КИМ для подготовки к ОГЭ по биологии (вариант 1)
Ответы Вариант 1
DOCX / 21.2 Кб
Вариант 1
Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2
содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа
(180 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите
в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2–17 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 18–24 записываются в виде последовательности
цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных
символов.
К заданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ. Задания
выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене по биологии разрешается использовать линейку
и непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. |
Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?
Ответ:________________________
2. Клетка кожицы листа липы и клетка кожи человека содержат
1) митохондрии
2) вакуоли с клеточным соком
3) клеточные стенки из целлюлозы
4) пластиды
Ответ:
3. Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?
1) микроскопические семена
2) запасные питательные вещества
3) вода с минеральными солями
4) микроскопические споры
Ответ:
4. Расположение листьев на побегах по нескольку в узле (три и более) называют
1) очередным
2) супротивным
3) спиральным
4) мутовчатым
Ответ:
5. Что служит опорой тела колониальных коралловых полипов?
1) известковый или роговой скелет
2) наружный слой кожно-мускульных клеток
3) стенки кишечной полости
4) промежуточные клетки
Ответ:
6. Что является доказательством того, что представители разных рас человека относятся к одному виду?
1) приспособленность представителей разных рас к определённым условиям жизни
2) способность представителей разных рас вступать в брак и давать потомство
3) высокая численность представителей разных рас
4) наличие расовых признаков
Ответ:
7. Какой гормон вырабатывают железы внутренней секреции, обозначенные на рисунке цифрой 1?
1) глюкагон
2) адреналин
3) инсулин
4) тироксин
Ответ:
8.
На рисунках представлены рентгенограммы суставов человека. Какой цифрой отмечена рентгенограмма лучезапястного сустава?
Ответ:
9.
К какому из перечисленных ниже понятий относится поддержание постоянства концентрации глюкозы в крови?
1) гомеостаз
2) партеногенез
3) катаболизм
4) трансформация
Ответ:
10.
Диффузия углекислого газа из венозной крови у человека происходит в
| 1) | слизистой носа |
| 2) | альвеолах |
| 3) | стенках бронхов |
| 4) | голосовых связках |
Ответ:
11.
Аккомодация — это
1) возбуждение зрительных рецепторов
2) вращение глаза при боковом расположении предмета
3) способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета
4) изменение чувствительности рецепторов сетчатки
Ответ:
12.
На рисунке демонстрируется опыт воздействия кислоты на рецепторы кожи лягушки. Как называют такую реакцию животного?
1) орудийной деятельностью
2) условным рефлексом
3) инстинктом
4) безусловным рефлексом
Ответ:
13.
Как называют людей, которым переливают кровь?
1) донорами
2) реципиентами
3) абонентами
4) индивидами
Ответ:
14.
Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу?
1) абиотического
2) антропогенного
3) сезонного
4) биотического
Ответ:
15.
Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:
хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай
1) горностай
2) хлебные злаки
3) паук
4) шведская муха
Ответ:
16. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Целлюлоза | Глюкоза |
Белок | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хитин
2) рибоза
3) аминокислота
4) нуклеотид
Ответ:
17. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.
Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
18. Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у — длина крыльев (в мм)).
Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
1) Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.
2) Длина крыльев линейно растёт с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.
3) Максимальная длина крыльев — 1,5 мм.
4) При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.
5) При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.
19. Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мак полевой
2) клевер красный
3) ландыш майский
4) нарцисс обыкновенный
5) одуванчик обыкновенный
6) тюльпан жёлтый
Ответ:
20. Известно, что обыкновенный (речной) бобр — полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг.
2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями.
3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами.
4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки.
5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.
6) К началу XX века бобры были почти истреблены, но сейчас их численность восстанавливается.
Ответ
21. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ЖИВОТНОЕ |
А) сердце двухкамерное Б) дыхание лёгочное В) для размножения не требуется вода Г) тело покрыто чешуёй Д) есть боковая линия Е) два круга кровообращения |
| 1) окунь 2) крокодил |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
22. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) клетка
2) ткань
3) ген
4) орган
5) ядро
Ответ:
23. Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА
Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) кольцевая ДНК | 2) лизосома | 3) эукариотическая | 4) митохондрия |
5) хромосома | 6) прокариотическая | 7) органоид | 8) хлоропласт |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
24. Учленистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.
A. Расчленённость тела:
1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,
2) тело делится на несколько чётко различимых отделов (тагм).
Б. Количество крупных отделов (тагм):
1) тагм нет,
2) две тагмы (головогрудь и брюшко),
3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).
B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизменённые:
1) три пары,
2) четыре пары,
3) пять пар,
4) больше пяти пар.
Г. По устройству глаз:
1) есть два сложных (фасеточных) глаза,
2) есть несколько простых глаз.
Д. По наличию крыльев:
1) крылья есть,
2) крыльев нет.
Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классификации) у приведённого на рисунке животного.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (25–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
25. Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой сосуд повреждён на нижнем рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.
26.Учёные сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъёма на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объёме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?
27. Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?
2) Кто из кузнечиков издаёт «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?
3) К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?
КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ
Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.
У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.
Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надёжную маскировку. Они ловко маскируются: зелёный – в зелёной траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.
Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим тёплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.
Каждый вид кузнечиков издаёт свой, только ему присущий звук. Многие учёные могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Учёные даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.
Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.
28. Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность
основных сельскохозяйственных культур центральной
Наименование культуры | 2005 год | 2006 год | ||||
площадь, га | вал. сбор, т | урожай- ц/га | площадь, га | вал. сбор, т | урожай- ц/га | |
Озимая пшеница | 515 | 2777 | 54 | 545 | 3749 | 69 |
Клещевина | 27 | 17 | 10 | 16 | 13 | 8 |
Подсолнечник | 158 | 217 | 14 | 156 | 325 | 21 |
Лён масличный | 157 | 135 | 9 | 122 | 202 | 17 |
1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?
2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.
3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.
29. В понедельник девятиклассница Василиса посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 14 лет, а масса тела — 57 кг?
3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
Литература: https://bio.reshuoge.ru/