12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Батчаева Зарема Ханапиевна701
Россия, Ставропольский край, Кисловодск


Ответы Вариант 2
DOCX / 20.41 Кб

Вариант 2


Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ


Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2

содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа

(180 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите

в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 2–17 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 18–24 записываются в виде последовательности

цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных

символов.

К заданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ. Задания

выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается

использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене по биологии разрешается использовать линейку

и непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов

не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание

в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!



























Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.



1. В опыте экспериментатор положил кристаллик поваренной соли в каплю воды с амёбами и наблюдал за изменениями формы и размеров тела животного.

t1646681181aa.png

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Ответ:­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________

2. Как называют клетку, в состав которой входит изображённое клеточное образование? 

1) прокариотная

2) эукариотная

3) автотрофная

4) гетеротрофная

t1646681181ab.png


t1646681181ac.gifОтвет:

3. Лишайники не растут в крупных городах потому, что там 

1) загрязнён воздух

2) недостаточная влажность

3) нет водорослей

4) нет грибов

t1646681181ac.gifОтвет:

4. Вставочный рост характерен для семейства 

1) Розоцветные

2) Лилейные

3) Злаковые

4) Сложноцветные

t1646681181ad.gifОтвет:

5. К наиболее древним из червей относят 

1) многощетинковых кольчатых червей

2) свободноживущих плоских червей

3) паразитических плоских червей

4) малощетинковых кольчатых червей

t1646681181ac.gifОтвет:



6. Внешние различия рас человека появились в результате 

1) обитания в различных экологических нишах

2) приспособленности к различным климатическим зонам

3) влияния наступления ледников на ареал обитания

4) действия социальных факторов

Ответ: t1646681181ae.png

7. Корой головного мозга у человека контролируется 

1) чихание

2) ходьба

3) моргание

4) кашель

Ответ: t1646681181ae.png

8. Какой цифрой на рентгенограмме отмечен локтевой сустав?

 

t1646681181af.png

Ответ: t1646681181ae.png

9. Лейкоциты, в отличие от других форменных элементов крови, способны 

1) сохранять форму своего тела

2) вступать в непрочное соединение с кислородом

3) выходить из капилляров в межклеточное пространство

4) вступать в непрочное соединение с углекислым газом

Ответ: t1646681181ae.png

10. Одной из функций носовой полости является 

1) увлажнение воздуха

2) обогащение крови кислородом

3) охлаждение воздуха

4) осушение воздуха

Ответ: t1646681181ae.png





11. Что расположено в ухе человека непосредственно перед барабанной перепонкой? 

1) наружный слуховой проход

2) слуховая труба

3) молоточек

4) улитка

Ответ: t1646681181ae.png

12. На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.

t1646681181ag.png

 

1) сангвиник

2) холерик

3) меланхолик

4) флегматик

Ответ: t1646681181ae.png

13. При ранении лёгких в первую очередь необходимо

 

1) провести искусственное дыхание

2) плотно перевязать рану, зафиксировав грудную клетку на выдохе

3) провести непрямой массаж сердца

4) положить пострадавшего на ровную поверхность и согнуть ноги в коленях

Ответ: t1646681181ae.png

14. Взаимоотношения жуков-плавунцов и мальков рыб относят к

  1) симбиозу

2) паразитизму

3) хищничеству

4) нахлебничеству

Ответ: t1646681181ae.png

15. Как получают энергию продуценты (производители)? 

1) Они потребляют воду из почвы.

2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.

4) Они питаются мёртвыми организмами.

Ответ: t1646681181ae.png

16. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:



 

Целое

Часть

Кровеносная система

Сердце

...

Биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) биосфера

2) растения

3) ареал

4) почва

Ответ: t1646681181ae.png

17. Верны ли следующие суждения о строении нервной системы человека?

 

А. Нервные узлы — это скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от органов чувств в спинной мозг.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: t1646681181ae.png

18. Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры воду от времени кипячения в электрическом чайнике (по оси у отложена температура воды (в °С), а по оси х — время кипячения (в мин)) в условиях высокогорья. Чайник выключается после закипания.После закипания воды чайник автоматически отключается.

t1646681181ah.png

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1) Чайник начинает кипеть через 6 минут.

2) Температура воды в чайнике равномерно поднимается до температуры кипения.

3) После выключения чайника вода ещё несколько минут сохраняет температуру.

4) В описанном случае вода закипает при 90 °С.

5) Вода достигает температуры в 40°С на 3 минуте.

Ответ: t1646681181ae.pngt1646681181ae.png




19.  Какую роль в жизни земноводных имеет слизь, вырабатываемая кожными железами?

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) растворяет кислород

2) увеличивает поверхность кожи

3) обеззараживает кожу

4) защищает от естественных врагов

5) увеличивает скорость движения крови

6) способствует передвижению в наземно-воздушной среде

Ответ: t1646681181ae.pngt1646681181ae.pngt1646681181ae.png

20. Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.

2) В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

3) Иван Павлов создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.

4) Иван Павлов разработал методику опытов с мнимым кормлением.

5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.

6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

Ответ:t1646681181ae.pngt1646681181ae.pngt1646681181ae.png

21. Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                            ПРИЗНАК                       

ЖИВОТНЫЕ

A) тело удлинённое торпедообразное

1) акулы

Б) большинство видов ведёт донный образ жизни

2) скаты

В) питаются преимущественно донными моллюсками


Г) края грудных плавников срослись

с боками головы и туловища


Д) голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом   



А

Б

В

Г

Д

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Ответ:





22. Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) отделение черешка листа от побега

2) пожелтение листьев

3) образование пробкового слоя у основания черешка листа

4) уменьшение длины светового дня

Ответ: t1646681181ae.pngt1646681181ae.pngt1646681181ae.pngt1646681181ae.png

23. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гусеница

2) личинка

3) куколка

4) яйцо

5) неполное превращение

6) полное превращение

7) взрослое насекомое

8) чешуекрылое



A

Б

В

Г





Ответ:





24. Рассмотрите фотографию собаки породы далматинец. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.t1646681181ai.png

А. Окрасt1646681181aj.png

Б. Форма головыt1646681181ak.png

В. Форма ушейt1646681181al.png

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)t1646681181am.png

Д. Форма хвостаt1646681181an.png

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

А

Б

В

Г

Д





Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (25–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.





25. Рассмотрите рисунки. Запасание какого вещество их объединяет? Почему растения запасают его?

t1646681181ao.png

26. Учёные изучали действие на эритроциты раствора NaCl, концентрация которого отличается от физиологического раствора плазмы крови. В первом был подготовлен раствор соли, концентрация которого >0,9%, во втором <0,9%. В каждый из стаканов поместили эритроциты. В первом стакане эритроциты сморщились, во втором разбухли.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, в результате чего происходит изменение формы эритроцитов в каждом стакане?

27. Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какое влияние короткие ультрафиолетовые лучи оказывают на растения?

2) Какая часть солнечного спектра особенно важна для фототрофных организмов?

3) Как животные организмы используют видимые лучи?


СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.

Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.

Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра

выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.

Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.





28. Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

Возраст, годы

Количество особей

Смертность, %

Доля самок в популяции

живых к началу возраста

погибших в данном возрасте

0

1000

850

85

0,50

2

112

31

28

0,46

4

57

18

32

0,32

6

26

9

35

0,23

8

11

4

35

0,27

10

5

2

35

0,20

12

2

1

50

0

13

1

1

100

0

 



1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.

29. Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2) Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела — 57 кг?

3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100



















Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.