КИМ по географии, 5 класс
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ГЕОГРАФИИ за курс 5 класса
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания,
проверяемых на контрольной работе по географии.
Код элементов |
Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе |
||
1. |
|
|
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ |
|
1.1 |
|
Географические модели |
|
|
1.1.1. |
Глобус |
|
|
1.1.2 |
План местности |
|
|
1.1.2.1 |
Ориентирование и способы ориентирования. Азимут. Масштаб |
|
|
1.1.2.2 |
Измерение расстояний и определение направлений на плане |
|
|
1.1.2.3 |
Способы изображения рельефа земной поверхности |
|
|
1.1.2.4 |
Условные знаки. Чтение плана. |
|
|
1.1.3 |
Географическая карта |
|
|
1.1.3.1 |
Градусная сетка. Меридианы и параллели. |
|
|
1.1.3.2 |
Ориентирование и измерение расстояний на карте. Масштаб |
|
|
1.1.3.3 |
Географические координаты, их определение |
|
1.2 |
|
Развитие географических знаний о Земле |
2. |
|
|
ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК |
|
2.1 |
|
Земля – планета Солнечной системы |
|
|
2.1.1 |
Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия |
|
|
2.1.2 |
Распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли. Пояса освещенности |
|
|
2.1.3 |
Часовые пояса |
|
2.2. |
|
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли |
|
|
2.2.1 |
Внутреннее строение Земли |
|
|
2.2.2 |
Земная кора и литосфера |
|
|
2.2.3 |
Рельеф Земли |
|
|
2.2.4 |
Человек и литосфера |
Перечень требований к уровню подготовки учащихся,
достижение, которого проверяется на контрольной работе по географии.
Код требования |
Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на контрольной работе. |
||
1 |
|
|
ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ: |
|
1.1 |
|
Имена путешественников различных эпох, их открытия |
|
1.2 |
|
Стороны горизонта, направления и азимут |
|
1.3 |
|
Масштаб плана местности и карты |
|
1.4 |
|
Линии градусной сети (параллели и меридианы, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги) |
|
1.5 |
|
Географические координаты |
|
1.6 |
|
Форма и размеры Земли |
|
1.7 |
|
Осевое вращение и годовое движение Земли |
|
1.8 |
|
Часовые пояса |
|
1.9 |
|
Внутреннее строение Земли |
|
1.10 |
|
Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры (материковой и океанической) |
|
1.11 |
|
Литосферные плиты |
|
1.12 |
|
Внутренние процессы - землетрясения и вулканизм |
|
1.13 |
|
Основные формы рельефа |
2 |
|
|
УМЕТЬ: |
|
2.1 |
|
Использовать различные источники географической информации (карты, статистика и т.д.) для поиска и извлечения информации |
|
|
2.1.1 |
Определять направление до объекта, азимут объекта, расстояние между объектами на плане местности и географической карте |
|
|
2.1.2 |
Определять абсолютные и относительные высоты на планах и картах |
|
|
2.1.3 |
Определять географические координаты объекта и находить объект по координатам |
|
|
2.1.4 |
Описывать особенности движения Земли по орбите |
|
|
2.1.5 |
Распознавать формы рельефа |
|
|
2.1.6 |
Устанавливать главные пояса землетрясений и вулканизма |
|
|
2.1.7 |
Анализировать данные о рельефе местности для практического использования территории |
|
2.2 |
|
Оценивать, интегрировать и интерпретировать географическую информацию |
|
|
2.2.1. |
Определять роль результатов выдающихся географических открытий |
|
|
2.2.2 |
Решать практические задачи по переводу масштаба |
|
|
2.2.3 |
Устанавливать границы столкновения и расхождения литосферных плит |
|
2.3 |
|
Читать планы местности и географические карты (основы картографической грамотности) |
|
2.4 |
|
Использовать знания о географических законах и закономерностях для объяснения свойств, различий |
|
|
2.4.1 |
Объяснять смену дня и ночи и времен года |
|
|
2.4.2 |
Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит (землетрясения и вулканизм) |
|
|
2.4.3 |
Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит |
|
2.5 |
|
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни |
|
|
2.5.1. |
Решать задачи на определение разницы во времени часовых поясов |
|
|
2.5.2 |
Анализировать данные о рельефе местности для практического использования территории |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительной работы по географии 5 класс
1. Назначение работы – систематизировать и обобщить знания за курс географии 5 класс по темам «Развитие географических знаний», «Способы изображения земной поверхности», «Земля – планета Солнечной системы», «Литосфера»
2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного стандарта основного общего образования.
