – не менее 150 слов. |
||||||||||
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. |
||||||||||
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
||||||||||
Ключи к тексту |
||||||||||
1. А, В,Г |
||||||||||
2. А,Б |
||||||||||
3. Сей |
||||||||||
4.3 5.
|
||||||||||
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
|||||||||
Проблема неистребимости лести |
Если есть корыстный мотив- появляется лесть. |
|||||||||
Проблема отношения к лести (Безобидное ли дело лесть?) |
Лесть вовсе не безобидное дело, лесть пахнет смертью |
|||||||||
Проблема отношения к льстецам |
Льстец чаще всего – заговорщик и переносчик сплетен, информатор врага |