КИМ для подготовки к ОГЭ по биологии Вариант 4
Ответы Вариант 4
DOCX / 18.27 Кб
Вариант 4
Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2
содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа
(180 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите
в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2–17 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 18–24 записываются в виде последовательности
цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных
символов.
К заданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ. Задания
выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене по биологии разрешается использовать линейку
и непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. |
1. Студент наблюдал за поведением клеток в культуре и делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?
Ответ:
2. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции:
?
1) хлорофилла
2) глюкозы
3) углекислого газа
4) кислорода
Ответ:
3.К комплексным организмам относят
1) лишайники
2) шляпочные грибы
3) папоротники
4) плесневые грибы
Ответ:
4. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни
1) боковые 2) воздушные 3) придаточные 4) главные
Ответ:
5. У птиц, в отличие от пресмыкающихся, быстро вырабатываются различные условные рефлексы, что связано с высоким развитием у них
2) полушарий переднего мозга
3) продолговатого мозга
4) мозжечка
Ответ:
6. У человека, в отличие от орангутана,
1) больше лицевой отдел черепа
2) верхние конечности длиннее нижних
3) грудная клетка образована рёбрами
4) больше объём головного мозга
Ответ:
7. В каких процессах организма человека участвует гипоталамус?
1) регуляция работы остальных желёз
2) регуляция менструального цикла
3) усвоение углеводов
4) выработка лимфоцитов
Ответ:
8. Какие из перечисленных химических соединений придают костям твёрдость?
1) соли кальция 2) белки 3) жиры 4) углеводы
Ответ:
9. В образовании антител принимают участие
1) эритроциты 2) тромбоциты 3) фагоциты 4) лимфоциты
Ответ:
10. Ранение, в результате которого воздух скапливается в плевральной полости одного из лёгких, приводит к
1) остановке дыхания 2) затруднению дыхания
3) увеличению объёма лёгкого 4) избытку кислорода в крови
Ответ:
11. Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, участвующая в определении положения тела в пространстве?
Ответ:
12. О каком периодически повторяющемся функциональном состоянии человека И. М. Сеченов сказал, «небывалые комбинации бывалых впечатлений»?
1) память 2) внимание 3) сновидение 4) эмоции
Ответ:
13. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение
1) артериальное, и необходимо наложить жгут
2) венозное, и необходимо наложить жгут
3) венозное, и необходимо наложить тугую повязку
4) артериальное, и необходимо наложить тугую повязку
Ответ:
14. К каким факторам относят деятельность человека в природе?
1) антропогенным
2) ограничивающим
3) абиотическим
4) биотическим
Ответ:
15. Какое из приведённых животных не относится к млекопитающим?
1) беляк 2) белуха 3) белка 4) белуга
Ответ:
16. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Трахея | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) звукообразование
2) образование АТФ
3) проведение воздуха
4) газообмен
Ответ:
17. Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности простейших?
А. В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократительная вакуоль.
Б. При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходимая для жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
18. Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме
1) с повышением его температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
2) с повышением его температуры непрерывно медленно растёт
3) имеет минимальное значение в интервале 20–25 усл. ед.
4) с повышением его температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
5) достигает максимума при его температуре в пределах 37–39 ºС
Ответ:
19. Какие из приведённых характеристик характерны для однодольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) могут быть древесными
2) трёхчленный цветок
3) проводящие пучки без камбия
4) две семядоли
5) перистое жилкование
6) мочковатая корневая система
Ответ:
20. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.
2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.
5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.
6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
Ответ:
21. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) не имеют постоянной формы тела | 1) эритроциты |
Б) в их состав входит белковое вещество гемоглобин | 2) лейкоциты |
В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела | |
Г) обеспечивают иммунитет | |
Д) в зрелом состоянии имеют ядро | |
| |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
22. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Земноводные
2) тип Хордовые
3) род Жабы
4) царство Животные
5) отряд Бесхвостые
Ответ:
23. Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА
Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дендрит | 2) аксон | 3) серое вещество | 4) чувствительный нейрон |
5) вставочный нейрон | 6) двигательный нейрон | 7) сократимость | 8) проводимость |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
24. Рассмотрите фотографию лошади породы ольденбургская. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (25–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
25.
Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?
26.
Учёный изучал болезнь, поражающую листья табака. Чтобы выделить возбудителя заболевания, был выделен сок больных растений и пропущен через керамический фильтр. Керамические фильтры задерживают клетки бактерий на своей поверхности, благодаря размеру пор. Однако после фильтрации сока больных растений на фильтре не было выявлено никакого инфекционного агента, а политые фильтратом здоровые растения заболевали.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Что являлось возбудителем этого заболевания?
27.
Прочитайте текст и выполните задание
Используя содержание текста «Формы естественного отбора», ответьте на следующие вопросы.
1) При каких условиях внешней среды действует движущий отбор?
2) Какие особи получают преимущество при действии стабилизирующего отбора?
3) Почему борьбу с колорадским жуком можно считать примером движущего отбора?
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Естественный отбор — процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Основным материалом для отбора служат случайные наследственные изменения — мутации и их комбинации. В настоящее время различают движущий и стабилизирующий отбор.
Движущий отбор — форма отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества. При этом иные вариации признака (его отклонения в противоположную сторону от среднего значения) подвергаются отрицательному отбору. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определённом направлении. Примером является «индустриальный меланизм» у бабочек, представляющий собой резкое повышение доли темноокрашенных особей в тех популяциях насекомых, которые обитают в промышленных районах. Из-за промышленного воздействия стволы деревьев значительно потемнели, а также погибли светлые лишайники, из-за чего светлые бабочки стали лучше видны для птиц, а тёмные — хуже. Движущий отбор осуществляется при изменении окружающей среды или приспособлении к новым условиям при расширении ареала.
Стабилизирующий отбор — форма отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака. Причём отбор осуществляется при неизменных условиях окружающей среды в рамках существующего ареала. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Например, у млекопитающих новорождённые с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорождённые со средним весом.
28. Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Пищевая ценность некоторых рыб
Названия рыб | % белков | % жиров | Калорий в 100 г |
Вобла | 18 | 2,8 | 95 |
Окунь | 17 | 0,6 | 73 |
Карась | 17 | 0,5 | 74 |
Шпрот | 17 | 7,6 | 136 |
Лосось | 24 | 12 | 200 |
Стерлядь | 17 | 6 | 116 |
Карп | 20 | 1,5 | 94 |
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
3) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
29.
В четверг шестиклассница Екатерина посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Екатерины в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 12 лет, а масса тела – 27 кг?
3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
Литература: https://bio.reshuoge.ru/