2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
В работу по географии включено 25 заданий, среди которых:
1) 15 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один (часть А)
2) 10 заданий - задания с кратким ответом, либо в которых ответ необходимо записать в виде числа (часть В)
Работа представлена двумя вариантами.
Таблица 1.
Распределение заданий по разделам курса географии.
Разделы курса географии |
Число заданий
|
Максимальный балл |
Источники географической информации |
15 |
19 |
Природа Земли и человек |
10 |
11 |
итого |
25 |
30 |
Таблица 2.
Распределение заданий по разделам курса географии.
Основные умения и виды деятельности |
Число заданий
|
Требования: «знать/понимать» |
|
Имена путешественников различных эпох, их открытия |
1 |
Стороны горизонта, направления и азимут |
3 |
Масштаб плана местности и карты |
2 |
Линии градусной сети (параллели и меридианы, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги) |
4 |
Географические координаты |
3 |
Форма и размеры Земли |
1 |
Осевое вращение и годовое движение Земли |
5 |
Часовые пояса |
1 |
Внутреннее строение Земли |
1 |
Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры (материковой и океанической) |
1 |
Литосферные плиты |
1 |
Внутренние процессы - землетрясения и вулканизм |
1 |
Основные формы рельефа |
1 |
Требования: «уметь» |
|
Использовать различные источники географической информации (карты, статистика и т.д.) для поиска и извлечения информации |
11 |
Оценивать, интегрировать и интерпретировать географическую информацию |
3 |
Читать планы местности и географические карты (основы картографической грамотности) |
8 |
Использовать знания о географических законах и закономерностях для объяснения свойств, различий |
1 |
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни |
2 |
4. Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий, в зависимости от формы представления информации в условии задания и объёма информации, которую необходимо проанализировать и осмыслить составляет от 1 (для заданий с выбором ответа) до 3 минут (для заданий с кратким ответом). На выполнение всей работы отводится 45 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
При проведении тестирования разрешается использование школьных географических атласов.
6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.
1. Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном.
2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.
Номера верных ответов для заданий с выбором ответа, верные ответы для заданий с кратким ответом, примеры ответов на задания с развёрнутым ответом приведены в «Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий», которые предлагаются к каждому варианту работы.
Все задания работы с выбором ответа (часть А), а также В1, В3, В6, В7, В9 оцениваются в 1 балл, а с кратким ответом В2, В4, В5, В8, В10 - в 2 балла (в зависимости от полноты ответа).
Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом,
полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл работы составляет – 30 баллов.
на «5» - 30-27 балл |
на «4» - 26-21 баллов |
на «3» - 15-20 баллов |
7. План работы
Предлагается план демонстрационного варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
План контрольно-измерительной работы по географии
для учащихся 5 классов
Тип задания:
ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом,
№ задания |
Проверяемый элемент содержания |
Код проверяемого вида умений
|
Тип задания
|
Время выпол- нения (мин.)
