КИМ для подготовки к ОГЭ по биологии (вариант 1)

2
0
Материал опубликован 7 March 2022


Ответы Вариант 1
DOCX / 21.2 Кб

Вариант 1

Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ


Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2

содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа

(180 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите

в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 2–17 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 18–24 записываются в виде последовательности

цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных

символов.

К заданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ. Задания

выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается

использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене по биологии разрешается использовать линейку

и непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов

не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание

в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!



















Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.




Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года.t1646680434aa.png

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?

Ответ:________________________


2.  Клетка кожицы листа липы и клетка кожи человека содержат

 

1) митохондрии

2) вакуоли с клеточным соком

3) клеточные стенки из целлюлозы

4) пластиды

t1646680434ab.gifОтвет:

3. Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора? 

1) микроскопические семена

2) запасные питательные вещества

3) вода с минеральными солями

4) микроскопические споры

t1646680434ab.gifОтвет:

4. Расположение листьев на побегах по нескольку в узле (три и более) называют 

1) очередным

2) супротивным

3) спиральным

4) мутовчатым

t1646680434ab.gifОтвет:

5. Что служит опорой тела колониальных коралловых полипов? 

1) известковый или роговой скелет

2) наружный слой кожно-мускульных клеток

3) стенки кишечной полости

4) промежуточные клетки

t1646680434ab.gifОтвет:

6. Что является доказательством того, что представители разных рас человека относятся к одному виду?

 1) приспособленность представителей разных рас к определённым условиям жизни

2) способность представителей разных рас вступать в брак и давать потомство

3) высокая численность представителей разных рас

4) наличие расовых признаков

t1646680434ab.gifОтвет:



7.  Какой гормон вырабатывают железы внутренней секреции, обозначенные на рисунке цифрой 1?



t1646680434ac.png



 

1) глюкагон

2) адреналин

3) инсулин

4) тироксин

t1646680434ab.gifОтвет:

8. 

На рисунках представлены рентгенограммы суставов человека. Какой цифрой отмечена рентгенограмма лучезапястного сустава?

 

t1646680434ad.png

t1646680434ab.gifОтвет:

9. 

К какому из перечисленных ниже понятий относится поддержание постоянства концентрации глюкозы в крови?

 

1) гомеостаз

2) партеногенез

3) катаболизм

4) трансформация

t1646680434ab.gifОтвет:

10. 

Диффузия углекислого газа из венозной крови у человека происходит в

  

 1) 

слизистой носа

  

 2) 

альвеолах

  

 3) 

стенках бронхов

  

 4) 

голосовых связках

t1646680434ab.gifОтвет:



11. 

Аккомодация — это

 

1) возбуждение зрительных рецепторов

2) вращение глаза при боковом расположении предмета

3) способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета

4) изменение чувствительности рецепторов сетчатки

t1646680434ab.gifОтвет:

12. 

t1646680434ae.png

На рисунке демонстрируется опыт воздействия кислоты на рецепторы кожи лягушки. Как называют такую реакцию животного?

 

1) орудийной деятельностью

2) условным рефлексом

3) инстинктом

4) безусловным рефлексом

t1646680434ab.gifОтвет:

13. 

Как называют людей, которым переливают кровь?

  1) донорами

2) реципиентами

3) абонентами

4) индивидами

t1646680434ab.gifОтвет:

14. 

Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу? 

1) абиотического

2) антропогенного

3) сезонного

4) биотического

t1646680434ab.gifОтвет:

15. 

Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:

хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай

1) горностай

2) хлебные злаки

3) паук

4) шведская муха

t1646680434ab.gifОтвет:









16. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое

Часть

Целлюлоза

Глюкоза

Белок

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) хитин

2) рибоза

3) аминокислота

4) нуклеотид

t1646680434ab.gifОтвет:

17. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.

Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

t1646680434ab.gifОтвет:

18. Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у — длина крыльев (в мм)).



t1646680434af.png


Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1) Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.

2) Длина крыльев линейно растёт с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.

3) Максимальная длина крыльев — 1,5 мм.

4) При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.

5) При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.




Ответ:



19.  Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) мак полевой

2) клевер красный

3) ландыш майский

4) нарцисс обыкновенный

5) одуванчик обыкновенный

6) тюльпан жёлтый







Ответ:


20. Известно, что обыкновенный (речной) бобр — полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями.

3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами.

4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки.

5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.

6) К началу XX века бобры были почти истреблены, но сейчас их численность восстанавливается.







Ответ

21. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЖИВОТНОЕ

А) сердце двухкамерное

Б) дыхание лёгочное

В) для размножения не требуется вода

Г) тело покрыто чешуёй

Д) есть боковая линия

Е) два круга кровообращения

1) окунь

2) крокодил

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е



22. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) клетка

2) ткань

3) ген

4) орган

5) ядро


Ответ:







23. Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кольцевая ДНК

2) лизосома

3) эукариотическая

4) митохондрия

5) хромосома

6) прокариотическая

7) органоид

8) хлоропласт

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Ответ:






24. Учленистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.



t1646680434ag.png

 

A. Расчленённость тела:

1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,

2) тело делится на несколько чётко различимых отделов (тагм).

 


Б. Количество крупных отделов (тагм):

1) тагм нет,

2) две тагмы (головогрудь и брюшко),

3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизменённые:

1) три пары,

2) четыре пары,

3) пять пар,

4) больше пяти пар.

 

Г. По устройству глаз:

1) есть два сложных (фасеточных) глаза,

2) есть несколько простых глаз.

 

Д. По наличию крыльев:

1) крылья есть,

2) крыльев нет.

 

Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классификации) у приведённого на рисунке животного.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

А

Б

В

Г

Д



Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (25–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.



25.  Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой сосуд повреждён на нижнем рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.

t1646680434ah.png



26.Учёные сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъёма на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объёме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?


27.  Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?

2) Кто из кузнечиков издаёт «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?

3) К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?


КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ

 

Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.

 

У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.

 

Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надёжную маскировку. Они ловко маскируются: зелёный – в зелёной траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.

 

Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим тёплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.

 

Каждый вид кузнечиков издаёт свой, только ему присущий звук. Многие учёные могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Учёные даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.

 

Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.

28.  Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность

основных сельскохозяйственных культур центральной

 

Наименование

культуры

2005 год

2006 год

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-
ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-
ность,

ц/га

Озимая пшеница

515

2777

54

545

3749

69

Клещевина

27

17

10

16

13

8

Подсолнечник

158

217

14

156

325

21

Лён масличный

157

135

9

122

202

17

 

1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?

2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.







29.  В понедельник девятиклассница Василиса посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 14 лет, а масса тела — 57 кг?

3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.






Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100



























Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7




Литература: https://bio.reshuoge.ru/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.