Вводный урок по географии в 5 классе «География как наука»
УРОК 1 География как наука
Цель урока: формирование общего представления о географии как науке
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с наукой географией
Развивающая: развитие способности применять полученные знания на практике
Воспитательная: способствовать формированию творческой личности
Планируемые результаты:
Предметные: выявлять и знать объекты изучения географии
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: извлекать информацию, делать ее анализ, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Тип урока: урок новых знаний
Формы работы учащихся: наблюдение, самостоятельная индивидуальная работа
Оборудование: презентация
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала
(1 слайд). Здравствуйте, ребята. Я – ваш новый учитель. Со мной вы будете изучать географию – предмет, про который небезызвестный вам старик Хоттабыч спрашивал своего друга: «О, мой повелитель, потряс ли ты своими знаниями учителей своих?» (ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ Х/Ф «СТАРИК ХОТТАБЫЧ»).(2 слайд) География – один из важнейших предметов в школе. Нет такой области человеческих знаний, где не использовались бы географические сведения. Есть такая поговорка: «Без географии вы нигде».
Давайте сначала ответим на вопрос, как переводится география? Гео - (греч.) - земля, графос - пишу. Попробуйте сами сказать, что же такое география? (География - наука, описывающая землю). (3 слайд) Название это предложил древнегреческий ученый Эратосфен (276-194 гг. до н.э.). (4 слайд) Такая задача была у древних, античных географов – наука только собирала сведения и описывала вновь открываемые земли. У французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть сказка «Маленький принц». Герой этой сказки путешествует с планеты на планету. И на каждой из них он встречает странных людей — Взрослых. Они все ужасно заняты разными важными, с их точки зрения, делами. И вот Маленький принц попадает на шестую планету, где живет Ученый... (ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ М/Ф «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ») (5 слайд)
(6 слайд) Вопросы:
1. Почему старый географ не знал, есть ли на его планете горы и океаны?
2. Почему рассказы путешественников географ записывал сначала карандашом?
3. Подумайте, может быть, вы в чем-то не согласны с географом?
(7 слайд) Используя рисунок «География», учащиеся знакомятся с основными дисциплинами географии.
География делится на физическую и экономическую. (8 слайд)
Физическая география изучает природу земной поверхности, географическую оболочку в целом и отдельные ее части.
Экономическая география изучает размещение человеческого общества и его хозяйственную деятельность.
Ознакомьтесь со структурой и содержанием учебника и ответьте на вопрос, какую географию мы будем изучать? (Физическую географию.)
Физическую географию вы будете изучать с 5 по 8 класс, а экономическую в 9, 10 классах.
А теперь посмотрите на эти фотографии и найдите ошибки (9-15 слайды). Вы поняли, как важно знать географию?
А какие географические знания человек использует в повседневной жизни? Приведите примеры.
А чем мы будем пользоваться при изучении географии? (16-22 слайды) Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать ребусы (книга, тетрадь, пенал, карта, глобус, компас). Молодцы!
2. Закрепление полученных знаний.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы узнали, что география изучает… С греческого языка это слово переводится как… Впервые это название предложил… Существует много географических наук, среди которых…
(23 слайд) 3. Домашнее задание: попробуйте составить ребус на слово «География»