|
Макс. балл за выпол- нение
|
А1 |
1.2 |
1.1, 2.2.1 |
ВО |
1 |
1 |
А2 |
2.1.1 |
1.7 |
ВО |
1 |
1 |
А3 |
1.1.2.2 |
1.3 |
ВО |
1 |
1 |
А4 |
1.1.2.1 |
1.2 |
ВО |
1 |
1 |
А5 |
1.1.3.1 |
1.5 |
ВО |
1 |
1 |
А6 |
1.1.3.1 |
1.4 |
ВО |
1 |
1 |
А7 |
1.1.3.1, 2.1.1 |
1.7, 1.4 |
ВО |
1 |
1 |
А8 |
2.1.1, 2.1.2 |
1.7 |
ВО |
1 |
1 |
А9 |
1.1.3.1, 2.1.2 |
1.7 |
ВО |
1 |
1 |
А10 |
2.1.2 |
1.7, 2.1.4, 2.3 |
ВО |
1 |
1 |
А11 |
2.2.2 |
1.10 |
ВО |
1 |
1 |
А12 |
2.2.1 |
1.9 |
ВО |
1 |
1 |
А13 |
2.2.3 |
1.15, 2.3 |
ВО |
1 |
1 |
А14 |
1.3.3, 2.2.3 |
1,13, 2.1.2, 2.3 |
ВО |
1 |
1 |
А15 |
2.2.2 |
1.11, 1.12, 2.2.3, 2.1.6, 2.3 |
ВО |
1 |
1 |
В1 |
1.1.2.2 |
1.3, 2.2.2 |
КО |
2 |
1 |
В2 |
1.1.3.1 |
1.2, 2.1.1, 2.3 |
КО |
2 |
2 |
В3 |
1.1.3.1 |
1.4, 2.1.1 |
КО |
1 |
1 |
В4 |
1.1.3.3 |
1.5, 2.1.3 |
КО |
3 |
2 |
В5 |
1.1.3.3 |
1.5, 2.1.3, 2.3 |
КО |
3 |
2 |
В6 |
1.1.2.2 |
2.1.1 |
КО |
3 |
2 |
В7 |
1.1.3.2 |
1.2, 2.1.1 |
КО |
1 |
1 |
В8 |
1.1.2.4 |
2.1.7, 2.5.2, 2.3 |
КО |
3 |
2 |
В9 |
1.1.2.2 |
2.1.1, 2.3 |
КО |
3 |
2 |
В10 |
2.1.3 |
1.8, 2.5.1 |
КО |
3 |
2 |
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ по ГЕОГРАФИИ за курс 5 класса
1 вариант
А1. Первое кругосветное путешествие совершил
1) М. Поло 2) А. Никитин 3) Х. Колумб 4) Ф. Магеллан
А2. Период вращения Земли вокруг своей оси равен
1) 12 часов
2) 24 часа
3) 365 суток
4) 366 суток
А3. Определите, какой из масштабов наибольший
1) 1 : 1000
2) 1 : 5000
3) 1 : 10000
4) 1 : 500000
А4. Какому азимуту соответствует направление на запад
1) 0 °
2) 90 °
3) 180 °
4) 270
А5. Географическая широта бывает
1) западной и северной 2) западной и южной 3) южной и северной
А6. Линии, проведенные параллельно экваторы называются
1) параллели 2) горизонтали 3) меридианы
А7. На какой параллели в течение года Солнце бывает в зените
1) 25ºс.ш. 2) 10º с.ш. 3) 30º с.ш. 4) 35º с.ш.
А8. На какой из перечисленных параллелей 22 июня в полдень Солнце выше всего стоит над горизонтом (в зените)?
1) экватор 2) Северный тропик
3) Северный полярный круг 4) Южный полярный круг
А 9. На какой параллели 22 декабря наблюдается полярный день?
1) 60º с.ш. 2) 30º с.ш. 3) 50º ю.ш. 4) 70º ю.ш.
А 10. Определите, над каким из перечисленных островов 22 декабря в полдень Солнце находится в зените 1) Мадагаскар 2) Куба
А11. К магматическим горным породам относятся
1) известняк
2) гранит
3) кварцит
4) торф
А12. В центре Земли находится
1) мантия 2) земная кора 3) эпицентр 4) ядро
А13. Какие горы расположены на материке Северная Америка
1) Кавказские 2) Драконовы 3) Анды 4) Кордильеры
А14. Каким цветом на физической карте обозначают равнины (низменности)
1) зелёным 2)желтым 3)коричневым 4) синим
А 15. Используя карту атласа (стр 20 и 44), определите, какое государство находится на острове, расположенном в области столкновения литосферных плит
1) Мадагаскар 2) Исландия
Часть В
В1. Дан численный масштаб 1:1200000. Установите именованный масштаб
В2. В каких полушариях находятся Индийский океан
В3. Какой цифрой показан на карте Африки начальный меридиан?
В4. Определите координаты города Владивосток
В5. Определите, на каком полуострове расположена точка, имеющая географические координаты 20º с.ш. 80º в.д.
В6. Определите расстояние Москва-Владивосток
В7. Какому направлению соответствует стрелка В на карте?
В8. Какой из участков, обозначенных цифрами 1, 2 или 3, наиболее подходит для игры в футбол. Свой ответ обоснуйте
В9. По плану местности определите расстояние от колодца до точки А
В10. Сколько времени в Москве, когда Лондоне 15.00
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ по ГЕОГРАФИИ за курс 5 класса
2 вариант
А1. Первым европейцем, достигшим Америки, был:
1) М. Поло 2) А. Никитин 3) Х. Колумб 4) Ф. Магеллан
А2. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за
1) 12 часов
2) 24 часа
3) 365 суток
4) 370 суток
А3. Определите, какой из масштабов наименьший
1) 1 : 1000 2) 1 : 5000 3) 1 : 10000 4) 1 : 500000
А4. Какому азимуту соответствует направление на восток
1) 0 °
2) 90 °
3) 180 °
4) 270 °
А5. Географическая долгота бывает
1) западной и северной 2) западной и южной 3) западной и восточной
А6. Линии, показывающие кратчайший путь от Северного полюса до Южного называются
1) параллели 2) горизонтали 3) меридианы
А 7. На какой параллели в течение года Солнце бывает в зените
1) 26ºю.ш. 2) 19º ю.ш. 3) 40º ю.ш. 4) 50º ю.ш.
А8. На какой из перечисленных параллелей 22 декабря в полдень Солнце
выше всего стоит над горизонтом (в зените)?
1) экватор 2) Южный тропик
3) Северный полярный круг 4) Южный полярный круг
А9. На какой параллели 22 июня наблюдается полярный день?
1) 60º ю.ш. 2) 10º ю.ш. 3) 20º с.ш. 4) 70º с.ш.
А 10. Определите, над каким из перечисленных островов 22 июня в полдень Солнце находится в зените
1) Мадагаскар 2) Куба
А11. К осадочным горным породам относятся
1) известняк
2) гранит
3) кварцит
4) мрамор
А12. На поверхности Земли находится
1) мантия 2) земная кора 3) эпицентр 4) ядро
А13. Какие горы расположены на материке Евразия
1) Кавказские 2) Драконовы 3) Анды 4) Кордильеры
А14. Каким цветом на физической карте обозначают очень высокие горы
1) зелёным 2) желтым 3) коричневым 4) синим
А 15. Используя карту атласа, определите, в каком из перечисленных горных районов России имеются действующие вулканы
1) Уральские горы 2) Камчатка 3) Кавказ
Часть В
В1. Дан численный масштаб 1: 23000. Установите именованный масштабы
В2. В каких полушариях находятся материк Северная Америка
В3. Какой цифрой показан на карте Африки Южный тропик?
В4. Определите координаты города Сантьяго (Южная Америка)
В5. Определите, на территории какого государства расположена точка, имеющая географические координаты 20º с.ш. 80º в.д.
В6. Определите расстояние Мехико – Вашингтон
В7. Какому направлению соответствует стрелка АВ на карте?
В8. Какой из участков, обозначенных цифрами 1, 2 или 3, наиболее подходит для игры в футбол. Свой ответ обоснуйте
В9. По плану местности определите расстояние от колодца до точки В
В10. Сколько времени в Лондоне, когда в Хабаровске 20.00
Ответы на тест Вариант 1
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
4 |
2 |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
В1 |
В 1 см – 12 км |
В2 |
Южное и восточное |
В3 |
6 |
В4 |
42 сш 130 вд |
В5 |
Индостан |
В6 |
7000-8000 км |
В7 |
север |
В8 |
№ 3- луг |
В9 |
250 м |
В10 |
18 часов |
Ответы на тест Вариант 2
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
В1 |
В 1 см – 230 м |
В2 |
Северное, западное |
В3 |
1 |
В4 |
32 юш, 70 зд |
В5 |
Индия |
В6 |
3000 км |
В7 |
Юг |
В8 |
№ 1 – луг |
В9 |
250 м |
В10 |
10 часов |